ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Повседневно человеку приходится на основе уже полученных знаний и опыта анализировать и решать практические проблемы в реальных жизненных ситуациях. Решение задач по физике - это поле познавательной деятельности, которое ориентирует человека на анализ явлений природы, техники, жизненных проблем. Важное место занимают задачи на моделирование физических процессов. Простейшие исследования, опыты и наблюдения не являются самоцелью, они дают возможность глубже проанализировать физические закономерности, понять сущность физических явлений и процессов. Факультативный курс «Экспериментальные задачи в физике» направлен на качественное усвоение курса физики, формирование умения применять теоретические знания на практике.Рассчитан на 34 часа (1 раз в неделю). Цель: дать возможность учащимся, интересующимся познакомиться с основными методами физической науки, измерительными и другими экспериментальными умениями. физикой, овладеть Задачи: познакомить учащихся с понятиями: физическая величина, измерительные приборы, методы измерения, погрешности измерения, экспериментальное исследование; обучить учащихся четкому использованию измерительных приборов; дать представление о методах физического экспериментального исследования как важнейшей части методологии физики и ряда других наук, развить интерес к исследовательской деятельности; научить учащихся, анализируя результаты экспериментального исследования, делать вывод в соответствии со сформулированной задачей; повысить интерес учащихся к изучению физики и проведению физического эксперимента. Ожидаемые результаты: 1) осознание практической значимости предмета физики; 2) расширение интеллектуального, творческого кругозора учащихся; 3) приобретение практических навыков и умений при проведении физического эксперимента; 4) совершенствование приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения и т. п., т. е. умения «вскрывать новые связи, открывать новые приёмы, приходить к решению новых задач». 2 СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА 1. Теплопередача и работа (6 ч.) Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии. Способы теплопередачи. Количество теплоты. Удельная теплоёмкость. Уравнение теплового баланса. Экспериментальные задачи 1. Опыт «Несгораемая бумага». Почему бумага не горит на гвозде и загорается на карандаше? 2. Можно ли вскипятить воду в бумажной кастрюле? 3. Измерение теплоёмкости твёрдого тела. 4. Рассчитать и проверить на опыте, сколько нужно влить кипятка в холодную воду массой 200 г, взятой при комнатной температуре, чтобы получить смесь температурой 60 º С. 2. Изменение агрегатных состояний вещества (5 ч.) Плавление и отвердевание кристаллических тел. конденсация. Влажность воздуха. Тепловые двигатели. Парообразование и Экспериментальные задачи 5. Измерение удельной теплоты плавления льда. 6. Как вызвать кипение воды при температуре ниже 100º С? 7. Измерение влажности воздуха при помощи термометра и психрометрической таблицы. 8. Измерение точки росы и влажности воздуха при помощи гигрометра и психрометра. 3. Электричество (2 ч). Электризация тел. Электрический заряд. Взаимодействие Электрическое поле. Электризация через влияние. Потенциал. зарядов. Экспериментальные задачи 9. Определите знак заряда пластмассовой линейки, потёртой о бумагу, если в вашем распоряжении гильза на нити, эбонитовая палочка и кусок меха. 10. Поставьте электрометр на пластинку изолятора. Зарядите его шар до небольшой разности потенциалов и дайте стрелке успокоиться. Коснитесь рукой корпуса электрометра. Почему угол отклонения стрелки увеличивается? 11. Зарядите шар электрометра положительным зарядом и поднесите сверху к шару отрицательно заряженную эбонитовую палочку. Угол отклонения стрелки уменьшается. Подносите отрицательно заряженную палочку 3 снизу к корпусу. Угол отклонения увеличивается. Почему? Можно найти такую траекторию движения отрицательно заряженной палочки к электрометру, когда угол отклонения стрелки не будет изменяться. 4. Сила тока, напряжение, сопротивление (9 ч.) Электрический ток, гальванические элементы и аккумуляторы. Сила тока, амперметр. Напряжение, вольтметр. Сопротивление, измерение сопротивления. Соединения проводников – последовательное, параллельное, смешанное. Расчёт сложных цепей. Экспериментальные задачи 12.К клеммам гальванометра присоедините медные провода. К концу одного из них прикрепите гвоздь. Воткните медный провод и гвоздь в картофелину – стрелка гальванометра отклоняется. Почему? 13.Измерить максимальное и минимальное сопротивление реостата с помощью амперметра и вольтметра. 14.Решение задач на различные соединения проводников. 15.Решение задач на расчёт сопротивления сложных цепей. 5. Работа и мощность тока. Электромагнитные явления (6 ч.) Работа и мощность тока. Магнитное поле тока. Постоянные магниты. Магнитное поле Земли. Экспериментальные задачи 16.Решение задач на расчёт мощности и работы тока. 17.Измерение мощности и работы тока в лампочке за определённое время. 18.Изучение принципа работы различных электромагнитных реле. 19.Предложить свой проект быстрого и простого способа очистки строительного материала от железных или стальных предметов (обрезков жести, железных опилок, гвоздиков и т.п.) 20.Изучение спектров постоянных магнитов. Занимательные опыты с магнитами. 6. Световые явления (7 ч). Прямолинейное распространение света. Закон отражения света. Закон преломления света. Призма. Линза. Измерение фокусного расстояния собирающей и рассеивающей линзы. Экспериментальные задачи 21.Между настольной лампой и стеной при отключенном верхнем свете поместите несколько различных предметов и получите от каждого на стене тень и полутень. Объясните с помощью чертежей их образование. 4 22.Изучение отражение света от плоского, выпуклого и вогнутого зеркала. 23.Исследование зависимости угла преломления от угла падения. 24.Опыты с призмой и линзой. 25.Измерение фокусного расстояния и оптической силы собирающей линзы и рассеивающей. 7. Заключение. (1 ч) Экспериментальные задачи Самостоятельно придумать или подобрать, экспериментальную задачу по курсу 8 класса. 5 решить и защитить разделов тем 1. Теплопередача и работа 1. Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии. 2. Способы теплопередачи. 3. Количество теплоты. Удельная теплоёмкость. 4. Уравнение теплового баланса. 6 1. Плавление и отвердевание кристаллических тел. 2. Парообразование и конденсация. 3. Влажность воздуха. 4. Тепловые двигатели. 1. Электризация тел. Электрический заряд. Взаимодействие зарядов. 2. Электрическое поле. Электризация через влияние. Потенциал. 1. Электрический ток, гальванические элементы и аккумуляторы. 2. Сила тока, амперметр. 3. Напряжение, вольтметр. 4. Сопротивление, измерение сопротивления. 5. Соединения проводников – последовательное, параллельное, смешанное. 6. Расчёт сложных цепей 1. Работа и мощность тока. 2. Магнитное поле тока. 3. Постоянные магниты. 5 2. Изменение агрегатных состояний вещества 3. Электричество 4. Сила тока, напряжение, сопротивление 5. Работа и мощность тока. Электромагнит 6 2 9 6 Практические занятия ы решения эксперимен тальных задач Зачётные занятия Наименование Количество часов Практикум Максимальная нагрузка УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1 0,5 1 0,5 1 1 1 1 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 1 1 0,5 0,5 1 2 1 1 1 1 0,5 2 1 0,5 ные явления 6. Световые явления 7. Заключение Магнитное поле Земли 1. Прямолинейное распространение света. 2. Закон отражения света. 3. Закон преломления света. 4. Призма. Линза. 5. Измерение фокусного расстояния собирающей и рассеивающей линзы 1. Итоговый урок Всего: 34 ч Зачётные занятия: 1 Практические занятия 1. Экспериментальная задача №1 2. Экспериментальная задача №2 3. Экспериментальная задача №3 4. Экспериментальная задача №4 5. Экспериментальная задача №5 6. Экспериментальная задача №6 7. Экспериментальная задача №7 8. Экспериментальная задача №8 9. Экспериментальная задача №9 10.Экспериментальная задача №10 11.Экспериментальная задача №11 12.Экспериментальная задача №12 13.Экспериментальная задача №13 14.Экспериментальная задача №14 15.Экспериментальная задача №15 16.Экспериментальная задача №16 17.Экспериментальная задача №17 18.Экспериментальная задача №18 19.Экспериментальная задача №19 20.Экспериментальная задача №20 21.Экспериментальная задача №21 22.Экспериментальная задача №22 23.Экспериментальная задача №23 24.Экспериментальная задача №24 25.Экспериментальная задача №25 26.Своя экспериментальная задача. Итоговый урок 7 7 0,5 0,5 0,5 1 0,5 1 0,5 1 0,5 1 1 1 0,25 0,25 1 1 1 0,5 0,25 0,25 0,5 0,25 0,25 0,5 0,5 2 1 1 1 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 1 1 1 1 Ожидаемые результаты: 1) осознание практической значимости предмета физики; 2) расширение интеллектуального, творческого кругозора учащихся; 3) приобретение практических навыков и умений при проведении физического эксперимента; 4) совершенствование приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения и т. п., т. е. умения «вскрывать новые связи, открывать новые приёмы, приходить к решению новых задач». Литература для учащихся 1. 2. 3. 4. Блудов М.И. Беседы по физике. – М.: Просвещение,1984. Гальперштейн Л.Я. Здравствуй, физика, - М.: Детская литература,1973. Енохович А.С. Справочник по физике и технике. - М.: Просвещение,1988. Кириллова И.Г. Книга для чтения по физике. 6-7 классы. - М.: Просвещение,1986. 5. Лукашик В.И., Иванова Е.В. Сборник задач по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2000. 6. Перельман Я.И. Занимательная физика: В 2-х т. - М.: Просвещение,1972. 7. Пёрышкин А.В. физика. 7 Кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – 4е изд., испр. – М.: Дрофа, 2001. Литература для учителя 1. Буров и др. Фронтальные экспериментальные задания по физике в 6-7 классах. - М.: Просвещение,1981. 2. Горев Л.А. Занимательные опыты по физике в 6-7 классах средней школы. – М.: Просвещение, 1985. 3. Демкович В.П. Измерения в курсе физики средней школы. - М.: Просвещение,1970. 4. Кабардин О.Ф. Методика факультативных занятий по физике / О.Ф. Кабардин. - М.: Просвещение,1988. 5. Кирик Л.А. Физика-7. Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы. – М.: Илекса, 2006. 6. Семке А.И. Нестандартные задачи по физике. Для классов естественнонаучного профиля / А.И. Семке. – Ярославль: Академия развития, 2007. 7. Физика в школе: Сб. нормат. Документов / Сост. Н.А. Ермолаева, В.А. Орлов. - М.: Просвещение,1987. 8