Пояснительная записка Современная наука все более полно охватывает многообразные отношения и связи человека с миром (абиотические и биотические факторы природы человек; общество и его историческое развитие человек; человек техника; человек культура; человек и общество Земля и космос). В системе тех или иных связей человек изучается то как продукт биологической эволюции - вид Ноmо sарiеns, то как субъект и объект исторического процесса - личность, то как естественный индивид с присущей ему генетической программой развития и определенным диапазоном изменчивости. Исключительно важное значение имеет исследование человека как основной производительной силы общества, субъекта труда и ведущего звена в системе "человек - машина", как субъекта познания, коммуникации и управления, как предмета воспитания и т. д. В программе «Экология человека» собран большой материал по современным экологическим знаниям. В связи с отсутствием в программе школьного курса «Экологии», данная программа позволяет развивать учащихся в данной области, расширить их кругозор по вопросам экологической направленности и дать ответы на такие вопросы как: жизнь во всех её проявлениях; экологическая безопасность; экологическая грамотность; физическое, физиологическое, репродуктивное, психическое, социально-психологическое, духовное здоровье; экологическая культура; экологически целесообразный здоровый и безопасный образ жизни; ресурсосбережение; экологическая этика; экологическая ответственность; социальное партнёрство для улучшения экологического качества окружающей среды; устойчивое развитие общества в гармонии с природой. Данная программа может быть использована как учителями-предметниками, так и классными руководителями. Основной целью программы является воспитание здоровых, неравнодушных и ответственных граждан, привитие бережного отношения и любви к своей Родине, чувства духовности, признательности и уважения к труду, понимания проблемы - «Будущее у молодёжи», укрепление основ дружбы, взаимопонимания, товарищества. Задачи программы состоят в следующем: Пробудить интерес учащихся к предметам естественно - научного цикла. Познакомить учащихся с основными экологическими проблемами и предложить пути их решения. Составить проекты экологической направленности. Данная программа отличается новизной, так как подобных программ составлено мало. Представленная программа всегда остаётся актуальной, так как воспитательный процесс в жизни учащихся всегда занимает первое место. Программа разработана для учащихся 9 классов. Она расширяет знания учащихся во многих областях человеческой деятельности: науки, технологии, культуры и т.д. В программе рассмотрены принципы системного подхода к решению практических задач, а также задач, требующих нестандартных решений. Вместе с тем, в ней отражается современный уровень развития науки, междисциплинарные взаимоотношения, системный подход к анализу проблемных ситуаций и интерпретации наиболее существенных явлений, процессов и состояний. В ходе реализации программы распространяется опыт различных видов деятельности и проведения досуга с интенсивной интеллектуальной направленностью, ведётся борьба с косностью мышления в целях воспитания и стимулирования нестандартных подходов к поставленным проблемам и создания навыков творческого подхода к их практическому решению, создаются условия, направленные на всестороннее развитие подрастающего поколения. Цели курса внеурочной деятельности: подготовить обучающихся к написанию экологических проектов, предъявляемыми новыми образовательными стандартами. Направление: общеинтеллектуальное Структура курса Курс рассчитан на 34 занятия. Занятия проводится в форме практических работ. Формы организации учебных занятий Большая часть работы связана с практической и творческой деятельностью. Контроль и система оценивания Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения практических работ. Присутствует как качественная, так и количественная оценка деятельности.. Итоговый контроль реализуется в форме: защита мини-проекта. Учебно-тематический план Количество часов № п/п Тема 1 Ресурсы планеты(практи ческая работа) Практи Всего Лекции кум Формы проведения 1ч Мини-лекция, урок-практикум, тестирование. 2 История освоения природных ресурсов человеком(практ ическая работа) 1ч Мини-лекция, урок-практикум, тестирование. 3 Экологические кризисы, проблемы и катасторфы 1ч Комбинирован ный урок, групповая работа 4 Мировые войны и ресурсы планеты 1ч Мини-лекция, работа в парах 5 Космические источники минеральных ресурсов 1ч Комбинированны й урок, урокпрактикум, тестирование Городское и сельское население. Характеристика городской среды 1ч Семинар, групповая работа, тестирование Исследование многолетней динамики климатических параметров по годичным кольцам древесных 1ч Мини-лекция, групповая работа, тестирование 6 7 Образовательный продукт растений в городских лесопарках. 8 Изучение различных видов транспорта в городе и его влияния на окружающую среду 1ч Мини-лекция, работа в парах 9 Изучение почвенного профиля и определение почвенных горизонтов 1ч Мини-лекция, урок-практикум 10 Определение содержания гумуса в городских почвах методом И.В.Тюрина 1ч Мини-лекция, урок-практикум 11 Исследование радиационного фона городских почв 1ч Мини-лекция, урок-практикум 12 Определение содержания катионов свинца в почве и растительности. 1ч Мини-лекция, урок-практикум 13 Исследование чисселености дождевых червей в городских почвах с различными уровнями техногенной нагрузки 1ч Мини-лекция, урок-практикум 14 Определение загрязнения воздуха по содержанию сульфатов в коре 1ч Мини-лекция, урок-практикум 15 Определение загрязнения воздуха по содержанию сульфатов в коре деревьев 1ч Мини-лекция, урок-практикум 16 Виды энергии 1ч Мини-лекция, урок-практикум 17 Потребление электроэнергии в квартире 1ч Мини-лекция, урок-практикум 18 Охота за килловатами 1ч Мини-лекция, урок-практикум 19 Изучение режима освещения 1ч Мини-лекция, урок-практикум 20 Тепло в доме 1ч Мини-лекция, урок-практикум 21 Рациональное использование воды 1ч Мини-лекция, урок-практикум 22 Изучение маркировки товара 1ч Мини-лекция, урок-практикум 23 Определение «экологического следа» 1ч Мини-лекция, урок-практикум 24 Оценка загрязненности территории пришкольного участка твердыми бытовыми отходами 1ч Мини-лекция, урок-практикум 25 Экология уюта 1ч Мини-лекция, урок-практикум 26 Пылевое загрязнение воздуха в помещении 1ч Мини-лекция, урок-практикум 27 Экология жилья: от избы к современной квартире 1ч Мини-лекция, урок-практикум 28 Безопасная химия в быту и повседневной жизни 1ч Мини-лекция, урок-практикум 29 Мобильный телефон и компьютерпостоянные спутники современного человека(практи ческая работа) 1ч Мини-лекция, урок-практикум 30 Экономика здоровья 1ч Мини-лекция, урок-практикум 31 Экономика здоровья 1ч Мини-лекция, урок-практикум 32 Изучение экологокоммуникативн ых традиций разных народов, проживающих в крупных городах 1ч Мини-лекция, урок-практикум 33 Нравственноэтические и правовые нормы ресурсосбереже ния 1ч Мини-лекция, урок-практикум 34 Ресурсосбереже ние как основное условие устойчивого развития общества 1ч Мини-лекция, урок-практикум Итого 34ч Содержание программы курса Тема 1 Ресурсы планеты(практическая работа) История освоения природных ресурсов человеком Тема 2. История освоения природных ресурсов человеком(практическая работа). История развития и и использование природных ресурсов планеты Земля. Тема 3. Экологические кризисы, проблемы и катасторфы(практическая работа). Способы решения различных уравнений (линейных, квадратных и сводимых к ним, дробнорациональных и уравнений высших степеней). Тема 4 Мировые войны и ресурсы планеты . (практическая работа). Исследование экологических последствий прошедших войн. Тема 5. Космические источники минеральных ресурсов. (практическая работа). Роль «внеземных» ресурсов при освоении космоса». Тема 6. Городское и сельское население. Характеристика городской среды (практическая работа). Изучение расселения людей на планете., выявление человека на окружающую среду. Тема 7. Исследование многолетней динамики климатических параметров по годичным кольцам древесных растений в городских лесопарках(практическая работа). Выявлениев городском лесопарке наиболее старых деревьев распространенных пород. . Тема 8. Изучение различных видов транспорта в городе и его влияния на окружающую среду(практическая работа). Проведение оценки загрязнений, вызванных автомобильным тарнспортом. Тема 9. Изучение почвенного профиля и определение почвенных горизонтов(практическая работа). Изучение почвенного профиля данной местности. Тема 10 Определение содержания гумуса в городских почвах методом И.В.Тюрина(практическая работа). Определение общего количествагумуча методом И.В.Тюрина. Тема 11. Исследование радиационного фона городских почв. (практическая работа). Исследование МЭД гамма-излучения на выбранном участке территории города. Тема 12. Определение содержания катионов свинца в почве и растительности. (практическая работа). Определение содержание катионов Тема 13. Исследование численности дождевых червей в городских почвах с различными уровнями техногенной нагрузки (практическая работа). Исследование численности дождевых червей в городских почвах с различным уровнем антропогенной нагрузки. Тема 14. Определение загрязнения воздуха по содержанию сульфатов в коре. (практическая работа). Определение степени загрязненности атмосферного воздуха. Тема 15. Определение загрязнения воздуха по содержанию сульфатов в коре деревьев. (практическая работа). Определение степени загрязненности атмосферного воздуха диоксидом серы. Тема 16. Виды энергии(практическая работа). Изучение значение энергии в промышленности и в быту. Тема 17. Потребление электроэнергии в квартире(практическая работа). Проведение инвентаризации Тема 18. Охота за килловатами(практическая работа). Оптимизирование расходования электроэнергии в квартирах семей учащихся школы. Тема 19 .Изучение режима освещения(практическая работа). Оптимальные формы освещения с позиции комфортности и энергоэффективности. Тема 20. Тепло в доме(практическая работа). Определение темпреатурного режима в помещении квартиры учащихся. Тема 21. Рациональное использование воды(практическая работа). Определение потребления пресной воды в быту и резервы ее экономии. Тема 22. Изучение маркировки товара(практическая работа). Изучение знаков маркировки и использовать эти знания в быту. Тема 23. Определение «экологического следа» (практическая работа). Определение своего экологического следа на планете. Тема 24. Оценка загрязненности территории пришкольного участка твердыми бытовыми отходами(практическая работа). Проведение оценки замусоренности пришкольного участка и разработка плана мероприятий по ликвидации мусора. Тема 25. Экология уюта(практическая работа). Определение экологического состояния своего дома и способы услучшения «здоровья» жилища. Тема 26. Пылевое загрязнение воздуха в помещении(практическая работа). Оценка загрязненности воздуха в помещении. Изучение состава пыли,находящейся в воздухе помещений и оседающей на поверхности предметов. Тема 27. Экология жилья: от избы к современной квартире(практическая работа). Проведение сравнительной оценки экологических и бытовых харктеристик избы и современной квартиры и проектирование своего жильяна основе экологической безопасности и сохранение традиций своего народа. Тема 28. Безопасная химия в быту и повседневной жизни(практическая работа). Тема 29. Мобильный телефон и компьютер- постоянные спутники современного человека(практическая работа) Изучение роли мобильного телефона, компьютера и Интернета в жизни школьника. Тема 30. Экономика здоровья(практическая работа). Экологическое безопасное поведение в чрезвычайных ситуациях. Тема 31. Экономика здоровья(практическая работа). Понятие экономики здоровья. Тема 32. Изучение эколого- коммуникативных традиций разных народов, проживающих в крупных городах. Изучение исторически сложившийся традиций совместного существования народов в городе. Тема 33. Нравственно-этические и правовые нормы ресурсосбережения(практическая работа). Анализ нравственно-этических и правовых норм ресурсосбережения на основе культурноисторического подхода. Тема 34. Ресурсосбережение как основное условие устойчивого развития общества(практическая работа). Определение роли ресурсосбережения как основного фактора реализации концепции устойчивого развития общества. Список литературы: 1. Александрова В.П., Болгова И.В., Нифантьева Е.А. Ресурсосбережение и экологическая безопасность человека. Практикукм с основами экологического проектирования.9 класс.. - М.: ВАКО, 2015. - 144 с. 2. Атлас почв СССР. М.: Колос, 1974. 3. Алексеев С.В., Груздева Н.В., Муравьев А.Г., Гущина Э.В. Практикум по экологии: учебное пособие / Под ред. С.В. Алексеева. М.: АО МДС, 1996. 4. Белова Н.И. Экология в мастерских. СПб.: Паритет, 2004. 5. Биологический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1986. 6. Велибоков Г., Медведев М. Геральдический альбом // Вокруг света, 1990, № 2, 4, 7. 7. Гаузе Г.Ф. Борьба за существование. М., Ижевск, 2002. 8. Голуб И.Б. Упражнения по стилистике русского языка. М.: Айрис-пресс, 2002. 9. Груздева Н.В. Окружающий мир глазами детей. СПб.: КАРО, 2004. 10. Денисова С.И. Полевая практика по экологии: учебное пособие. Минск, 1999. 11. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Методики диагностики и коррекции отношения к природе. М., 1995. 12. Дзятковская Е.Н. Развивающее экологическое образование. М., 2010. 13. Жигарев И.А., Пономарева О.Н., Чернова Н.М. Основы экологии. 10 (11) кл. Сборник задач, упражнений и практических работ к учебнику под ред. Н.М. Черновой «Основы экологии. 10 (11) класс». М.: Дрофа, 2001. 14. Зверев А.Т. Экология. Практикум. 10-11 кл. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век» 15. Зверев И.Д. Учебные исследования по экологии в школе. М.: Центр «Экология и образование», 1993. 16. Зигуненко С.Н. Знаки и символы. М.: ACT, Астрель; Транзиткнига, 2005. 16. История России / Под ред. Г.Н. Сердюкова. Ростов н/Д, 2004. 17. Козловский Е.А. Россия: минерально-сырьевая политика и национальная безопасность // Изд. РГГРУ, 2002. 18. Козловский Е.А., Малютин Ю.С. Минеральное сырье из космоса: фантазия на грани реальности // Маркшейдерия и недропользование, 2009, № 4. 19. Козловский Е.А., Малютин Ю.С. Минерально-сырьевые ресурсы Мирового океана как резерв мировой экономики // Маркшейдерия и недропользование, 2005, № 3-4. 20. Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. 10 кл.: учебник для общеобразоват. учреждений. М.: Просвещение, 2009. 21. Методы экологических исследований: сборник методических материалов // Исследовательская работа школьников, 2006. 22. Самкова В.А. Мы изучаем лес / Под ред. И.Т. Суравегиной. М.: Центр «Экология и образование», 1993. 23. Реймерс Н.Ф. Природопользование: Словарь-справочник. М.: Мысль, 1990. 24. Савичева И. Космическая энергия. Интервью с академиком РАН Б.Е. Черток // Московский комсомолец, 6 февраля 2006 г.