ПВД 5 класс Я, ты, он, она 2023-2024 уч год

Приложение
к основной общеобразовательной программе
начального общего образования

Управление образования администрации г. Березники
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 8
РАССМОТРЕНО И РЕКОМЕНДОВАНО
к
утверждению
на
заседании
педагогического совета
Протокол № 1 от 29.08.2023

УТВЕРЖДАЮ
Директор МАОУ СОШ № 8
___________ Т.В.Кузнецова
«______» __________2023 г.
(приказ № 425 от 01.09.2023)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Я, ТЫ, ОН ОНА– ВМЕСТЕ ЦЕЛАЯ СТРАНА»
для обучающихся 5-6 классов

БЕРЕЗНИКИ, 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
С 1 сентября 2023 года на всей территории Российской Федерации начинает действовать
Федеральная образовательная программа основного общего образования (далее — ФОП ООО),
структурным элементом которой является федеральная рабочая программа воспитания.
Ценностно-целевыми основаниями программы воспитания являются традиционные
российские духовно-нравственные ценности. Их сохранение и укрепление является одной из
стратегических целей системы образования, что закреплено Указом президента Российской
Федерации от 09.11.2022 № 8091 и Стратегией национальной безопасности Российской
Федерации2.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом
основного общего образования, ФОП ООО реализуется посредством урочной и внеурочной
деятельности, осуществляемой образовательной организацией совместно с семьей и другими
институтамивоспитания.
В рамках обеспечения методического сопровождения ФОП ООО разработана программа
внеурочной деятельности по активной социализации обучающихся 5-х классов «Я-ты-он-она —
вместе целая страна» (далее — Программа) с целью приобщения обучающихся 5 классов к
российским традиционным духовно-нравственным и социокультурным ценностям. Данная
Программа является преемственной по отношению к программе социальной активности для
обучающихся начальных классов «Орлята России».
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ
Воспитание в школе выстраивается с помощью различных механизмов, одним из которых
является внеурочная деятельность обучающегося. Под внеурочной деятельностью понимается
образовательная деятельность, направленная на достижение планируемых результатов освоения
основных образовательных программ (предметных, метапредметных и личностных),
осуществляемая в формах, отличных от урочной3.
Формы внеурочной деятельности должны предусматривать активность и самостоятельность
обучающихся, сочетать индивидуальную и групповую работы, проектную и исследовательскую
деятельность, экскурсии, походы, деловые игры и пр. Внеурочная деятельность может
реализовываться через цикл занятий, посвященных актуальным социальным и нравственным
проблемам современного мира. Данные занятия должны быть направлены на удовлетворение
социальных интересов и потребностей обучающихся. Основная цель занятий — развитие важных
для жизни подрастающего человека социальных умений: заботиться о других и организовывать
своюсобственную деятельность, лидировать и подчиняться, брать на себя инициативу и
нести ответственность, отстаивать свою точку зрения и принимать другие точки зрения.
Основная задача, решаемая с помощью занятий, — обеспечение психологического
благополучия обучающихся в образовательном пространстве школы, создание условий для
развития ответственности за формирование макро и микрокоммуникаций, складывающихся в образовательной организации, понимания обучающимися зон личного влияния на уклад
школьной жизни.
В 5 классе происходит переход от младшего школьного воз- раста к подростковому,
поэтому среди пятиклассников можно увидеть и еще «психологических младшекласников», и
одновременно младших подростков. Пятиклассника уже не удовлетворяет позиция школьника,
которую он занимал в начальных классах. У него появляется возможность к построению
обобщений в более сложной деятельности по усвоению норм взаимоотношений, что
выражается в активизации интимно-личностного и стихийно-группового общения. Фактически в
пятом классе происходит переход ведущей деятельности ребенкаот учения к общению.
Пятиклассники переживают образовательный кризис: полностью меняется характер
обучения по сравнению с начальной школой, по-этому особое внимание в Программе уделено
вопросам адаптации школьников к новым условиям. Происходит активное формирование
ценностной сферы личности, определяются жизненные перспективы. Дети осознают себя и свои
возможности, интересы, способности, у них

формируются взгляды на жизнь, на отношения между людьми, на свое будущее. В этом
возрасте актуализируются потребности в установлении доверительных отношений, признании и
самоутверждении, главным образом, в группе сверстников.
Активность пятиклассников направлена как на себя, так и на других людей. Они начинают
осознавать и нести ответственность за свои по- ступки, внешняя регуляция активности смещается
к внутренней регуляции. Деятельность с одной стороны должна отвечать потребностям
пятиклассника в самоутверждении, а с другой — создавать условия для развертывания
отношений с товарищами и признания его реальной значимости как полноправного члена
общества5. Участие в такой деятельности обеспечивает признание взрослых и в то же время
создает возможности для построения разнообразных отношений со сверстниками.
Таким типом деятельности могут выступать воспитательные события, под которыми
понимаются субъект-субъектные формы взаимодействия взрослого и ребенка, в которых
активность взрослого способствует овладению представлениями о какой-либо ценности,
формированию отношения к ней и кприобретению ребенком собственного опыта ее переживания.
В событиях ребенок преобразовывает персональный социальный опыт на личные установки
и позиции, включается в многообразные социальные связи, является исполнителем разных
ролевых функций, тем самым преобразует окружающее общество и себя. Участие ребенка в
такого рода событиях обеспечивает активную социализацию ребенка.
Программа внеурочной деятельности по активной социализации обучающихся 5-х классов
«Я-ты-он-она — вместе целая страна» разработана с учетом указанных выше возрастных
особенностей пятиклассников, социальной ситуации развития детей в образовательной
организации инаправлена на их активную социализацию.
Цель и задачи Программы
Цель Программы: приобщение обучающихся к российским тради- ционным духовнонравственным и социокультурным ценностям с учетом субъектной позиции ребенка, его
возрастных и психологических особенностей.

●
●
●
●
●

Задачи Программы:
создание условий для усвоения обучающимися социальных норм, духовно-нравственных
ценностей, традиций;
формирование и развитие личностных отношений к этим нормам, ценностям, традициям (их
освоение, принятие);
приобретение
соответствующего
социальным
нормам,
ценностям,
традициям
социокультурного опыта поведения, общения, межличностных и социальных отношений;
развитие у обучающихся инициативности, самостоятельности, самопознания, ответственности,
умения работать в коллективе;
обеспечение благоприятных условий для адаптации обучающихся 5-х классов при переходе на
следующий уровень образования.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПРОГРАММЫ
Методологическими
основаниями
Программы
являются
аксиологи- ческий,
антропологический и системно-деятельностный подходы:
● аксиологический подход предполагает, что воспитание представляет собой социальную
деятельность, направленную на передачу ценностей от старшего поколения к младшему.
Обучающиеся присваивают ценности в событийных общностях, приобретают социокультурный
опыт; у них формируется моральная рефлексия, нравственное самосознание и нравственная
культура;
● антропологический подход предполагает становление и воспитание человека во всей полноте его
природных, социальных и духовных характеристик. Воспитание человека осуществляется в
системе реальных жизненных связей и отношений в событийных общностях, в которых
происходит зарождение нравственного сознания, обретаетсяопыт нравственного поведения, что
в совокупности с личностными особенностями составляет основу субъектности ребенка;
● системно-деятельностный подход обуславливает системную реа- лизацию воспитательного
потенциала содержания образования, формирование и развитие у обучающихся мотивации к
учебной деятельности, развитие субъектной личностной позиции на основе опыта нравственной
рефлексии и нравственного выбора.
В основе Программы лежит понятие образовательного события, которое было введено в
педагогическую систему А. С. Макаренко и закреплено классической традиционной педагогикой.
Образовательное событие — это особая форма организации совместной деятельности детей
и взрослых, которая предполагает инициативные формы включения и создание «продукта
совместной деятельности», позволяющая

ребенку приобретать собственный опыт переживания той или иной ценности. В
воспитательном
событии
осуществляется
взаимное
обогащение всех субъектов
воспитательного процесса. Оно способствует развитию самостоятельности, ответственности,
инициативности пятиклассников6.
ТЕЗАУРУС ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ
Активность — это деятельное отношение личности к миру, способность производить
общественно значимые преобразования материальной и духовной среды на основе освоения
исторического опыта человечества. Активность ребенка направлена на получение новых
знаний, умений, навыков, науспешное вхождение в коллектив сверстников.
Воспитание — социальная деятельность, направленная на передачу общественных
ценностей от старшего поколения к младшему. Обучающиеся присваивают ценности в
событийных общностях, приобретают социокультурный опыт, у них формируется моральная
рефлексия, нравственное самосознание и нравственная культура.
Общность — устойчивая система связей и отношений между людьми, имеющая единые
ценностно-смысловые основания и конкретные целевые ориентиры. Общность — реальное
объединение людей, объективно заданное способом их устойчивой взаимосвязи, при котором они
выступают (проявляютсебя) как коллективный субъект социального действия.
Событие (в контексте воспитания) — субъект-субъектная форма взаимодействия взрослого
и ребенка, в которой активность взрослого способствует овладению представлениями о какой-либо
ценности, формированию отношения к ней и к приобретению ребенком собственного опыта ее
переживания.
Социализация — это интегративный процесс вступления субъекта в структуру общества,
посредством овладения им социальными правилами, ценностями, ориентациями, традициями,
познание которых помогает стать эффективным индивидом общества.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курс внеурочной деятельности состоит из пяти событий, в каждом из которых отражаются
особенности личностного развития ребенка, его воспитания и социализации.
Активная социализация осуществляется через овладение представлениями о ценностях, нормах и
правилах поведения в обществе; формирование ценностного отношения к окружающему миру, другим
людям, себе; приобретение опыта деятельности и поведения в соответствии с ценностями, нормами и
правилами, принятыми в обществе.
Событие «Моя школа — мои возможности» направлено на развитие представлений ребенка о школе
как единой общности, помогающей развить его индивидуальные способности, сформировать навыки
активной социальной деятельности в коллективе сверстников и взрослых. В основе события лежат такие
ценности, как жизнь, дружба, сотрудничество, коллективизм и командная работа.
Событие «Моя семья — моя опора» направлено на сохранение семейных ценностей и традиций,
актуализирует у детей представления о семье как важнейшем социальном институте. Событие
актуализирует такие ценности, как крепкая семья, милосердие, взаимопомощь и взаимоуважение.
Событие «Мой выбор — моя ответственность» направлено на развитие умения ребенка делать
осознанный выбор в разных сферах жизни. В основе данного события лежат такие ценности, как
справедливость, гуманизм, гражданственность, выбор и ответственность, права и свободы человека,
приоритет духовного над материальным, высокие нравственные идеалы.
Событие «Мои знания — моя сила» способствует приобщению детей к миру научного знания,
формированию навыков познавательной деятельности. Данное событие строится на таких ценностях, как
знание, достоинство и созидательный труд.
Событие «Моя страна — моя история» направлено на развитие патриотических чувств детей,
формирование общероссийской гражданской идентичности. Данное событие способствует актуализации у
ребенка таких ценностей, как Родина, патриотизм, историческая память и преемственность поколений,
единство народов России, служение Отечеству и ответственность за его судьбу.
События включают в себя несколько занятий, каждое из которых состоит из трех частей. Первая
часть — «информирование»: ребенок получает информацию, формирующую у него представления о
какой-либо ценности (или группе ценностей), лежащей в основе события. Вторая часть — «практика»: в
контексте полученной информации ребенку предлагаются практические задания, выполнение которых
способствует формированию отношения к транслируемой ценности. Третья часть — «рефлексия». На

основании полученной информации и проделанной самостоятельной работы ребенок при поддержке
педагога делает выводы о полученных результатах. Каждое событие завершается итоговым занятием, на
котором дети демонстрируют приобретенные ранее знания в совместной деятельности, делятся
индивидуальным опытом по каждому из занятий, формируют в итоге коллективный вывод о значимости
всего события для группы На итоговом занятии дети заполняют рефлексивные дневники, которые
позволяют им зафиксировать полученный в событии опыт.
Таким образом, в конце учебного года у каждого пятиклассника будет иметься собственная
брошюра, иллюстрирующая его путь в Программе.
По окончании всех событий проводится итоговая игра, на которой дети демонстрируют полученные
в течение учебного года знания и умения, подводят коллективные и индивидуальные итоги.
Таким образом, у пятиклассников происходит построение логической цепочки от собственного
опыта проживания каждого занятия к ознакомлению с опытом других детей и к формированию общего
отношения классного коллектива к прожитому ими событию.
Эта логическая цепочка закреплена в названии программы «Я-тыон-она — вместе целая страна» и
наглядно демонстрирует особенности протекания активной социализации на практике, когда знания
и опыт отдельного субъекта, с одной стороны, интегрируются в общее социальное пространство, а с другой
стороны, дополняют и обогащают опыт самого субъекта новыми коллективными знаниями.
Основными формами взаимодействия педагогов с обучающимися являются: классный час,
творческая мастерская хакатон, квест-игра, которые направлены на формирование ценностных ориентаций
в процессе активной деятельности.
Для проведения занятий по Программе желательно использовать не только учебный кабинет,
закрепленный за классом, но и другие помещения образовательной организации (спортзал, библиотеку,
рекреации и т. д.), а также пришкольную территорию.
Кроме того, Программа предусматривает организацию экскурсий, мастер-классов и других занятий
за пределами школы на территории социальных партнеров. Приветствуется активное участие самих
обучающихся в подготовке и проведении занятий Программы, а также старшеклассников (наставников),
других педагогов школы, родителей и социальных партнёров школы.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Занятия в рамках Программы направлены на обеспечение достижений школьниками следующих
личностных и метапредметных образовательных результатов с учетом рабочей программы воспитания
в общеобразовательных организациях.
Личностные результаты
В сфере гражданского воспитания: готовность к выполнению обязанностей гражданина и
реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; понимание роли
различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и
обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном
и многоконфессиональном обществе; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к
взаимопониманию и взаимопомощи.
В сфере патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в
поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к исследованию родного
языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России, к истории и современному
состоянию российских гуманитарных наук.
В сфере духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в
ситуациях нравственного выбора, возникающих в процессе реализации проектов или исследований,
осознание важности морально-этических принципов в деятельности исследователя; свобода и
ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.
В сфере физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия: осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребления алкоголя, наркотиков,
курения) и иных форм вреда для физического и психического здоровья, способность адаптироваться к
стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе
осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; умение принимать себя и других без
осуждения; умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять собственным
эмоциональным состоянием; сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и
такого же права другого человека.

В сфере трудового воспитания: осознанный выбор и построение индивидуальной траектории
образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей.
В сфере адаптации к изменяющимся условиям социальной и природной среды: освоение
социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм
и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, а
также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды; способность
действовать в условиях неопределенности, повышать уровень своей компетентности через практическую
деятельность, в том числе умение учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые
знания, навыки и компетенции из опыта других; навык выявления и связывания образов, способность
формирования новых знаний, в том числе способность формулировать свои идеи, понятия, гипотезы об
объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и
компетентностей, планировать свое развитие.
Метапредметные результаты
В сфере овладения универсальными учебными познавательными действиями: выявлять и
характеризовать существенные признаки объектов (явлений); устанавливать существенный признак
классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; выявлять
дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи; выявлять причинноследственные связи при изучении явлений и процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и
индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи; формировать гипотезу об истинности
собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение; прогнозировать
возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных
ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах; применять различные
методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом
задачи; выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и
форм представления; находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же
идею, версию) в различных информационных источниках.
В сфере овладения универсальными учебными коммуникативными действиями: воспринимать и
формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения; выражать
свою точку зрения в устных и письменных текстах; распознавать невербальные средства общения,
понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и
смягчать конфликты, вести переговоры; понимать намерения других, проявлять уважительное отношение
к собеседнику; в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и
высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство
позиций; публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта);
самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и особенностей аудитории и в
соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных
материалов; понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении
конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при
решении поставленной задачи; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия
по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения,
подчиняться, планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений
и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды,
участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и
координировать свои действия с другими членами команды; оценивать качество своего вклада в общий
продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать
результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу
ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой.
В сфере овладения универсальными учебными регулятивными действиями: выявлять проблемы для
решения в жизненных и учебных ситуациях; ориентироваться в различных подходах принятия решений
(индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой); самостоятельно составлять
алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся

ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; составлять
план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный
алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом объекте; делать выбор и брать ответственность
за решение; владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; давать адекватную оценку
ситуации и предлагать план ее изменения; учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут
возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному
опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации, вносить коррективы в деятельность на
основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
различать; выявлять и анализировать причины эмоций; ставить себя на место другого человека, понимать
мотивы и намерения другого, регулировать способ выражения эмоций; осознанно относиться к другому
человеку, его мнению; признавать свое право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и других
без осуждения.
МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Для успешной реализации Программы и обеспечения единых подходов к ее реализации разработан
учебно-методический комплект, состоящий из отдельных тетрадей по каждому событию, в которых
содержатся методические рекомендации педагогу, помогающие ему грамотно организовать деятельность
школьников.
Разработки занятий представлены в виде технологических карт. Технологическая карта
представляет собой документ, регламентирующий деятельность педагога по планированию и организации
образовательного процесса на занятии в соответствии с требованиями ФОП ООО. Технологическая карта
является обобщенно-графическим выражением сценария урока, основой его проектирования, средством
представления индивидуальных методов работы педагога. В каждой технологической карте представлено
описание необходимого для проведения занятия материально-технического обеспечения, а также
обозначено пространство, соответствующее условиям проведения занятия.
В приложениях к соответствующим технологическим картам размещены необходимые для
проведения занятий демонстрационные и раздаточные материалы.
При разработке методических материалов к занятиям использовался принцип вариативности,
позволяющий педагогу самостоятельно выбрать задания, формы занятий в зависимости от имеющихся в
образовательной организации материально-технических и кадровых ресурсов, а также уровня
сформированности классного коллектива.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Классныесобытия
п/п
1

2

3

4

5

Темы занятий

Занятие 1.«Какие мы?»
«Моя школа
— мои возможности» Занятия 2–3. «Маршруты нашей школы»
Занятие 4. «Школьные старты» (подготовка)
Занятие 5. «Школьные старты»
Занятия 6–7. «Мы — команда»
ИТОГО: 7
«Моя семья — моя Занятие 8. «История моей семьи»
опора»
Занятие 9. «Семья — начало всех начал»
Занятие 10. «Правила счастливой семьи»
(подготовка)
Занятия 11–12. «Правила счастливой семьи»
ИТОГО: 5
Занятие 13. «Моя гражданская позиция: почему
«Мой выбор
важно выбирать»
— моя
ответственность»
Занятие 14. «Свобода и ответственность»
Занятие 15. «Цифровая грамотность и безопасность в
сети»
Занятие 16. «Безопасное использование цифровых
ресурсов»
Занятие 17. «Финансовая безопасность»
Занятие 18. «Планируем бюджет»
Занятие 19. «5 правил финансовой грамотности»
Занятия 20–21. «Мы выбираем»
ИТОГО: 9
«Мои знания — моя Занятия 22–23. «Чудеса науки»
сила»
Занятие 24. «Правильные привычки: здоровое
питание»
Занятие 25. «Правильные привычки: правила
безопасности»
Занятия 26–27. «В здоровом теле — здоровый дух»
ИТОГО: 6
«Моя страна— моя Занятие 28. «Аллея памяти»

история»

Занятие 29. «Живет герой на улице родной»
Занятие 30. «Через года, через века помните…»
Занятия 31–32. «Зарница»

Колич
ество
часов
1
2
1
1
2
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
2
2
1
1
2
1

1
1
2

ИТОГО: 5

Итоговое занятие

«Я-ТЫ-ОН-ОНА — ВМЕСТЕ ЦЕЛАЯСТРАНА»

2


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».