Пояснительная записка Под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность, направленную на достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ (предметных, метапредметных и личностных), осуществляемую в формах, отличных от урочной. Внеурочная деятельность организуется в соответствии со следующими нормативными документами и методическими рекомендациями: - Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 05.07.2021 № 64101) -; - Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 05.07.2022г. №ТВ–1290/03 «О направлении методических рекомендаций» (Информационно- методическое письмо об организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования); Письмо Минпросвещения России от 17.06.2022 г. № 03-871 «Об организации занятий «Разговоры о важном»; Методические рекомендации по формированию функциональной грамотности обучающихся Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 (далее – СП 2.4.3648-20); Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 (далее – СанПиН 1.2.3685-21). План внеурочной деятельности образовательной организации является обязательной частью организационного раздела основной образовательной программы, а рабочие программы внеурочной деятельности являются обязательной частью содержательного раздела основной образовательной программы. В целях реализации плана внеурочной деятельности образовательной организацией может предусматриваться использование ресурсов других организаций (в том числе в сетевой форме), включая организации дополнительного образования, профессиональные образовательные организации, образовательные организации высшего образования, научные организации, организации культуры, физкультурно-спортивные, детские общественные объединения и иные организации, обладающие необходимыми ресурсами. Формы внеурочной деятельности предусматривают активность и самостоятельность обучающихся, сочетают индивидуальную и групповую работы, обеспечивают гибкий режим занятий (продолжительность, последовательность), переменный состав обучающихся, проектную и исследовательскую деятельность, экскурсии, походы, деловые игры и пр. Допускается формирование учебных групп из обучающихся разных классов в пределах одного уровня образования. В соответствии с требованиями обновленных ФГОС ООО образовательная организация обеспечивает проведение до 10 часов еженедельных занятий внеурочной деятельности (до 1750 часов на уровне основного общего образования). 1 Содержательное наполнение внеурочной деятельности Часы внеурочной деятельности используются на социальное, творческое, интеллектуальное, общекультурное, физическое, гражданско-патриотическое развитие обучающихся, создавая условия для их самореализации и осуществляя педагогическую поддержку в преодолении ими трудностей в обучении и социализации. Обязательным условием организации внеурочной деятельности является ее воспитательная направленность, соотнесенность с рабочей программой воспитания образовательной организации. С целью реализации принципа формирования единого образовательного пространства на всех уровнях образования часы внеурочной деятельности используются через реализацию модели плана с преобладанием учебно - познавательной деятельности, когда наибольшее внимание уделяется внеурочной деятельности по учебным предметам и формированию функциональной грамотности: Модель плана Внеурочной деятельности Содержательное наполнение Преобладание учебно- занятия обучающихся по познавательной формированиюфункциональной грамотности; деятельности - занятияобучающихсяспедагогами,сопровождающимипроектноисследовательскуюдеятельность; - профориентационные занятия обучающихся Планированиевнеурочнойдеятельности Сцельюобеспеченияпреемственностисодержанияобразовательныхпрограммначальногообщегоио сновногообщегообразованияприформировании плана внеурочной деятельности образовательной организациипредусмотреначасть,рекомендуемаядлявсехобучающихся: 1часвнеделю–наинформационно-просветительскиезанятияпатриотической, нравственной и экологической направленности «Разговоры оважном»(понедельник,первыйурок); 1часвнеделю–назанятияпоформированиюфункциональнойграмотностиобучающихся(втом числефинансовойграмотности); 1часвнеделю–назанятия,направленныенаудовлетворениепрофориентационных интересов и потребностей обучающихся (в том числеосновыпредпринимательства). Кроме того, в вариативную часть плана внеурочной деятельности включены: -часы,отведённыеназанятия,связанныесреализациейособыхинтеллектуальных и социокультурных потребностейобучающихся(в томчисле для сопровождения изучения отдельных учебных предметов на углублённомуровне, проектно-исследовательскойдеятельности; часы,отведённыеназанятия,направленныенаудовлетворениеинтересов и потребностей обучающихся в творческом и физическом развитии(втомчислеорганизация занятий вшкольных театрах,школьных музеях,школьныхспортивныхклубах). Основноесодержаниерекомендуемыхзанятийвнеурочнойдеятельностиотраженовтаблице: Направление внеурочной деятельности Количествоч асоввнеделю Основноесодержаниезанятий Часть,рекомендуемаядлявсехобучающихся 2 Информационнопросветительские занятия патриотической, нравственнойи экологической направленности «Разговорыоважном» 1 Занятияпоформир ованиюфункцион альнойграмотност иобучающихся 1 Занятия,направленные на удовлетворение профориентационных интересов и потребностей обучающихся 1 Занятия, связанные среализацией особыхинтеллектуаль ных исоциокультурныхпот ребностейобучающих ся Основнаяцель:развитиеценностногоотношенияобучающихсякс воейРодине– России,населяющимеелюдям,ееуникальнойистории,богатойпри родеивеликойкультуре. Основная задача: формированиесоответствующейвнутреннейпозицииличн остишкольника,необходимойемудляконструктивногои ответственногоповедениявобществе. Основныетемызанятийсвязанысважнейшимиаспектамижизнич еловекавсовременнойРоссии:знаниемроднойисторииипониман иемсложностейсовременного мира,техническимпрогрессомисохранениемприроды,ориентаци ейвмировойхудожественнойкультуреиповседневной культуреповедения,доброжелательным отношением кокружающим и ответственным отношением ксобственнымпоступкам Основнаяцель:развитиеспособностиобучающихсяприменятьпр иобретённыезнания, уменияинавыки для решения задачвразличныхсферахжизнедеятельности(обеспечение связи обучения с жизнью). Основнаязадача:формированиеиразвитиефункциональнойграм отностишкольников:читательской,математической, естественно- научной, финансовой,направленнойнаразвитие креативногомышленияиглобальныхкомпетенций. Основныеорганизационныеформы: интегрированные курсы, метапредметныекружкиилифакультативы Основнаяцель:развитие у обучающихся отношенияценностноготрудукакосновномуспособудостиженияж изненногоблагополучияиощущенияуверенностивжизни. Основнаязадача:формированиеготовностишкольниковкосознанн омувыборунаправленияпродолжениясвоегообразованияибудуще йпрофессии,осознаниеважностиполучаемыхвшколезнанийдляда льнейшейпрофессиональнойивнепрофессиональнойдеятельност и. Основные организационные формы профориентационныебеседы,деловыеигрыквесты,решениекейсо в,изучениеспециализированныхцифровыхресурсовпрофессионал ьныепробы,моделирующиепрофессиональнуюдеятельность,экск урсии,посещениеярмарокпрофессийипрофориентационныхпарко в. Вариативнаячасть Основнаяцель:интеллектуальноеиобщекультурноеразвитиеобуч ающихся,удовлетворениеихособыхпознавательных,культурных, оздоровительных потребностей иинтересов. Основная задача: формирование ценностногоотношенияобучающихсякзнаниям,какзалогуихсобс твенногобудущего,иккультуре в целом, как к духовному богатствуобщества,сохраняющемунациональнуюсамобытность народов России. Основные направления деятельности: 3 Занятия,направленные наудовлетворениеинтер есов ипотребностейобучающ ихся в творческоми физическомразвитии, помощьв самореализации, раскрытиииразвитии способностейи талантов Занятия, направленныена удовлетворение социальныхинтересов ипотребностей обучающихся,на педагогическое сопровождение деятельности социально ориентированных ученических сообществ,детских общественных объединений,органов ученического самоуправления,на организацию занятияподополнительномуилиуглубленномуизучениюучебных предметовилимодулей;занятияврамкахисследовательскойипрое ктной деятельности; занятия, связанные сосвоениемрегиональногокомпонентаобразованияилиособымиэ тнокультурнымиинтересамиучастниковобразовательныхотноше ний;дополнительныезанятиядляшкольников,испытывающихзат руднениявосвоении учебной программы или трудности восвоенииязыкаобучения;специальныезанятиядляобучающихся сограниченнымивозможностями здоровья илииспытывающими затруднения в социальнойкоммуникации Основнаяцель:удовлетворениеинтересовипотребностейобучающ ихсявтворческомифизическомразвитии,помощьвсамореализаци и,раскрытиииразвитииспособностейиталантов. Основныезадачи: раскрытие творческих способностейшкольников,формированиеу них чувства вкусаиуменияценитьпрекрасное,формирование ценностного отношенияккультуре;физическоеразвитие обучающихся,привитиеимлюбвикспорту и побуждениек здоровому образу жизни,воспитаниесилыволи, ответственности,формированиеустановокназащитуслабых;оздор овлениешкольников,привитиеимлюбвиксвоемукраю,егоистории, культуре, природе,развитиеихсамостоятельностии ответственности,формированиенавыковсамообслуживающеготр уда. Основныеорганизационныеформы:занятия школьников в различныхтворческихобъединениях(музыкальных,хоровыхилита нцевальныхстудиях,театральныхкружках или кружках художественноготворчества,журналистских,поэтических илиписательскихклубахит.п.); занятия школьников в спортивных объединениях (секцияхиклубах,организацияспортивных турнировисоревнований);занятияшкольников в объединениях туристскокраеведческой направленности(экскурсии, развитие школьных музеев Основнаяцель:развитиеважныхдляжизниподрастающегочеловек асоциальныхумений заботитьсяодругихи организовыватьсвоюсобственнуюдеятельность,лидироватьи подчиняться,братьнасебяинициативуинестио тветственность,отс таиватьсвоюточкузренияиприниматьдругиеточкизрения. Основная задача:обеспечениепсихологическогоблагопол учияобучающихсявобразовательномпространствешколы,создани еусловийдляразвитияответственностизаформированиемакроими крокоммуникаций, складывающихсявобразовательнойо рганизации,пониманиязонл ичноговлияниянаукладшкольнойжизни. Основныеорганизационныеформы: педагогическоесопровождениедеятельности детских объединений; волонтерских,трудовых,экологическихотрядов,создаваемыхдля социальноориентированно й работы;постояннодействующего школьного актива,инициирующего и организующего 4 совместнос обучающимися комплекса мероприятий воспитательной направленности проведениеличностно значимых для школьников событий(соревнований,конкурсов,фестивалейкапустников,фле шмобов);творческихсоветов,отвечающихзапроведениетехилии ныхконкретныхмероприятий,праздниковвечеров,акций;создан нойизнаиболееавторитетныхстаршеклассниковгруппыпоурегул ированиюконфликтныхситуацийвшколеит.п Школа несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за качество образования, за его соответствие федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, за адекватность применяемых форм, методов и средств организации образовательного процесса возрастным психофизиологическим особенностям, склонностям, способностям, интересам обучающихся, требованиям охраны их жизни и здоровья. Режим организации внеурочной деятельности Внеурочная деятельность осуществляется во второй половине дня. Расписание занятий внеурочной деятельности составляется с учетом наиболее благоприятного режима труда и отдыха обучающихся. При работе с детьми осуществляется дифференцированный подход с учетом возраста детей и этапов их подготовки, чередованием различных видов деятельности (мыслительной, двигательной). Расписание занятий включает в себя следующие нормативы: недельную (максимальную) нагрузку наобучающихся; недельное количество часов на реализацию программ по каждому направлению развития личности; количество групп по направлениям. Наполняемость групп осуществляется в зависимости от направлений и форм внеурочной деятельности. Занятия проводятся по группам в соответствии с утвержденной программой. Внеурочная деятельность организована на основе реализации рабочих программ, разработанных руководителями объединений. Так же соблюдаются основные здоровьесберегающие требования к осуществлению внеурочной деятельности: • форма проведения занятий отличная от урока; • соблюдение динамической паузы между учебными занятиями по расписанию и внеурочной деятельностью в школе. План реализует индивидуальный подход в процессе внеурочной деятельности, позволяя обучающимся раскрыть свои творческие способности и интересы. Материально-техническое обеспечение внеурочной деятельности Для организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС нового поколения в школе имеются следующие условия: спортивный зал, медицинский кабинет, кабинет технологии, кабинет музыки, актовый зал, библиотека, компьютерный класс, спортивная площадка. Спортивный зал оснащен необходимым оборудованием и спортивным инвентарем. Школа располагает материальной и технической базой, обеспечивающей организацию и проведение всех видов деятельности обучающихся. Материальная и техническая база соответствует действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам, а также техническим и финансовыми нормативам, установленным для обслуживания этой базы. Кадровые условия для реализации внеурочной деятельности: Уровень квалификации педагогов соответствует требованиям, предъявляемым к квалификации по должностям «учитель» (приказ Министерства здравоохранения и социального 5 развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. №761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»). Методическое обеспечение внеурочной деятельности методические пособия, интернет-ресурсы, мультимедийный блок. Рабочие программы по внеурочной деятельности разработаны в соответствии с методическим конструктором , утверждены на заседании педагогического совета школы. Таким образом, план внеурочной деятельности на 2022-2024 учебный год создаёт условия для повышения качества образования, обеспечивает развитие личности обучающихся. 6 Классы/количество часов Направление внеурочной деятельности Программа 5 а,б,в,г,д 6 а,б,в,г 7 а,б,в,г,с 8 а,б,в,г, 9 а,б,в,г, д 4 5 23 4 5 23 4 5 18 Всего Часть, обязательная для всех обучающихся Информационнопросветительские занятияпатриотиче ской, нравственной и экологическойн аправленности «Разговоры о важном » 5 5 4 4 5 5 «Профориентация» Вариативная часть Решение экспериментальных задач по химии Решение экспериментальных задач по физике Занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных и социокультурныхпотребностей об учающихся 5 «Разговоры о важном» «Формирование функциональной грамотности» Занятия, направленные на удовлетворение профориентационных интересов ипотребностей обучающихся 4 1 1 2 2 Математический тренажер 5 5 «Тайны русского языка» 5 5 2 2 2 2 1 2 2 1 Лабораторная биология Мир вокруг нас Начинающий географ Страноведение по английски История в лицах Занятия, направленные на Театр на английском языке удовлетворение интересов и потребностей, Спортклуб обучающихся в творческом и физическом развитии,помощь самореа лизации, раскрытии и развитии способ Вдохновленный музыкой ностей и талантов Занятия, направленные на удовлетворение социальных интересов и потребностей обучающихся на педагогическое сопровождение деятельности социальноориентированных ученических сообществ, детских общественных объединений «Я-Ты-Он-Она-вместе целая страна» 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 5 2 1 1 Ученическое самоуправление 1 1 2