Мой Пермский край

Пояснительная записка
Рабочая программа курса по выбору «Мой Пермский край» разработана с учетом
метапредметных, межпредметных и внутрипредметных связей, направлена на
достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования
универсальных учебных действий. Изучение краеведения в школе является одним из
основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитание любви
к нему, формирование гражданских позиций и навыков. Краеведение играет
существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом,
политическом воспитании.
Актуальность данной рабочей программы заключается в том, что обучающиеся
привлекаются к изучению родного края на основе исторических (5 класс) знаний. В
значительной мере курс «Мой Пермский край» строится на систематизации имеющегося у
учащихся практического жизненного опыта взаимодействия в природной и социокультурной
среде, способствует развитию информационно- познавательных компетенций. Региональные
компоненты историко-краеведческого и биологического образования способствуют
формированию личности учащегося как достойного гражданина России и Пермского края.
Курс является комплексным интегрированным курсом, формирующим у учащихся знания о
природе родного края, способствующий воспитанию любви к родной земле, уважению к
традициям и культуре своего народа. Изучение Пермского края и своей местности позволит
школьникам почувствовать включённость в жизнь своего региона, реализовать свою
активность, ощутить социальную значимость в жизни родной земли.
Количество часов, выделенных на изучение курса - 34, количество недельных часов –
1. Продолжительность учебного занятия 45 минут.
Цель программы: Формирование у школьников историко-культурной и биолого
краеведческой культуры, системы знаний о своём крае, традициях, воспитание гражданственности и патриотизма, уважения к Пермской земле.
Личностным результатом обучения краеведению является формирование всесторонне
образованной, развитой личности, обладающей системой мировоззренческих взглядов,
идейно-нравственных, культурных и этических норм поведения.
Важнейшие личностные результаты обучения краеведению Пермского края:
– ценностные ориентации, отражающие индивидуально-личностные позиции учащихся:
осознание себя как члена общества на региональном уровне (гражданин России, житель
Пермского края). Представление о Пермском крае как неотделимой части России, её месте и
роли в нашей стране.
– патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране. Уважение к истории,
культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов.
Метапредметными результатами изучения курса «Краеведение. Мой родной Пермский
край» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– способность к самостоятельному приобретению новых знаний, умений и навыков
– умение управлять своей познавательной деятельностью, организовывать её, определять
её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их напрактике, оценивать
достигнутые результаты, определять цель учебной деятельности;

– умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые
установки в своих действиях и поступках, принимать решения.
Познавательные УУД:
– формирование и развитие посредством краеведческого знания познавательных
интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

– умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование,
сохранение; осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и
критерии для указанных логических операций. Строить логически грамотные утверждения,
включающее установление причинно-следственных связей. Составлять тезисы, различные
виды планов. Уметь определять возможные источники информации, производить поиск
информации и анализировать её. Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем,
сочинений и сообщений.
Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и прежде
всего продуктивные задания:
– осознание роли краеведения в познании окружающего мира;
– освоение системы краеведческих знаний о природе, населении, хозяйстве Пермского
края, на основе которых формируется мышление учащихся;
– использование исторических и биологических умений в повседневной жизни и
общении.
Коммуникативные УУД:
– отстаивание своей точки зрения, представление аргументов, подтверждающихих
фактов.
– понимание позиции другого в дискуссии.
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного
диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а
также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Предметными результатами изучения курса «Краеведение. Мой Пермский край»
являются следующие умения:
– понимать роль различных источников краеведческой информации;
– знать особенности природы, населения, хозяйства Пермского края и своего района:
– формулировать причины изменений происходящих под влиянием природных и
антропогенных факторов;
– находить в различных источниках и анализировать информацию;
– определять на карте местоположение объектов в Пермском крае;
– формулировать своё отношение к историческим, природным и антропогенным
причинам изменений, происходящих в окружающей среде;
– использовать биологические знания для осуществления мер по охране природы;
– формулировать своё отношение к историко-культурному и природному наследию
Пермского края и своего района.
Задачи:
Образовательные:
 познакомиться с наукой краеведение, выяснить её место в системе наук;
 выяснить особенности заселения территории края, формирование её современного
населения;
 проанализировать характер хозяйственной деятельности человека на территории краяи
своего района и возникающие при этом экологические проблемы;
 оценить особенности своей местности, её природно-ресурсный потенциал,
достопримечательности;
 изучить особенности природы Пермского края, выявить взаимосвязи между её
компоентами; типы экосистем и их видовой состав, охраняемые виды и территории.
Развивающие:
 развивать биологическое и историческое мышление учащихся;

 научить применять краеведческие знания для объяснения и оценки различных процессов в
природе Пермского края;
 развивать и стимулировать познавательные интересы учащихся к краеведению, истории и
биологии;
 развивать кругозор учащихся об историческом и природном наследии своего края, его
истории, культуре, многообразии природы.
 развивать творческие способности, навыки исследовательской работы.
Воспитательная:
 развивать патриотическое отношение к своей малой и большой Родине, формировать
личностно-ценностное отношение к своему родному краю;
 воспитывать гражданскую позицию и ответственное отношение к природе и памятникам
культуры Пермского края и своего района;
 укреплять семейные традиции и связи за счёт взаимодействия между родителями и
учащимися при подготовке краеведческих мини-проектов, сборе краеведческих сведений.
Обязательным требованием достижения поставленных задач является соблюдение следующих
принципов:
 системность и последовательность занятий: 1 раз в неделю; обеспечение преемственности
обучения;
 научность: соблюдение логики изложения материала в соответствии развития современных
научных знаний; доступность: от легкого к трудному, от простого к сложному, от
неизвестного к известному, использование методов, соответствующих данному воз- расту
детей и их развитию;
 наглядность: использование наглядных пособий, иллюстраций, авторских работ, дополнительной научной и справочной литературы, ИКТ.
Формы и методы работы: познавательная; краеведческая, игровая, проектная деятельность; просмотр презентаций, выполнение посильных творческих работ, участие в
конкурсах.
Содержание программы
5 класс. Странички далёких и близких времён
Введение (1 час)
.

Ведение. Посмотрим глазами историка.
Пермский период (1 час).
Пермский период в истории Земли. Р.И.Мурчисон. Свидетельства далеких веков.
Каменный век Прикамья (1 час).
Каменный век Прикамья. Тайна писаного камня. Жизнь древних людей в Прикамье.
Века металлов (2 часа).
Века металлов: бронзовый, железный век. Древние земледельцы и металлурги. Пермский
звериный стиль. Древности камской чуди.
Кто живёт, тот и названия даёт (2 часа).
Кто живёт, тот и названия даёт. Топонимы. Примеры названий рек и населённых пунктов. Имена в истории Прикамья. Стефан Великопермский. Пермские боги. Творческая
работа: сочинение о названиях рек Прикамья.
Чердынь. Ныроб (2 часа).
Чердынь - первая столица Прикамья, Пермь Великая, город на семи холмах. Жизнь в
столичной Чердыни. Ныроб. Имена в истории Прикамья. Строгановы. М.Н.Романов.
Ермак.
Соликамск. Усолье (2 часа).
Соликамск - вторая столица Прикамья. Усолье. Соляные промыслы, структура промысла. Бабиновский тракт. Имена в истории Прикамья. Нарышкины. Демидовы. А.Н. Воронихин. Решить кроссворд о Соликамске.
Кунгур (2 часа)
Кунгур - третья столица Прикамья. Жизнь в столичном Кунгуре. Кунгурские меценаты.
Кунгурская пещера. Имена в истории Прикамья. В.Н.Татищев. К.Т.Хлебников.
Пермь (4 часа)
Основание Перми. Роль В.Н.Татищева в основании Перми. Указ Екатерины Великой о
создании губернского города Пермь.
Строительство города Пермь. Имена в истории
Прикамья. Пермские губернаторы, врачи, ученые. Замечательные жители Перми: Максутовы, Любимовы, Каменские, Дягилевы, Д.Д.Смышляев, А.С.Попов, инженерыизобретатели Н.Г.Славянов и Н.В.Воронцов. Гости Перми: император Александр 1, княгиня Елизавета Федоровна. Творческая работа: составить кроссворд о Перми.
Коми-Пермяцкий округ ( 1 час.)
Коми-Пермяцкий округ. История и достопримечательности. Строгановы. Художник
П.И.Субботин-Пермяк.
Старинные города и посёлки Прикамья (7 час.)
Оса. Оханск. Ильинский. Очер. Добрянка. Чёрмоз. Нытва. Лысьва. Пожва. Суксун.
Орёл. Кын-завод. Павловский. Орда. Всеволодо-Вильва. Бикбарда. Пыскор. Роль городов и поселков в развитии Прикамья. Карагай. История села. Карагайский район. Замечательные люди Карагайского района.
Сочинение о селе Карагай. Подготовить ребусы о старинных городах.
Горное дело и развитие Прикамья (1 час.)
Горное дело и развитие Прикамья. Добыча полезных ископаемых. Железоделательные
заводы. Строительство пароходов и паровозов. Заводские поселения. Подготовить сообщения о жизни рабочих старинных металлургических предприятий.
Новые города Прикамья (2 часа)

Новые города Прикамья. Березники- республика химии. Краснокамск. Чайковский. История новых городов и промышленность. Достопримечательности новых городов.
Прикамье в военные годы (1 час.)
Прикамье в военные годы. Развитие промышленности: все для фронта, все – для Победы! Танковый корпус. Памятники, посвящённые героям Великой Отечественной войны
1941-45 гг. Герои Советского Союза. Т.Н.Барамзина, А.И.Покрышкин. Музей военной
техники.
Прикамье литературное (1 час.)
Прикамье литературное. Писатели, проживавшие или посетившие Прикамье в разные
годы: М.А.Осоргин, Д.Н.Мамин-Сибиряк, П.П.Бажов, А.П.Чехов, Б.Л.Пастернак,
Вс.Н.Иванов, В.П.Астафьев, О.А.Волконская, В.И.Радкевич, А.Л.Решетов, Л.И. Давыдычев, Л.И.Кузьмин, А.В.Иванов и др. Творческая работа: составить кроссворд о писателях
и поэтах Прикамья.
Проект "Моё путешествие" ( 4 час.)
Моё путешествие по городам и селам Прикамья. Моё путешествие по охраняемым культурно-историческим территориям. Моё путешествие по Карагайскому району.
Творческая работа – защита проекта.
Резервный урок (1 час.)
Календарно-тематическое планирование
5 класс
Часы
1
1
1
1
1
1
1

9

Тема урока
Ведение. Посмотрим глазами историка.
Пермский период
Каменный век Прикамья
Века металлов.
Пермский звериный стиль
Кто живёт, тот и названия даёт.
Имена в истории Прикамья. Стефан
Великопермский. Пермские боги.
Чердынь - первая столица Прикамья. Ныроб.

10
11

Имена в истории Прикамья. Строгановы. Ермак.
Соликамск – вторая столица Прикамья. Усолье.

1
1

12

1

13

Имена в истории Прикамья. Нарышкины. Демидовы. А.Н.
Воронихин.
Кунгур – третья столица Прикамья. Кунгурская пещера.

14

Имена в истории Прикамья. К.Т.Хлебников.

1

15
16
17

Основание Перми. В.Н.Татищев.
Губернский город Пермь.
Имена в истории Прикамья. Пермские губернаторы, врачи, ученые.

1
1
1

18

Замечательные жители Перми. Гости Перми.

1

19

Коми-Пермяцкий округ. Строгановы. П.И.Субботин-Пермяк.

1

1
2
3
4
5
6
7
8

1

1

20

Оса. Оханск. Ильинский.

Очер.

21
22
23

Добрянка. Чёрмоз. Нытва. Лысьва.
Пожва. Суксун. Орёл.
Кын-завод. Павловский. Орда. Всеволодо-Вильва. Пыскор.

1
1
1

24
25
26

Горное дело и развитие Прикамья
Березники
Березники

1
1
1

27

Знаменитые люди Березников

1

28
29
30

Карагай
Краснокамск. Чайковский.
Прикамье в военные годы.

1
1
1

31
32

Прикамье литературное
Моё путешествие по городам и селам Прикамья.

1
1

33

Моё знакомство с охраняемыми памятниками истории и культуры
Прикамья

1

34

Моё путешествие по Березникам

1

1

Критерии оценки учебной деятельности по краеведению
Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является зачет, который
выставляется при освоении курса и наличии выполненных зачетных работ в тетради не
менее 50%. При выставлении зачёта предполагается учёт индивидуальных особенностей
учащихся, дифференцированный подход к организации работы.
Требования к выполнению творческих работ
Зачетная работа должна быть выполнена аккуратно, без грамматических ошибок и помарок. Представленная работа должна соответствовать теме. Размер работы должен соответствовать указанному в домашнем задании.

Результатами изучения курса краеведения являются умения:
 объяснять, что такое краеведение, что оно изучает;
 знать историю и природу родного края;
 знать известных людей родного края;
 называть 2-3 достопримечательности края, района, поселка;
 называть охраняемые природные и историко-культурные охраняемые объекты;
 наблюдать и выделять характерные особенности культуры, природы;
 анализировать свою работу, исправлять ошибки, восполнять пробелы в
 знаниях из разных источников информации;
 создавать творческие работы, доклады, презентации с помощью взрослых
 или самостоятельно.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
1. проведения самостоятельного поиска краеведческой информации из разных источников.
2. составления рефератов по заданной теме;
3. высказывания собственных суждений о наиболее значительных событиях и личностях
местной истории, об историко-культурном наследии народов Прикамья и Карагайского
района;
4. использования знаний об историческом пути и традициях Прикамья в общении друг с
другом и другими людьми.
Пособия для учащихся
1. Ефимик Е.Г., Шепель А.И. и др. Мой Пермский край. Мир живой природы. Учебное
пособие для 6-х классов образовательных организаций Пермского края. 2016 г.
2. Животные Прикамья: учебное пособие. – Книга 1 и 2.- Пермь: «Книжный мир», 2001.
3. Назаров Н.Н., Циберкин Н.Г. «Природная география Пермской области (хрестоматия)», Учебное пособие / Пермь Издательство «Книжный мир», 2001 г.
4. Назаров Н.Н., Шарыгин М.Д. «География Пермской области», Учебное пособие /
Пермь Издательство «Книжный мир», 1999 г.
Список литературы для учителя
1. Белавин А.М., Агафонова Н.Н.,. Крылысова Н.Б, Нечаев М.Г., Суслов А.Б. «Страницы
истории Земли Пермской», Пермь «Книжный мир», 1997 г.
2. Ефимик Е.Г., Шепель А.И. и др. Мой Пермский край. Мир живой природы. Учебное
пособие для 6-х классов образовательных организаций Пермского края. 2016 г.
3. Животные Прикамья: учебное пособие. – Книга 1 и 2.- Пермь: «Книжный мир», 2001.
4. Иванова Н.В., Неулыбина А.А., Черных Е.А. «География Пермской области» Пермское книжное издательство, 1984 г.
5. Комлев А., Черных Е. «Реки Пермской области», Пермское книжное издательство,
1984 г.
6. «Твое Прикамье», Пермь книжное издательство, 2002 г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».