Пояснительная записка Цели и задачи данной программы: создать условия для овладения учащимися основными медицинскими терминами и понятиями; учить применять их на практике; расширить область знаний по биологии; сформировать интерес к профессиям, связанным с медициной. Данная программа имеет ряд особенностей: – в сравнительно короткое время каждого занятия учащиеся должны овладеть определенными практическими навыками, научиться выполнять необходимые медицинские мероприятия; – успешное усвоение программы зависит от обеспечения наглядными пособиями и показа учителем приемов первой медицинской помощи (перечень наглядных пособий приведен в программе); – овладение практическими навыками предполагает активную самостоятельную работу учащихся, это может быть реализовано при хорошем подборе дидактического материала (все виды заданий представлены); – теоретический материал неразрывно связан с практикой, и каждое занятие является логическим продолжением предыдущего; – каждое новое занятие курса содержит вопросы для повторения, и учащиеся могут контролировать свои знания. Учебно-методический комплекс: 1. Гоголев, М. И. Подготовка санитарных дружин в общеобразовательных школах и профессионально-технических училищах. – М.: Медицина, 1989. 2. Гомончук, А. И. Основы медицинских знаний. Десмургия. Гемостаз. Иммобилизация. 2001. 3. Медико-санитарная подготовка учащихся / под ред. П. А. Курцева. – М.: Просвещение, 1991. 4. Основы медицинских знаний учащихся / под ред. М. И. Гоголева. – М.: Просвещение, 1995. Форма проведения занятий 1. Теоретические занятия проводятся в формах лекции, рассказа, беседы с выделением главного материала в тезисах. 2. Практические занятия проводятся с использованием предметов табельного имущества, имитация пораженных и больных, разыгрыванием моделей ситуаций, при которых надо применять знания и умения по первой медицинской помощи, выполняются определенные упражнения. 1. Планируемые результаты Личностными результатами изучения данного курса внеурочной деятельности являются: развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищённых жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз; формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности; воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью. Метапредметными результатами изучения данного курса внеурочной деятельности являются: овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать последствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно – следственные связи опасных ситуаций и их влияния на безопасность жизнедеятельности человека; овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности; формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуаций; приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий; развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение; освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Предметные результаты обучающихся: В результате изучения программы данного курса учащиеся должны уметь: Оказывать первую медицинскую помощь в различных бытовых и чрезвычайных ситуациях. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни. Во время обучения правилам и действиям по оказанию первой помощи при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, угрожающих жизни и здоровью, они получают следующие знания: общие положения, касающиеся первой помощи и основные понятия, ее определяющие, в том числе основные функции государства по организации и обеспечению оказания первой помощи, права и обязанности граждан в отношении оказания первой помощи; перечень состояний, требующих оказания первой помощи) перечень основных мероприятий первой помощи и последовательность их выполнения; способы оценки состояния жизненных функций пострадавших детей и правила проведения базовой сердечно-легочной реанимации; основы первой помощи при кровотечениях, переломах, вывихах, ранениях, ожогах, отморожениях и других неотложных состояниях; придание оптимального положения тела, правила переноски и эвакуации детей при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, угрожающих жизни и здоровью. Учебно-тематический план № раздел а/ темы 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 Название раздела/ темы Всего часов В том числе, час. Теория Краткая характеристика основных медицинских профессий. Требования к внешнему виду Инфекционные болезни. Дезинфекция. Инфекционные болезни. Профилактика инфекций. Основные сведения о дисмургии. Раны. Виды повязок. Наложение повязок. Кровотечения, их виды, характеристика.. Гемостаз. Остановка кровотечения Травмы Первая медицинская помощь при ожогах Переломы. Их основные признаки. Способы временной иммобилзации. Острые заболевания Острые заболевания Поражения внутренних 2 2 Практик а - 4 2 2 4 2 2 4 2 2 4 2 2 4 2 2 4 2 2 4 4 2 2 2 2 4 2 2 4 2 2 4 4 4 2 2 2 2 2 2 15 16 17 18 Всего органов Поражения внутренних органов Острые нарушения кровобращения Первая медицинская помощь при остановке сердечной деятельности и прекращении дыхания Итоговое занятие 4 2 2 4 2 2 4 2 2 2 68 2 36 32 Содержание программы учебного курса I. Введение Значение первой медицинской помощи. Значение само- и взаимопомощи. II. Инфекционные болезни. Дезинфекция Возбудители инфекционных болезней. Основные признаки инфекционных болезней. Профилактика инфекционных болезней. Дезинфекция. Семинар. Меры по профилактике инфекционных заболеваний. III. Первая медицинская помощь при ранениях. Десмургия Раны, их виды, характеристика. Возможные осложнения. Понятие «десмургия». Повязка, перевязка. Виды перевязочного материала. Правила наложения повязок. Практическая работа Первая медицинская помощь при ранениях. IV. Первая медицинская помощь при кровотечениях Кровотечения, их виды. Характеристика. Гемостаз. Остановка кровотечения. Мероприятия при внутреннем кровотечении. Практическая работа . Первая помощь при кровотечении. V. Первая медицинская помощь при переломах Переломы, их основные признаки. Осложнения при переломах. Иммобилизация (основные правила). Практическая работа . Первая медицинская помощь при переломах. VI. Первая медицинская помощь при ожогах Причины возникновения ожогов, степень тяжести. Приемы оказания первой медицинской помощи. VII. Травматический шок и противошоковые мероприятия Причины травматического шока. Фазы травматического шока. Предупреждение шока. Профилактика шока. Противошоковые мероприятия. VII. Первая медицинская помощь при остановке дыхания и сердечной деятельности Способы искусственного дыхания. Непрямой массаж сердца при остановке сердечной деятельности. Практическая работа Первая медицинская помощь при остановке сердечной деятельности и прекращении дыхания. Средства контроля Система контролирующих материалов (тесты, контрольные работы, вопросы для зачёта) представлены : 1. Анкетирование 2. Практическая самостоятельная работа 3. Тестовые задания. Учебно-методические средства обучения Учебные пособия: 1. Гоголев, М. И. Подготовка санитарных дружин в общеобразовательных школах и профессионально-технических училищах. – М.: Медицина, 1989. 2. Гомончук, А. И. Основы медицинских знаний. Десмургия. Гемостаз. Иммобилизация. 2001. 3. Медико-санитарная подготовка учащихся / под ред. П. А. Курцева. – М.: Просвещение, 1991. 4. Основы медицинских знаний учащихся / под ред. М. И. Гоголева. – М.: Просвещение, 1995. Наглядный материал 1.Учебное электронное издание «Биология: лабораторный практикум. 6-11 класс»; 2..Библиотека электронных наглядных пособий и таблиц «Биология 6-9 классы»; 3.Электронное приложение к учебнику (Сухорукова Л.Н «Живые системы и экосистемы» DVD-ROM), Издательство «Просвещение, 2010 г. 4.Биология. Человек. 8 класс. Образовательный комплекс (электронное учебное издание), Фирма «1 С», Издательский центр «Вентана-Граф», 2007 Оборудование и приборы - модель мышечной системы человека -модель внутренних органов.