положение об организации пректной и учебно-исследовательской деятельности

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 8!
(МАОУ СОШ № 8)
(наименование образовательной организации)

УТВЕРЖДЕНО
приказом директора
МАОУ СОШ

РАССМОТРЕНО И
РЕКОМЕНДОВАНО
Педагогическим советом
МАОУ СОШ № 8
(орган, с которым согласован документ)

^
(дата)

протокол от 30.08.2022 № 1
(дата)

№

ПОЛОЖЕНИЕ
об организации проектной и учебно-исследовательской деятельности в школе
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет цели и задачи проектной и учебно­
исследовательской деятельности в МАОУ СОШ № 8 (далее - Школа), порядок ее
организации и общие требования к содержанию и оценке проектных работ учащихся.
1.2. Настоящее положение разработано на основе:
• Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЭ «Об образовании в Российской
Федерации»;
• федерального государственного стандарта начального общего образования (далее ФГОС НОО);
• федерального государственного стандарта основного общего образования (далее ФГОС ООО);
• примерной основной образовательной программы начального общего образования;
• примерной основной образовательной программы основного общего образования;
• устава школы.

ПОЛОЖЕНИЕ
об организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся
в рамках реализации ФГОС среднего общего образования
1. Общие положения
1.1 Настоящее Положение об организации проектной и исследовательской
деятельности обучающихся в рамках реализации ФГОС разработано в соответствии с
нормативными документами:
•
Федеральным законом от 29.12.2012 № 27Э-ФЗ «Об образовании в
Российской федерации»;
•
Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного
образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от
17.10.2013 № 1155;
•
Федеральным государственным образовательным стандартом начального
общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от
06.10.2009 № 373 вред. Приказа Минобрнауки России от 26.11.2010№ 1241, от 22.09.2011
№ 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643;
•
Федеральным государственным образовательным стандартом основного
общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 06.10.2009 № 413 в ред. Приказа Минобрнауки России от
29.12.2014 № 1644;
•
Федеральным государственным образовательным стандартом среднего
общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 в ред. Приказа Минобрнауки России от
29.12.2014 № 1645.
1.2.
Положение разработано для организации проектной и исследовательской
деятельности обучающихся в образовательном процессе школы, направленной на
развитие учебно-познавательной, информационной, коммуникативной, проектной и
исследовательской компетентностей обучающихся, повышение качества обучения.
1.3). Проектная и исследовательская деятельность осуществляется в рамках урочной
и внеурочной деятельности.
1.4. Координацию работы по организации проектной и исследовательской
деятельности обучающихся в школе осуществляют: заместитель директора по учебновоспитательной работе, руководитель методической группы «Учебно-исследовательская
деятельность».
1.7. Педагогические работники школы осуществляют организацию проектной и
исследовательской деятельности обучающихся.
1.8. Проектная деятельность - это совокупность учебно-познавательных приемов и
методов, позволяющих учащимся приобретать знания и умения в процессе планирования
и самостоятельного выполнения определенных практических заданий с обязательным
представлением результатов.
1.9. Проектная деятельность может быть групповой или индивидуальной.
1.10 Основной целью проектной деятельности является развитие творческого,
познавательного и коммуникативного потенциала личности, а также повышение
мотивации учащихся к процессу обучения, апробация новых форм учебной деятельности

и оценивания, формирование ключевых компетентностей учащихся (организационных,
коммуникативных, исследовательских, социальных)
2. Методологические основы организации проектной и исследовательской
деятельности обучающихся
2.1. Понятие проектной деятельности и виды проектов
Проектная деятельность обучающихся - это совместная учебно-познавательная,
творческая или игровая деятельность обучающихся, имеющая общую цель, согласованные
методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата
деятельности. При этом происходит самостоятельное освоение обучающимися научнопрактических знаний
и ключевых компетенций
и создается
собственный
интеллектуальный
продукт в современной электронной
или
иной форме,
предназначенный для распространения и применения в различных видах деятельности.
Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее
выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования
(выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных
ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по
реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию
результатов деятельности.
Проект - это:
•
совокупность определенных действий, документов, предварительных
текстов;
•
замысел для создания реального объекта, предмета, разного рода
теоретического продукта.
Виды проектов:
Критерий
по ведущей деятельности
по используемым технологиям

по предметно-содержательной
области
по объему и виду информации
по сфере применения результатов

по способам объединения
результатов на этапе презентации
по видам презентации

Вид проекта
поисковый, исследовательский
технологический, имитационный, конструирующий, творческий
мультимедиа, телекоммуникационный, технология 3D,
театрализация, использующий бумагопластику, лоскутную
мозаику и другие материалы
монопроект (в рамках одной области знания), межпредметный
проект;
монопредметный, межпредметный, надпредметный;
экологический, страноведческий, социологический,
краеведческий, этнографический, лингвистический,
культурологический, маркетинговый, экономический, шоу
бизнеса, технический/технологический;
мозаика, конференция, конкурс, состязание, концерт, саммит;
издательский, инсценирующий, макетирующий, видео
демонстрирующий, компьютеродемонстрирующий, интернет
представительствующий;

по срокам исполнения

по количеству участников

проектная задача (для урока (занятия), учебного дня),
краткосрочный (до одной недели), среднесрочный (до одного
месяца), долгосрочный (до одного года в основной школе, до
двух лет в средней школе);
индивидуальный, парный, малогрупповой (до 5 человек),
групповой (до 10 человек), коллективный (класс и более в рамках
школы), муниципальный, городской, всероссийский,
международный, сетевой (в рамках сложившейся партнёрской
сети, в том числе в Интернете)

2.2. Понятие исследовательской деятельности
Исследовательская деятельность обучающегося - это форма организации учебновоспитательного
процесса,
содержанием
которой
является
исследование
самостоятельный творческий процесс приобретения новых знаний.
Исследовательская деятельность, как и любая деятельность, имеет структуру: цель,
мотив, предмет, действия (операции), продукт, результат.
Целью исследовательской деятельности является получение нового знания.
Поэтому исследовательская деятельность характеризуется приростом нового знания,
которое может быть абсолютно новым или может быть новым аспектом, точкой зрения
рассмотрения известного факта по выбранной теме.
Предмет исследовательской деятельности - получение нового знания.
Исследовательские действия: умственные (интеллектуальные) действия (анализ,
синтез, сравнение, обобщение, классификация, абстрагирование) и практические
(творческие, исследовательские), направленные на проведение собственно исследования,
обеспечение осуществления исследования в соответствии с его целями.
Результатом осуществления исследовательской деятельности является новое
знание в рамках той науки, в которой осуществлена работа. Результат научного
исследования оформляется в письменном виде - в виде научного отчета, доклада,
реферата, статьи, монографии, книги и т.д., что является, по своей сути, продуктом
исследовательской деятельности.
Главным смыслом исследования в школе есть то, что оно является учебным и его
главной целью является развитие личности обучающегося.
Типы исследовательских работ обучающихся:
•
проблемно-реферативные - работы, написанные на основе нескольких
литературных источников, предполагающие анализ и обобщение данных разных
источников, формулирование на этой основе собственных подходов к решению
поставленной проблемы;
•
экспериментальные - работы, предполагавшие обязательное планирование,
проведение и обобщение результатов эксперимента;
•
натуралистические и описательные - работы, выполненные на основе
наблюдений и качественного описания какого-либо явления. Отличительной
особенностью является отсутствие корректной методики исследования;
•
исследовательские - работы, выполненные с помощью корректной с
научной точки зрения методики, имеющие полученный с помощью этой методики
собственный экспериментальный материал, на основании которого делается анализ и

выводы о характере исследуемого явления. Особенностью таких работ является
неопределенность результата, который может дать исследование.
2.3. Различие проектной и исследовательской деятельности
Проектная деятельность
Исследовательская деятельность
Наличие гипотезы обязательно
Отсутствует гипотеза
Цель - получить конкретный продукт, обладающий Цель - получить новое знание
определенными свойствами и необходимый для Представления о конечном результате
исследования нет
конкретного использования
исследования:
постановка
Должно быть выработано представление о Структура
проблемы, цели и задач, предварительный
конечном продукте деятельности как результате
информации,
формулировка
Структура проекта: постановка цели и задач, анализ
определение способов действия, составление плана гипотезы; планирование и организация
анализ деятельности
работы по проекту, работа с информацией, эксперимента;
презентация - рефлексия, и обобщение
создание продукта, как результата проектной
Результат проекта должен быть точно соотнесен со полученных результатов в эксперименте;
всеми характеристиками, формулированными в его проверка исходной гипотезы на основе
полученных
фактов
в эксперименте;
замысле
окончательная
формулировка
новых
знаний; получение объяснений или научных
предсказаний
Результат
исследования
определить
достаточно сложно.
Отрицательный результат - тоже результат
2.4. Понятие проектно-исследовательской деятельности обучающихся
Проектно-исследовательская деятельность - деятельность по проектированию
собственного исследования:
•
выделение целей и задач,
•
выделение принципов отбора методик,
•
планирование хода исследования,
•
определение ожидаемых результатов,
•
оценка реализуемости исследования,
•
определение необходимых ресурсов.
5. Цели организации проектной и исследовательской деятельности
1.
Организация обучения проектной и исследовательской деятельности
обучающихся в системе непрерывного образования в школе в соответствии с ФГОС.
2.
Организация выполнения индивидуальных проектов как особой формы
организации деятельности выпускников школы, в соответствии с требованиями ФГОС
среднего общего образования.
6. Задачи организации проектной и исследовательской деятельности в школе
Реализация целей и задач, обозначенных в ФГОС:

•
формирование навыков познавательной, учебно-исследовательской и
проектной деятельности, навыков разрешения проблем; способности и готовности к
самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных
методов познания; - формирование готовности и способности к самостоятельной
информационно-познавательной
деятельности,
владение
навыками
получения
необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в
различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать
информацию, получаемую из различных источников;
•
формирование у обучающихся системных представлений и опыта
применения методов, технологий и форм организации проектной и учебно­
исследовательской деятельности для достижения практико-ориентированных результатов
образования;
•
формирование навыков разработки, реализации и общественной
презентации обучающимися результатов исследования, индивидуального проекта,
направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы; повышение эффективности усвоения обучающимися знаний и учебных действий,
формирование научного типа мышления, компетентностей в предметных областях,
учебно-исследовательской, проектной деятельности;
•
создание условий для интеграции урочных и внеурочных форм учебно­
исследовательской и проектной деятельности обучающихся, а также их самостоятельной
работы по подготовке и защите индивидуальных проектов;
•
формирование навыков участия в различных формах организации учебно­
исследовательской и проектной деятельности (творческие конкурсы, научные общества,
научно-практические
конференции, олимпиады,
национальные образовательные
программы и другие формы), возможность получения практико-ориентированного
результата.
2.7.
Планируемые результаты исследовательской и проектной деятельности
обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности.
ФГОС СОО ориентирует при выполнении проектной и исследовательской
деятельности на становление личностных характеристик выпускника («портрет
выпускника школы»):
•
креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно
познающий мир, осознающий ценность образования и науки, труда и творчества для
человека и общества;
•
владеющий основами научных методов познания окружающего мира;
•
мотивированный на творчество и инновационную деятельность;
•
готовый
к
сотрудничеству,
способный
осуществлять
учебно­
исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность.
Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать:
•
сформированное^ навыков коммуникативной, учебно- исследовательской
деятельности, критического мышления;
•
способность
к
инновационной,
аналитической,
творческой,
интеллектуальной деятельности;
•
сформированность
навыков
проектной
деятельности,
а
также
самостоятельного применения приобретенных знаний и способов действий при решении

различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или
предметных областей;
•
способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования,
планирования
работы,
отбора
и
интерпретации
необходимой
информации,
структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных,
презентации результатов.
2.8.
Основные формы мотивации обучающихся к проектной и исследовательской
деятельности:
•
факультативы, курсы внеурочной деятельности, школьное научное
сообщество обучающихся, в которых приоритет отдается поисковой, дискуссионной
формам работы, а цели имеют исследовательский характер;
•
специально организованные дискуссионные клубы, в которых на каждое
занятие специально предлагается проблема для обсуждения;
•
деловые игры с проектной и исследовательской направленностью;
•
конкурсы исследовательских работ, в которых задаются и особо
поощряются приоритетные направления и приоритетные проблемы;
•
конкурсы исследовательских идей (проблем), проводимые по критериям
практической, и даже научной ценности;
•
проектные группы, объединяющие обучающихся вокруг победившей в
конкурсе исследовательской проблемы;
•
разнообразные формы презентации результатов исследовательской работы.
2.9. Основные продукты проектной и исследовательской деятельности
обучающихся:
Продукт проектной деятельности
• газета, журнал, альбом,
• фотоальбом, буклет,
• серия иллюстраций,
• справочник,
• сценарий/разработка меропрития/игры,
• пакет рекомендаций,
• чертёж, макет, модель, коллаж.
• гербарий,
• бизнес-план,
• стенд, выставка, оформление кабинета,
школы и пр.,
• видеофильм, видеоклип,
• web-сайт,
мультимедийный продукт,
программный продукт, ЗБ-модель.

Продукт исследовательской
деятельности
« реферат (аналитического
проблемного типа),
• доклад, стендовый доклад
« статья,
« пособие, учебное пособие,
• эссе
» отчёты о проведённых
исследованиях

3. Формы организации проектной и исследовательской деятельности
3.1. На урочных занятиях:
•
урок-исследование, урок-лаборатория, урок-творческий отчет, урок
изобретательства, урок «Удивительное рядом», урок-рассказ об ученых, урок-защита
исследовательских проектов, урок-экспертиза, урок «Патент на открытие», урок открытых
мыслей и др.;
•
учебный эксперимент, который позволяет организовать освоение таких
элементов исследовательской деятельности, как планирование и проведение
эксперимента, обработка и анализ его результатов;
•
учебный проект, который научит составлять план работы над проектом,
ставить цели и задачи, создавать продукт;
•
домашнее задание исследовательского характера может сочетать в себе
разнообразные виды, причем позволяет провести учебное исследование, достаточно
протяженное во времени;
•
учебный предмет «Индивидуальный проект».
3.2. На внеурочных занятиях:
•
исследовательская практика обучающихся, в том числе на базе сторонних
организаций (вузов, предприятий, центров детского и юношеского творчества и т.п.);
•
образовательные экспедиции-походы, поездки, экскурсии с четко
обозначенными образовательными целями, программой деятельности, продуманными
формами контроля.
Образовательные экспедиции
предусматривают активную
образовательную деятельность школьников, в том числе проектного и исследовательского
характера;
•
курсы, предполагающие углубленное изучение предмета, дающие большие
возможности для реализации на них проектной и учебно-исследовательской деятельности
обучающихся;
•
научное общество учащихся - форма внеурочной деятельности, которая
сочетает в себе работу над учебными исследованиями, коллективное обсуждение
промежуточных и итоговых результатов этой работы, организацию круглых столов,
дискуссий, дебатов, интеллектуальных игр, публичных защит, конференций и пр., а также
встречи с представителями науки и образования, экскурсии в учреждения науки и
образования, сотрудничество с научными обществами других школ;
•
участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях, в том числе
дистанционных, предметных неделях, интеллектуальных марафонах предполагает
выполнение ими учебных исследований или их элементов в рамках данных мероприятий.
4. Условия организационно-методического и ресурсного обеспечения
проектной и исследовательской деятельности обучающихся.
Материально-техническое оснащение учебно-исследовательской и проектной
деятельности должно обеспечивать возможность:
•
включения обучающихся в проектную и учебно-исследовательскую
деятельность, проведения наблюдений и экспериментов, в том числе с использованием:
учебного лабораторного оборудования школы и оборудования социальных партнеров
(вузов, колледжей и пр. организаций и предприятий); цифрового (электронного) и
традиционного измерения, включая определение местонахождения; виртуальных

лабораторий, вещественных и виртуально-наглядных моделей и коллекций основных
математических и естественнонаучных объектов и явлений;
•
размещения лучших образцов познавательной, учебно-исследовательской и
проектной деятельности обучающихся в информационно-образовательной среде школы;
•
проектирования и организации своей индивидуальной и групповой
деятельности, организации своего времени с использованием ИКТ;
•
планирования учебной деятельности, фиксирования ее реализации в целом
и отдельных этапов (выступлений, дискуссий, экспериментов);
•
обеспечения доступа в школьной библиотеке к информационным ресурсам
Интернета, учебной и художественной литературе, коллекциям медиа-ресурсов на
электронных носителях, к множительной технике для тиражирования учебных и
методических тексто-графических и аудиовидеоматериалов, результатов творческой,
научно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся.
5. Организация проектной/исследовательской деятельности
5.1.
Проектная/исследовательская
деятельность
является
частью
образовательного процесса и осуществляется обучающимися в течение учебного года.
5.2.
Проектная/исследовательская
работа
выполняется
под
контролем
руководителя. Научными руководителями могут быть учителя-предметники, педагогиорганизаторы, педагоги-библиотекари, методисты школы, родители и преподаватели
вузов партнеров, владеющие технологией организации проектной/исследовательской
деятельности и имеющие опыт в выполнения данной деятельности. Научные
руководители
несут
ответственность
за
качество
выполнения
проектной/исследовательской работы обучающимися. Если проектная/исследовательская
работа является межпредметной, по согласованию с руководителем к работе могут
привлекаться один или несколько консультантов.
5.3.
В рамках
организации
проектной/исследовательской
деятельности
организуется работа методической группы «Учебно-исследовательская деятельность» в
следующих формах:
•
установочный семинар для всех педагогов, которые планируют руководить
консультировать проекты обучающихся;
•
обучающий семинар для педагогов, впервые планирующих реализовывать
проектную форму обучения;
• выбор обучающимися руководителей проектных/ учебно-исследовательских
работ;
•
доведение общей организационной информации, касающейся реализации
проектной деятельности в школе до обучающихся и их родителей осуществляет классный
руководитель;
•
защита тем проектов;
•
рефлексия проектов в проектных группах;
•
представление материалов и продукта проекта, результатов исследования на
экспертизу;
• предзащита проектных/ учебно-исследовательских работ. С целью ликвидации
перегрузок учащихся, планомерности организации процесса защиты проектов,
возможна досрочная защита (по мере готовности проектов, проектных групп),
которая заранее предусматривается при составлении расписания защит

(консультант проекта и координатор проектной деятельности заранее (не позднее,
чем за 2 недели до защиты) планируют дату защиты и вносят её в расписание
защит;
•
представление проектных/ учебно-исследовательских работ на школьной
конференции «Стартап в науку»;
•
отбор и рекомендация проектных/ учебно-исследовательских работ для участия
в конкурсах проектных/ учебно-исследовательских работ в других мероприятиях
районного, городского, федерального уровней.
6. Обязанности координаторов проектной и исследовательской деятельности
На координаторов проектной и исследовательской деятельности возлагаются
следующие функциональные обязанности:
- нормативно-правовое сопровождение организации и осуществления проектной и
исследовательской деятельности (разработка положений, локальных актов и т.п.);
организация и проведение проектных сессий, формирование экспертных
комиссий;
- оказание методической и консультационной помощи учителям, педагогам школы
по организации и осуществлению проектной и исследовательской деятельности;
оказание методической и консультационнойпомощи обучающимся по
выполнению проектных и исследовательских работ.
7. Обязанности руководителя проекта/исследования
7.1. Задачи руководителя:
организовать консультации для обучающихсяпо вопросам
выполнения
проекта/исследования;
- разработать задания для индивидуальной или групповой работы обучающихся в
соответствии с рабочей тетрадью «Индивидуальный проект: шаг за шагом»;
- обучить обучающихся проведению проекта/исследования, познакомить с
методологией, технологией проведения исследования, выполнения проекта.
7.2. Основными функциями руководителя является
- оказание помощи участникам проекта/исследования в выборе темы, определении
идеи проекта/исследования, определения его конечного продукта;
- консультирование по вопросам содержания и последовательности выполнения
проекта/исследования;
- оказание помощи обучающимся в подборе необходимой литературы;
- консультирование обучающихся по вопросам планирования, методики
исследования, оформления и представления результатов исследования;
- создание условий для активности школьника;
- содействие в прогнозировании результатов выполнения проекта;
- оказание помощи в подготовке доклада, презентации;
- помощь в оценке полученных результатов.
7.3. Обязанности руководителя:
- обеспечить обучающимся условия для выполнения проектного продукта,
проведения исследования;
- перед проведением проектных сессий информировать координаторов проектной и
исследовательской деятельности, а также администрацию школы о наличии проекта и
ходе его реализации;

- осуществлять организацию и координацию проектной и исследовательской
деятельности обучающихся; осуществлять контроль за выполнением проектной или
исследовательской деятельностью обучающихся;
- оказание помощи обучающимся в подготовке представления проектной или
исследовательской работы для внешней оценки.
8. Обязанности классного руководителя
8.1. Задачи:
- инициировать участие обучающихся в проектно-исследовательской деятельности;
- способствовать участию обучающихся во внешних мероприятиях (экскурсии,
форумы, конференции и т.п.) по теме проекта;
- проводить просветительскую работу с родителями обучающихся по организации
проектно-исследовательской деятельности в школе, а также способствовать
взаимодействию родителей с руководителями проектов/исследований.
8.2. Обязанности:
- осуществлять контроль за выполнением проектов/исследований обучающимися в
течение учебного года;
организовать
взаимодействие
обучающихся
и
руководителей
проектов/исследований.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».