Пояснительная записка Исследования показывают, что учащиеся хуже всего справляются с задачами, в которых требуется построить математическую модель, исходя из конкретной жизненной ситуации. Умение применить математические знания для решения жизненных проблем не может появиться само собой. Этим умениям необходимо обучать целенаправленно. Решение финансово-экономических, технологических и бытовых задач демонстрирует учащимся применение математического аппарата к решению повседневных бытовых проблем каждого человека, вопросов рыночной экономики и задач технологии производства; ориентируют учащихся по естественнонаучному и социально-экономическому профилю; способствует познавательной и социальной активности школьников; затрагивает связь с будущей профессией. Курс предназначен для учащихся 9 класса и рассчитан на 34 часа. Цели данного курса: привить учащимся основы экономической грамотности, помочь ученикам оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы. сформировать умения применять математические знания для решения жизненных проблем. Для достижения поставленных целей в процессе обучения решаются следующие задачи: овладение наиболее известными приемами и методами применения математических знаний в различных областях науки, техники и в жизненных ситуациях; формирование продуктивного мышления, обеспечивающего успешность жизни в обществе; формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету; выявление и развитие математических способностей. Содержание курса 1. Проценты - 2 часа. 2. Банковские расчёты – 7 часов. 3. Концентрация и процентное содержание – 6 часов. 4. Функциональные зависимости - 8 часов. 5. Математика в реальности – 11 часов. Ожидаемые результаты В результате изучения содержания курса учащиеся могут: научиться выделять в ситуации проблему, которая решается средствами математики; усвоить наиболее известные приемы и методы применения математических знаний в различных областях науки, техники и в жизненных ситуациях; получить прочные навыки обращения с процентами в повседневной жизни. Календарно- тематическое планирование Тема занятия Содержание материала № занятия Проценты 1 - 2 Понятие процента и его Определение процента. Формулы и схемы виды. «простого процентного роста» и « сложного процентного роста». Банковские расчёты 3 Исторические факты. Исторические сведения о применении Терминологический процентов ростовщиками и банками. словарь. Специфические термины, встречающиеся при решении задач на проценты в жизненных ситуациях. 4 Повышение цен на товары Решение задач на повышение цен на и услуги. товары и услуги. 5 Понижение цен на товары Решение задач на понижение цен на и услуги. товары и услуги. 6 – 7 Расчеты по банковским Решение задач на начисление простых вкладам с использованием процентов за часть года; изменение формул простых годовых ставок простых процентов; процентов. капитализацию простых процентов; на многократное начисление процентов в течение одного года. 8 – 9 Расчеты по банковским Решение задач на ежегодные начисления вкладам с использованием сложных процентов и на многократное формул сложных начисление сложных процентов в течение процентов. нескольких лет. Концентрация и процентное содержание 10 – 11 Расчет концентрации и Бытовые задачи на концентрацию и процентного содержания в процентное содержание. быту. 12 – 13 Расчет концентрации и Задачи на концентрацию и процентное процентного содержания содержание в работе повара, фармацевта и на производстве. т.д. 14 – 15 Смеси и сплавы. Задачи на Технологические задачи на смеси и концентрацию в сплавы, на процентное содержание. химической промышленности. Функциональные зависимости 16 – 17 Линейная функция в Решение производственно экономике и логистике. экономических задач с помощью линейной функции. 18 - 19 Уравнение прямой в Использование в экономических расчётах экономических расчётах уравнения прямой линии. 20 – 21 Функциональные Задания практико–ориентированного зависимости в физике и содержания на функциональную химии. зависимость из курса физики и химии. 22 – 23 Функциональные Задания практико–ориентированного зависимости в биологии и содержания на функциональную географии. зависимость из курса биологии и географии. Математика в реальности 24 – 25 Финансовые пирамиды. Финансовые пирамиды. Закон сохранения. Расчётные задачи. 26 – 27 Фирмы – распространители Фирмы-распространители. Сетевая технология. Решение задач. 28 Доступные финансовые Повторение формул и финансовых процедуры. законов. Доступные финансовые процедуры. 29 Можно ли обеспечить себе Акции. будущее? 30 - 32 Работа над проектом «Как Индивидуальные консультации. обеспечить себе будущее?» 33 – 34 Защита проектов. Защита и обсуждение проектов.