Пояснительная записка Программа элективного курса разработана для учеников 10-11 классов, имеющих склонность и желание к решению задач по теме «Молекулярная биология» и «Генетика». Эти темы изучаются в 9-м и 1о-м классах, но времени на отработку умения решать задачи, особенно генетических задач, отводится по программе недостаточно много. Умение решать задачи по молекулярной биологии и генетике предусмотрено Стандартом биологического образования. Кроме того, задачи входят в состав КИМ ЕГЭ в 2 части. Каждое занятие включает в себя отработку рассмотренной темы путем решения задач повышенной сложности. Цели и задачи данной программы: 1. создать условия для формирования у учащихся умения решать задачи по молекулярной биологии и генетике разной степени сложности 2. повторить материалы, изученные по темам «Молекулярная биология» и «Генетика» ; 3. выявить и ликвидировать пробелы в знаниях учащихся по темам школьной программы; 4. закрепить знания и умения решать задачи по этим темам; 5. научить учащихся решать задачи по молекулярной биологии и генетике повышенной сложности; 6. научить учащихся решать задачи по молекулярной биологии и генетике повышенной сложности; 7. научить учащихся решать задачи по молекулярной биологии и генетике повышенной сложности; 8. сформировать интерес к изучению курса «Биология» у учащихся; Данный курс решает задачи: 1. Углубление знаний по темам «Молекулярная биология», «Генетика». 2. Углубление знаний о способах выполнения экспериментов, практических и лабораторных работ. 3. Формирование навыков сотрудничества в процессе совместной работы, уважительного отношения к мнению оппонента Программа курса рассчитана на 17 уроков, по 0,5 часа каждый. Программа может быть реализована в течение четверти. Требования к уровню подготовки учащихся Учащиеся в итоге прохождения курса должны: 1. Характеризовать особенности строения, значения, функции клеток бактерий, грибов растений и животных. 2. Характеризовать роль клеточной теории в обосновании единства органического мира. 3. Сравнивать клетки между собой. 4. Приобрести опыт поиска информации по заданной теме, составления реферата и устного доклада по составленному реферату, навыки проведения лабораторных работ. Приемы и методы работы, которые планируются при реализации программы: – выполнение лабораторных работ по клетке; – самостоятельные приготовления микропрепаратов растительной клетки; – составление таблиц «Основные этапы развития цитологии», «Значение бактерий»; – устные сообщения учащихся с последующей дискуссией; – составление карточек («Химический состав клетки», «Организация клетки»); – составление сравнительных плакатов (например: «Прокариотическая и эукариотическая клетка», «Сравнение растительной и животной клетки»); – составление модели-аппликации «Клетка». Учащиеся могут выбрать: – объект изучения (какую клетку они могут изучать или все клетки); – вид отчетных работ из предложенного перечня; – различные источники информации. Критерии оценки знаний учащихся: ученик получает «зачет» при условии: выполнение не менее обязательных работ, представленных в установленный срок, в предложенной учителем форме с соблюдением стандартных требований к их оформлению по типам клеточной организации. Дополнительные баллы выставляются за любое из названных дополнительных условий: – инициативно качественно выполненное задание помимо обязательных; – использование Интернет-технологий; – инициативную публичную презентацию своей работы в школе или за ее пределами (конкурс, смотр, публикация и т. п.) Динамика интереса: анализ анкетирования на первом и последнем занятии. Собеседование в процессе работы после выполнения каждого вида обязательных работ . Учебно-тематический план № Название раздела/ Всего раздел темы часов В том числе, час. Теория Практика Контроль а/ темы 1 Белки. Нуклеиновые кислоты. 10 6 4 2. Генетика 24 2 22 Всего 34 Содержание программы учебного курса Раздел I. Белки. Нуклеиновые кислоты (10 часов) Введение. Белки. (Белки-полимеры, структуры белковой молекулы, функции белков в клетке.) Решение задач. Нуклеиновые кислоты. Сравнительная характеристика ДНК и РНК. Решение задач. Нуклеиновые кислоты. Сравнительная характеристика ДНК и РНК. Решение задач. Биосинтез белка. Код ДНК, транскрипция, трансляция – динамика биосинтеза белка. Решение задач. Энергетический обмен. Этапы энергетического обмена. Решение задач. Раздел II. Генетика(12 часов) Генетика, как наука. История формирования науки. Г.Мендель. Генетические символы и термины. Законы Менделя. Решение задач на моногибридное скрещивание повышенной сложности. Задачи на определение генотипа и фенотипа родителей по генотипу и фенотипу потомков или расщеплению в потомстве при моногибридном скрещивании. Законы Г.Менделя. Решение задач на дигибридное скрещивание повышенной сложности. Задачи на определение генотипа и фенотипа родителей по генотипу и фенотипу потомков или расщеплению в потомстве при дигибридном скрещивании. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов. Решение задач Полигибридное скрещивание. Решение задач. Наследование групп крови. Решение задач. Наследование летальных и сублетальных генов. Решение задач. Решение комбинированных задач повышенной сложности. Генетика пола; наследование, сцепленное с полом. Решение задач повышенной сложности. Закон Т.Моргана. Решение задач на кроссинговер. Сцепленное наследование. Решение задач повышенной сложности. Составление и анализ родословной. Закон Харди-Вайнберга. Решение задач по генетике популяций. Средства контроля Система контролирующих материалов (тесты, контрольные работы, вопросы для зачёта) представлены : 1. Тестовые задания. 3. Презентация своей работы. Учебно-методические средства обучения Учебные пособия: 1. Калинова, Г. С., Кучменко, В. С., Мягкова, А. Н. и др. Оценка качества подготовки выпускников основной школы. – М.: Дрофа, 2001. 2. Кучменко, В. С. Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Биология. – М.: Дрофа, 2002. 3. Кучменко, В. С. Программа общеобразовательных учреждений. Биология. – М.: Просвещение, 1999. 4. Захаров, В. Б. и др. Биология. Общие закономерности. 9 класс. – М.: Дрофа, 2003. 5. Мамонтов, С. Г., Захаров, В. Б., Козлова, Т. А. Основы биологии. – М.: Просвещение, 1992. 6. Альберс, Б. и др. Молекулярная биология клетки. – М.: Мир, 1998. Т. 1. 7. Свенсон, К., Уэбстер, П. Клетка. – М.: Мир, 1980. .Наглядный материал 1.Учебное электронное издание «Биология: лабораторный практикум. 6-11 класс»; 2..Библиотека электронных наглядных пособий и таблиц «Биология 6-9 классы»; 3.Электронное приложение к учебнику (Сухорукова Л.Н «Живые системы и экосистемы» DVD-ROM), Издательство «Просвещение, 2010 г. 4.Биология.. 9 класс. Образовательный комплекс (электронное учебное издание), Фирма «1 С», Издательский центр «Вентана-Граф», 2007 Календарно-тематическое планирование №п/п Тема урока 1-2 Введение. Белки. (Белки-полимеры, структуры белковой молекулы, функции белков в клетке.) П/р 1.Решение задач. 3-4 Нуклеиновые кислоты. Сравнительная характеристика ДНК и РНК. Решение задач. 5-6 Биосинтез белка. Код ДНК, транскрипция, трансляция – динамика биосинтеза белка. П/р. 2 Решение задач. 7-8 Энергетический обмен. Этапы энергетического обмена. П/р.3.Решение задач. 9-10 Генетика, как наука. История формирования науки. Г.Мендель. Генетические символы и термины. 11-12 Законы Менделя. П/р.4Решение задач на моногибридное скрещивание повышенной сложности. 13-14 Задачи на определение генотипа и фенотипа родителей по генотипу и фенотипу потомков или расщеплению в потомстве при моногибридном скрещивании. 15-16 Законы Г.Менделя. П/р.5Решение задач на дигибридное скрещивание повышенной сложности. 17-18 Задачи на определение генотипа и фенотипа родителей по генотипу и фенотипу потомков или расщеплению в потомстве при дигибридном скрещивании. 19-20 Взаимодействие аллельных и неаллельных генов. Решение задач 21-22 Полигибридное скрещивание. П/р.6 Решение задач. 23-24 Наследование групп крови. П/р 7.Решение задач. 25-26 Наследование летальных и сублетальных генов. П/р 8.Решение задач. 27-28 Решение комбинированных задач повышенной сложности. 29-30 Генетика пола; наследование, сцепленное с полом. П/р 9.Решение задач повышенной сложности. 31-32 Закон Т.Моргана..Закон Харди-Вайнберга. П/р 10 Решение задач по генетике популяций. и на кроссинговер 33-34 Сцепленное наследование. Составление и анализ родословной. П/р 11. Решение задач повышенной сложности.