ПВД Ресурсосбережение и экологическая безопасность человека

Пояснительная записка
Современная наука все более полно охватывает многообразные отношения и связи человека с
миром (абиотические и биотические факторы природы человек; общество и его историческое
развитие человек; человек техника; человек культура; человек и общество Земля и космос).
В системе тех или иных связей человек изучается то как продукт биологической эволюции - вид
Ноmо sарiеns, то как субъект и объект исторического процесса - личность, то как естественный
индивид с присущей ему генетической программой развития и определенным диапазоном
изменчивости. Исключительно важное значение имеет исследование человека как основной
производительной силы общества, субъекта труда и ведущего звена в системе "человек - машина",
как субъекта познания, коммуникации и управления, как предмета воспитания и т. д.
В программе «Экология человека» собран большой материал по современным экологическим
знаниям.
В связи с отсутствием в программе школьного курса «Экологии», данная программа позволяет
развивать учащихся в данной области, расширить их кругозор по вопросам экологической
направленности и дать ответы на такие вопросы как: жизнь во всех её проявлениях; экологическая
безопасность; экологическая грамотность; физическое, физиологическое, репродуктивное,
психическое, социально-психологическое, духовное здоровье; экологическая культура; экологически
целесообразный здоровый и безопасный образ жизни; ресурсосбережение; экологическая этика;
экологическая ответственность; социальное партнёрство для улучшения экологического качества
окружающей среды; устойчивое развитие общества в гармонии с природой. Данная программа
может быть использована как учителями-предметниками, так и классными руководителями.
Основной целью программы является воспитание здоровых, неравнодушных и ответственных
граждан, привитие бережного отношения и любви к своей Родине, чувства духовности,
признательности и уважения к труду, понимания проблемы - «Будущее у молодёжи», укрепление
основ дружбы, взаимопонимания, товарищества.
Задачи программы состоят в следующем:
 Пробудить интерес учащихся к предметам естественно - научного цикла.
 Познакомить учащихся с основными экологическими проблемами и предложить пути их
решения.
 Составить проекты экологической направленности.
Данная программа отличается новизной, так как подобных программ составлено мало.
Представленная программа всегда остаётся актуальной, так как воспитательный процесс в жизни
учащихся всегда занимает первое место.
Программа разработана для учащихся 9 классов. Она расширяет знания учащихся во многих
областях человеческой деятельности: науки, технологии, культуры и т.д.
В программе рассмотрены принципы системного подхода к решению практических задач, а
также задач, требующих нестандартных решений.
Вместе с тем, в ней отражается современный уровень развития науки, междисциплинарные
взаимоотношения, системный подход к анализу проблемных ситуаций и интерпретации наиболее
существенных явлений, процессов и состояний.
В ходе реализации программы распространяется опыт различных видов деятельности и
проведения досуга с интенсивной интеллектуальной направленностью, ведётся борьба с косностью
мышления в целях воспитания и стимулирования нестандартных подходов к поставленным
проблемам и создания навыков творческого подхода к их практическому решению, создаются
условия, направленные на всестороннее развитие подрастающего поколения.
Цели курса внеурочной деятельности: подготовить обучающихся к написанию
экологических проектов, предъявляемыми новыми образовательными стандартами.
Направление: общеинтеллектуальное

Структура курса

Курс рассчитан на 34 занятия. Занятия проводится в форме практических работ.
Формы организации учебных занятий
Большая часть работы связана с практической и творческой деятельностью.
Контроль и система оценивания
Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения
практических работ. Присутствует как качественная, так и количественная оценка деятельности..
Итоговый контроль реализуется в форме: защита мини-проекта.
Учебно-тематический план
Количество часов
№
п/п

Тема

1

Ресурсы
планеты(практи
ческая работа)

Практи
Всего Лекции
кум

Формы
проведения

1ч

Мини-лекция,
урок-практикум,
тестирование.

2

История
освоения
природных
ресурсов
человеком(практ
ическая работа)

1ч

Мини-лекция,
урок-практикум,
тестирование.

3

Экологические
кризисы,
проблемы и
катасторфы

1ч

Комбинирован
ный урок,
групповая работа

4

Мировые войны
и ресурсы
планеты

1ч

Мини-лекция,
работа в парах

5

Космические
источники
минеральных
ресурсов

1ч

Комбинированны
й урок, урокпрактикум,
тестирование

Городское и
сельское
население.
Характеристика
городской среды

1ч

Семинар,
групповая работа,
тестирование

Исследование
многолетней
динамики
климатических
параметров по
годичным
кольцам
древесных

1ч

Мини-лекция,
групповая работа,
тестирование

6

7

Образовательный
продукт

растений в
городских
лесопарках.

8

Изучение
различных
видов
транспорта в
городе и его
влияния на
окружающую
среду

1ч

Мини-лекция,
работа в парах

9

Изучение
почвенного
профиля и
определение
почвенных
горизонтов

1ч

Мини-лекция,
урок-практикум

10

Определение
содержания
гумуса в
городских
почвах методом
И.В.Тюрина

1ч

Мини-лекция,
урок-практикум

11

Исследование
радиационного
фона городских
почв

1ч

Мини-лекция,
урок-практикум

12

Определение
содержания
катионов свинца
в почве и
растительности.

1ч

Мини-лекция,
урок-практикум

13

Исследование
чисселености
дождевых
червей в
городских
почвах с
различными
уровнями
техногенной
нагрузки

1ч

Мини-лекция,
урок-практикум

14

Определение
загрязнения
воздуха по
содержанию
сульфатов в
коре

1ч

Мини-лекция,
урок-практикум

15

Определение
загрязнения
воздуха по
содержанию
сульфатов в
коре деревьев

1ч

Мини-лекция,
урок-практикум

16

Виды энергии

1ч

Мини-лекция,
урок-практикум

17

Потребление
электроэнергии
в квартире

1ч

Мини-лекция,
урок-практикум

18

Охота за
килловатами

1ч

Мини-лекция,
урок-практикум

19

Изучение
режима
освещения

1ч

Мини-лекция,
урок-практикум

20

Тепло в доме

1ч

Мини-лекция,
урок-практикум

21

Рациональное
использование
воды

1ч

Мини-лекция,
урок-практикум

22

Изучение
маркировки
товара

1ч

Мини-лекция,
урок-практикум

23

Определение
«экологического
следа»

1ч

Мини-лекция,
урок-практикум

24

Оценка
загрязненности
территории
пришкольного
участка
твердыми
бытовыми
отходами

1ч

Мини-лекция,
урок-практикум

25

Экология уюта

1ч

Мини-лекция,
урок-практикум

26

Пылевое
загрязнение
воздуха в
помещении

1ч

Мини-лекция,
урок-практикум

27

Экология жилья:
от избы к
современной
квартире

1ч

Мини-лекция,
урок-практикум

28

Безопасная
химия в быту и
повседневной
жизни

1ч

Мини-лекция,
урок-практикум

29

Мобильный
телефон и
компьютерпостоянные
спутники
современного
человека(практи
ческая работа)

1ч

Мини-лекция,
урок-практикум

30

Экономика
здоровья

1ч

Мини-лекция,
урок-практикум

31

Экономика
здоровья

1ч

Мини-лекция,
урок-практикум

32

Изучение
экологокоммуникативн
ых традиций
разных народов,
проживающих в
крупных
городах

1ч

Мини-лекция,
урок-практикум

33

Нравственноэтические и
правовые нормы
ресурсосбереже
ния

1ч

Мини-лекция,
урок-практикум

34

Ресурсосбереже
ние как
основное
условие
устойчивого
развития
общества

1ч

Мини-лекция,
урок-практикум

Итого

34ч

Содержание программы курса
Тема 1 Ресурсы планеты(практическая работа)
История освоения природных ресурсов человеком
Тема 2. История освоения природных ресурсов человеком(практическая работа).
История развития и и использование природных ресурсов планеты Земля.
Тема 3. Экологические кризисы, проблемы и катасторфы(практическая работа).
Способы решения различных уравнений (линейных, квадратных и сводимых к ним, дробнорациональных и уравнений высших степеней).
Тема 4 Мировые войны и ресурсы планеты . (практическая работа).
Исследование экологических последствий прошедших войн.
Тема 5. Космические источники минеральных ресурсов. (практическая работа).
Роль «внеземных» ресурсов при освоении космоса».
Тема 6. Городское и сельское население. Характеристика городской среды (практическая
работа).
Изучение расселения людей на планете., выявление человека на окружающую среду.
Тема 7. Исследование многолетней динамики климатических параметров по годичным
кольцам древесных растений в городских лесопарках(практическая работа).
Выявлениев городском лесопарке наиболее старых деревьев распространенных пород.
. Тема 8. Изучение различных видов транспорта в городе и его влияния на окружающую
среду(практическая работа).
Проведение оценки загрязнений, вызванных автомобильным тарнспортом.
Тема 9. Изучение почвенного профиля и определение почвенных горизонтов(практическая
работа).
Изучение почвенного профиля данной местности.
Тема 10 Определение содержания гумуса в городских почвах методом
И.В.Тюрина(практическая работа).
Определение общего количествагумуча методом И.В.Тюрина.
Тема 11. Исследование радиационного фона городских почв. (практическая работа).
Исследование МЭД гамма-излучения на выбранном участке территории города.
Тема 12. Определение содержания катионов свинца в почве и растительности. (практическая
работа).

Определение содержание катионов
Тема 13. Исследование численности дождевых червей в городских почвах с различными
уровнями техногенной нагрузки (практическая работа).
Исследование численности дождевых червей в городских почвах с различным уровнем
антропогенной нагрузки.
Тема 14. Определение загрязнения воздуха по содержанию сульфатов в коре. (практическая
работа).
Определение степени загрязненности атмосферного воздуха.
Тема 15. Определение загрязнения воздуха по содержанию сульфатов в коре деревьев.
(практическая работа).
Определение степени загрязненности атмосферного воздуха диоксидом серы.
Тема 16. Виды энергии(практическая работа).
Изучение значение энергии в промышленности и в быту.
Тема 17. Потребление электроэнергии в квартире(практическая работа).
Проведение инвентаризации
Тема 18. Охота за килловатами(практическая работа).
Оптимизирование расходования электроэнергии в квартирах семей учащихся школы.
Тема 19 .Изучение режима освещения(практическая работа).
Оптимальные формы освещения с позиции комфортности и энергоэффективности.
Тема 20. Тепло в доме(практическая работа).
Определение темпреатурного режима в помещении квартиры учащихся.
Тема 21. Рациональное использование воды(практическая работа).
Определение потребления пресной воды в быту и резервы ее экономии.
Тема 22. Изучение маркировки товара(практическая работа).
Изучение знаков маркировки и использовать эти знания в быту.
Тема 23. Определение «экологического следа» (практическая работа).
Определение своего экологического следа на планете.
Тема 24. Оценка загрязненности территории пришкольного участка твердыми бытовыми
отходами(практическая работа).
Проведение оценки замусоренности пришкольного участка и разработка плана мероприятий по
ликвидации мусора.
Тема 25. Экология уюта(практическая работа).
Определение экологического состояния своего дома и способы услучшения «здоровья» жилища.
Тема 26. Пылевое загрязнение воздуха в помещении(практическая работа).
Оценка загрязненности воздуха в помещении. Изучение состава пыли,находящейся в воздухе
помещений и оседающей на поверхности предметов.
Тема 27. Экология жилья: от избы к современной квартире(практическая работа).
Проведение сравнительной оценки экологических и бытовых харктеристик избы и современной
квартиры и проектирование своего жильяна основе экологической безопасности и сохранение
традиций своего народа.
Тема 28. Безопасная химия в быту и повседневной жизни(практическая работа).
Тема 29. Мобильный телефон и компьютер- постоянные спутники современного
человека(практическая работа)
Изучение роли мобильного телефона, компьютера и Интернета в жизни школьника.
Тема 30. Экономика здоровья(практическая работа).
Экологическое безопасное поведение в чрезвычайных ситуациях.
Тема 31. Экономика здоровья(практическая работа).
Понятие экономики здоровья.
Тема 32. Изучение эколого- коммуникативных традиций разных народов, проживающих в
крупных городах.
Изучение исторически сложившийся традиций совместного существования народов в городе.
Тема 33. Нравственно-этические и правовые нормы ресурсосбережения(практическая работа).
Анализ нравственно-этических и правовых норм ресурсосбережения на основе культурноисторического подхода.

Тема 34. Ресурсосбережение как основное условие устойчивого развития
общества(практическая работа).
Определение роли ресурсосбережения как основного фактора реализации концепции устойчивого
развития общества.

Список литературы:
1.

Александрова В.П., Болгова И.В., Нифантьева Е.А. Ресурсосбережение и экологическая
безопасность человека. Практикукм с основами экологического проектирования.9 класс.. - М.:
ВАКО, 2015. - 144 с.

2. Атлас почв СССР. М.: Колос, 1974.
3. Алексеев С.В., Груздева Н.В., Муравьев А.Г., Гущина Э.В. Практикум по экологии: учебное
пособие / Под ред. С.В. Алексеева. М.: АО МДС, 1996.
4. Белова Н.И. Экология в мастерских. СПб.: Паритет, 2004.
5. Биологический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1986.
6. Велибоков Г., Медведев М. Геральдический альбом // Вокруг света, 1990, № 2, 4, 7.
7. Гаузе Г.Ф. Борьба за существование. М., Ижевск, 2002.
8. Голуб И.Б. Упражнения по стилистике русского языка. М.: Айрис-пресс, 2002.
9. Груздева Н.В. Окружающий мир глазами детей. СПб.: КАРО, 2004.
10. Денисова С.И. Полевая практика по экологии: учебное пособие. Минск, 1999.
11. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Методики диагностики и коррекции отношения к природе. М., 1995.
12. Дзятковская Е.Н. Развивающее экологическое образование. М., 2010.
13. Жигарев И.А., Пономарева О.Н., Чернова Н.М. Основы экологии. 10 (11) кл. Сборник задач,
упражнений и практических работ к учебнику под ред. Н.М. Черновой «Основы экологии. 10 (11)
класс». М.: Дрофа, 2001.
14. Зверев А.Т. Экология. Практикум. 10-11 кл. Учебное пособие для общеобразовательных
учреждений. М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век»
15. Зверев И.Д. Учебные исследования по экологии в школе. М.: Центр «Экология и
образование», 1993.
16. Зигуненко С.Н. Знаки и символы. М.: ACT, Астрель; Транзиткнига,
2005.
16.

История России / Под ред. Г.Н. Сердюкова. Ростов н/Д, 2004.

17.

Козловский Е.А. Россия: минерально-сырьевая политика и национальная безопасность // Изд.

РГГРУ, 2002.
18.

Козловский Е.А., Малютин Ю.С. Минеральное сырье из космоса: фантазия на грани

реальности // Маркшейдерия и недропользование, 2009, № 4.
19.

Козловский Е.А., Малютин Ю.С. Минерально-сырьевые ресурсы Мирового океана как резерв

мировой экономики // Маркшейдерия и недропользование, 2005, № 3-4.

20.

Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. 10 кл.: учебник для

общеобразоват. учреждений. М.: Просвещение, 2009.
21.

Методы

экологических

исследований:

сборник

методических

материалов

//

Исследовательская работа школьников, 2006.
22.

Самкова В.А. Мы изучаем лес / Под ред. И.Т. Суравегиной. М.: Центр «Экология и

образование», 1993.
23.

Реймерс Н.Ф. Природопользование: Словарь-справочник. М.: Мысль, 1990.

24.

Савичева И. Космическая энергия. Интервью с академиком РАН Б.Е. Черток // Московский

комсомолец, 6 февраля 2006 г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».