План внеурочной деятельности 5-9 класс

Пояснительная записка
Под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность,
направленную на достижение планируемых результатов освоения основных образовательных
программ (предметных, метапредметных и личностных), осуществляемую в формах, отличных
от урочной.
Внеурочная деятельность организуется в соответствии со следующими нормативными
документами и методическими рекомендациями:
- Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального
государственного
образовательного
стандарта
основного
общего
образования»
(Зарегистрировано в Минюсте России 05.07.2021 № 64101) -;
- Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 05.07.2022г.
№ТВ–1290/03 «О направлении методических рекомендаций» (Информационно- методическое
письмо об организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных
федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного
общего образования);
Письмо Минпросвещения России от 17.06.2022 г. № 03-871 «Об организации
занятий «Разговоры о важном»;
Методические рекомендации по формированию функциональной грамотности
обучающихся
Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.09.2020 № 28 (далее – СП 2.4.3648-20);
Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 (далее – СанПиН 1.2.3685-21).
План внеурочной деятельности образовательной организации является обязательной
частью организационного раздела основной образовательной программы, а рабочие программы
внеурочной деятельности являются обязательной частью содержательного раздела основной
образовательной программы.
В целях реализации плана внеурочной деятельности образовательной организацией может
предусматриваться использование ресурсов других организаций (в том числе в сетевой форме),
включая организации дополнительного образования, профессиональные образовательные
организации, образовательные организации высшего образования, научные
организации,
организации культуры, физкультурно-спортивные, детские общественные объединения и иные
организации, обладающие необходимыми ресурсами.
Формы внеурочной деятельности предусматривают активность и самостоятельность
обучающихся, сочетают индивидуальную и групповую работы, обеспечивают гибкий режим
занятий (продолжительность, последовательность), переменный состав обучающихся, проектную
и исследовательскую деятельность, экскурсии, походы, деловые игры и пр.
Допускается формирование учебных групп из обучающихся разных классов в пределах
одного уровня образования.
В соответствии с требованиями обновленных ФГОС ООО образовательная организация
1

обеспечивает проведение до 10 часов еженедельных занятий внеурочной деятельности (до 1750
часов на уровне основного общего образования).
Содержательное наполнение внеурочной деятельности
Часы внеурочной деятельности используются на социальное, творческое, интеллектуальное,
общекультурное, физическое, гражданско-патриотическое развитие обучающихся, создавая
условия для их самореализации и осуществляя педагогическую поддержку в преодолении ими
трудностей в обучении и социализации. Обязательным условием организации внеурочной
деятельности является ее воспитательная направленность, соотнесенность с рабочей программой
воспитания образовательной организации.
С целью реализации принципа формирования единого образовательного пространства на
всех уровнях образования часы внеурочной деятельности используются через реализацию
модели плана с преобладанием учебно- познавательной деятельности, когда наибольшее
внимание уделяется внеурочной деятельности по учебным предметам и формированию
функциональной грамотности:
Модель плана
внеурочной деятельности Содержательное наполнение
Преобладание учебно- занятия
обучающихся
по
формированию
познавательной
функциональной грамотности;
деятельности
- занятия обучающихся с педагогами, сопровождающимипроектноисследовательскую деятельность;
- профориентационные занятия обучающихся
Планирование внеурочной деятельности
С целью обеспечения преемственности содержания образовательных программ начального
общего и основного общего образования при формировании плана внеурочной деятельности
образовательной организации предусмотрена часть, рекомендуемая для всех обучающихся:
1 час в неделю – на информационно-просветительские занятия патриотической, нравственной и
экологической направленности «Разговоры о важном» (понедельник, первый урок);
1 час в неделю – на занятия по формированию функциональной грамотности обучающихся (в
том числе финансовой грамотности);
1 час в неделю – на занятия, направленные на удовлетворение профориентационных интересов и
потребностей обучающихся (в том числе основы предпринимательства).
Кроме того, в вариативную часть плана внеурочной деятельности включены:
- часы, отведённые на занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных и
социокультурных потребностей обучающихся (в том числе для сопровождения изучения
отдельных учебных предметов на углублённом уровне, проектно-исследовательской
деятельности;
- часы, отведённые на занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей
обучающихся в творческом и физическом развитии (в том числе организация занятий в
школьных театрах, школьных музеях, школьных спортивных клубах).
Основное содержание рекомендуемых занятий внеурочной деятельности отражено в
таблице:

2

Направление
внеурочной
деятельности
Информационнопросветительские
занятия
патриотической,
нравственной и
экологической
направленности
«Разговоры о важном»

Количество
часов в неделю

Основное содержание занятий

Часть, рекомендуемая для всех обучающихся
1 Основная цель: развитие ценностного отношения обучающихся
к своей Родине – России, населяющим ее людям, ее
уникальной истории, богатой природе ивеликой культуре.
Основная
задача:
формирование
соответствующей
внутренней позиции личности школьника, необходимой ему
для конструктивного и ответственного поведения в обществе.
Основные темы занятий связаны с важнейшими аспектами
жизни человека в современной России: знанием родной
истории и пониманием сложностей современного мира,
техническим
прогрессом
и
сохранением
природы,
ориентацией в мировой художественной культуре и
повседневной
культуре
поведения,
доброжелательным
отношением к окружающим и ответственным отношением к
собственным поступкам

Занятия по
формированию
функциональной
грамотности
обучающихся

1

Основная цель: развитие способности обучающихся применять
приобретённые знания, умения и навыки для решения задач
в различных сферах жизнедеятельности (обеспечение связи
обучения с жизнью).
Основная задача: формирование и развитие функциональной
грамотности школьников: читательской, математической,
естественно- научной, финансовой, направленной на развитие
креативного мышления и глобальных компетенций.
Основные организационные формы:
интегрированные курсы, метапредметныекружки или
факультативы

Занятия,
направленные на
удовлетворение
профориентационных
интересов и
потребностей
обучающихся

1

Основная цель: развитие у обучающихся отношения
ценностного труду как основному способу достижения
жизненного благополучия и ощущения уверенности в жизни.
Основная задача: формирование готовности школьников к
осознанному выбору направления продолжения своего
образования и будущей профессии, осознание важности
получаемых
в
школе
знаний
для
дальнейшей
профессиональной и внепрофессиональной деятельности.
Основные организационные формы
профориентационные беседы, деловые игры квесты, решение
кейсов, изучение специализированных цифровых ресурсов
профессиональные пробы, моделирующие профессиональную
деятельность, экскурсии, посещение ярмарок профессий и
профориентационных парков.

Занятия, связанные с
реализацией особых
интеллектуальных и
социокультурных
потребностей
обучающихся

Вариативная часть
Основная цель: интеллектуальное и общекультурное развитие
обучающихся, удовлетворение их особых познавательных,
культурных, оздоровительных потребностей и интересов.
Основная задача: формирование ценностного отношения
обучающихся к знаниям, как залогу их собственного будущего,
и к культуре в целом, как к духовному богатству общества,
3

Занятия, направленные
наудовлетворение
интересов и
потребностей
обучающихся в
творческом и
физическом развитии,
помощь в
самореализации,
раскрытии и развитии
способностей и
талантов

Занятия,
направленные на
удовлетворение
социальных интересов
и потребностей
обучающихся, на
педагогическое
сопровождение
деятельности
социально
ориентированных
ученических
сообществ, детских
общественных
объединений, органов
ученического

сохраняющему национальную самобытность народов России.
Основные
направления
деятельности:
занятия
по
дополнительному или углубленному изучению учебных
предметов или модулей; занятия в рамках исследовательской и
проектной деятельности; занятия, связанные с освоением
регионального компонента образования или особыми
этнокультурными интересами участников образовательных
отношений; дополнительные занятия для школьников,
испытывающих затруднения в освоении учебной программы
или трудности в освоении языка обучения; специальные
занятия для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья или испытывающими затруднения в социальной
коммуникации
Основная цель: удовлетворение интересов и потребностей
обучающихся в творческом и физическом развитии, помощь в
самореализации, раскрытии и развитии способностей и
талантов.
Основные задачи: раскрытие творческих способностей
школьников, формирование у них чувства вкуса и умения
ценить прекрасное, формирование ценностного отношения к
культуре; физическое развитие обучающихся, привитие им
любви к спорту и побуждение к здоровому образу жизни,
воспитание силы воли, ответственности, формирование
установок на защиту слабых; оздоровление школьников,
привитие им любви к своему краю, его истории, культуре,
природе, развитие их самостоятельности и ответственности,
формирование навыков самообслуживающего труда.
Основные организационные формы: занятия школьников в
различных творческих объединениях (музыкальных, хоровых
или танцевальных студиях, театральных кружках или кружках
художественного творчества, журналистских, поэтических или
писательских клубах и т.п.);
занятия школьников в спортивных объединениях (секциях и
клубах, организация спортивных турниров и соревнований);
занятия школьников в объединениях туристско краеведческой
направленности (экскурсии, развитие школьных музеев
Основная цель: развитие важных для жизни подрастающего
человека социальных умений заботиться о других и
организовывать свою собственную деятельность, лидировать и
подчиняться, брать на себя инициативу и нести
ответственность, отстаивать свою точку зрения и принимать
другие точки зрения.
Основная
задача: обеспечение психологического
благополучия обучающихся в образовательном пространстве
школы, создание условий для развития ответственности за
формирование макро и микро коммуникаций,
складывающихся в образовательной организации, понимания
зон личного влияния на уклад школьной жизни.
Основные организационные формы:
педагогическое сопровождение
деятельности детских
объединений;
волонтерских, трудовых, экологических
отрядов,
создаваемых
для
социальноориентированно й
4

самоуправления, на
организацию
совместно с
обучающимися
комплекса
мероприятий
воспитательной
направленности

работы; постоянно действующего
школьного актива,
инициирующего и организующего проведение личностно
значимых для школьников событий (соревнований, конкурсов,
фестивалей капустников, флешмобов); творческих советов,
отвечающих за проведение тех или иных конкретных
мероприятий, праздников вечеров, акций; созданной из
наиболее авторитетных старшеклассников группы по
урегулированию конфликтных ситуаций в школе и т.п

Школа несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке
ответственность за качество образования, за его соответствие федеральному государственному
образовательному стандарту основного общего образования, за адекватность применяемых
форм, методов и средств организации образовательного процесса возрастным
психофизиологическим особенностям, склонностям, способностям, интересам обучающихся,
требованиям охраны их жизни и здоровья.
Режим организации внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность осуществляется во второй половине дня.
Расписание занятий внеурочной деятельности составляется с учетом наиболее
благоприятного режима труда и отдыха обучающихся. При работе с детьми осуществляется
дифференцированный подход с учетом возраста детей и этапов их подготовки, чередованием
различных видов деятельности (мыслительной, двигательной). Расписание занятий включает в
себя следующие нормативы:
недельную (максимальную) нагрузку наобучающихся; недельное количество часов на
реализацию программ по каждому направлению развития личности; количество групп по
направлениям.
Наполняемость групп осуществляется в зависимости от направлений и форм внеурочной
деятельности. Занятия проводятся по группам в соответствии с утвержденной программой.
Внеурочная деятельность организована на основе реализации рабочих программ,
разработанных руководителями объединений.
Так же соблюдаются основные здоровьесберегающие требования к осуществлению внеурочной
деятельности:
• форма проведения занятий отличная от урока;
• соблюдение динамической паузы между учебными занятиями по расписанию и внеурочной
деятельностью в школе.
План реализует индивидуальный подход в процессе внеурочной деятельности, позволяя
обучающимся раскрыть свои творческие способности и интересы.
Материально-техническое обеспечение внеурочной деятельности
Для организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС нового поколения в школе
имеются следующие условия: спортивный зал, медицинский кабинет, кабинет технологии,
кабинет музыки, актовый зал, библиотека, компьютерный класс, спортивная площадка.
Спортивный зал оснащен необходимым оборудованием и спортивным инвентарем.
Школа располагает материальной и технической базой, обеспечивающей организацию и
проведение всех видов деятельности обучающихся. Материальная и техническая база
соответствует действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам, а также
техническим и финансовыми нормативам, установленным для обслуживания этой базы.
Кадровые условия для реализации внеурочной деятельности:
5

Уровень квалификации педагогов соответствует требованиям, предъявляемым к
квалификации по должностям «учитель» (приказ Министерства здравоохранения и социального
развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. №761н «Об утверждении Единого
квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел
«Квалификационные характеристики должностей работников образования»).
Методическое обеспечение внеурочной деятельности
 методические пособия,
 интернет-ресурсы,
 мультимедийный блок.
Ожидаемые результаты:
- готовность и способность к саморазвитию;
- сформированность мотивации к познанию, ценностно-смысловые установки,отражающие
индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции личностных качеств;
- сформированность основ гражданской идентичности.
Предметные:
- получение нового знания и опыта его применения.
Метапредметные:
- освоение универсальных учебных действий;
- овладение ключевыми компетенциями.
Воспитательный результат внеурочной деятельности - непосредственное духовнонравственное приобретение обучающегося благодаря его участию в том или ином виде
деятельности. Воспитательный эффект внеурочной деятельности - влияние (последствие) того
или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности обучающегося.
Все виды внеурочной деятельности на уровне основного общего образования строго
ориентированы на воспитательные результаты. Внеурочная деятельность способствует тому, что
школьник самостоятельно действует в общественной жизни, может приобрести опыт
исследовательской деятельности; опыт публичного выступления; опыт самообслуживания,
самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.
Рабочие программы по внеурочной деятельности разработаны в соответствии с
методическим конструктором , утверждены на заседании педагогического совета школы.
Таким образом, план внеурочной деятельности на 2022-2024 учебный год создаёт условия
для повышения качества образования, обеспечивает развитие личности обучающихся.

6

Классы/количество часов
Направление внеурочной
деятельности

Программа

5 а,б,в,г

6
а,б,в,г,с

7
а,б,в,г,

8
а,б,в,г,
д

9
а,б,в,г,
д

1

1

1

Всего

Часть, обязательная для всех обучающихся
Информационнопросветительские занятия
патриотической, нравственной и
экологической направленности
«Разговоры о важном»

1

«Формирование функциональной
грамотности»
Занятия
по
функциональной
обучающихся

1

1

1

формированию «Основы читательской
грамотности грамотности»

2

1

1

2

«Формирование функциональной
грамотности (креативное
мышление)»
Занятия, направленные
на удовлетворение профориентационных интересов ипотребностей
обучающихся

5

«Разговоры о важном»

1

1

1

1

1

1

4

«Профориентация»
Вариативная часть

Занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных и
социокультурных
потребностей обучающихся

Химия и валеология
Физическая лаборатория

1

1

1

1

Математический тренажер
Ресурсосбережение и экологическая
безопасность человека. Практикум с
основами
экологического
проектирования
Мир вокруг нас
Решение географических задач
Российская энциклопедия исторических
знаний
Занятия, направленные на
удовлетворение интересов и
потребностей,
обучающихся в творческом и
физическом развитии,
помощь самореализации, раскрытии
и развитии способностей и талантов
Занятия,
направленные
на удовлетворение
социальных интересов
и
потребностей обучающихся на
педагогическое сопровождение
деятельности социально
ориентированных ученических
сообществ, детских общественных
объединений

Театр на английском языке
Спортклуб

1
1

Вдохновленный музыкой

5

1

1

1
1
1

2
1
1

1

1

1

1

1

1

В кадре. (Пресс-центр)
«Я-Ты-Он-Онавместе целая страна»
Ученическое самоуправление

1

1

1

5
2

1

1

1

2
2

1

1

2

1
«Дом дружбы»

ИТОГО

1

5

7

6

2

6

15

39


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».