Пояснительная записка: Практика работы в школе показывает, что задачи с параметрами представляют для школьников наибольшую трудность, как в логическом, так и в техническом плане, поэтому уравнения и неравенства, содержащие параметры - это один из труднейших разделов школьного курса математики. В этом случае, кроме использования алгоритмов решения уравнений или неравенств, приходится думать об удачной классификации, следить за тем, чтобы не пропустить множество тонкостей, спрятанных в задаче. Уравнения и неравенства с параметрами - это тема, где проверяется не «натасканность» ученика, а подлинное понимание им материала. Данный курс знакомит учащихся с функционально-графическими методами решения алгебраических задач с параметрами и модулем. К сожалению, в школьной программе этим заданиям не уделяется времени и курс призван восполнить данный пробел. Курс имеет прикладное и общеобразовательное значение, способствует развитию логического мышления, концентрации внимания и математической культуры учащихся, расширяет по сравнению с общеобразовательной программой сферу математических знаний, побуждает их к исследовательской деятельности, существенно повышает графическую культуру школьников. Воспитательный эффект курса заключается в формировании таких важных качеств личности, как трудолюбие, целеустремленность, аккуратность. Курс рассчитан на 34 учебных часа в 11 классе общеобразовательных школ. 1. 2. 3. 4. Цели и задачи курса: изучение методов решения задач избранного класса и формирование умений, направленных на реализацию этих методов; сформировать у учащихся представление о задачах с параметрами и модулем, как задачах исследовательского характера, показать их многообразие; научить применять аналитический метод при решение задач с параметрами и модулем; научить приемам выполнения изображения на плоскости и их использованию в решении задач с параметрами и модулем; научить осуществлять выбор рационального метода решения задач и обосновывать сделанный выбор; привитие навыков употребления функционально-графического метода при решении задач. Содержание: Уравнения и неравенства, содержащих переменную под знаком модуля – 8 часов Понятие модуля, его геометрический смысл (повторение и обобщение). Различные методы решения уравнений и неравенств, содержащих переменную под знаком модуля. Приемы построения графиков функций, содержащих знак модуля. Аналитические способы решения задач с параметрами – 8 часов Простейшие задачи с параметрами. Задачи с параметром, сводящиеся к использованию квадратного трехчлена.Метод приведения к уравнению относительно неизвестной х с параметром а. Использование ограниченности функций, входящих в левую и правую части уравнений и неравенств. Графические приемы решения задач с параметрами – 8 часов Использование графических иллюстраций в задачах с параметрами. Графический способ решения уравнений и неравенств с параметрами. Сочетание графического и алгебраического методов решения уравнений.Использование производной при решении задач с параметрами. Задачи на максимум и минимум. Решение задач Комбинированные задачи с модулем и параметрами. Обобщенный метод областей. Решение различных задач (банк заданий ЕГЭ). Тематическое планирование: № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 Название темы Количество часов Понятие модуля. Решение уравнений по определению модуля Построение графиков, содержащих знак модуля Решение уравнений с переходом к системе или совокупности уравнений Рациональные неравенства с модулем. Обобщенный метод интервалов Простейшие задачи с параметрами Задачи с параметром, сводящиеся к использованию квадратного трехчлена Метод приведения к уравнению относительно неизвестной х с параметром а Использование ограниченности функций, входящих в левую и правую части уравнений и неравенств Использование графических иллюстраций в задачах с параметрами Графический способ решения уравнений и неравенств с параметрами Сочетание графического и алгебраического методов решения уравнений. Использование производной при решении задач с параметрами. Задачи на максимум и минимум Комбинированные задачи с модулем и параметрами. Обобщенный метод областей Решение различных задач Итого: 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 4 6 34 Литература: 1. Горнштейн П.И., Полонский В.Б., Якир М.С. Задачи с параметрами – М.: Илекса, Харьков: Гимназия, 1998 2. Гуськова Л.Н. Уравнения с параметрами. Методическое пособие. Казань 2006 3. Жафяров А.Ж. Математика. ЕГЭ 2010. Экспресс – консультация. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2010 4. Жафяров А.Ж. Профильное обучение математике старшеклассников. Учебно – дидактический комплекс. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2010 5. Звавич Л.И., Аверьянов Д.И., Пигарев Б.П., Трушанина Т.Н. Задания для проведения письменного экзамена по математике в 9 классе: Пособие для учителя. –М.: Просвещение, 1996 6. Иванов А.П. Тесты и контрольные работы для систематизации знаний по математике: Учебное пособие для абитуриентов. Ч. 1 и 2. – Пермь: Изд-во Перм. Ун-та, 2000 7. Шарыгин И.Ф. Факультативный курс по математике. Решение задач: Учебное пособие для 10 класса средней школы. – М.: Просвещение, 1999 8. Шарыгин И.Ф., Голубев В.И. Решение задач: Учебное пособие для 11 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 1995 9. Фельдман Я.С., Жаржевский А.Я. Математика. Решение задач с модулями: Пособие для абитуриентов и старшеклассников. – СПб.: Оракул, 1997