План внеурочной деятельности 5-9 классы

Пояснительная записка
Под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность, направленную
на достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ
(предметных, метапредметных и личностных), осуществляемую в формах, отличных от урочной.
Внеурочная деятельность организуется в соответствии со следующими нормативными
документами и методическими рекомендациями:
- Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального
государственного
образовательного
стандарта
основного
общего
образования»
(Зарегистрировано в Минюсте России 05.07.2021 № 64101) -;
- Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 05.07.2022г.
№ТВ–1290/03 «О направлении методических рекомендаций» (Информационно- методическое
письмо об организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных
федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного
общего образования);
Письмо Минпросвещения России от 17.06.2022 г. № 03-871 «Об организации
занятий «Разговоры о важном»;
Методические рекомендации по формированию функциональной грамотности
обучающихся
Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.09.2020 № 28 (далее – СП 2.4.3648-20);
Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 (далее – СанПиН 1.2.3685-21).
План внеурочной деятельности образовательной организации является обязательной
частью организационного раздела основной образовательной программы, а рабочие программы
внеурочной деятельности являются обязательной частью содержательного раздела основной
образовательной программы.
В целях реализации плана внеурочной деятельности образовательной организацией может
предусматриваться использование ресурсов других организаций (в том числе в сетевой форме),
включая организации дополнительного образования, профессиональные образовательные
организации, образовательные организации высшего образования, научные
организации,
организации культуры, физкультурно-спортивные, детские общественные объединения и иные
организации, обладающие необходимыми
ресурсами.
Формы внеурочной деятельности предусматривают активность и самостоятельность
обучающихся, сочетают индивидуальную и групповую работы, обеспечивают гибкий режим
занятий (продолжительность, последовательность), переменный состав обучающихся, проектную
и исследовательскую деятельность, экскурсии, походы, деловые игры и пр.
Допускается формирование учебных групп из обучающихся разных классов в пределах
одного уровня образования.
В соответствии с требованиями обновленных ФГОС ООО образовательная организация
обеспечивает проведение до 10 часов еженедельных занятий внеурочной деятельности (до 1750
часов на уровне основного общего образования).
1

Содержательное наполнение внеурочной деятельности
Часы внеурочной деятельности используются на социальное, творческое, интеллектуальное,
общекультурное, физическое, гражданско-патриотическое развитие обучающихся, создавая
условия для их самореализации и осуществляя педагогическую поддержку в преодолении ими
трудностей в обучении и социализации. Обязательным условием организации внеурочной
деятельности является ее воспитательная направленность, соотнесенность с рабочей программой
воспитания образовательной организации.
С целью реализации принципа формирования единого образовательного пространства на
всех уровнях образования часы внеурочной деятельности используются через реализацию
модели плана с преобладанием учебно - познавательной деятельности, когда наибольшее
внимание уделяется внеурочной деятельности по учебным предметам и формированию
функциональной грамотности:
Модель плана
Внеурочной деятельности Содержательное наполнение
Преобладание учебно- занятия
обучающихся
по
познавательной
формированиюфункциональной грамотности;
деятельности
- занятияобучающихсяспедагогами,сопровождающимипроектноисследовательскуюдеятельность;
- профориентационные занятия обучающихся
Планированиевнеурочнойдеятельности
Сцельюобеспеченияпреемственностисодержанияобразовательныхпрограммначальногообщегоио
сновногообщегообразованияприформировании плана внеурочной деятельности образовательной
организациипредусмотреначасть,рекомендуемаядлявсехобучающихся:
1часвнеделю–наинформационно-просветительскиезанятияпатриотической,
нравственной
и
экологической направленности «Разговоры оважном»(понедельник,первыйурок);
1часвнеделю–назанятияпоформированиюфункциональнойграмотностиобучающихся(втом
числефинансовойграмотности);
1часвнеделю–назанятия,направленныенаудовлетворениепрофориентационных
интересов
и
потребностей обучающихся (в том числеосновыпредпринимательства).
Кроме того, в вариативную часть плана внеурочной деятельности включены:
-часы,отведённыеназанятия,связанныесреализациейособыхинтеллектуальных и социокультурных
потребностейобучающихся(в томчисле для сопровождения изучения отдельных учебных
предметов на углублённомуровне, проектно-исследовательскойдеятельности;
часы,отведённыеназанятия,направленныенаудовлетворениеинтересов
и
потребностей
обучающихся в творческом и физическом развитии(втомчислеорганизация занятий вшкольных
театрах,школьных музеях,школьныхспортивныхклубах).
Основноесодержаниерекомендуемыхзанятийвнеурочнойдеятельностиотраженовтаблице:
Направление
внеурочной
деятельности

Количествоч
асоввнеделю

Основноесодержаниезанятий

Часть,рекомендуемаядлявсехобучающихся
2

Информационнопросветительские
занятия
патриотической,
нравственнойи
экологической
направленности
«Разговорыоважном»

1

Занятияпоформир
ованиюфункцион
альнойграмотност
иобучающихся

1

Занятия,направленные
на
удовлетворение
профориентационных
интересов и
потребностей
обучающихся

1

Занятия, связанные
среализацией
особыхинтеллектуаль
ных
исоциокультурныхпот
ребностейобучающих
ся

Основнаяцель:развитиеценностногоотношенияобучающихсякс
воейРодине–
России,населяющимеелюдям,ееуникальнойистории,богатойпри
родеивеликойкультуре.
Основная
задача:
формированиесоответствующейвнутреннейпозицииличн
остишкольника,необходимойемудляконструктивногои
ответственногоповедениявобществе.
Основныетемызанятийсвязанысважнейшимиаспектамижизнич
еловекавсовременнойРоссии:знаниемроднойисторииипониман
иемсложностейсовременного
мира,техническимпрогрессомисохранениемприроды,ориентаци
ейвмировойхудожественнойкультуреиповседневной
культуреповедения,доброжелательным
отношением
кокружающим
и
ответственным
отношением
ксобственнымпоступкам
Основнаяцель:развитиеспособностиобучающихсяприменятьпр
иобретённыезнания, уменияинавыки для решения
задачвразличныхсферахжизнедеятельности(обеспечение связи
обучения с жизнью).
Основнаязадача:формированиеиразвитиефункциональнойграм
отностишкольников:читательской,математической,
естественно- научной, финансовой,направленнойнаразвитие
креативногомышленияиглобальныхкомпетенций.
Основныеорганизационныеформы:
интегрированные курсы,
метапредметныекружкиилифакультативы
Основнаяцель:развитие
у
обучающихся
отношенияценностноготрудукакосновномуспособудостиженияж
изненногоблагополучияиощущенияуверенностивжизни.
Основнаязадача:формированиеготовностишкольниковкосознанн
омувыборунаправленияпродолжениясвоегообразованияибудуще
йпрофессии,осознаниеважностиполучаемыхвшколезнанийдляда
льнейшейпрофессиональнойивнепрофессиональнойдеятельност
и.
Основные организационные формы
профориентационныебеседы,деловыеигрыквесты,решениекейсо
в,изучениеспециализированныхцифровыхресурсовпрофессионал
ьныепробы,моделирующиепрофессиональнуюдеятельность,экск
урсии,посещениеярмарокпрофессийипрофориентационныхпарко
в.
Вариативнаячасть
Основнаяцель:интеллектуальноеиобщекультурноеразвитиеобуч
ающихся,удовлетворениеихособыхпознавательных,культурных,
оздоровительных потребностей иинтересов.
Основная
задача:
формирование
ценностногоотношенияобучающихсякзнаниям,какзалогуихсобс
твенногобудущего,иккультуре в целом, как к духовному
богатствуобщества,сохраняющемунациональнуюсамобытность
народов России.
Основные
направления
деятельности:
3

Занятия,направленные
наудовлетворениеинтер
есов
ипотребностейобучающ
ихся в творческоми
физическомразвитии,
помощьв
самореализации,
раскрытиииразвитии
способностейи
талантов

Занятия,
направленныена
удовлетворение
социальныхинтересов
ипотребностей
обучающихся,на
педагогическое
сопровождение
деятельности
социально
ориентированных
ученических
сообществ,детских
общественных
объединений,органов
ученического
самоуправления,на
организацию

занятияподополнительномуилиуглубленномуизучениюучебных
предметовилимодулей;занятияврамкахисследовательскойипрое
ктной
деятельности;
занятия,
связанные
сосвоениемрегиональногокомпонентаобразованияилиособымиэ
тнокультурнымиинтересамиучастниковобразовательныхотноше
ний;дополнительныезанятиядляшкольников,испытывающихзат
руднениявосвоении учебной программы или трудности
восвоенииязыкаобучения;специальныезанятиядляобучающихся
сограниченнымивозможностями здоровья илииспытывающими
затруднения в социальнойкоммуникации
Основнаяцель:удовлетворениеинтересовипотребностейобучающ
ихсявтворческомифизическомразвитии,помощьвсамореализаци
и,раскрытиииразвитииспособностейиталантов.
Основныезадачи:
раскрытие
творческих
способностейшкольников,формированиеу
них
чувства
вкусаиуменияценитьпрекрасное,формирование
ценностного
отношенияккультуре;физическоеразвитие
обучающихся,привитиеимлюбвикспорту
и
побуждениек
здоровому
образу
жизни,воспитаниесилыволи,
ответственности,формированиеустановокназащитуслабых;оздор
овлениешкольников,привитиеимлюбвиксвоемукраю,егоистории,
культуре,
природе,развитиеихсамостоятельностии
ответственности,формированиенавыковсамообслуживающеготр
уда.
Основныеорганизационныеформы:занятия
школьников
в
различныхтворческихобъединениях(музыкальных,хоровыхилита
нцевальныхстудиях,театральныхкружках
или
кружках
художественноготворчества,журналистских,поэтических
илиписательскихклубахит.п.);
занятия
школьников
в
спортивных
объединениях
(секцияхиклубах,организацияспортивных
турнировисоревнований);занятияшкольников в объединениях
туристскокраеведческой направленности(экскурсии, развитие
школьных музеев
Основнаяцель:развитиеважныхдляжизниподрастающегочеловек
асоциальныхумений заботитьсяодругихи
организовыватьсвоюсобственнуюдеятельность,лидироватьи
подчиняться,братьнасебяинициативуинестио тветственность,отс
таиватьсвоюточкузренияиприниматьдругиеточкизрения.
Основная
задача:обеспечениепсихологическогоблагопол
учияобучающихсявобразовательномпространствешколы,создани
еусловийдляразвитияответственностизаформированиемакроими
крокоммуникаций,
складывающихсявобразовательнойо рганизации,пониманиязонл
ичноговлияниянаукладшкольнойжизни.
Основныеорганизационныеформы:
педагогическоесопровождениедеятельности
детских
объединений;
волонтерских,трудовых,экологическихотрядов,создаваемыхдля
социальноориентированно й работы;постояннодействующего
школьного
актива,инициирующего
и
организующего
4

совместнос
обучающимися
комплекса
мероприятий
воспитательной
направленности

проведениеличностно
значимых
для
школьников
событий(соревнований,конкурсов,фестивалейкапустников,фле
шмобов);творческихсоветов,отвечающихзапроведениетехилии
ныхконкретныхмероприятий,праздниковвечеров,акций;создан
нойизнаиболееавторитетныхстаршеклассниковгруппыпоурегул
ированиюконфликтныхситуацийвшколеит.п

Школа несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке
ответственность за качество образования, за его соответствие федеральному государственному
образовательному стандарту основного общего образования, за адекватность применяемых
форм, методов и средств организации образовательного процесса возрастным
психофизиологическим особенностям, склонностям, способностям, интересам обучающихся,
требованиям охраны их жизни и здоровья.
Режим организации внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность осуществляется во второй половине дня.
Расписание занятий внеурочной деятельности составляется с учетом наиболее
благоприятного режима труда и отдыха обучающихся. При работе с детьми осуществляется
дифференцированный подход с учетом возраста детей и этапов их подготовки, чередованием
различных видов деятельности (мыслительной, двигательной). Расписание занятий включает в
себя следующие нормативы:
недельную (максимальную) нагрузку наобучающихся; недельное количество часов на
реализацию программ по каждому направлению развития личности; количество групп по
направлениям.
Наполняемость групп осуществляется в зависимости от направлений и форм внеурочной
деятельности. Занятия проводятся по группам в соответствии с утвержденной программой.
Внеурочная деятельность организована на основе реализации рабочих программ,
разработанных руководителями объединений.
Так же соблюдаются основные здоровьесберегающие требования к осуществлению внеурочной
деятельности:
• форма проведения занятий отличная от урока;
• соблюдение динамической паузы между учебными занятиями по расписанию и внеурочной
деятельностью в школе.
План реализует индивидуальный подход в процессе внеурочной деятельности, позволяя
обучающимся раскрыть свои творческие способности и интересы.
Материально-техническое обеспечение внеурочной деятельности
Для организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС нового поколения в школе
имеются следующие условия: спортивный зал, медицинский кабинет, кабинет технологии,
кабинет музыки, актовый зал, библиотека, компьютерный класс, спортивная площадка.
Спортивный зал оснащен необходимым оборудованием и спортивным инвентарем.
Школа располагает материальной и технической базой, обеспечивающей организацию и
проведение всех видов деятельности обучающихся. Материальная и техническая база
соответствует действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам, а также
техническим и финансовыми нормативам, установленным для обслуживания этой базы.
Кадровые условия для реализации внеурочной деятельности:
Уровень квалификации педагогов соответствует требованиям, предъявляемым к
квалификации по должностям «учитель» (приказ Министерства здравоохранения и социального
5

развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. №761н «Об утверждении Единого
квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел
«Квалификационные характеристики должностей работников образования»).
Методическое обеспечение внеурочной деятельности
 методические пособия,
 интернет-ресурсы,
 мультимедийный блок.
Рабочие программы по внеурочной деятельности разработаны в соответствии с
методическим конструктором , утверждены на заседании педагогического совета школы.
Таким образом, план внеурочной деятельности на 2022-2024 учебный год создаёт условия
для повышения качества образования, обеспечивает развитие личности обучающихся.

6

Классы/количество часов
Направление внеурочной
деятельности

Программа

5
а,б,в,г,д

6 а,б,в,г

7
а,б,в,г,с

8
а,б,в,г,

9
а,б,в,г,
д

4

5

23

4

5

23

4

5

18

Всего

Часть, обязательная для всех обучающихся
Информационнопросветительские занятияпатриотиче
ской, нравственной и экологическойн
аправленности «Разговоры о важном
»

5

5

4

4

5

5

«Профориентация»
Вариативная часть
Решение экспериментальных задач по
химии
Решение экспериментальных задач
по физике

Занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных и
социокультурныхпотребностей об
учающихся

5

«Разговоры о важном»
«Формирование
функциональной
грамотности»

Занятия,
направленные
на удовлетворение профориентационных интересов ипотребностей
обучающихся

4

1

1

2

2

Математический тренажер

5

5

«Тайны русского языка»

5

5

2

2

2
2
1

2
2
1

Лабораторная
биология
Мир вокруг нас
Начинающий географ
Страноведение по английски

История в лицах
Занятия, направленные на
Театр на английском языке
удовлетворение интересов и
потребностей,
Спортклуб
обучающихся в творческом и
физическом развитии,помощь самореа
лизации, раскрытии и развитии способ Вдохновленный музыкой
ностей и талантов
Занятия,
направленные
на удовлетворение
социальных интересов
и
потребностей обучающихся
на
педагогическое сопровождение
деятельности социальноориентированных ученических
сообществ, детских общественных
объединений

«Я-Ты-Он-Она-вместе целая страна»

1
1
1

1

1

1
1

1

1

2

5
2

1

1

Ученическое самоуправление
1

1

2


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».