Молекулярная биология» и «Генетика».

Пояснительная записка
Программа элективного курса разработана для учеников 10-11 классов,
имеющих склонность и желание к решению задач по теме «Молекулярная
биология» и «Генетика». Эти темы изучаются в 9-м и 1о-м классах, но времени
на отработку умения решать задачи, особенно генетических задач, отводится по
программе недостаточно много. Умение решать задачи по молекулярной
биологии и генетике предусмотрено Стандартом биологического образования.
Кроме того, задачи входят в состав КИМ ЕГЭ в 2 части. Каждое занятие
включает в себя отработку рассмотренной темы путем решения задач
повышенной сложности.
Цели и задачи данной программы:
1.

создать условия для формирования у учащихся умения решать задачи по

молекулярной биологии и генетике разной степени сложности
2.

повторить материалы, изученные по темам «Молекулярная биология» и

«Генетика» ;
3.

выявить и ликвидировать пробелы в знаниях учащихся по темам

школьной программы;
4.

закрепить знания и умения решать задачи по этим темам;

5.

научить учащихся решать задачи по молекулярной биологии и генетике

повышенной сложности;
6.

научить учащихся решать задачи по молекулярной биологии и генетике

повышенной сложности;
7.

научить учащихся решать задачи по молекулярной биологии и генетике

повышенной сложности;
8.

сформировать интерес к изучению курса «Биология» у учащихся;

Данный курс решает задачи:
1. Углубление знаний по темам «Молекулярная биология», «Генетика».
2. Углубление знаний о способах выполнения экспериментов, практических и
лабораторных работ.
3. Формирование навыков сотрудничества в процессе совместной работы,
уважительного отношения к мнению оппонента

Программа курса рассчитана на 17 уроков, по 0,5 часа каждый. Программа
может быть реализована в течение четверти.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся в итоге прохождения курса должны:
1. Характеризовать особенности строения, значения, функции клеток бактерий,
грибов растений и животных.
2.

Характеризовать

роль

клеточной

теории

в

обосновании

единства

органического мира.
3. Сравнивать клетки между собой.
4. Приобрести опыт поиска информации по заданной теме, составления
реферата и устного доклада по составленному реферату, навыки проведения
лабораторных работ.
Приемы и методы работы, которые планируются при реализации
программы:
– выполнение лабораторных работ по клетке;
– самостоятельные приготовления микропрепаратов растительной клетки;
– составление таблиц «Основные этапы развития цитологии», «Значение
бактерий»;
– устные сообщения учащихся с последующей дискуссией;
– составление карточек («Химический состав клетки», «Организация клетки»);
– составление сравнительных плакатов (например: «Прокариотическая и
эукариотическая клетка», «Сравнение растительной и животной клетки»);
– составление модели-аппликации «Клетка».
Учащиеся могут выбрать:
– объект изучения (какую клетку они могут изучать или все клетки);
– вид отчетных работ из предложенного перечня;
– различные источники информации.
Критерии оценки знаний учащихся: ученик получает «зачет» при условии:
выполнение не менее обязательных работ, представленных в установленный
срок, в предложенной учителем форме с соблюдением стандартных требований
к их оформлению по типам клеточной организации.

Дополнительные баллы выставляются за любое из названных дополнительных
условий:
– инициативно качественно выполненное задание помимо обязательных;
– использование Интернет-технологий;
– инициативную публичную презентацию своей работы в школе или за ее
пределами (конкурс, смотр, публикация и т. п.)
Динамика интереса: анализ анкетирования на первом и последнем занятии.
Собеседование

в

процессе

работы

после

выполнения

каждого

вида

обязательных работ .

Учебно-тематический план

№

Название раздела/

Всего

раздел

темы

часов

В том числе, час.

Теория

Практика Контроль

а/
темы
1

Белки. Нуклеиновые кислоты.

10

6

4

2.

Генетика

24

2

22

Всего

34

Содержание программы учебного курса
Раздел I. Белки. Нуклеиновые кислоты (10 часов)

Введение. Белки. (Белки-полимеры, структуры белковой молекулы, функции
белков в клетке.) Решение задач. Нуклеиновые кислоты. Сравнительная
характеристика ДНК и РНК. Решение задач.
Нуклеиновые кислоты. Сравнительная характеристика ДНК и РНК.
Решение задач.
Биосинтез белка. Код ДНК, транскрипция, трансляция – динамика
биосинтеза белка. Решение задач.
Энергетический обмен. Этапы энергетического обмена. Решение задач.
Раздел II. Генетика(12 часов)
Генетика, как наука. История формирования науки. Г.Мендель.
Генетические символы и термины.
Законы Менделя. Решение задач на моногибридное скрещивание
повышенной сложности.
Задачи на определение генотипа и фенотипа родителей по генотипу
и фенотипу потомков или расщеплению в потомстве
при моногибридном скрещивании.
Законы Г.Менделя. Решение задач на дигибридное скрещивание
повышенной сложности.
Задачи на определение генотипа и фенотипа родителей по генотипу
и фенотипу потомков или расщеплению в потомстве при
дигибридном скрещивании.
Взаимодействие аллельных и неаллельных генов. Решение задач
Полигибридное скрещивание. Решение задач.
Наследование групп крови. Решение задач.
Наследование летальных и сублетальных генов. Решение задач.
Решение комбинированных задач повышенной сложности.
Генетика пола; наследование, сцепленное с полом. Решение задач
повышенной сложности.
Закон Т.Моргана. Решение задач на кроссинговер.
Сцепленное наследование. Решение задач повышенной сложности.
Составление и анализ родословной.

Закон Харди-Вайнберга. Решение задач по генетике популяций.

Средства контроля
Система контролирующих материалов (тесты, контрольные работы, вопросы
для зачёта) представлены :
1. Тестовые задания.
3. Презентация своей работы.

Учебно-методические средства обучения
Учебные пособия:
1. Калинова, Г. С., Кучменко, В. С., Мягкова, А. Н. и др. Оценка качества
подготовки выпускников основной школы. – М.: Дрофа, 2001.
2. Кучменко, В. С. Программа для общеобразовательных школ, гимназий,
лицеев. Биология. – М.: Дрофа, 2002.
3. Кучменко, В. С. Программа общеобразовательных учреждений. Биология.
– М.: Просвещение, 1999.
4. Захаров, В. Б. и др. Биология. Общие закономерности. 9 класс. – М.:
Дрофа, 2003.
5. Мамонтов, С. Г., Захаров, В. Б., Козлова, Т. А. Основы биологии. – М.:
Просвещение, 1992.
6. Альберс, Б. и др. Молекулярная биология клетки. – М.: Мир, 1998. Т. 1.
7. Свенсон, К., Уэбстер, П. Клетка. – М.: Мир, 1980.
.Наглядный материал
1.Учебное электронное издание «Биология: лабораторный практикум. 6-11
класс»;
2..Библиотека электронных наглядных пособий и таблиц «Биология 6-9
классы»;
3.Электронное приложение к учебнику (Сухорукова Л.Н «Живые системы и
экосистемы» DVD-ROM), Издательство «Просвещение, 2010 г.
4.Биология.. 9 класс. Образовательный комплекс (электронное учебное
издание), Фирма «1 С», Издательский центр «Вентана-Граф», 2007

Календарно-тематическое планирование

№п/п

Тема урока

1-2

Введение.

Белки.

(Белки-полимеры,

структуры

белковой

молекулы, функции белков в клетке.) П/р 1.Решение задач.
3-4

Нуклеиновые кислоты. Сравнительная характеристика ДНК и
РНК. Решение задач.

5-6

Биосинтез белка. Код ДНК, транскрипция, трансляция –
динамика биосинтеза белка.
П/р. 2 Решение задач.

7-8

Энергетический

обмен.

Этапы

энергетического

обмена.

П/р.3.Решение задач.
9-10

Генетика, как наука. История формирования науки. Г.Мендель.
Генетические символы и термины.

11-12

Законы Менделя. П/р.4Решение задач на моногибридное
скрещивание повышенной сложности.

13-14

Задачи на определение генотипа и фенотипа родителей по
генотипу и фенотипу потомков или расщеплению в потомстве
при моногибридном скрещивании.

15-16

Законы Г.Менделя. П/р.5Решение задач на дигибридное
скрещивание повышенной сложности.

17-18

Задачи на определение генотипа и фенотипа родителей по
генотипу и фенотипу потомков или расщеплению в потомстве
при дигибридном скрещивании.

19-20

Взаимодействие аллельных и неаллельных генов. Решение
задач

21-22

Полигибридное скрещивание. П/р.6 Решение задач.

23-24

Наследование групп крови. П/р 7.Решение задач.

25-26

Наследование летальных и сублетальных генов. П/р 8.Решение
задач.

27-28

Решение комбинированных задач повышенной сложности.

29-30

Генетика пола; наследование, сцепленное с полом. П/р
9.Решение задач повышенной сложности.

31-32

Закон Т.Моргана..Закон Харди-Вайнберга. П/р 10 Решение
задач по генетике популяций. и на кроссинговер

33-34

Сцепленное наследование. Составление и анализ родословной.
П/р 11. Решение задач повышенной сложности.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».