Приложение к основной общеобразовательной программе начального общего образования Управление образования администрации г. Березники Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 8 РАССМОТРЕНО И РЕКОМЕНДОВАНО к утверждению на заседании педагогического совета Протокол № 1 от 29.08.2023 УТВЕРЖДАЮ Директор МАОУ СОШ № 8 ___________ Т.В.Кузнецова «______» __________2023 г. (приказ № 425 от 01.09.2023) РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «УЧЕНИЧЕСКОЕ САМОУПРАЛЕНИЕ» для обучающихся 7-9 классов БЕРЕЗНИКИ, 2023 Пояснительная записка Программа внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к структуре программы воспитания и социализации учащихся, определяет содержание и организацию внеурочной деятельности и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие. Обоснование необходимости разработки и внедрения программы в образовательный процесс: Существует особый тип результатов образования, связанный с социализацией учащихся: - социализация как адаптация к существующим социальным условиям, обеспечение возможности эффективной преобразующей деятельности в условиях меняющегося социума; - перевод учащегося в позицию активного члена гражданского общества, способного самоопределяться на основе ценностей, вырабатывать собственное понимание и цели, разрабатывать проекты преобразования общества и отдельных его институтов, реализовывать данные проекты. Социальное творчество школьников - это добровольное посильное участие детей в улучшении, совершенствовании общественных отношений, преобразование ситуации, складывающейся в окружающем их социуме. Такая деятельность всегда сопряжена с личной инициативой школьника, поиском им нестандартных решений, персональной ответственностью перед группой сверстников, педагогом, общественностью. Новизна программы состоит в том, что элементы журналистики, предлагаемые на уроках развития речи, литературы, риторики, собраны в данном курсе как единое целое. Учащимся предлагается узнать основы журналистского дела, побывать в роли журналистов, проявить коммуникативные качества и творческие способности. Методологической основой программы является личностно-ориентированный подход, который предполагает: ориентацию на достижение цели и основного результата образования – развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира; опору на современные образовательные технологии деятельностного типа: технологию формирования типа правильной читательской деятельности (технологию продуктивного чтения), проблемно-диалогическую технологию, технологию оценивания образовательных достижений (учебных успехов). Актуальность данной внеурочной программы - в социальной деятельности учащихся, формировании у них в процессе работы способности управления культурным пространством своего существования. Цели и задачи программы Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами внеурочной деятельности. Цель определяется как развитие личности ребенка средствами предмета. Задачи программы: - осознание учащимся новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции ученика, определяющей новый образ жизни школьника и перспективы личностного и познавательного развития; - развитие диапазона управления своим поведением в ситуациях взаимодействия с другими людьми, освоение способов создания ситуаций гармоничного межличностного взаимодействия, тренировка сенсорных взаимодействий. Задачи: Воспитательный аспект: умение делать выбор и принимать решения; умение быть ответственным за эти решения, за себя и за свои поступки; умение быть автономным. Образовательный аспект: Формирование умения работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые части); Развитие умения выражать свое отношение к прочитанному, услышанному, увиденному; Организация умения выделять и формулировать тему, идею; Формирование умений строить устные и письменные высказывания; Воспитание умений создавать связный текст (устный и письменный) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка; Развитие умений участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою. Научить обрабатывать данные, полученные в результате анкетирования Формирование навыков работы и использования всех возможностей текстового редактора, поиска информации в сети Интернет Развивающий аспект Развитие творческих способностей учащихся Формирование таких качеств и умений 21 века, как: - ответственность и адаптивность - межличностное взаимодействие и сотрудничество - любознательность - критическое и системное мышление - информационная и медиаграмотность. Виды деятельности: Познавательные. (Пресс-конференции, исследовательские проекты, проекты социальной направленности, участие в конкурсах). Игровая. (Социально моделирующие игры, ролевые игры). Трудовая. (Детско-взрослое образовательное производство). Досуго-развлекательная.(«Капустники», проведение конкурсов). Художественное творчество. (Организации выставок творческих работ, посещение музеев, стендовые семинары, конкурс стенгазет, газетных полос). Социальное творчество. (Социальные пробы, проекты; волонтерство, создание альманаха). Проблемно-ценностное общение. (Тренинги, коучинги, дебаты, дискуссии) Форма и режим занятий Образовательная программа внеурочной деятельности «Пресс-центр» рассчитана на 34 учебных недели, по 1 часу в неделю. Уровень результатов работы по программе. Данный курс ориентирован на формирование функционально грамотной личности средствами внеурочной деятельности. Функционально-грамотная личность – это человек, думающий и действующий с высокой степенью самостоятельности и ответственности, умеющий добывать нужные ему знания, способный свободно использовать их для решения жизненно необходимых задач, т.е. человек, способный решать проблемы в любых ситуациях: и учебных, и профессиональных, и житейских. Человек, обладающий набором ключевых компетенций. К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены: личностные, метапредметные и предметные результаты освоения внеурочной деятельности Предметные результаты. Происходит расширение зоны ближайшего развития учеников, следовательно, знания усваиваются и умения приобретаются быстрее. Обучение стало процессом сотрудничества и совместной деятельности учеников и учителя, создающего условия творчества. Ученики ставят поисковые задачи, предполагающие нестандартные решения. Они стремятся понять сущность явлений, их взаимосвязь и находят новые средства решения различных проблем. Возрос объем усваиваемого материала и глубина его понимания. Формирование умения работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые части). Развитие умения выражать свое отношение к прочитанному, услышанному, увиденному. Организация умения выделять и формулировать тему, идею. Формирование умений строить устные и письменные высказывания. Воспитание умений создавать связный текст (устный и письменный) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка. Развитие умений участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою. Научить обрабатывать данные, полученные в результате анкетирования. Формирование навыков работы и использования всех возможностей текстового редактора, поиска информации в сети Интернет. Личностные результаты. Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие. Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие. Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. Изменился характер протекания совместной деятельности. У детей активно развиваются такие качества, как общительность, самостоятельность, умение встать на точку зрения другого человека, объем знаний, склонность к творческой работе. Ученики ставят поисковые задачи, предполагающие нестандартные решения. Они стремятся понять сущность явлений, их взаимосвязь и находят новые средства решения различных проблем. Снижается тревожность, дети получают удовольствие от учения, комфортно чувствуют себя в школе. Развивается самоконтроль и самокритичность, меняются межличностные отношения, возрастает сплоченность класса. Средства достижения: «круглый стол», акции, проекты социальной направленности, работа в телекоммуникационной среде (общение, создание сайта, форума, публикация своих материалов), деловая игра «Точка зрения», «Идеальное задание». Метапредметные результаты Регулятивные УУД: Формирование следующих универсальных учебных действий (УУД): Учиться определять и формулировать цель деятельности. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с предложенным материалом. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку поставленной проблеме. Научить обрабатывать данные, полученные в результате анкетирования. Формирование навыков работы и использования всех возможностей текстового редактора, поиска информации в сети Интернет Средства достижения: экспресс-опросы, блиц-опросы, тренинг «Работа с событием», технология проблемного диалога, структурирование очередного номера газеты, отбор информации, Познавательные УУД: Формирование следующих универсальных учебных действий (УУД): Ориентироваться в своей системе знаний. Делать предварительный отбор источников информации. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы. Средства достижения: пресс-конференции, исследовательские проекты, проекты социальной направленности, познавательные акции, беседы-дискуссии, информационный поиск, обзор Интернетресурсов, использования метода наблюдения. Коммуникативные УУД: Формирование следующих универсальных учебных действий (УУД): Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста). Слушать и понимать речь других. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Развитие умений участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою. Научить обрабатывать данные, полученные в результате анкетирования Формирование навыков работы и использования всех возможностей текстового редактора, поиска информации в сети Интернет Средства достижения: опросы, интервью, анкетирование, дискуссии и встречи с представителями общественности, коучинг (к примеру «Человек – центр любой деятельности»), круглый стол, планерка, работа в малых группах, технология проблемного диалога («побуждающий и подводящий диалог»). Результаты внеурочной деятельности Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия. № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. Календарно – тематический план: Тема Количество часов История 1 журналистики. Понятие информации. 1 Печатные 1 СМИ. Игра "Проба пера". 1 Обзор детский изданий и интернет ресурсов. 1 Проблемный диалог. Информационный поиск. 1 Видеомонтаж, аудиомонтаж. Их особенности. 1 Современные PR технологии. 1 Сбор и обработка информации за прошедший период. 1 Создание стен - газеты. 1 Программы обработки видеофайлов. Теория. 1 Программы обработки видеофайлов. Практикум. 1 Интервью. Секреты и техники. 1 Компьютерная графика: виды, назначение. 1 Программы для создания компьютерной графики. 1 Игра "Маленький Мистер Бин". 1 Тренинг "Работы с событием" 1 Выпуск новогоднего ролика. 1 Мастер - новость "Журналист будущего". 1 Особенности рпортажа. "Эффект присутствия". 1 Социология и журналистика. 1 Теория Практика 1 0,5 1 0,5 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. Деловая игра "Собеседование". Коучинг "Вы в центре событий". Реклама и ее роль в своременной системе СМИ. Специфика рекламного текста. Ролевая игра "Попробуй убедить меня". Фотография: новостная, рекламная. Подготовка к фотосъемке. Обработка снимков. Рекламный плакат: коммерческий, политический, социальный. "Многоликая реклама" Современные средства рекламы". Сбор материала за год. Обработка видео и фото для видеоролика. Монтаж. Выпуск видеоролика "2021 - 2022 учебный год". итого 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 34 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 18,5 1 1 1 15,5