Экспериментальная химия

Приложение к ООП ООО

Пояснительная записка
Является дополнением к основному курсу химии и направлен на
совершенствование знаний учащихся о веществе на первом этапе изучения
предмета. При опоре на базовый курс химии программа расширяет и
углубляет его, содержит опережающую информацию по курсу органической
химии, раскрывает перед учащимися интересные и важные стороны
практического использования химических знаний, дает представление об
экспериментальном методе познания в химии, о тесной взаимосвязи теории и
эксперимента. Программа рассчитана на 34 часа, из них 11 часов
практических занятий. Цели курса:
1.Развивать у учащихся интеллектуальные и практические умения и навыки
в
области
химического
эксперимента,
учебно-исследовательской
деятельности по предмету. 2.Создавать условия для организации единого
учебно-воспитательного процесса.
Задачи курса:
1.Развитие у учащихся навыков экспериментирования, навыков безопасного
и грамотного обращения с веществами. 2.Привлечение учащихся к
выполнению индивидуальных заданий, умению презентовать исследуемый
материал. 3.Развитие профессиональных устремлений, склонностей к
деятельности в области химии. 4.Формирование умений комплексного
использования знаний по разным предметам. 5.Развитие познавательной
активности, самостоятельности, настойчивости в достижении цели,
креативных способностей учащихся, способности к творческой деятельности.
Ожидаемые результаты:
1.Умение работать в коллективе, ответственность за свой объект работы в
эксперименте. 2.Профессиональное ориентирование на химические
специальности. 3.Умение работать со справочной и энциклопедической
литературой. В основу программы положены химический эксперимент со
знакомыми учащимися объектами, углубленное изучение некоторых
теоретических положений, применение знаний, получаемых на уроках, и
вопросов по истории химии. Первые занятия вводят учащихся в мир химии,
способствуют приобретению начальных практических умений в обращении с
лабораторным оборудованием, твердыми веществами, растворами, газами.
На последующих занятиях рассматриваются теоретические вопросы,
изучение которых дополняется самостоятельным чтением научнопопулярной литературы, работой в сети интернет, подготовкой небольших

докладов, творческих проектов, экспериментальной работой по заданию
учителя.
Содержание обучения (34 ч)
Раздел 1.Знакомство с приемами лабораторной техники (11ч). 1.1.Химия
вокруг нас (2 ч). Мир веществ и химических превращений. Значение химии в
хозяйственной деятельности человека, в развитии науки и в познании
окружающего мира. 1.2.Лабораторное оборудование и приемы обращения с
ним (2ч). Правила безопасной работы в химической лаборатории: со стеклом,
металлом, пробками и т.д. Предметы лабораторного оборудования.
Нагревательные приборы. Весы и взвешивание. Практическая работа № 1..
Обработка пробок. Монтаж приборов по заданному образцу. Испытание
приборов для получения газов на герметичность. 1.3.Исследование свойств
веществ (4 ч). Обращение с реактивами. Определение свойств веществ (
агрегатное состояние, цвет, запах, растворимость в воде, плотность
жидкостей, температура кипения, цвет пламени) на примере воды, уксуса,
этилового спирта, нашатырного спирта, подсолнечного масла, сахара,
поваренной соли,пищевой соды, мела. Техника демонстрации опытов на
примере одного-двух занимательных опытов. Практическая работа № 2.
Исследование физических свойств предложенных веществ. Практическая
работа № 3. Распознавание веществ по их физическим характеристикам. 1.4.
Чистые вещества. Разделение смесей ( 3ч). Понятия чистого вещества и
смеси. Способы разделения однородных и неоднородных смесей (очистки
веществ) и их зависимость от свойств очищаемых веществ: отстаивание,
фильтрование, выпаривание, дистилляция, возгонка, перекристаллизация и
др. способы. Практическая работа № 4. Очистка загрязненных веществ
фильтрованием,
выпариванием,
возгонкой,
перекристаллизацией,
дистилляцией.
Раздел 2.
История атомистики (2ч). Закон сохранения массы веществ при химических
реакциях. История открытия закона. Становление учения об атомах и
молекулах. Эпоха атомистики. М.В. Ломоносов, Д. Дальтон, А.Авогадро.
Профессиональные черты личности ученых. Практическая работа № 5.
Конструирование простейших приборов. Опыты по доказательству закона
сохранения массы веществ.
Раздел 3.

Удивительный мир веществ (21ч). 3.1. Кислород. Воздух. Горение (3 ч).
Состав воздуха. Использование воздуха как химического сырья. «Огненный
воздух». Обожествление огня. Огонь – разрушитель, огонь - на службе
человека. История спички. Горение веществ в кислороде и воздухе. Состав,
строение и цвет пламени. Источники и последствия загрязнения атмосферы.
Охрана воздушной среды. Демонстрационные опыты. Занимательные опыты
с огнем. Практическая работа № 6. Получение и исследование свойств
кислорода. Изучение строения пламени. 3.2.Водород (2 ч). Элемент
Вселенной. Получение и применение водорода в технике. Разложение воды
электрическим током. Демонстрационные опыты. Зарядка прибора и
демонстрация правил техники безопасности при работе с аппаратом для
получения газов; диффузия, переливание, горение водорода, его
восстановительная способность, занимательные опыты с водородом.
Практическая работа № 7. Получение и исследование свойств водорода . 3.3.
Вода. Растворы (5 ч). Вода в природе. Круговорот воды в природе. Целебные
источники. Вода легкая и тяжелая. «Святая вода». Вода – универсальный
растворитель. Очистка воды. Дистиллированная вода. Источники
загрязнения воды. Охрана водных ресурсов. Проблема пресной
воды.Растворы – тонкодисперсные системы. Растворы в природе и технике.
Растворимость веществ. Факторы, влияющие на растворимость веществ в
воде. Тепловые явления при растворении. Охладительные смеси: их состав,
приготовление и использование. Способы выражения состава раствора.
Практическая работа № 8. Исследование факторов, влияющих на
растворимость веществ в воде. Практическая работа № 9. Приготовление
растворов различных веществ, необходимых для химической лаборатории.
3.4. Кристаллы в природе и технике (2 ч). Кристаллы в природе и
производстве.
Очистка
веществ
перекристаллизацией.
Методика
выращивания единичных кристаллов и друз. Практическая работа №10.
Получение кристаллических друз на металлических каркасах, изготовление
из них коллекций кристаллов и друз, самодельных елочных игрушек. 3.5.
Химия в быту (2ч). Красители, моющие средства, искусственные и
синтетические волокна. Практическая работа №11. Приготовление красящих
пигментов, выведение пятен ржавчины, жира, йода. 3.6.Кислоты, основания
и соли.(7ч). Неорганические и органические кислоты в природе и жизни
человека. Общие свойства неорганических и органических кислот.
Органические и неорганические основания, их роль в нашей жизни.
Сравнительная характеристика органических и неорганических оснований.
Классификация солей: средние, кислые, основные, двойные, смешанные,
комплексные соли. Удивительные свойства солей. Соли в быту, науке,

живописи, медицине. Генетическая связь между классами неорганических
соединений. Получение веществ различных классов. Практическая работа
№11. Решение экспериментальных задач на распознавание веществ и
осуществление превращений в генетических рядах, родоначальниками
которых являются металл и неметалл. Подведение итогов изучения курса «За
страницами учебника химии» (презентация проектных работ учащихся).
Тематика проектных работ: 1.Воздух как химическое сырье. 2.«Огненный
воздух». 3.Огонь на службе человека. 4.Вода в природе. 5.Дисперсные
системы. 6.Способы очистки питьевой воды. 7.Гидрохимический режим
водоема (озера, пруда, реки): сезонные измерения температуры воды,
водородного показателя, определение содержания ионов кальция, магния,
биогенных элементов – азота, фосфора и кислорода.8.Получение
индикаторов из растительных источников экстракцией из растворов.
9.Выдающийся шведский химик Сванте Аррениус. 10.Химические вещества
в строительстве. 11.Определение аскорбиновой кислоты в плодах разных
растений, в различных сортах растений одного вида в зависимости от
времени хранения. 12.Зависимость минерального состава вод и их лечебного
действия. 13.Вода – топливо будущего. 14.Охрана водных ресурсов.
Планируемые результаты
В результате усвоения курса «За страницами учебника химии» в 8 классе
ученик должен знать:
-значение химической науки в окружающей нас действительности; основные фундаментальные законы химии; -получение, свойства,
применение неорганических веществ, в частности, водорода, кислорода,
кислот, солей, оснований; -технику демонстрации опытов. понимать: многообразие веществ органической и минеральной природы можно
классифицировать, распределять по определенным признакам; необходимость бережного отношения к водным ресурсам, охраны
окружающей среды; -многообразие веществ бытовой химии обусловлены
возрастающими требованиями человека к вопросам личной гигиены, гигиены
жилища, чистоты мест общего пользования.
уметь:
-различать понятия: «вещество», «тело», «чистое вещество», «механическая
смесь»; -работать в химической лаборатории со стеклом, металлом, пробками
и т.д., с предметами лабораторного оборудования; -очищать загрязненные
вещества фильтрованием, выпариванием, возгонкой, перекристаллизацией,
дистилляцией; -конструировать простейшие самодельные приборы; -

получать неорганические вещества простейшими методами; -решать
экспериментальные задачи на распознавание веществ и осуществление
превращений в генетических рядах, родоначальниками которых являются
металл и неметалл; -получать кристаллические друзы на металлических
каркасах, изготовление из них коллекций кристаллов и друз, самодельных
елочных игрушек; - осуществлять поиск учебной информации, получая ее из
рассказа учителя, рисунка, учебного текста, эксперимента; -представлять
результаты
учебно-познавательной
деятельности
вразных
формах
(аргументированный ответ на вопрос, условное обозначение, описание
изучаемого вещества по предложенному плану); -создавать творческие
работы на заданную тему (доклад, реферат, научно-исследовательская
работа).
Приложение №1
Оценка личных достижений ученика Для итоговой аттестации учащихся
используется «Портфель курса» или «Портфолио».
Примерная шкала оценок
● Знания ключевых понятий (2 балла) ● Умения их использовать во время
семинарского занятия, проведения эксперимента (3 балла) ● Умение
грамотно, с соблюдением всех правил по технике безопасности, выполнить и
оформить практическую работу (4 балла) ● Составление кроссворда, рассказа
– задачи, химической сказки (3 балла) ● Устное выступление (3 балла) ●
Устное выступление с демонстрационными опытами (4 балла) ● Защита
мини – проекта или мини – исследования (3 балла) ● Успешная защита
проекта, исследования (10 баллов) ● Реферат ( 7 баллов) ● Активность на
занятиях (всегда) (1 балл) ● Активное участие в проведении итоговых
занятий (3 балла) ● Использование фото-материалов, компьютерных
технологий для оформления своих работ (5 баллов) Таким образом, при
накоплении 25 баллов учащийся получает зачет с оценкой «хорошо», более
25 – зачет с оценкой «отлично».

Учебно-тематическоепланирование.
№
1
2
3

Название темы
Раздел 1.Знакомство с приемами
лабораторной техники
1.1.Химия вокруг нас
1.2.Лабораторное оборудование и

Количест
во часов
11
2
2

Практическая работа № 1.

приемы обращения с ним

4

1.3.Исследование свойств веществ

4

5

1.4.Чистые вещества. Разделение
смесей.

3

6

Раздел 2. История атомистики

2

7

Раздел 3. Удивительный мир
веществ

21

8

3.1. Кислород. Воздух. Горение

3

9

3.2.Водород

2

10

3.3. Вода. Растворы

5

11

3.4. Кристаллы в природе и технике

2

12

3.5. Химия в быту

2

13

3.6.Кислоты, основания и соли

7

Работа с лабораторным
оборудованием: спиртовкой,
мерной посудой, весами.
Практическая работа № 2.
Исследование физических
свойств предложенных веществ.
Практическая работа № 3.
Распознавание веществ по их
физическим характеристикам.
Практическая работа №
4. Очистка загрязненных веществ
фильтрованием, выпариванием,
возгонкой, перекристаллизацией,
дистилляцией.
Практическая работа №
5. Конструирование простейших
приборов. Опыты по
доказательству закона
сохранения массы веществ.

Практическая работа №
6.Получение и исследование
свойств кислорода. Изучение
строения пламени.
Практическая работа №
7. Получение и исследование
свойств водорода
Практическая работа № 8.
Исследованиефакторов,
влияющих на растворимость
веществ в воде.
Практическая работа № 9.
Приготовление растворов
различных веществ,
необходимых для химической
лаборатории
Практическая
работа №10. Получение
кристаллов солей.
Практическая
работа №11.Выведение пятен
ржавчины, жира, йода.
Практическая работа
№12. Решение
экспериментальных задач на
распознавание веществ и
осуществление превращений в
генетических рядах,

родоначальниками которых
являются металл и неметалл.

14

Итого

34 +
1ч.резерв

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».