Экспериментальная физика

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Повседневно человеку приходится на основе уже полученных знаний и
опыта анализировать и решать практические проблемы в реальных жизненных
ситуациях. Решение задач по физике - это поле познавательной деятельности,
которое ориентирует человека на анализ явлений природы, техники, жизненных
проблем. Важное место занимают задачи на моделирование физических
процессов. Простейшие исследования, опыты и наблюдения не являются
самоцелью, они дают возможность глубже проанализировать физические
закономерности, понять сущность физических явлений и процессов.
Факультативный курс «Экспериментальные задачи в физике» направлен
на качественное усвоение курса физики, формирование умения применять
теоретические знания на практике.Рассчитан на 34 часа (1 раз в неделю).
Цель: дать возможность учащимся, интересующимся
познакомиться с основными методами физической науки,
измерительными и другими экспериментальными умениями.

физикой,
овладеть

Задачи:









познакомить
учащихся
с
понятиями:
физическая
величина,
измерительные приборы, методы измерения, погрешности измерения,
экспериментальное исследование;
обучить учащихся четкому использованию измерительных приборов;
дать представление о методах физического экспериментального
исследования как важнейшей части методологии физики и ряда других
наук, развить интерес к исследовательской деятельности;
научить учащихся, анализируя результаты экспериментального
исследования, делать вывод в соответствии со сформулированной
задачей;
повысить интерес учащихся к изучению физики и проведению
физического эксперимента.
Ожидаемые результаты:
1) осознание практической значимости предмета физики;
2) расширение интеллектуального, творческого кругозора учащихся;
3) приобретение практических навыков и умений при проведении
физического эксперимента;
4) совершенствование приемов мыслительной деятельности: анализа,
синтеза, сравнения, обобщения и т. п., т. е. умения «вскрывать новые
связи, открывать новые приёмы, приходить к решению новых задач».

2

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
1. Теплопередача и работа (6 ч.)
Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии. Способы
теплопередачи. Количество теплоты. Удельная теплоёмкость. Уравнение
теплового баланса.
Экспериментальные задачи
1. Опыт «Несгораемая бумага». Почему бумага не горит на гвозде и
загорается на карандаше?
2. Можно ли вскипятить воду в бумажной кастрюле?
3. Измерение теплоёмкости твёрдого тела.
4. Рассчитать и проверить на опыте, сколько нужно влить кипятка в
холодную воду массой 200 г, взятой при комнатной температуре, чтобы
получить смесь температурой 60 º С.
2. Изменение агрегатных состояний вещества (5 ч.)
Плавление и отвердевание кристаллических тел.
конденсация. Влажность воздуха. Тепловые двигатели.

Парообразование

и

Экспериментальные задачи
5. Измерение удельной теплоты плавления льда.
6. Как вызвать кипение воды при температуре ниже 100º С?
7. Измерение влажности воздуха при помощи термометра и
психрометрической таблицы.
8. Измерение точки росы и влажности воздуха при помощи гигрометра и
психрометра.
3. Электричество (2 ч).
Электризация тел. Электрический заряд. Взаимодействие
Электрическое поле. Электризация через влияние. Потенциал.

зарядов.

Экспериментальные задачи
9. Определите знак заряда пластмассовой линейки, потёртой о бумагу, если
в вашем распоряжении гильза на нити, эбонитовая палочка и кусок меха.
10. Поставьте электрометр на пластинку изолятора. Зарядите его шар до
небольшой разности потенциалов и дайте стрелке успокоиться.
Коснитесь рукой корпуса электрометра. Почему угол отклонения стрелки
увеличивается?
11. Зарядите шар электрометра положительным зарядом и поднесите сверху
к шару отрицательно заряженную эбонитовую палочку. Угол отклонения
стрелки уменьшается. Подносите отрицательно заряженную палочку
3

снизу к корпусу. Угол отклонения увеличивается. Почему? Можно найти
такую траекторию движения отрицательно заряженной палочки к
электрометру, когда угол отклонения стрелки не будет изменяться.
4. Сила тока, напряжение, сопротивление (9 ч.)
Электрический ток, гальванические элементы и аккумуляторы. Сила тока,
амперметр. Напряжение, вольтметр. Сопротивление, измерение сопротивления.
Соединения проводников – последовательное, параллельное, смешанное.
Расчёт сложных цепей.
Экспериментальные задачи
12.К клеммам гальванометра присоедините медные провода. К концу одного
из них прикрепите гвоздь. Воткните медный провод и гвоздь в
картофелину – стрелка гальванометра отклоняется. Почему?
13.Измерить максимальное и минимальное сопротивление реостата с
помощью амперметра и вольтметра.
14.Решение задач на различные соединения проводников.
15.Решение задач на расчёт сопротивления сложных цепей.
5. Работа и мощность тока. Электромагнитные явления (6 ч.)
Работа и мощность тока. Магнитное поле тока. Постоянные магниты.
Магнитное поле Земли.
Экспериментальные задачи
16.Решение задач на расчёт мощности и работы тока.
17.Измерение мощности и работы тока в лампочке за определённое время.
18.Изучение принципа работы различных электромагнитных реле.
19.Предложить свой проект быстрого и простого способа очистки
строительного материала от железных или стальных предметов (обрезков
жести, железных опилок, гвоздиков и т.п.)
20.Изучение спектров постоянных магнитов. Занимательные опыты с
магнитами.
6. Световые явления (7 ч).
Прямолинейное распространение света. Закон отражения света. Закон
преломления света. Призма. Линза. Измерение фокусного расстояния
собирающей и рассеивающей линзы.
Экспериментальные задачи
21.Между настольной лампой и стеной при отключенном верхнем свете
поместите несколько различных предметов и получите от каждого на
стене тень и полутень. Объясните с помощью чертежей их образование.
4

22.Изучение отражение света от плоского, выпуклого и вогнутого зеркала.
23.Исследование зависимости угла преломления от угла падения.
24.Опыты с призмой и линзой.
25.Измерение фокусного расстояния и оптической силы собирающей линзы
и рассеивающей.
7. Заключение. (1 ч)
Экспериментальные задачи
Самостоятельно придумать или подобрать,
экспериментальную задачу по курсу 8 класса.

5

решить

и

защитить

разделов

тем

1. Теплопередача
и работа

1. Внутренняя
энергия.
Способы
изменения
внутренней энергии.
2. Способы теплопередачи.
3. Количество
теплоты.
Удельная теплоёмкость.
4. Уравнение
теплового
баланса.

6

1. Плавление и отвердевание
кристаллических тел.
2. Парообразование и
конденсация.
3. Влажность воздуха.
4. Тепловые двигатели.
1. Электризация тел.
Электрический заряд.
Взаимодействие зарядов.
2. Электрическое поле.
Электризация через
влияние. Потенциал.
1. Электрический ток,
гальванические элементы
и аккумуляторы.
2. Сила тока, амперметр.
3. Напряжение, вольтметр.
4. Сопротивление, измерение
сопротивления.
5. Соединения проводников
– последовательное,
параллельное, смешанное.
6. Расчёт сложных цепей
1. Работа и мощность тока.
2. Магнитное поле тока.
3. Постоянные магниты.

5

2. Изменение
агрегатных
состояний
вещества

3. Электричество

4. Сила тока,
напряжение,
сопротивление

5. Работа и
мощность тока.
Электромагнит

6

2

9

6

Практические
занятия
ы решения
эксперимен
тальных
задач
Зачётные
занятия

Наименование

Количество
часов
Практикум

Максимальная
нагрузка

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1
0,5
1

0,5
1

1

1

1

1

0,5
0,5
1

0,5
0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

1
1
0,5

0,5

1

2

1

1

1
1
0,5

2
1
0,5

ные явления
6. Световые
явления

7. Заключение

Магнитное поле Земли
1. Прямолинейное
распространение света.
2. Закон отражения света.
3. Закон преломления света.
4. Призма. Линза.
5. Измерение фокусного
расстояния собирающей и
рассеивающей линзы
1. Итоговый урок
Всего: 34 ч
Зачётные занятия: 1

Практические занятия
1. Экспериментальная задача №1
2. Экспериментальная задача №2
3. Экспериментальная задача №3
4. Экспериментальная задача №4
5. Экспериментальная задача №5
6. Экспериментальная задача №6
7. Экспериментальная задача №7
8. Экспериментальная задача №8
9. Экспериментальная задача №9
10.Экспериментальная задача №10
11.Экспериментальная задача №11
12.Экспериментальная задача №12
13.Экспериментальная задача №13
14.Экспериментальная задача №14
15.Экспериментальная задача №15
16.Экспериментальная задача №16
17.Экспериментальная задача №17
18.Экспериментальная задача №18
19.Экспериментальная задача №19
20.Экспериментальная задача №20
21.Экспериментальная задача №21
22.Экспериментальная задача №22
23.Экспериментальная задача №23
24.Экспериментальная задача №24
25.Экспериментальная задача №25
26.Своя экспериментальная задача. Итоговый урок

7

7

0,5

0,5

0,5
1
0,5
1

0,5
1
0,5
1

1

1

0,25
0,25
1
1
1
0,5
0,25
0,25
0,5
0,25
0,25
0,5
0,5
2
1
1
1
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
1
1
1
1

Ожидаемые результаты:
1) осознание практической значимости предмета физики;
2) расширение интеллектуального, творческого кругозора учащихся;
3) приобретение практических навыков и умений при проведении физического
эксперимента;
4) совершенствование приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза,
сравнения, обобщения и т. п., т. е. умения «вскрывать новые связи, открывать
новые приёмы, приходить к решению новых задач».

Литература для учащихся
1.
2.
3.
4.

Блудов М.И. Беседы по физике. – М.: Просвещение,1984.
Гальперштейн Л.Я. Здравствуй, физика, - М.: Детская литература,1973.
Енохович А.С. Справочник по физике и технике. - М.: Просвещение,1988.
Кириллова И.Г. Книга для чтения по физике. 6-7 классы. - М.:
Просвещение,1986.
5. Лукашик В.И., Иванова Е.В. Сборник задач по физике для 7-9 классов
общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2000.
6. Перельман Я.И. Занимательная физика: В 2-х т. - М.: Просвещение,1972.
7. Пёрышкин А.В. физика. 7 Кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – 4е изд., испр. – М.: Дрофа, 2001.
Литература для учителя
1. Буров и др. Фронтальные экспериментальные задания по физике в 6-7
классах. - М.: Просвещение,1981.
2. Горев Л.А. Занимательные опыты по физике в 6-7 классах средней школы. –
М.: Просвещение, 1985.
3. Демкович В.П. Измерения в курсе физики средней школы. - М.:
Просвещение,1970.
4. Кабардин О.Ф. Методика факультативных занятий по физике / О.Ф.
Кабардин. - М.: Просвещение,1988.
5. Кирик Л.А. Физика-7. Разноуровневые самостоятельные и контрольные
работы. – М.: Илекса, 2006.
6. Семке А.И. Нестандартные задачи по физике. Для классов естественнонаучного профиля / А.И. Семке. – Ярославль: Академия развития, 2007.
7. Физика в школе: Сб. нормат. Документов / Сост. Н.А. Ермолаева, В.А.
Орлов. - М.: Просвещение,1987.

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».