Пояснительная записка Факультативный курс рассчитан на 34 часа (1 час в неделю) и предназначен для учащихся 7 класса. Данный факультатив позволит не только восполнить пропущенный или забытый материал, но и глубже раскрыть богатства русского языка, познакомить учащихся с такими фактами, которые не изучаются на уроках. Факультативный курс непосредственно связан с программой по русскому языку для 5-11 классов. Он расширяет и систематизирует теоретические сведения, полученные учащимися, закрепляет практические умения и навыки, позволяет восполнить пробелы в знаниях, нацелен на подготовку учащихся к успешному написанию контрольных работ. На факультативном курсе предполагается уделять большое внимание развитию орфографической зоркости учащихся, формированию орфографической грамотности, развитию навыков и умений самостоятельного выполнения заданий различного уровня сложности. Эта работа предусматривает и систематическую индивидуальную домашнюю работу учащихся с последующей проверкой учителя и организацией работы над ошибками. На всех занятиях учащиеся выходят за рамки учебников, приобретают многие жизненные навыки – учатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой. Поэтому тема данной программы является актуальной. Программа факультатива составлена на основе Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку базового и профильного уровней (2004 г.) в соответствии с программами по русскому языку: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский «Программа по русскому языку к учебникам для 5-9 классов», М., Дрофа, 2007 г. Цель курса: формирование орфографической грамотности учащихся, развитие устной и письменной речи учащихся, обогащение словарного запаса. Задачи: -повторить с учащимися основной теоретический материал курса русского языка за 5-6 классы, - расширить и углубить полученные ранее знания; - систематизировать и обобщить полученные знания; -заинтересовать учащихся предметом, мотивировать их на самостоятельные дополнительные занятия русским языком; совершенствовать орфографические, пунктуационные, лингвистические и коммуникативные навыки учащихся. Формы работы: сочетание индивидуальной и групповой форм работы. Содержание программы. Содержание данной программы составляет два круга вопросов: 1) вопросы, связанные с программным материалом, направленные на углубление знаний учащихся по русскому языку; 2) вопросы, не связанные учебной программой, представляющие дополнительный материал. Первый круг вопросов достаточно широк: он охватывает все разделы школьного курса русского языка. Тематика их в основном соответствует темам, изучаемым на уроках. Прежде всего, расширяется и наполняется новым содержанием представление о звуковой форме слова. Дети начинают рассматривать звук как функциональную единицу, как фонему. Это позволяет понять принцип построения орфографического действия и самостоятельно находить способы решения разнообразных орфографических задач. В рамках данной программы обогащаются первоначальные представления о значении слова. Важная роль в формировании содержательного представления о языке принадлежит понятию морфемы. Учащиеся знакомятся с ней как с наименьшей значимой частью слова, разграничивают корневые и словообразовательные морфемы. Углублению представления о слове призвана способствовать работа над лексическим значением слова. Второй круг вопросов отличается от первого своей новизной и информативностью. Сюда входят такие сведения, с которыми учащиеся на уроках не встречаются. Основные методы и приёмы работы: - лекция; - беседа; - объяснение учителя; - создание проблемной ситуации; - анализ текстов различных стилей и типов; - работа с тестами; - различные виды грамматического разбора; - работа с таблицами, схемами, алгоритмами; - создание таблиц, схем, алгоритмов; - обсуждение, диалог; - работа по карточкам; - написание и редактирование орфографических диктантов; - самостоятельное выполнение контрольных тестовых заданий. На занятиях используются разнообразные виды работ: игры и игровые элементы, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки. По окончании курса учащиеся должны уметь: - находить в словах изученные орфограммы, - обосновывать свой выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами, - находить и исправлять орфографические ошибки; - правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами. Содержание тем учебного курса: Правописание безударных гласных, проверяемых и непроверяемых гласных. Правописание корней с чередующимися гласными. Правописание согласных - «фонемные « и « нефонемные» правила. Правописание ъ и ь. Правописание приставок. Удвоенные согласные. Орфограммы в окончаниях слов. Орфограммы в суффиксах. По окончании курса учащиеся должны уметь: - находить в словах изученные орфограммы, - обосновывать свой выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами, - находить и исправлять орфографические ошибки; - правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами Литература 1. Ахременкова Л.А. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: Русский язык: 6,7 класс. - М., 2003. 2. Воробьева К.В., Сергеева Е.В. Тестовые задания по русскому языку. 5 – 7 классы. – 3. СПб, 2000. 4. Греков В.Ф. и др. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы. - М., 1987. 5. 4. Иванова В.А. и др. Занимательно о русском языке: Пособие для учителя. – Л., 1990. 6. Львова С.И. Русское правописание: орфография и пунктуация (программа спецкурса для 10-11 классов) // Программно-методические материалы: Русский язык.10-11 классы / Сост. Л.М. Рыбченкова. – М., 2002. 7. Михайлова С.Ю. Ключи к орфографии: Пособие для учащихся 7-9 классов. – М.,2004. 8. Морозова Л.В. Практическая грамматика русского языка: Тренировочные тесты. – СПб, 2004. 9. Панов М.Ф. Занимательная орфография: Книга для внеклассного чтения учащихся 7-8 классов. – М., 1984. 10. Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе. – М., 1996. 11. Розенталь Д.Э. Русский язык: Сборник упражнений для школьников старших классов и поступающих в вузы. – М., 2001. 12. Сухотинская А.В. Репетитор. Русская орфография и пунктуация. – М., 1992. 13. Тимофеев Б.Н. Правильно ли мы говорим. – Л., 1963. 14. Ткаченко Н.Г. Тесты по грамматике русского языка: В 2 ч. / Ч.1. – М., 2003. 15. Успенский Л.В. Слово о словах. (Очерки о языке). – Л., 1971. 16. Федорова М.В. Грамматика русского языка: Правила и таблицы по орфографии и пунктуации. – СПб, 2003. 17. Хазанова А.С. Работа по орфографии и пунктуации при изучении синтаксиса: Из опыта работы. – М., 1982. 18. Шанский Н.М. и др. Краткий этимологический словарь русского языка. Пособие для учителя. – М., 1971. Календарно-тематическое планирование № 1. 2. 3. 4. 5 6 7 8 9 Тема Дорога к письменности. Как люди обходились без письма. Орфография как раздел науки о языке. Основные принципы русской орфографии. Тайна фонемы. Дата провед ения 5.09 12.09 19.09 Ударение под гласной может сделать букву ясной. 26.09 Коварные словарные слова. 3.10 Орфографический словарь – наш главный помощник. Проверь себя. Тест №1. Опасные согласные. 10.10 Звонкие и глухие согласные 31.10 10 17.10 24.10 14.10 Разделительный Ъ 11 12 Разделительный Ь Слитно, раздельно, через дефис 13 14 21.10 28.10 Содержание занятия Как возникла письменность. Как обходились без письма? Древние письмена. Что обозначается в русском языке буквами. Меня зовут фонема. Для всех ли фонем есть буквы? «Ошибкоопасные» места. Тайна фонемы. «Фонемные» и «нефонемные» правила. Правило о непроизносимых согласных — «фонемное»! «Нефонемное» правило. Смыслоразличительная роль звуков. Образование звуков, определение позиции в слове (сильная и слабая). Правописание безударных гласных в корне слова: проверяемых непроверяемых, чередующихся. Правописание согласных в корне слова: звонких и глухих, непроизносимых, двойных. Правописание букв И, А, У после шипящих. Буквы Ы и И после Ц. Буквы О – Ё после шипящих в корне слова. Буквы О – Ё – Е после шипящих в суффиксах и окончаниях разных частей речи. Буквы О и Е. Словарная работа со словами. Знакомство со словом. Составление словосочетаний с данным словом. Составление предложений с данным словом. Нахождение данного слова в тексте. Исправление речевых ошибок (неправильное употребление данного слова в тексте). Работа со словарем. Парные и непроизносимые согласные. Работа по ленте букв, выявление опасных мест при письме. Различение звонких/глухих. Тренировочные упражнения. Ь после шипящих на конце слова в разных частях речи. Употребление буквы Ь после шипящих в существительных, глаголах, наречиях и частицах. Неупотребление буквы Ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую. Правописание ПОЛ- со словами. Слитное и дефисное написание сложных существительных и сложных прилагательных. Слитное, дефисное и раздельное написание наречий и наречных выражений. Слитные и раздельные написания предлогов и союзов. Раздельное и дефисное написание частиц со словами. Не с разными частями речи Правописание НЕ с разными частями речи. Слитное написание приставки НЕДО- со словами. Н и НН в суффиксах прилагательных, причастий Н в кратких причастиях Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных, полных причастий отглагольных прилагательных. 15 16 17 Одна буква Н в кратких причастиях. 18 19 20 21 22 23 24 25 26 Способы образования сложных слов. Решение орфографических задач. Проверь себя. Тест №2. История образования и написания числительных Правописание местоимений Орфографические головоломки. Классификация приставок Приставки ПРЕ- и ПРИПравописание корней с чередующимися гласными 27 28 29 Проверь себя. Тест №3. Правописание личных окончаний глагола 30 Правописание падежных окончаний существительных Правописание суффиксов самостоятельных частей речи. Комплексный анализ текста Значение орфографии в русском языке 31 32 33 34 Одна и две буквы Н в кратких прилагательных, существительных и наречиях на – О (-Е). Способы образования сложных слов. Беседа. Выполнение упражнений, игра «Магазин». Сравнение существительного и местоимения. Работа с текстом Работа по карточкам Классификация приставок: смыслообразующие и формообразующие; приставки с традиционным написанием, приставки с позиционным написанием; приставки с написанием, зависящие от смысла слова. Употребление разделительных Ъ и Ь. Буквы Ы и И после приставок. Буквы З и С на конце приставок. Приставки ПРЕ- и ПРИ-. Классификация и правописание корней с чередующимися гласными. Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от ударения (-гор-, -клон-, -твор-, -зар-). Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от корневых согласных. (-лаг-, -раст-, -скоч-). Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от суффикса А (-бер- и аналогичные , -кос-). Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от значения слов (-ровн-, -плов-, -мок-). Правописание гласных в личных окончаниях глагола. Правописание суффиксов существительных, прилагательных, глаголов. Правописание букв И и Е в падежных окончаниях существительных. Правописание суффиксов существительных, прилагательных, глаголов. Работа с текстом. Обобщение принципов орфографии. Сочинение – рассуждение .Редактирование работ в соответствии с требованиями ГИА. Литература 19. Ахременкова Л.А. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: Русский язык: 6,7 класс. - М., 2003. 20. Воробьева К.В., Сергеева Е.В. Тестовые задания по русскому языку. 5 – 7 классы. – 21. СПб, 2000. 22. Греков В.Ф. и др. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы. - М., 1987. 23. 4. Иванова В.А. и др. Занимательно о русском языке: Пособие для учителя. – Л., 1990. 24. Львова С.И. Русское правописание: орфография и пунктуация (программа спецкурса для 10-11 классов) // Программно-методические материалы: Русский язык.10-11 классы / Сост. Л.М. Рыбченкова. – М., 2002. 25. Михайлова С.Ю. Ключи к орфографии: Пособие для учащихся 7-9 классов. – М.,2004. 26. Морозова Л.В. Практическая грамматика русского языка: Тренировочные тесты. – СПб, 2004. 27. Панов М.Ф. Занимательная орфография: Книга для внеклассного чтения учащихся 7-8 классов. – М., 1984. 28. Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе. – М., 1996. 29. Розенталь Д.Э. Русский язык: Сборник упражнений для школьников старших классов и поступающих в вузы. – М., 2001. 30. Сухотинская А.В. Репетитор. Русская орфография и пунктуация. – М., 1992. 31. Тимофеев Б.Н. Правильно ли мы говорим. – Л., 1963. 32. Ткаченко Н.Г. Тесты по грамматике русского языка: В 2 ч. / Ч.1. – М., 2003. 33. Успенский Л.В. Слово о словах. (Очерки о языке). – Л., 1971. 34. Федорова М.В. Грамматика русского языка: Правила и таблицы по орфографии и пунктуации. – СПб, 2003. 35. Хазанова А.С. Работа по орфографии и пунктуации при изучении синтаксиса: Из опыта работы. – М., 1982. 36. Шанский Н.М. и др. Краткий этимологический словарь русского языка. Пособие для учителя. – М., 1971.