ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ ОБУЧЕНИЯ ПО ИНДИВИДУАЛЬНОМУУЧЕБНОМУ ПЛАНУ

ПРИНЯТО
на педагогическом совете
П ротокол № 11 от 28.08.2017

ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОРЯДКЕ ОБУЧЕНИЯ ПО ИНДИВИДУАЛЬНОМУ
УЧЕБНОМУ ПЛАНУ
I.

Общие положения

1.1. Н астоящ ее П олож ение «О порядке обучения по индивидуальному учебному плану
в образовательной организации» (далее - Положение) разработано на основании:
1.1.1. Ф едерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф 3 «Об образовании в
Российской Ф едерации»;
1.1.2. П риказа М инистерства образования и науки Российской Ф едерации от 30 августа
2013 г. № 1015 «Об утверж дении П орядка организации и осущ ествления образовательной
деятельности по основным общ еобразовательны м программам - образовательным
программам начального общ его, основного общего и среднего общ его образования»;
1.1.3. У става образовательной организации.
1.2. С учетом возмож ностей и потребностей личности общ еобразовательные
программы м огут осваиваться по индивидуальному учебному плану. Обучение по
индивидуальному учебному плану есть вид освоения ребенком общ еобразовательных
программ начального общ его, основного общего, среднего общего образования
самостоятельно, под контролем учителя, с последую щ ей аттестацией.
1.3. О бучение по индивидуальному учебному плану может быть организовано для
учащ ихся:
1.3.1. с устойчивой дезадаптацией к ш коле и неспособностью к усвоению
образовательны х программ в условиях больш ого детского коллектива, а также положением
в семье;
1.3.2. с высокой степенью успеш ности в освоении программ;
1.3.3. с ограниченны м и возмож ностями здоровья;
1.3.4. по ины м основаниям.
1.4. Н а обучение по индивидуальному учебному плану м огут быть переведены
обучаю щ иеся, не ликвидировавш ие в установленны е сроки академической задолженности
с момента ее образования.
1.5. И ндивидуальны й учебный план - учебный план, обеспечиваю щ ий освоение
образовательной программ ы на основе индивидуализации ее содержания с учетом
особенностей
и
образовательны х
потребностей
конкретного
обучаю щегося.
Применительно к учащ имся, имею щ им академическую задолж енность, эго учебный план,
который содерж ит меры компенсирую щ его воздействия по тем предметам, по которым
данная задолж енность не бы ла ликвидирована.
1.6. П орядок осущ ествления обучения по индивидуальному учебному плану
определяется
образовательной
организацией
самостоятельно,
а
реализация
индивидуального учебного плана осущ ествляется в пределах осваиваемой образовательной
программы.
1.7. Н а обучение по индивидуальному учебному плану распространяю тся
федеральные государственны е образовательные стандарты общего образования.

1.8. Главной задачей обучения обучаю щ ихся по индивидуальному учебному плану
является удовлетворение потребностей детей, с учетом их особенностей, путем выбора
оптимального уровня реализуемых программ, темпов и сроков их освоения.
1.9. О знакомление родителей (законных представителей) обучаю щ ихся с настоящим
Положением осущ ествляется на родительских собраниях, при приеме детей в
образовательную организацию . Данное П оложение подлеж ит опубликованию на
официальном
сайте
образовательной
организации
в
информационно­
телеком муникационной сети «Интернет».

II.

Перевод на обучение по индивидуальному учебному плану

2.1. И ндивидуальны й учебный план разрабатывается для отдельного обучающегося
или группы обучаю щ ихся на основе учебного плана образовательной организации.
2.2. При ф ормировании индивидуального учебного плана может использоваться
модульный принцип, предусматриваю щ ий различные варианты сочетания учебных
предметов, курсов, дисциплин (модулей), ины х компонентов, входящ их в учебный план
образовательной организации.
2.3. И ндивидуальны й учебный план, за исклю чением индивидуального учебного
плана, предусматриваю щ его ускоренное обучение, может быть предоставлен с 1 класса.
2.4. И ндивидуальны й учебный план составляется, как правило, на один учебный год,
либо на иной срок, указанны й в заявлении обучаю щ егося или его родителей (законных
представителей) обучаю щ ихся об обучении по индивидуальному учебному плану.
2.5.
И ндивидуальны й
учебный
план
определяет перечень, трудоемкость,
последовательность и распределение по периодам обучения (если индивидуальный
учебный план рассчитан на более чем один год) учебных предметов, курсов, дисциплин
(модулей), ины х видов учебной деятельности и формы промеж уточной аттестации
обучаю щихся.
2.6. И ндивидуальны й учебный план разрабатывается в соответствии со спецификой и
возмож ностями образовательной организации.
2.7. При реализации образовательны х программ в соответствии с индивидуальным
учебным планом м огут использоваться различные образовательны е технологии, в том
числе дистанционны е образовательны е технологии, электронное обучение.
2.8. П еревод на обучение по индивидуальному учебному плану осущ ествляется по
заявлению родителей (законны х представителей) несоверш еннолетних обучаю щ ихся либо
по заявлению соверш еннолетних обучаю щихся.
2.9. П еревод на обучение по индивидуальному учебному плану обучаю щ ихся, не
ликвидировавш их в установленны е сроки академической задолж енности с момента ее
образования, осущ ествляется по заявлению родителей (законны х представителей)
обучаю щегося.
2.10. В заявлении указываю тся срок, на который обучаю щ емуся предоставляется
индивидуальный учебны й план, а такж е могут содержаться пож елания обучаю щ егося или
его
родителей
(законны х
представителей)
по
индивидуализации
содержания
образовательной программы (вклю чение дополнительны х учебны х предметов, курсов,
углубленное изучение отдельны х дисциплин, сокращ ение сроков освоения основных
образовательны х программ и др.).
2.11. Заявления о переводе на обучение по индивидуальному учебному плану
принимаю тся в течение учебного года до 15 мая (можно установить иную дату, дающую

возможность и обучающемуся и образовательной организации,
организовать обучение по индивидуальному учебному плану).

спланировать

и

2.12. О бучение по индивидуальному учебному плану начинается, как правило, с
начала учебного года.
2.13. П еревод на обучение по индивидуальному учебному плану оформляется
приказом руководителя образовательной организации.

2.14. И ндивидуальны й учебный план утверждается реш ением педагогического совета
образовательной организации.
2.15. О рганизация обучения по индивидуальному учебному плану осущ ествляется
образовательной организацией, в котором обучается данны й обучаю щ ийся.
2.16. Лицу, обучаю щ емуся по индивидуальному учебному плану, предоставляется
возмож ность получать необходимые консультации по учебным предметам, литературу из
библиотечного ф онда образовательной организации, пользоваться предметными
кабинетами для проведения лабораторных работ, практических работ, продолжать
обучение в образовательной организации в порядке, определенном образовательной
организацией и закрепленном в его Уставе.
2.17. С учетом ж елания, способностей учащ емуся могут бы ть предоставлены
свободные помещ ения классно-урочны х занятий, изучение отдельны х курсов и тем в форме
самообразования и других формах, предусмотренных Ф едеральным законом от 29 декабря
2012 г. № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Ф едерации».
2.18. О бразовательная организация с учетом запросов родителей (законных
представителей) обучаю щ ихся и обучаю щ ихся определяет сроки и уровень реализации
программ. И ндивидуальное расписание занятий, перечень программ обучения по
предметам, количество часов, формы и сроки текущ его и итогового контроля, педагоги,
ведущие обучение, оформляю тся приказом руководителя образовательной организации.
2.19. О бучаю щ иеся обязаны выполнять индивидуальный учебный план, в том числе
посещ ать предусм отренны е индивидуальным учебным планом учебны е занятия.
2.20. П ромеж уточная и итоговая государственная аттестация, перевод обучаю щегося
осущ ествляется в соответствии с Ф едеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЭ
«Об образовании в Российской Федерации».

III.

Требования к индивидуальному учебному плану начального общего
образования

3.1. С целью индивидуализации содержания образовательной программы начального
общего образования индивидуальный учебный план начального общего образования
предусматривает:
3.1.1. учебны е занятия для углубленного изучения английского языка;
3.1.2. учебные занятия, обеспечиваю щ ие различные интересы обучаю щ ихся, в том
числе этнокультурны е;
3.1.3. ины е учебные предметы (с учетом потребностей обучаю щ егося и возможностей
образовательной организации).
3.2. Для проведения данны х занятий использую тся учебные часы согласно части
базисного учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса (в 1
классе в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями эта часть отсутствует).
3.3. И ндивидуализация содерж ания основной общ еобразовательной программы
начального общ его образования может бы ть осущ ествлена за счет внеурочной
деятельности.
3.4. В индивидуальны й учебный план начального общего образования входят
следую щ ие обязательны е предметны е области: филология, м атем атика и информатика,
общ ествознание и естествознание (окружаю щ ий мир), основы религиозны х культур и
светской этики, искусство, технология, физическая культура.
3.5. По выбору родителей (законны х представителей) обучаю щ ихся изучаю тся основы
православной культуры, основы иудейской культуры, основы буддийской культуры,
основы исламской культуры, основы мировых религиозны х культур, основы светской
этики.
3.6. Количество учебны х занятий за 4 учебных года не может составлять менее 2 904
часов и более 3 345 часов.

3.7. Н орм ативны й срок освоения образовательной программы начального общ его
образования составляет четыре года. И ндивидуальный учебный план может
предусматривать уменьш ение указанного срока за счет ускоренного обучения.
Рекомендуемое ум еньш ение срока освоения образовательной программы начального
общего образования составляет не более 1 года.
3.8. Н орм ативны й срок освоения образовательной программ ы начального общ его
образования для детей с ограниченными возмож ностями здоровья может быть увеличен с
учетом особенностей психофизического развития и индивидуальны х возможностей детей
(в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии).

IV.

Требования к индивидуальному учебному плану основного общего
образования

4.1. С целью индивидуализации содержания образовательной программы основного
общего образования индивидуальный учебный план основного общ его образования может
предусматривать:
4.1.1. учебны е занятия для углубленного изучения английского языка;
4.1.2. увеличение учебны х часов, отведённы х на изучение отдельны х предметов
обязательной части;
4.1.3. введение специально равработанных учебных курсов, обеспечиваю щ их интересы
и потребности участников образовательного процесса, в том числе этнокультурные;
4.1.4. организацию внеурочной деятельности, ориентированную на обеспечение
индивидуальных потребностей обучаю щ ихся;
4.1.5. иные учебны е предметы (с учетом потребностей обучаю щ егося и возможностей
образовательной организации).
4.2. Н еобходимы е часы выделяю тся за счет части базисного учебного плана основного
общего образования, формируемой участниками образовательного процесса.
4.3. В индивидуальны й учебный план основного общ его образования входят
следующие обязательны е предметны е области и учебные предметы:
4.3.1. филология (русский язык, литература, иностранны й язык);
4.3.2. общ ественно-научны е предметы (история, общ ествознание, география);
4.3.3. м атем атика и инф орм атика (математика, алгебра, геометрия, информатика);
4.3.4. естественнонаучны е предметы (физика, биология, химия);
4.3.5. искусство (изобразительное искусство, музыка);
4.3.6. технология (технология);
4.3.7. физическая культура и основы безопасности ж изнедеятельности (физическая
культура, основы безопасности ж изнедеятельности).
4.4. Количество учебны х занятий за 5 лет не может составлять менее 5 267 часов и
более 6 020 часов.
4.5. Н ормативны й срок освоения образовательной программы основного общего
образования составляет 5 лет. И ндивидуальный учебный план может предусматривать
уменьш ение указанного срока за счет ускоренного обучения. Рекомендуемое уменьш ение
срока освоения образовательной программы основного общего образования составляет не
более 1 года.

V.

Требования к индивидуальному учебному плану среднего общего
образования

5.1. О бязательны ми для вклю чения в индивидуальный учебный план базовыми
общ еобразовательны ми учебными предметами являю тся: «Русский язык», «Литература»,
«Иностранный язык», «М атематика», «История», «Ф изическая культура», «О сновы
безопасности ж изнедеятельности», «О бщ ествознание (вклю чая экономику и право)».
5.2. Остальные учебны е предметы на базовом уровне вклю чаю тся в индивидуальный
учебный план по выбору.

VI. Необходимые условия для реализации учебного плана
6.1. Д ля составления индивидуального учебного плана следует:
6.1.1. вклю чить в учебны й план обязательные учебные предметы на базовом уровне
(инвариантная часть федерального компонента);
6.1.2. в учебны й план такж е могут быть вклю чены другие учебны е предметы на
базовом уровне (из вариативной части федерального компонента);
6.1.3. вклю чить в учебны й план региональны й компонент;
6.1.4. составление учебного плана заверш ается формированием компонента
образовательной организации (в объеме не менее 280 часов за два учебных года).
6.2.
В случае если выбранны й учебный предмет на профильном уровне совпадает с
одним из обязательны х учебных предметов на базовом уровне, то последний исклю чается
из состава инвариантной части.

VII. Сроки работы по индивидуальному учебному плану
7.1. Совокупное учебное время, отведенное в учебном плане на учебные предметы
федерального ком понента (базовые обязательные + профильны е + базовые по выбору), не
должно превыш ать 2 100 часов за два года обучения.
7.2. Если после ф ормирования федерального компонента остается резерв часов (в
пределах до 2 100), то эти часы переходят в компонент образовательной организации).
7.3. Часы, отведенны е на компонент образовательной организации, использую тся для:
преподавания учебны х предметов, предлагаемы х образовательной организацией;
проведения учебны х практик и исследовательской деятельности; осущ ествления
образовательны х проектов и т. п. Их такж е можно использовать для увеличения количества
часов, отведенны х на преподавание базовых и проф ильны х учебных предметов
федерального компонента.
7.4. Н ормативны й срок освоения образовательной программы среднего общ его
образования - 2 года. И ндивидуальны й учебный план может предусм атривать уменьш ение
указанного срока за счет ускоренного обучения. Рекомендуемое уменьш ение срока
освоения образовательной программы среднего общего образования составляет не более 1
года.

VIII. Контроль исполнения индивидуального учебного плана
8.1.
О бразовательная
организация
осущ ествляет
контроль
за
освоением
общ еобразовательны х
программ
учащ имися,
переш едш ими
на
обучение
по
индивидуальному учебному плану.
8.2. Текущ ий контроль успеваемости и промеж уточная аттестация обучающ ихся,
переведенны х на обучение по индивидуальному учебному плану, осущ ествляю тся в
соответствии с П олож ением о текущ ем контроле успеваемости и промежуточной
аттестации обучаю щ ихся образовательной организации.

IX. Государственная итоговая аттестация обучающихся
9.1. Г осударственная итоговая аттестация обучаю щ ихся, переведенны х на обучение по
индивидуальному учебному плану, осущ ествляется в соответствии с действую щ им
законодательством.
9.2. К государственной итоговой аттестации допускается обучаю щ ийся, не имею щий
академической задолж енности и в полном объеме выполнивш ий индивидуальный учебный
план, если иное не установлено порядком проведения государственной итоговой
аттестации по соответствую щ им образовательным программам.

X. Финансовое обеспечение и материально-техническое оснащение
10.1. Ф инансовое обеспечение реализации основной образовательной программы
образовательной организации в соответствии с индивидуальны м учебным планом
осущ ествляется исходя из расходны х обязательств на основе муниципального задания по
оказанию м униципальны х образовательных услуг в соответствии с требованиями
федеральных государственны х образовательны х стандартов.
10.2. М атериально-техническое оснащ ение образовательного процесса должно
обеспечивать возм ож ность реализации индивидуальных учебных планов обучаю щихся.

XI. Порядок управления
11.1. В компетенцию администрации образовательной организации входит:
11.1.1. разработка полож ения об организации обучения по индивидуальному учебному
плану;
11.1.2. предоставление в недельны й срок в орган управления в сфере образования об
организации обучения по индивидуальному учебному плану, в котором указывается
фамилия, имя, отчество обучаю щ егося, класс, причина перехода на обучение по
индивидуальному учебному плану, дата реш ения педагогического совета, период обучения,
сведения для тариф икации учителей;
11.1.3. обеспечение своевременного подбора учителей, проведение экспертизы
учебных программ и контроль их выполнения;
11.1.4.
контроль
своевременного
проведения
занятий,
консультаций,
посещ ения занятий учащ имися, ведения ж урнала учета обучения по индивидуальному
учебному плану не реж е 1 раза в четверть.
11.2.
П ри
организации
обучения по
индивидуальному учебному плану
образовательная организация имеет следую щ ие документы:
11.2.1. заявление родителей (законны х представителей) обучаю щ ихся;
11.2.2. реш ение педагогического совета образовательной организации;
11.2.4. приказ руководителя образовательной организации;
11.2.5. расписание занятий, консультаций, письменно согласованное с родителями
(законными
представителями)
образовательны х
организаций
и
утвержденное
руководителем образовательной организации;

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».