Приложение к основной общеобразовательной программе начального общего образования Управление образования администрации г. Березники Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 8 РАССМОТРЕНО И РЕКОМЕНДОВАНО к утверждению на заседании педагогического совета Протокол № 1 от 29.08.2023 УТВЕРЖДАЮ Директор МАОУ СОШ № 8 ___________ Т.В.Кузнецова «______» __________2023 г. (приказ № 425 от 01.09.2023) РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «УЧЕНИЧЕСКОЕ САМОУПРАЛЕНИЕ» для обучающихся 7-9 классов БЕРЕЗНИКИ, 2023 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа внеурочной деятельности по школьному самоуправлению для 7-11 классов разработана на основе следующих нормативно-правовых документов: 1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 г. № 273- ФЗ (с изменениями и дополнениями). 2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. № 373 « Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12. 2010 г. № 1897 « Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». 3. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.10.2015 г. № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов» 4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12. 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидимиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями на 29 июня 2011 г.). Современное общество ставит перед образовательными учреждениями новые задачи, решения которых позволит молодому поколению наиболее полно реализовать себя в общественной жизни. Школа способна обеспечить не только интеллектуальное, но и социальное развитие: сформировать чувство ответственности за свои поступки и готовность к выполнению своих будущих обязанностей перед обществом. Программа органа ученического самоуправления призвана помочь школьникам адаптироваться к окружающей их социальной жизни наименее болезненным способом - не путём проб и ошибок, а путём своевременного приобретения необходимых знаний и социального опыта. Это позволило бы школьникам уверенно действовать в различных жизненных ситуациях наиболее целесообразным и безопасным для себя и окружающих способом, а также осуществлять свои жизненные планы, не вступая в конфликт с социумом. Программа школьного самоуправления призвана способствовать становлению подростка как социально активной личности, способной участвовать в творческом преобразовании социальной действительности. Программа способствует формированию у школьников нравственных понятий и социального опыта, гуманистических ценностных ориентаций: - жизнь человека, его достоинство, право на индивидуальность; - родные и близкие люди, их любовь, забота; - добрые отношения с окружающими людьми, взаимопонимание, дружба; - школа - милый дом, дом, в котором ты живёшь, со своей историей, особенностями устройства, традициями и отличительными чертами характера его обитателей - источник развития и предмет гордости. В нашем образовательном учреждении создан школьный орган ученического самоуправления Совет старшеклассников, который функционирует по сегодняшний день, осуществляя свою деятельность. Цель: - Создание благоприятных педагогических, организационных, социальных условий для самореализации, самоутверждения, саморазвития каждого обучающегося в процессе включения его в разнообразную содержательную индивидуальную и коллективную деятельность. - Стимулирование обучающихся к социальной активности и творчеству, воспитание гражданина с высокой демократической культурой. Задачи: - создание системы ученического самоуправления как среды, обеспечивающей позитивную социализацию каждого обучающегося; - выявление и развитие творческого потенциала личности каждого обучающегося с учетом его возможностей; - предоставление обучающимся реальной возможности вместе с педагогами участвовать в управлении школой (прогнозировать, организовывать, исполнять и анализировать учебновоспитательный процесс). - развитие навыков лидерского поведения, организаторских знаний, умений, навыков и способов конструктивного общения со сверстниками и взрослыми. - обучение органов ученического самоуправления активным формам работы с обучающимися; - оказание помощи учащимся в познании себя и окружающих, в адаптации к жизни, - обеспечение условий для защиты прав и интересов учащихся; - воспитание сознательного отношения к учебе; - воспитание культурного и современного человека; - развитие инициативы и творчества учащихся в процессе коллективных дел. Основные приоритеты Программы. Ученическое самоуправление в содержании своей деятельности объединяет различные социальные институты вокруг решения таких важных проблем современности как формирование гражданской позиции, нравственной ответственности в духе ценностей гражданского общества. Функционирование системы самоуправления основано на следующих принципах: 1) разделение полномочий органов самоуправления школы и их тесное взаимодействие; 2) выборность органа самоуправления учащихся; 3) равноправие всех членов органа самоуправления; 4) систематическая сменяемость, обновляемость председателя школьного ученического самоуправления и лидеров центров, преемственность в их работе; 5) широкая гласность и открытость в деятельности органа школьного самоуправления; 6) самостоятельность и свобода действий; 7) коллегиальность принятия решений и персональная ответственность за их выполнение; 8) учет объективных закономерностей, конкретных условий и обстоятельств; 9) законность принимаемых решений; 10) свобода критики и обмена мнениями по вопросам школьной жизни, деятельности органа самоуправления; 11) гуманность к каждому отдельному человеку, приоритетность интересов учащихся; 12) принцип педагогического руководства (целенаправленное развитие детского самоуправления); 13) динамичность структуры органа ученического самоуправления; 14) сознательность при выборе в состав органа ученического самоуправления; Реализация перечисленных принципов позволяет установить демократический образ жизни в школе, создать благоприятные условия для свободного развития личности, а, следовательно, и ученического самоуправления. Настоящая программа разработана на 34 часА (1 час в неделю). Личностные и метапредметные результаты освоения курса ВД Ожидаемые результаты программы: - повышение значимости роли школьного ученического самоуправления в осуществлении совместной деятельности семьи и образовательного учреждения по воспитанию и развитию личности ребенка: - раскрытие личностного потенциала учащихся в воспитательной системе школы; - развитие познавательной, коммуникативной и мотивационной сферы личности ученика через деятельность в органах ученического самоуправления; - формирование системы отношений учащихся к миру и самим себе. Личностные результаты: - выработка личной ответственности за собственное развитие; - повышение уровня воспитанности; - самораскрытие и самореализация личности; - приобретение навыков общения в режиме реального времени. Метапредметные результаты: - раскрытие личностного потенциала учащихся в воспитательной системе школы; - развитие познавательной, коммуникативной и мотивационной сферы личности ученика через деятельность в органах ученического самоуправления; - формирование системы отношений учащихся к миру и самим себе; - овладение детьми элементов самоанализа и самооценки. Содержание курса внеурочной деятельности Формирование ученического самоуправления. Основные положения Устава школы. 1 Практическое занятие Ученическое самоуправление. Беседа, тренинг, практическое занятие, репетиция, проведение и организация запланированных мероприятий Как вести за собой. Игры, лекции, тренинги, практические занятия, проведение и организация запланированных мероприятий Самопознание. Репетиции, беседа, практическое занятие, проведение и организация запланированных мероприятий КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ