Пояснительная записка Основная задача обучения математике в школе – обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену общества, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования. Курс факультатива «Избранные вопросы математики» является поддерживающим основной курс математики в школе III ступени. Преподавание факультатива строится как углубленное изучение вопросов, предусмотренных программой основного курса. Углубление реализуется на базе обучения методам и приемам решения математических задач, требующих применения высокой логической и операционной культуры, развивающих научно-теоретическое и алгоритмическое мышление учащихся. Тематика задач не выходит за рамки основного курса, но уровень их трудности – повышенный, существенно превышающий обязательный. Особое место занимают задачи, требующие применения учащимися знаний в незнакомой (нестандартной) ситуации. Для реализации программы факультатива «Избранные вопросы математики» используются лекции, практикумы по решению задач, семинары. Факультатив рассчитан на 34 учебных часа для учащихся 10 класса Цели и задачи факультативного курса: расширить и углубить знания по темам школьного курса математики; развитие интереса к математике и решению задач; освоение ранее неизвестными учащимся приёмами и методами решения задач; подготовка учащихся к ЕГЭ и дальнейшему обучению. Содержание: 1. Многочлены – 8 часов Понятие многочлена. Стандартный вид многочлена. Степень многочлена. Сложение и вычитание многочленов. Умножение многочленов. Деление многочлена на многочлен нацело и с остатком. Теорема Безу. Корень многочлена, его кратность. Схема Горнера. Методы разложения многочленов на множители: группировка, формулы сокращенного умножения, метод неопределенных коэффициентов, введение параметра, введение новой неизвестной. 2. Уравнения – 10 часов Целые уравнения с целыми коэффициентами. Различные методы решения уравнений высших степеней: метод замены, метод разложения на множители, использование симметричности. Уравнения с двумя переменными, методы их решения. 3. Системы уравнений – 8 часов Понятие системы алгебраических уравнений. Методы решения систем уравнений: метод подстановки, метод исключений, метод замены. Однородные системы уравнений. 4. Рациональные неравенства – 8 часов Рациональные неравенства. Различные методы их решения: обобщенный метод интервалов, метод замены, метод оценки, использование свойств функций. Неравенства с двумя переменными. Графический метод решения неравенств с двумя переменными. Метод математической индукции. Применение метода для доказательства неравенств. Тематическое планирование: № Тема Количество п/п 1 часов Представление о целых рациональных алгебраических 2 выражениях. Многочлены. Степень многочлена. Действия над многочленами 2 Делимость и деление многочленов с остатком. Алгоритмы 2 деления с остатком. 3 Теорема Безу. Корни многочленов. Следствия из теоремы Безу: 2 теоремы о делимости на двучлен и о числе корней многочленов. Кратные корни 4 Метод неопределенных коэффициентов 2 5 Уравнения высших степеней. Понижение степени заменой и 4 разложением 6 Уравнения 4-й степени. Представление о методе замены 2 7 Теоремы о рациональных корнях многочленов с целыми 2 коэффициентами 8 Уравнения с несколькими переменными. Рациональные 2 уравнения с двумя переменными. Однородные уравнения с двумя переменными 9 Рациональные алгебраические системы. Метод подстановки. Метод исключения переменной. Равносильные линейные 4 преобразования систем. 10 Однородные системы уравнений с двумя переменными 2 11 Замена переменных в системах уравнений 2 12 Метод интервалов решения дробно-рациональных 2 алгебраических неравенств 13 Метод оценки. Использование монотонности. Метод замены при 2 решении неравенств. 14 Неравенства с двумя переменными. Множества решений на 2 координатной плоскости. Стандартные неравенства. Метод областей. 15 Метод математической индукции 2 Итого: 34 Литература: 1. Галицкий М.Л. Углубленное изучение алгебры и математического анализа: Метод. рекомендации и дидакт. материалы: Пособие для учителя – М.: Просвещение, 1997 2. Жафяров А.Ж. Профильное обучение математике старшеклассников. Учебно – дидактический комплекс. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2010 3. Мерзляк А.Г. Алгебраический тренажер: Пособие для школьников и абитуриентов – М.: Илекса, Харьков: Гимназия, 1998 4. Шарыгин И.Ф. Факультативный курс по математике. Решение задач. 10 кл. – М.: Просвещение, 1990 5. Шарыгин И.Ф. Факультативный курс по математике. Решение задач. 11 кл. – М.: Просвещение, 1991 6. Шестаков С.А. Алгебра и начала анализа: Сборник задач для подготовки и проведения итоговой аттестации за курс средней школы – М.: МИОО: МЦНМО, 2002