Секреты словесности

Пояснительная записка
Факультативный курс рассчитан на 34 часа (1 час в неделю) и предназначен для
учащихся 7 класса.
Данный факультатив позволит не только восполнить пропущенный или забытый
материал, но и глубже раскрыть богатства русского языка, познакомить учащихся с
такими фактами, которые не изучаются на уроках. Факультативный курс непосредственно
связан с программой по русскому языку для 5-11 классов. Он расширяет и
систематизирует теоретические сведения, полученные учащимися, закрепляет
практические умения и навыки, позволяет восполнить пробелы в знаниях, нацелен на
подготовку учащихся к успешному написанию контрольных работ.
На факультативном курсе предполагается уделять большое внимание развитию
орфографической зоркости учащихся, формированию орфографической грамотности,
развитию навыков и умений самостоятельного выполнения заданий различного уровня
сложности. Эта работа предусматривает и систематическую индивидуальную домашнюю
работу учащихся с последующей проверкой учителя и организацией работы над
ошибками.
На всех занятиях учащиеся выходят за рамки учебников, приобретают многие
жизненные навыки – учатся самостоятельно подбирать и анализировать материал,
пользоваться справочной литературой. Поэтому тема данной программы является
актуальной.
Программа факультатива составлена на основе Федерального компонента
государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования
по русскому языку базового и профильного уровней (2004 г.) в соответствии с
программами по русскому языку: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский
«Программа по русскому языку к учебникам для 5-9 классов», М., Дрофа, 2007 г.
Цель курса: формирование орфографической грамотности учащихся, развитие
устной и письменной речи учащихся, обогащение словарного запаса.
Задачи:
-повторить с учащимися основной теоретический материал курса русского языка за 5-6
классы,
- расширить и углубить полученные ранее знания;
- систематизировать и обобщить полученные знания;
-заинтересовать учащихся предметом, мотивировать их на самостоятельные
дополнительные занятия русским языком;
совершенствовать
орфографические,
пунктуационные,
лингвистические
и
коммуникативные навыки учащихся.
Формы работы: сочетание индивидуальной и групповой форм работы.
Содержание программы.
Содержание данной программы составляет два круга вопросов: 1) вопросы,
связанные с программным материалом, направленные на углубление знаний учащихся по
русскому языку; 2) вопросы, не связанные учебной программой, представляющие
дополнительный материал.
Первый круг вопросов достаточно широк: он охватывает все разделы школьного
курса русского языка. Тематика их в основном соответствует темам, изучаемым на
уроках. Прежде всего, расширяется и наполняется новым содержанием представление о
звуковой форме слова. Дети начинают рассматривать звук как функциональную единицу,
как фонему. Это позволяет понять принцип построения орфографического действия и
самостоятельно находить способы решения разнообразных орфографических задач.
В рамках данной программы обогащаются первоначальные представления о
значении слова.

Важная роль в формировании содержательного представления о языке
принадлежит понятию морфемы. Учащиеся знакомятся с ней как с наименьшей значимой
частью слова, разграничивают корневые и словообразовательные морфемы.
Углублению представления о слове призвана способствовать работа над
лексическим значением слова.
Второй круг вопросов отличается от первого своей новизной и информативностью.
Сюда входят такие сведения, с которыми учащиеся на уроках не встречаются.
Основные методы и приёмы работы:
- лекция;
- беседа;
- объяснение учителя;
- создание проблемной ситуации;
- анализ текстов различных стилей и типов;
- работа с тестами;
- различные виды грамматического разбора;
- работа с таблицами, схемами, алгоритмами;
- создание таблиц, схем, алгоритмов;
- обсуждение, диалог;
- работа по карточкам;
- написание и редактирование орфографических диктантов;
- самостоятельное выполнение контрольных тестовых заданий.
На занятиях используются разнообразные виды работ: игры и игровые элементы,
дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, считалки, ребусы,
кроссворды, головоломки.
По окончании курса учащиеся должны уметь:
- находить в словах изученные орфограммы,
- обосновывать свой выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами,
- находить и исправлять орфографические ошибки;
- правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами.
Содержание тем учебного курса:
Правописание безударных гласных, проверяемых и непроверяемых гласных.
Правописание корней с чередующимися гласными.
Правописание согласных - «фонемные « и « нефонемные» правила.
Правописание ъ и ь.
Правописание приставок.
Удвоенные согласные.
Орфограммы в окончаниях слов.
Орфограммы в суффиксах.
По окончании курса учащиеся должны уметь:
- находить в словах изученные орфограммы,
- обосновывать свой выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами,
- находить и исправлять орфографические ошибки;
- правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами

Литература
1. Ахременкова Л.А. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: Русский
язык: 6,7 класс. - М., 2003.
2. Воробьева К.В., Сергеева Е.В. Тестовые задания по русскому языку. 5 – 7 классы. –
3. СПб, 2000.
4. Греков В.Ф. и др. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах
средней школы. - М., 1987.
5. 4. Иванова В.А. и др. Занимательно о русском языке: Пособие для учителя. – Л.,
1990.
6. Львова С.И. Русское правописание: орфография и пунктуация (программа
спецкурса для 10-11 классов) // Программно-методические материалы: Русский
язык.10-11 классы / Сост. Л.М. Рыбченкова. – М., 2002.
7. Михайлова С.Ю. Ключи к орфографии: Пособие для учащихся 7-9 классов. –
М.,2004.
8. Морозова Л.В. Практическая грамматика русского языка: Тренировочные тесты. –
СПб, 2004.
9. Панов М.Ф. Занимательная орфография: Книга для внеклассного чтения учащихся
7-8 классов. – М., 1984.
10. Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе. – М., 1996.
11. Розенталь Д.Э. Русский язык: Сборник упражнений для школьников старших
классов и поступающих в вузы. – М., 2001.
12. Сухотинская А.В. Репетитор. Русская орфография и пунктуация. – М., 1992.
13. Тимофеев Б.Н. Правильно ли мы говорим. – Л., 1963.
14. Ткаченко Н.Г. Тесты по грамматике русского языка: В 2 ч. / Ч.1. – М., 2003.
15. Успенский Л.В. Слово о словах. (Очерки о языке). – Л., 1971.
16. Федорова М.В. Грамматика русского языка: Правила и таблицы по орфографии и
пунктуации. – СПб, 2003.
17. Хазанова А.С. Работа по орфографии и пунктуации при изучении синтаксиса: Из
опыта работы. – М., 1982.
18. Шанский Н.М. и др. Краткий этимологический словарь русского языка. Пособие
для учителя. – М., 1971.

Календарно-тематическое планирование
№
1.

2.

3.

4.

5

6
7
8
9

Тема
Дорога к письменности.
Как люди обходились
без письма.
Орфография как раздел
науки о языке. Основные
принципы русской
орфографии.
Тайна фонемы.

Дата
провед
ения
5.09

12.09

19.09

Ударение под гласной
может сделать букву
ясной.

26.09

Коварные словарные
слова.

3.10

Орфографический
словарь – наш главный
помощник.
Проверь себя. Тест №1.
Опасные согласные.

10.10

Звонкие и глухие
согласные

31.10

10

17.10
24.10

14.10
Разделительный Ъ

11
12

Разделительный Ь
Слитно, раздельно,
через дефис

13

14

21.10
28.10

Содержание занятия
Как возникла письменность. Как обходились без письма? Древние
письмена. Что обозначается в русском языке буквами. Меня зовут
фонема. Для всех ли фонем есть буквы?
«Ошибкоопасные» места. Тайна фонемы. «Фонемные» и
«нефонемные» правила. Правило о непроизносимых согласных —
«фонемное»! «Нефонемное» правило.
Смыслоразличительная роль звуков.
Образование звуков, определение позиции в слове (сильная и
слабая).
Правописание безударных гласных в корне слова: проверяемых
непроверяемых, чередующихся. Правописание согласных в корне
слова: звонких и глухих, непроизносимых, двойных.
Правописание букв И, А, У после шипящих. Буквы Ы и И после Ц.
Буквы О – Ё после шипящих в корне слова. Буквы О – Ё – Е после
шипящих в суффиксах и окончаниях разных частей речи. Буквы О
и Е.
Словарная работа со словами. Знакомство со словом. Составление
словосочетаний с данным словом. Составление предложений с
данным словом. Нахождение данного слова в тексте.
Исправление речевых ошибок (неправильное употребление
данного слова в тексте).
Работа со словарем.

Парные и непроизносимые согласные. Работа по ленте букв,
выявление опасных мест при письме.
Различение звонких/глухих. Тренировочные упражнения.
Ь после шипящих на конце слова в разных частях речи.
Употребление буквы Ь после шипящих в существительных,
глаголах, наречиях и частицах. Неупотребление буквы Ь на конце
кратких прилагательных с основой на шипящую.
Правописание ПОЛ- со словами. Слитное и дефисное написание
сложных существительных и сложных прилагательных. Слитное,
дефисное и раздельное написание наречий и наречных выражений.
Слитные и раздельные написания предлогов и союзов. Раздельное
и дефисное написание частиц со словами.

Не с разными частями
речи

Правописание НЕ с разными частями речи.
Слитное написание приставки НЕДО- со словами.

Н и НН в суффиксах
прилагательных,
причастий
Н в кратких причастиях

Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных, полных
причастий отглагольных прилагательных.

15
16
17

Одна буква Н в кратких причастиях.

18
19
20
21
22
23
24

25
26

Способы образования
сложных слов.
Решение
орфографических задач.
Проверь себя. Тест №2.
История образования и
написания числительных
Правописание
местоимений
Орфографические
головоломки.
Классификация
приставок

Приставки ПРЕ- и ПРИПравописание корней с
чередующимися
гласными

27

28
29

Проверь себя. Тест №3.
Правописание личных
окончаний глагола

30

Правописание падежных
окончаний
существительных
Правописание
суффиксов
самостоятельных частей
речи.
Комплексный анализ
текста
Значение орфографии в
русском языке

31

32
33
34

Одна и две буквы Н в кратких прилагательных, существительных и
наречиях на – О (-Е).
Способы образования сложных слов.

Беседа. Выполнение упражнений, игра «Магазин».
Сравнение существительного и местоимения. Работа с текстом
Работа по карточкам
Классификация приставок: смыслообразующие и
формообразующие; приставки с традиционным написанием,
приставки с позиционным написанием; приставки с написанием,
зависящие от смысла слова. Употребление разделительных Ъ и Ь.
Буквы Ы и И после приставок. Буквы З и С на конце приставок.
Приставки ПРЕ- и ПРИ-.
Классификация и правописание корней с чередующимися
гласными. Правописание корней с чередующимися гласными,
зависящими от ударения (-гор-, -клон-, -твор-, -зар-). Правописание
корней с чередующимися гласными, зависящими от корневых
согласных. (-лаг-, -раст-, -скоч-). Правописание корней с
чередующимися гласными, зависящими от суффикса А (-бер- и
аналогичные , -кос-). Правописание корней с чередующимися
гласными, зависящими от значения слов (-ровн-,
-плов-, -мок-).
Правописание гласных в личных окончаниях глагола.
Правописание суффиксов существительных, прилагательных,
глаголов.
Правописание букв И и Е в падежных окончаниях
существительных.
Правописание суффиксов существительных, прилагательных,
глаголов.
Работа с текстом.
Обобщение принципов орфографии. Сочинение – рассуждение
.Редактирование работ в соответствии с требованиями ГИА.

Литература
19. Ахременкова Л.А. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: Русский
язык: 6,7 класс. - М., 2003.
20. Воробьева К.В., Сергеева Е.В. Тестовые задания по русскому языку. 5 – 7 классы. –
21. СПб, 2000.
22. Греков В.Ф. и др. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах
средней школы. - М., 1987.
23. 4. Иванова В.А. и др. Занимательно о русском языке: Пособие для учителя. – Л.,
1990.
24. Львова С.И. Русское правописание: орфография и пунктуация (программа
спецкурса для 10-11 классов) // Программно-методические материалы: Русский
язык.10-11 классы / Сост. Л.М. Рыбченкова. – М., 2002.
25. Михайлова С.Ю. Ключи к орфографии: Пособие для учащихся 7-9 классов. –
М.,2004.
26. Морозова Л.В. Практическая грамматика русского языка: Тренировочные тесты. –
СПб, 2004.
27. Панов М.Ф. Занимательная орфография: Книга для внеклассного чтения учащихся
7-8 классов. – М., 1984.
28. Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе. – М., 1996.
29. Розенталь Д.Э. Русский язык: Сборник упражнений для школьников старших
классов и поступающих в вузы. – М., 2001.
30. Сухотинская А.В. Репетитор. Русская орфография и пунктуация. – М., 1992.
31. Тимофеев Б.Н. Правильно ли мы говорим. – Л., 1963.
32. Ткаченко Н.Г. Тесты по грамматике русского языка: В 2 ч. / Ч.1. – М., 2003.
33. Успенский Л.В. Слово о словах. (Очерки о языке). – Л., 1971.
34. Федорова М.В. Грамматика русского языка: Правила и таблицы по орфографии и
пунктуации. – СПб, 2003.
35. Хазанова А.С. Работа по орфографии и пунктуации при изучении синтаксиса: Из
опыта работы. – М., 1982.
36. Шанский Н.М. и др. Краткий этимологический словарь русского языка. Пособие
для учителя. – М., 1971.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».