Пояснительная записка Программа предназначена для 8 класса, рассчитана на 34 часа ( 1 час в неделю). Целью изучения курса «Финансовая грамотность» являются развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи. Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, литературы и окружающего мира. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, миниисследования и проекты. В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы учащихся с текстами, таблицами, схемами, а также поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений. Планируемые результаты Личностные результаты изучения курса: • сформированность у выпускника гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок; • сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; • осознание ответственности за настоящее и будущее собственное финансовое благополучие, благополучие своей семьи и государства Метапредметные результаты изучения курса 1. Регулятивные универсальные учебные действия: • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; • умение самостоятельно планировать пути достижения личных финансовых целей, в том числе альтернатив-ные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения финансовых задач; • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; • формирование навыков принятия решений на основе сравнительного анализа финансовых альтернатив, планирования и прогнозирования будущих доходов и расходов личного бюджета 2. Познавательные универсальные учебные действия: • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы на примере материалов данного курса; • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения задач данного курса; • находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития. 3. Коммуникативные универсальные учебные действия: • осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий; • формирование и развитие компетентности в области использования информационно коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции), навыков работы со статистической, фактической и аналитической финансовой информацией Выпускник научится: • характеризовать и иллюстрировать конкретными примерами группы потребностей человека; • различать экономические явления и процессы общественной жизни; • выполнять несложные практические задания по анализу состояния личных финансов; • понимать влияние инфляции на повседневную жизнь; • знать и конкретизировать примерами виды налогов; • различать сферы применения различных форм денег; • характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного бюджета; • формулировать финансовые цели, предварительно оценивать их достижимость; • грамотно обращаться с деньгами в повседневной жизни; • различать виды кредитов и сферу их использования; • выявлять признаки мошенничества на финансовом рынке в отношении физических лиц. Тематическое планирование Модуль 1 «Личное финансовое планирование» 6 часов Вводная часть • Содержание и назначение предмета. Центральный банк Российской Федерации (Банк России) — независимый регулятор финансовой системы России и защитник прав потребителей финансовых услуг. Основные понятия: Человеческий капитал, деньги, финансы, финансовые цели, финансовое планирование, горизонт планирования, активы, пассивы, доходы (номинальные, реальные), расходы, личный бюджет, семейный бюджет, дефицит, профицит, баланс. Практикумы и тренинги в рамках внеурочной деятельности 1. Практикум. Составление текущего и перспективного личного (семейного) бюджета, оценка его баланса; 2.Практикум. Составление личного финансового плана (краткосрочного, долгосрочного) на основе анализа баланса личного (семейного) бюджета, анализ и коррекция личного финансового плана; 3 Мини-проекты. «Планирование сбережений как одного из способов достижения финансовых целей»; «Сравнительный анализ сберегательных альтернатив». Модуль 2 «Депозит» 4 часа Основные понятия :Сбережения, инфляция, индекс потребительских цен как способ измерения инфляции, банк, банковский счет, вкладчик, депозит, номинальная и реальная процентная ставка по депозиту, депозитный договор, простой процентный рост, процентный рост с капитализацией, банковская карта (дебетовая, кредитная), банкомат, заемщик, финансовые риски, ликвидность. Практикумы и тренинги в рамках внеурочной деятельности 1. Практикум. «Изучаем депозитный договор». «Анализ финансовых рисков при заключении депозитного договора»; 2. Мини-проекты. Отбор критериев для анализа информации о банке и предоставляемых им услугах в зависимости от финансовых целей вкладчика. Сравнительный анализ финансовых организаций для осуществления выбора сберегательных депозитов на основе полученных критериев (процентных ставок, способов начисления процентов и других условий); Модуль 3 «Кредит» 5 часов Основные понятия :Банковский кредит, заемщик, виды кредита, принципы кредитования (платность, срочность, возвратность), банковская карта (дебетовая, кредитная), номинальная процентная ставка по кредиту, полная стоимость кредита (ПСК), виды кредитов по целевому назначению (потребительский, ипотечный), схемы погашения кредитов (дифференцированные и аннуитетные платежи), финансовые риски заемщика, защита прав заемщика, микрофинансовые организации, кредитная история, коллекторы, бюро кредитных историй, минимальный платеж по кредиту. Практикумы и тренинги в рамках внеурочной деятельности 1.Практикум. «Заключаем кредитный договор». «Анализ финансовых рисков при заключении кредитного договора; расчет общей стоимости покупки при приобретении ее в кредит»; 2. Мини-исследование. «Анализ преимуществ и недостатков краткосрочного и долгосрочного займов». Модуль 4 «Расчетнокассовые операции» 3 часа Основные понятия : Банковская ячейка, денежные переводы, валютно-обменные операции, банковские карты (дебетовые, кредитные, дебетовые с овердрафтом), риски при пользовании банкоматом, риски при использовании интернетбанкинга, электронные деньги. Практикумы и тренинги в рамках внеурочной деятельности 1. Практикум. «Заключаем договор о банковском обслуживании с помощью банковской карты. Формирование навыков безопасного поведения владельца банковской карты»; 2. Мини-проект. «Безопасное использование интернет-банкинга и электронных денег». Модуль 5 «Страхование» 4 часа Основные понятия :Страховые риски, страхование, страховщик, страхователь, выгодоприобретатель, страховой агент, страховой брокер, виды страхования для физических лиц (страхование жизни, страхование от несчастных случаев, медицинское страхование, страхование имущества, страхование гражданской ответственности), договор страхования, страховая ответственность, страховой случай, страховой полис, страховая премия, страховой взнос, страховые продукты. Практикумы и тренинги в рамках внеурочной деятельности 1. Практикум. Расчет страхового взноса в зависимости от размера страховой суммы, тарифа, срока страхования и других факторов; 2. Тренинг. Развитие навыков планирования и прогнозирования. Формирование навыков поведения, необходимых для защиты прав потребителя страховых услуг; 3. Мини-проект. «Заключаем договор страхования» — сбор информации о страховой компании и предоставляемых страховых программах, принципы отбора страховой компании для заключения договора; анализ договора страхования, ответственность страховщика и страхователя; 4. Мини-проект. «Действия страховщика при наступлении страхового случая». Модуль 6 «Инвестиции» 4 часа Основные понятия :Инвестиции, инфляция, реальные и финансовые активы как инвестиционные инструменты, ценные бумаги (акции, облигации), инвестиционный портфель, ликвидность, соотношение риска и доходности финансовых инструментов, диверсификация как инструмент управления рисками, ценные бумаги (акции, облигации, векселя) и их доходность, валютная и фондовая биржи, ПИФы как способ инвестирования для физических лиц. Практикумы и тренинги в рамках внеурочной деятельности 1. Практикум. Формирование навыков анализа информации о способах инвестирования денежных средств, предоставляемой различными информационными источниками и структурами финансового рынка (финансовые публикации, проспекты, интернет-ресурсы и пр.); 2. Практикум. Расчет доходности финансовых инструментов с учетом инфляции; 3. Мини-исследование. «Сравнительный анализ различных финансовых продуктов по уровню доходности, ликвидности и риска»; 4. Мини-исследование. «Критический анализ интернет-трейдинга — инструмент для профессионалов и ловушка для любителей». Модуль 7 «Пенсии» 2 часа Основные понятия : Пенсия, государственная пенсионная система в РФ, Пенсионный фонд РФ и его функции, негосударственные пенсионные фонды, трудовая и социальная пенсия, корпоративная пенсия, инструменты для увеличения размера пенсионных накоплений. Практикумы и тренинги в рамках внеурочной деятельности 1. Тренинг. Развитие навыков планирования и прогнозирования; 2. Мини-исследование. «Сравнительный анализ доступных финансовых инструментов, используемых для формирования пенсионных накоплений». Модуль 8 «Налоги» 2 часа Основные понятия :Налоговый кодекс РФ, налоги, виды налогов, субъект, предмет и объект налогообложения, ставка налога, сумма налога, системы налогообложения (пропорциональная, прогрессивная, регрессивная), налоговые льготы, порядок уплаты налога, налоговая декларация, налоговые вычеты. Практикумы и тренинги в рамках внеурочной деятельности 1. Практикум. Формирование практических навыков по оптимизации личного бюджета в части применения налоговых льгот с целью уменьшения налоговых выплат физических лиц; 2. Практикум. Формирование практических навыков получения социальных и имущественных налоговых вычетов как инструмента сокращения затрат на приобретение имущества, Модуль 9 «Финансовые махинации» 3 часа Махинации с банковскими картами. Махинации с кредитами. Махинации с инвестициями. Повторение 1 час № урока 1 Тема урока Характеристика основных видов деятельности ученика Личное финансовое планирование Вводный урок. Основные понятия Домашне е задание 5 часов) Знакомство с курсом. Краткая характеристика изучаемого курса. Знать роль предмета Финансовое планирование Человеческий капитал, деньги, финансы, финансовое планирование, горизонт планирования дефицит, профицит, баланс. 2 Человеческий капитал Знать понятие «деньги», их функции, виды . Формирование понятия человеческого капитала. 3 Принятие решений Принятие решений о личном финансировании. Уметь создавать личный финансовый план достижения целей 4 Домашняя бухгалтерия 5 Составление личного финансового плана Уметь создавать личный финансовый план достижения целей. Принятие решений о личном финансировании. Составление текущего и перспективного личного финансового бюджета. Уметь объяснять, что такое потребление, что является основными источниками доходов 6 Накопления и инфляция 7 Что такое депозит Знать понятие депозит. Уметь давать собственную оценку рискам Способы начисления процентов по и какова его депозитам. природа? 8 Условия депозита Знакомиться с условиями и содержанием депозита. 9 Управление рисками по депозиту Вычислять простые и сложные проценты по депозиту. Приводить примеры виды банковских депозитов. 10 Что такое кредит? Знать понятие кредит. 11 Основные характеристики кредита Знакомство с основными характеристиками кредита. Знать необходимые документы при оформлении кредита. Личный бюджет, семейный бюджет, Депозит(4 часа). Знать понятия накопление и инфляции, причины инфляции. Рассчитывать инфляцию Уметь характеризовать особенности депозита в России. Знать способы начисления процентов по депозитам. Сбережения, инфляция, индекс потребительских цен как способ измерения инфляции банк, банковский счет, вкладчик, депозит, номинальная и реальная процентная ставка по депозиту, депозитный договор Простой процентный рост, процентный рост с капитализацией,. Банковская карта (дебетовая, кредитная), банкомат, заемщик, финансовые риски, ликвидность Кредит (5часов) 12 Научиться анализировать и сравнивать условия по Как выбрать наиболее выгодный кредиту в различных банках кредит Банковский кредит, заемщик, виды кредита, принципы кредитования (платность, срочность, возвратность), банковская карта (дебетовая, кредитная), номинальная процентная ставка по кредиту виды кредитов по целевому назначению (потребительский, ипотечный 13 Как уменьшить стоимость кредита Уметь характеризовать особенности кредита в России; приводить собственные примеры прав и обязанностей кредитополучателя 14 Типичные ошибки Уметь приводить собственные примеры; давать при использовании оценку изученному явлению кредита 15 Хранение, обмен и перевод денег Знать понятие «Банковская система», функции центрального банка. Решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации. 16 Различные виды платежных средств Знакомство с выбором банковской карты. Виды банковских карт (дебетовая и кредитная). Понимать, в чем состоит механизм получения банковской прибыли. Уметь характеризовать основные виды банковских процентов 17 Формы дистанционного банковского обслуживания Применение пластиковых карт в расчетах и платежах, различие между дебетовыми и кредитными картами. Знать правила пользования банкоматами, мобильными банками, онлайнбанками. 18 Что такое страхование? Знакомство с понятиями страхования., страхователь., страховка., страховщик., договор страхования. Знакомство ведущими страховыми компании в России. Оценка роли обязательного и добровольного страхования в жизни человека. 19 Виды страхования Знакомство с видами страховых продуктов. Анализ 20 Как использовать страхование в повседневной жизни? Расчетно-кассовые операции Схемы погашения кредитов (дифференцированны е и аннуитетные платежи), финансовые риски заемщика, защита прав заемщика Микрофинансовыеорга низации,кредитная история, коллекторы, бюро кредитных историй, минимальный платеж по кредиту. 3 часа) Банковская ячейка, денежные переводы, валютно-обменные операции, банковские карты (дебетовые, кредитные, дебетовые с овердрафтом), риски при пользовании банкоматом, риски при использовании интернет-банкинга, электронные деньги. Страхование (4часа) договора страхования, ответственность страховщика и страхователя. Составление таблицы «Страховые продукты с учетом интересов страхователя». Знать особенности личного страхования. Алгоритм поведения страхователя в условиях наступления страхового случая Страховые риски, страхование, страховщик, страхователь, Выгодоприобретател ь, страховой агент, страховой брокер, виды страхования для физических лиц (страхование жизни, страхование от несчастных случаев, медицинское страхование, страхование имущества, страхование гражданской ответственности Договор страхования, страховая ответственность Страховой полис, страховая премия, страховой взнос, страховые продукты 21 Выбор страховой компании Расчет страхового взноса в зависимости от размера страховой суммы, тарифа, срока страхования и других факторов 22 Что такое инвестиции? Знакомство с понятием инвестирования. Анализ информации о способах инвестирования денежных средств, предоставляемой различными информационными источниками и структурами финансового рынка. Инвестиции, инфляция, реальные и финансовые активы как инвестиционные инструменты 23 Как выбирать активы Знакомство с инструментами личного финансирования на финансовых рынках и их особенности. Составление и анализ схемы «Структура рынка капитала». 24 Как делать инвестиции Расчет доходности методом простых и сложных процентов. ценные бумаги (акции, облигации), инвестиционный портфель, ликвидность, диверсификация как инструмент управления рисками соотношение риска и доходности финансовых инструментов, 25 Денежный рынок и рынок капиталов. Знакомство с ценными бумагами., видами ценных бумаг, операции на рынке ценных бумаг. Расчет доходности методом простых и сложных процентов. Анализ различных способов размещения средств потребителя и их преимущества и недостатки. Инвестиции (4 часа) ценные бумаги (акции, облигации, векселя) и их доходность, валютная и фондовая биржи, ПИФы как способ инвестирования для физических лиц. Пенсии (3 часа) Знакомство с понятием пенсии. Анализ информации о видах пенсии. Анализ корпоративных пенсионных программ. 26 Пенсионная система 27 Вычет размера пенсии. Знакомство с Как инструментами получения пенсии. сформировать частную пенсию Знакомство с программами накопления Как приумножения пенсионных сбережений. сформировать частную пенсию 28 Пенсия, государственная пенсионная система в РФ, Пенсионный фонд РФ и его функции, негосударственные пенсионные фонды, и трудовая и социальная пенсия, корпоративная пенсия, инструменты для увеличения размера пенсионных накоплений. Налоги (2 часа) 29 Налоги. Виды налогов Знакомство с понятием налоги. Формирование базовых знаний о налоговой системе РФ как инструменте государственной экономической политики. Составление схемы «Налоги их виды». Налоговый кодекс РФ, налоги, виды налогов субъект, предмет и объект налогообложения, 30 НДФЛ Расчет налогового вычета по НДФЛ. Расчет НДС. Функции налогов. Налоговый вычет. Местные налоги. ставка налога, сумма налога, системы налогообложения (пропорциональная, прогрессивная, регрессивная), налоговые льготы, порядок уплаты налога, налоговая декларация, налоговые вычеты. Финансовые махинации (Зчасов) 31 Махинации банковскими картами с Анализ рисков банковским картам. Оценка средств Махинации защиты банковских карт. Составление алгоритма действий , если вы стали жертвой мошенников. Вычисление степени рисков. 32 Махинации с кредитами Анализ типичных махинаций с кредитами. Вычисление степени рисков. Составление алгоритма действий , если вы стали жертвой мошенников 33 Махинации с инвестициями Знакомство с мошенническими инвестиционными предложениями. Анализ признаков финансовых пирамид. Вычисление степени рисков Повторение (1 час) 34 Повторение Уметь использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач банковскими картами. Махинации с кредитами. Махинации с инвестициями. с