ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Курс внеурочной деятельности «Решение географических задач» предназначен для углубленного изучения практической части географии. Представленный курс расширяет и углубляет содержание базового курса географии. Программа обобщает практический материал курса географии по заданиям, которые отдельно не рассматриваются на уроках. В программе подобран материал для обобщения и решения тренировочных вариантов, часто встречающихся в жизни человека. Содержание курса предполагает использования активных форм обучения в ходе работы с картами атласа, планом местности, анализом диаграмм, схем, картосхем и т. д. Содержание каждой темы курса включает в себя самостоятельную работу учащихся, насыщенно задачами разных типов. Фронтальная, индивидуальная, групповая, парная, коллективная, индивидуально-групповая и коллективные способы организации познавательной деятельности Курс рассчитан на 1 час в неделю, 34 часа в год. Цель курса: • ориентировать учащихся 9-х классов на углубление изучения практической части географии для применения в жизненных ситуациях; • формировать умение мыслить логически; • делать собственные выводы и прогнозы; • развивать склонности к научному анализу и творческому мышлению. Задачи курса: --познакомить учащихся с решением разных типов задач по географии; –научить умело применять знания и навыки в практической деятельности; –использовать географическую информацию и давать творческий анализ; - развивать логическое мышление; –развивать коммуникативные навыки по умению работать в группе. Средства обучения: учебно-наглядные пособия (таблицы, карты и т.д.), организационно-педагогические средства (карточки, билеты, раздаточный материал). Виды деятельности учащихся: устные сообщения, обсуждения, минисочинения, работа с источниками географической информации, доклады, применяю информационные технологии, презентации. Презентации обладают наглядностью и выразительностью, это прекрасное дидактическое и мотивационное средство, способствующее лучшему запоминанию учебного материала. Успешное выполнение многих заданий зависит от умения работать с топографическими планами, картосхемами, статистическими материалами, рисунками, таблицами, диаграммами. Сначала показываю образец выполнения заданий и образец рассуждений при выполнении задания, а затем требую этого от ученика. Приходится учить, некоторых заново пользоваться транспортирами, линейками, решать задачи на проценты, строить графики, округлять числа, рефлексия. Для самостоятельной работы учащихся над пробными вариантами предлагаю инструкции-алгоритмы решения типовых тестовых заданий по разным темам. Для успешного выполнения заданий знакомлю пошаговым выполнением заданий, т.е. основными правилами, понятиями, терминами. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1. Источники географической информации: Географические модели: глобус, географическая карта, план местности, их основные параметры и элементы (масштаб, условные знаки, способы картографического изображения, градусная сеть). 2. Природа Земли и человек: Земля как планета. Форма, размеры, движение Земли. Земная кора и литосфера. Состав, строение и развитие. Земная поверхность: формы рельефа суши, дна Мирового океана. Полезные ископаемые, зависимость их размещения от строения земной коры и рельефа. Минеральные ресурсы Земли, их виды и оценка. Гидросфера, её состав и строение. Мировой океан, его части; взаимодействие с атмосферой и сушей. Поверхностные и подземные воды суши. Ледники и многолетняя мерзлота. Водные ресурсы Земли. Атмосфера. Состав, строение, циркуляция. Распределение тепла и влаги на Земле. Погода и климат. Изучение элементов погоды. Биосфера, её взаимосвязи с другими геосферами. Почвенный покров. Условия образования почв разных типов. Географическая оболочка Земли. Широтная зональность и высотная поясность. Территориальные комплексы: природные, природнохозяйственные. 3. Материки, океаны, народы и страны: Современный облик планеты Земля. Происхождение материков и впадин океанов. Соотношение суши и океана на Земле. Население Земли. Численность населения Земли. Человеческие расы, этносы. Материки и страны. Основные черты природы Африки, Австралии, Антарктиды, Южной Америки, Северной Америки, Евразии 4. Природопользование и геоэкология: Влияние хозяйственной деятельности на людей и природу. Основные типы природопользования. Стихийные явления в атмосфере, гидросфере, литосфере 5. География России: Особенности ГП России. Территория и акватория, морские и сухопутные границы. Часовые пояса. Административно-территориальное устройство России. Природа России. Особенности геологического строения и распространения крупных форм рельефа. Типы климатов, факторы их формирования, климатические пояса. Климат и хозяйственная деятельность людей. Многолетняя мерзлота. Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения на территории страны. Природно-хозяйственные различия морей России. Почвы и почвенные ресурсы. Меры по сохранению плодородия почв. Растительный и животный мир России. Природные зоны. Высотная поясность Население России. Численность, естественное движение населения. Половой и возрастной состав населения. Размещение населения. Основная полоса расселения. Направления и типы миграции. Народы и основные религии России. Городское и сельское население. Крупнейшие города. Хозяйство России. Особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России. Природно-ресурсный потенциал и важнейшие территориальные сочетания природных ресурсов. География отраслей промышленности. География сельского хозяйства. География важнейших видов транспорт. Рефлексивная часть курса. Проведение итогового занятия (в традиционной или компьютерной формах) и анализ его результативности. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Предметные УУД - умение работать с разными источниками географической информации; умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; - владение элементарными практическими умениями применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды; - умение вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценивать их последствия; - умение применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, адаптации к условиям проживания на определенной территории, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности; - умения соблюдать меры безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф. Предметные результаты обучения (уметь): - объяснять типичные черты и специфику природно-хозяйственных систем и географических районов, – освоить системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира, - определять причины и следствия геоэкологических проблем; - приводить примеры закономерностей размещения отраслей, центров производства; - оценивать особенности развития экономики по отраслям и районам, роль России в мире, - прогнозировать особенности развития географических систем; - составлять рекомендации по решению географических проблем, характеристики отдельных компонентов географических систем. - пользоваться различными источниками географической информации: картографическими, статистическими и др.; - выражать своё отношение к идее устойчивого развития России, рациональному природопользованию, качеству жизни населения, деятельности экономических структур, национальным проектам и государственной региональной политике. Метапредметные УУД Метапредметные результаты освоения выпускниками основной школы программы по географии заключаются в формировании и развитии посредством географического знания — познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; — гуманистических и демократических ценностных ориентаций, готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности; — способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью; Кроме того, к метапредметным результатам относятся универсальные способы деятельности, формируемые в том и в школьном курсе географии и применяемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. Метапредметные результаты обучения географии (знать): – умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию, написать письмо, заявление и т.п. - научиться самостоятельно приобретать новые знания и практические умения, уметь управлять своей познавательной деятельностью; – умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты: - умение оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности; – организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия; – умение ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; – умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий: сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления и действиях в поступках,. - научиться выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельные средства достижения цели. - составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). умение подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель. - работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер). – самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить принимать решения; - составлять рецензии, аннотации; выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении; вести дискуссию, диалог; - находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения. Метапредметные результаты обучения географии (уметь): - ставить учебные задачи; -вносить изменения в последовательность и содержание учебной задачи; -выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения учебной задачи; -планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с ее целями, задачами и условиями; -оценивать свою работу в сравнении с существующими требованиями; -классифицировать информацию в соответствии с выбранными признаками; -сравнивать объекты по главным и второстепенным признакам; -систематизировать информацию; структурировать информацию; -формулировать проблемные вопросы, и искать пути решения, проблемной ситуации; -владеть навыками анализа и синтеза; - искать и отбирать необходимые источники информации; - использовать информационно-коммуникационные технологии на уровне общего пользования, включая поиск, построение и передачу информации, презентацию выполненных работ на основе умений безопасного использования средств информационно-коммуникационных технологий и сети Интернет; - представлять информацию в различных формах (письменной и устной) и видах; - работать с текстом и внетекстовыми компонентами: составлять тезисный план, выводы, конспект, тезисы - выступления, переводить информацию из одного вида в другой (текст в таблицу, карту в текст и т. п.); - использовать различные виды моделирования, исходя из учебной задачи; - создавать собственную информацию и представлять ее в соответствии с учебными задачами; - составлять рецензии, аннотации; выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении; вести дискуссию, диалог; - находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения. Личностные УУД Личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения. Личностные результаты обучения географии (знать): – ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции: гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать - этические нормы поведения в повседневной жизни и производственной деятельности; - осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона); - осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран; представление о России как субъекте мирового географического пространства, еѐ месте и роли в современном мире; - осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб; - осознание значимости и общности глобальных проблем человечества; - умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей; эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования; - патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране; - уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность; - готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями; – овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях. - целостным мировоззрением, соответствующим современному уровню развития науки и общественной практики; - основами экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления. Личностные результаты обучения географии (уметь): - понимать собственную деятельность и формировать личностные качества – уметь формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям; – уметь толерантно определять своё отношение к разным народам; - уметь использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Аттестационный период Учебный материал. Темы. (кол-во часов). 1 полугодие (21 часов) Тема 1. План и карта. (14 часов) Тема 2. Климат. (7 часов) 2 полугодие (13 часов) Тема 2. Климат. (2 часа) Тема 3. Ресурсообеспеченность. (2 часа) Тема 4. Население. (2 часа) Определение региона России по краткому описанию. (3 ч.) Определение страны по описанию. (3 часа) Итоговое занятие. (1час) Год – 34 часа Планирование занятий № Наименование тем Всего п/ курса часов п Тема 1. «План и 14 карта» 1 Масштаб карта 2 Азимут плана Лекции Практика и 1 1 1 1 Формы контроля Работа с топографическо й картой Работа с топографическо й картой 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 Построение плана местности Изображение рельефа на плане и карте Решение задач по плану Построение профиля рельефа местности Итоговое занятие 2 1 1 2 1 1 Тема 2.«Климат» Определение средних температур, амплитуды, построение графика температур и диаграмм осадков. Определение типа климата по климатограмме. Характеристика погоды по синоптической карте. Определение высоты Солнца над горизонтом. Итоговое занятие. ТЕМА 3. «Ресурсообеспеченнос ть» Решение задач по обеспеченности стран невозобновимымипри родныим ресурсами. Определение ресурсообеспеченност и стран по формуле. Тема 4. «Население» 9 2 3 4 3 1 1 2 1 1 1 2 2 3 1 1 2 1 1 Составление плана местности Работа с картой Работа с планом местности Работа с планом местности Работа с планом местности Построение графиков диаграмм. и Работа с климатограммам и. Работа с синоптической картой. Решение задач по теме. 1 2 1 Решение теста 1 1 Работа таблицами 1 1 Работа со статистическим материалом 2 с 15 Решение задач по 1 определению ЕП стран. 16 Определение 1 плотности населения. 1 Работа таблицами 1 17 Определение региона Россия по краткому описанию. 18 Определение страны по описанию. 19 Итоговое занятие Итог: 3 3 Работа со статистическим материалом Работа с текстом 3 3 Работа с текстом 1 34 1 28 Решение теста 6 с УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА Литература: • География. 5-6 классы: учебник для общеобразовательных организаций / Алексеев А.И., Липкина Е.К., Николина В.В. и др.; под ред. А. И. Алексеева, Ю.Н. Гладкого; Рос.акад. наук, Рос.акад. образования, издво «Просвещение». - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2018. - 192 с. Серия: Полярная звезда • География. 7 класс: учебник для общеобразовательных организаций / Алексеев А.И., Липкина Е.К., Николина В.В. и др.; под ред. А. И. Алексеева; Рос.акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». - 6-е изд. - М.: Просвещение, 2019. - 256 с. Серия: Полярная звезда • География. 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций / Алексеев А.И., Липкина Е.К., Николина В.В. и др.; - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2020. - 255 с. Серия: Полярная звезда • География России: Учеб. Для 8-9 кл. общеобразовательных учреждений: В2 кн. Кн. 1: Природа, население, хозяйство. 8 кл. / Под ред. В.П. Дронова. – 4-е изд. – М.: Дрофа, 2020. – 272 с. • География России. В 2 кн. Кн.2: Хозяйство и географические районы. 9 кл.: учеб. Для 8-9 кл. общеобразовательных учреждений / В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я. Ром, А.А. Лобжанидзе; под ред. В.П. Дронова. – М.: Дрофа; 2020. – 287 с. • География материков и океанов. 7 кл.:учеб.дляобщеобразоват. Учреждений / В.А. Коринская, И.В. Душиеа, В.А. Щенев.- М.: Дрофа; М 2019. – 319 с. Интернет источники: • Российская электронная школа • ФИПИ • Сдам ГИА: Решу ОГЭ