Трудные вопросы истории

Программа предметного элективного курса «Трудные вопросы истории России»
рассчитана на обучающихся 10-11 класса социально-экономического направления .
Основная идея программы заключается в том, что на занятиях предполагается
расширение, дополнение и обобщение знаний учащихся по курсу истории России. Для
изучения выбраны такие темы, которые в историко-культурном стандарте отмечены как
трудные.
На сегодняшний день значимость исторической науки в школьном образовании в
частности и в обществе в целом, неуклонно возрастает. Об этом свидетельствует
повышенный интерес органов государственной власти к данному учебному предмету.
Отправной точкой данного явления стало поручение В.В. Путина правительству
разработать единую концепцию курса истории России в школах и избавить учебники
российских школьников от двойных толкований. Результатом этого стало появление
историко-культурного стандарта, призванного содействовать, по мнению Минобрнауки,
формированию единого культурно-исторического пространства.
Актуальность данной проблемы возрастает в связи с проблемами непрерывного
образования личности, связанными с формированием российской гражданской
идентичности обучающихся в рамках новых федеральных государственных
образовательных стандартов.
Рабочая программа включает:
- пояснительную записку;
- планируемые результаты освоения программы элективного курса;
- содержание учебного курса;
- тематическое планирование.
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Цель курса:
систематизация, углубление и обобщение знаний и умений учащихся по истории России с
древнейших времен до наших дней.
Задачи курса:
1) преобразование содержания теоретического материала в более доступную для
восприятия форму;
2) освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование
целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом
процессе;
3) раскрытие и понимание сущности исторических понятий разной степени сложности;
4) применение социально-гуманитарных знаний в процессе решения познавательных и
практических задач;
5) формирование и развитие умений сравнивать исторических деятелей, определять и
объяснять собственное отношение к историческим личностям;
6) формирование умения работать с историческими документами, анализировать,
извлекать нужную информацию;
7) воспитание
гражданственности,
национальной
идентичности,
развитие
мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически
сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных
и социальных установок, идеологических доктрин;
8) формирование исторического мышления – способности рассматривать события и
явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные
версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное
отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.
ФОМИРОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ, ПРОВЕРЯЕМЫХ В РАМКАХ ЕГЭ

Знать:







основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность
отечественной и всемирной истории;
периодизацию всемирной и отечественной истории;
современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной
истории;
историческую обусловленность современных общественных процессов;
особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;
основные исторические термины, понятия, исторические личности.

Уметь:











проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
критически анализировать источник исторической информации (характеризовать
авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых
системах (текст, карта, таблица, схема) и определять время, место, обстоятельства,
причины создания источника, позицию автора;
различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и
исторические объяснения;
устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и
временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для
аргументации исторические сведения;
распознавать понятия и их составляющие: соотносить видовые понятия с родовым и
исключать лишнее;
устанавливать соответствие между существенными чертами и признаками
социальных явлений и историческими терминами, понятиями;
называть термины и понятия, социальные явления, соответствующие предлагаемому
контексту, и применять в предлагаемом контексте исторические термины и понятия.

ФОРМЫ И ПРИЁМЫ РАБОТЫ
- лекции с последующим опросом;
- лекции с обсуждением документов;
- беседы;
- практические занятия;
- работа в парах, группах, индивидуально;
- выполнение работ по заданному алгоритму;
- решение заданий различной степени сложности.
МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Элективный курс по предмету «История» входит в цикл гуманитарных предметов.
Программа курса предназначена для обучающихся 10 и 11 классов.
Общее количество времени на два года обучения составляет 68 часов. Общая недельная
нагрузка в каждом году обучения составляет 1 час (34 часа в год).
2. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты:
У учащегося будут сформированы:
- знание основных исторических событий развития государственности и общества; знание
истории и географии края, его достижений и культурных традиций;
- образ социально-политического устройства — представление о государственной
организации России, стран Европы и Востока;
- знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей,
традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России;
- освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;

- гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;
- уважение к истории, культурным и историческим памятникам;
- эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
- уважение к другим народам России и мира и принятие их, межэтническая толерантность,
готовность к равноправному сотрудничеству;
- уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим,
нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
- готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и
обязанностей ученика.
Учащийся получит возможность для формирования:
- ориентации в системе моральных норм и ценностей;
- основ социально-критического мышления, ориентации в особенностях социальных
отношений и взаимодействий, установлении взаимосвязи между общественными и
политическими событиями;
- умения вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и
принятия; умения конструктивно разрешать конфликты;
- готовности и способности к выполнению моральных норм в отношении взрослых и
сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
Учащийся научится:
- целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в
познавательную;
- планировать пути достижения целей, выбирая наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач;
- извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой информации,
компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
- пользоваться справочной литературой;
- приемам отбора и систематизации материала на определенную тему;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
- уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
- принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров.
Учащийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- устанавливать целевые приоритеты;
- самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных
учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
- самостоятельно вести поиск информации, ее анализ и отбор;
- самостоятельно извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой
информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
- свободно пользоваться справочной литературой;
- сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания;
- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу
действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
- адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить
необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его
реализации;
- основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.
Познавательные:
Учащийся научится:
- давать определение понятиям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение
понятия;

- обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков
к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;
- основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
- проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
- определять цели своего обучения, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности;
- соотносить свои действия с планируемыми результатами, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
- оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее
решения;
- структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную
идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;
- высказываться в устной и письменной форме;
- проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и
выводы.
Учащийся получит возможность научиться:
- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания
и критерии для указанных логических операций;
- строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных
связей;
- объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
- самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя
новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности;
- проектировать, корректировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон
выполняемой предметной, метапредметной, личностно ориентированной деятельности;
- оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее
решения;
- овладеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной деятельности и повседневной жизни.
Коммуникативные:
Учащийся научится:
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с
позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной
деятельности;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнёром;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных
задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное
высказывание;
- работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и
способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и
строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
- выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами,
проектами.
Учащийся получит возможность научиться:
- свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- владеть разными видами монолога и диалога;
- устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и
делать выбор;

- аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным
для оппонентов образом;
- осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;
- организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками,
определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие
способы работы;
- основам коммуникативной рефлексии;
- свободно выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями,
докладами, проектами.
Предметные результаты:
Учащийся научится:
- локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события Новейшего
времени как исторической эпохи, основные этапы отечественной и всеобщей истории
Новейшего времени; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в
Новейшее время;
- использовать историческую карту как источник информации о границах России и других
государств в Новейшее время, об основных процессах социально-экономического развития,
о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений — походов,
завоеваний, колонизации и др.;
- анализировать информацию различных источников по отечественной и всеобщей истории
Новейшего времени;
- составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России и
других странах в Новейшее время, памятников материальной и художественной культуры;
рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной и всеобщей истории
Новейшего времени;
- систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной
литературе по отечественной и всеобщей истории Новейшего времени;
- раскрывать характерные, существенные черты:
а) экономического и социального развития России и других стран в Новейшее время;
б) эволюции политического строя;
в) развития общественного движения;
г) представлений о мире и общественных ценностях;
д) художественной культуры Новейшего времени;
- объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной и
всеобщей истории Новейшего времени (социальных движений, реформ и революций,
взаимодействий между народами и др.);
- сопоставлять развитие России и других стран в Новейшее время, сравнивать исторические
ситуации и события;
- давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Новейшего
времени.
Учащийся получит возможность научиться:
- используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и
политическое развитие России, других государств в Новейшее время;
- использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими
материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и
др.);
- сравнивать развитие России и других стран в Новейшее время, объяснять, в чём
заключались общие черты и особенности;
- применять знания по истории России и своего края в Новейшее время при составлении
описаний исторических и культурных памятников своего города, края и т. д.

3. СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

«Трудные вопросы истории»
10 КЛАСС (34 часа)
Раздел I «Древность и Средневековье» - 23 часа
Тема 1. Народы и древнейшие государства на территории России (1 час).
1.1. Восточнославянские племена и их соседи. Занятия, общественный строй, верования
восточных славян.
Тема 2. Русь в IX – начале XII в. (5 часов).
2.1. Возникновение государственности у восточных славян. Князья и дружина.
2.2. Вечевые порядки. Принятие христианства. Категории населения. Русская Правда.
2.3. Международные связи Древней Руси.
2.4. Культура Древней Руси. Христианская культура и языческие традиции.
Работа с тренировочными тестами ЕГЭ по теме «Русь в IX – начале XII в.».
Проверка уровня знаний и умений по пройденной теме.
Тема 3. Русские земли и княжества в XII – середине XV в. (6 часов).
3.1. Причины распада Древнерусского государства. Крупнейшие земли и княжества.
Монархии и республики.
3.2. Монгольское завоевание. Образование Монгольского государства. Русь и Орда.
Экспансия с Запада.
3.3. Москва как центр объединения русских земель. Политика московских князей.
Взаимосвязь процессов объединения русских земель и освобождения от ордынского
владычества.
3.4. Восстановление экономики русских земель. Колонизация Северо-Восточной Руси.
Формы землевладения и категории населения. Русский город.
3.5. Культурное развитие русских земель и княжеств.
Работа с тренировочными тестами ЕГЭ по теме «Русские земли и княжества в XII –
середине XV в.». Проверка уровня знаний и умений по пройденной теме.
Тема 4. Российское государство во второй половине XV – XVII в. (11 часов).
4.1. Завершение объединения русских земель и образование Российского государства.
Становление органов центральной власти.
4.2. Свержение ордынского ига. Изменения в социальной структуре общества и формах
феодального землевладения.
4.3. Установление царской власти. Реформы середины XVI в. Создание органов сословнопредставительной монархии. Опричнина. Закрепощение крестьян.
4.4. Расширение территории России в XVI в.: завоевания и колонизационные процессы.
Ливонская война.
4.5. Формирование национального самосознания. Развитие культуры народов России в XV–
XVII вв. Усиление светских элементов в русской культуре XVII в.
4.6. Смута. Социальные движения в России в начале XVII в. Борьба с Речью Посполитой и
со Швецией.
4.7. Ликвидация последствий Смуты. Первые Романовы.
4.8. Новые явления в экономике: начало складывания всероссийского рынка, образование
мануфактур. Юридическое оформление крепостного права.
4.9. Церковный раскол.
4.10. Социальные движения XVII в.
Работа с тренировочными тестами ЕГЭ по теме «Российское государство во второй
половине XV – XVII в.». Проверка уровня знаний и умений по пройденной теме.
Раздел II «Новое время» - 8 часов

Тема 1. Россия в XVIII в. (8 часов).
1.1. Петровские
преобразования.
Абсолютизм.
Формирование
чиновничьебюрократического аппарата. Традиционные порядки и крепостничество в условиях
развёртывания модернизации.
1.2. Северная война. Провозглашение Российской империи.
1.3. Законодательное оформление сословного строя. «Просвещённый абсолютизм».
1.4. Особенности экономики России в XVIII в.: господство крепостного права и зарождение
капиталистических отношений.
1.5. Русское просвещение.
1.6. Культура народов России и её связь с европейской и мировой культурой XVIII в.
1.7. Превращение России в мировую державу в XVIII в.
Итоговое занятие. 2 часа.
СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
11 КЛАСС (34 часа)
Раздел II «Новое время» - 15 часов
Тема 2. Россия в первой половине XIX в. (6 часов).
2.1. Правовые реформы и мероприятия по укреплению абсолютизма в первой половине XIX
в. Особенности экономики России в первой половине XIX в. Начало промышленного
переворота.
2.2. Отечественная война 1812 г.
2.3. Движение декабристов.
2.4. Консерваторы. Славянофилы и западники. Русский утопический социализм.
Культура народов России и её связь с европейской и мировой культурой первой половины
XIX в.
2.5. Имперская внешняя политика самодержавия. Крымская война и её последствия для
страны.
Тема 3. Россия во второй половине XIX – начале ХХ в. (9 часов).
3.1. Реформы 1860–1870-х гг.
3.2. Политика контрреформ.
3.3. Капиталистические отношения в промышленности и сельском хозяйстве. Роль
государства в экономической жизни страны.
3.4. Нарастание экономических и социальных противоречий в условиях форсированной
модернизации. Реформы С.Ю. Витте.
Идейные течения, политические партии и общественные движения в России на рубеже
веков.
3.5. Восточный вопрос во внешней политике Российской империи. Россия в системе
военно-политических союзов.
Русско-японская война.
3.6. Духовная жизнь российского общества во второй половине XIX – начале ХХ в.
Критический реализм. Русский авангард. Развитие науки и системы образования.
3.7. Революция 1905–1907 гг. Становление российского парламентаризма. Либеральнодемократические, радикальные, националистические движения.
3.8. Реформы П.А. Столыпина.

Раздел III «Новейшая история» - 18 часов
Тема 1. Россия в Первой мировой войне. Революция и Гражданская война в России
(6 часов).
1.1. Россия в Первой мировой войне. Влияние войны на российское общество.
1.2. Революция 1917 г. Временное правительство и Советы.
1.3. Политическая тактика большевиков, их приход к власти. Первые декреты советской
власти. Учредительное собрание.
1.4. Гражданская война и иностранная интервенция. Политические программы
участвующих сторон. Политика «военного коммунизма». Итоги Гражданской войны.
1.5. Переход к новой экономической политике.
Тема 2. СССР в 1922–1991 гг. (9 часов).
2.1. Образование СССР. Выбор путей объединения. Национально-государственное
строительство. Партийные дискуссии о путях и методах построения социализма в СССР.
Культ личности И.В. Сталина. Массовые репрессии. Конституция СССР 1936 г.
2.2. Причины свёртывания новой экономической политики. Индустриализация,
коллективизация.
Идеологические основы советского общества и культура в 1920–1930-х гг. «Культурная
революция». Ликвидация неграмотности, создание системы образования.
2.3. Внешнеполитическая стратегия СССР в 1920–1930- х гг. СССР накануне Великой
Отечественной войны.
Причины, этапы Великой Отечественной войны. Героизм советских людей в годы войны.
2.4. Партизанское движение. Тыл в годы войны. Идеология и культура в годы войны.
СССР в антигитлеровской коалиции.
Итоги Великой Отечественной войны. Роль СССР во Второй мировой войне и решение
вопросов о послевоенном устройстве мира.
Восстановление хозяйства. Идеологические кампании конца 1940-х гг.
2.5. Холодная война. Военно-политические союзы в послевоенной системе международных
отношений. Формирование мировой социалистической системы.
2.6. XX съезд КПСС и осуждение культа личности. Экономические реформы 1950–1960-х
гг., причины их неудач. Замедление экономического роста.
2.7. «Застой» как проявление кризиса советской модели развития. Конституционное
закрепление руководящей роли КПСС. Конституция СССР 1977 г.
2.8. Попытки модернизации советской экономики и политической системы в 1980-х гг.
«Перестройка» и «гласность». Формирование многопартийности.
2.9. СССР в мировых и региональных кризисах и конфликтах после Второй мировой войны.
Политика
«разрядки».
«Новое
политическое
мышление».
Распад
мировой
социалистической системы.
Особенности развития советской культуры в 1950– 1980-х гг.
Тема 3. Российская Федерация (3 часа).
3.1. Кризис власти: последствия неудачи политики «перестройки». Августовские события
1991 г. Беловежские соглашения 1991 г. и распад СССР.
Политический кризис сентября – октября 1993 г. Принятие Конституции Российской
Федерации 1993 г. Общественно-политическое развитие России во второй половине 1990-х
гг. Политические партии и движения Российской Федерации. Российская Федерация и
страны – участницы Содружества Независимых Государств.
3.2. Переход к рыночной экономике: реформы и их последствия.

Российская Федерация в 2000–2012 гг.: основные тенденции социально-экономического и
общественно-политического развития страны на современном этапе. В.В. Путин. Д.А.
Медведев.
3.3. Россия в мировых интеграционных процессах и формирующейся современной
международно-правовой системе.
Современная российская культура.
Итоговое занятие. 1 час.
Тематическое планирование
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА 10 КЛАСС
(34 часа)
№

Наименование раздела

1
2

Введение.
Раздел I «Древность и Средневековье»
Тема 1. Народы и древнейшие государства на территории
России
Тема 2. Русь в IX – начале XII в.
Тема 3. Русские земли и княжества в XII – середине XV в.
Тема 4. Российское государство во второй половине XV – XVII в
Раздел II «Новое время»
Тема 1. Россия в XVIII в.
Итоговое занятие

3
4
5
6
7

Итого

Количество
часов
1
23
1
5
6
11

8
2
34

Тематическое планирование
11 КЛАСС
(34 часа)
№

Наименование раздела

1

Раздел II «Новое время»
Тема 2. Россия в первой половине XIX в.
Тема 3. Россия во второй половине XIX – начале ХХ в.
Раздел III «Новейшая история»
Тема 1. Россия в Первой мировой войне. Революция и
Гражданская война в России
Тема 2. СССР в 1922–1991 гг.
Тема 3. Российская Федерация
Итоговое занятие

2
3

4
5
6

Итого

Количество
часов
15
6
9

18
6
9
3

1
34

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«ТРУДНЫЕ ВОПРОСЫ ИСТОРИИ: ПОДГОТОВКА К ЕГЭ»
10 КЛАСС
№
урока
1
2

3
4
5
6
7
8

9

10

11

12
13

14

15

16

17

Тема урока

Количество
часов

Введение.
Восточнославянские племена и их соседи.
Занятия, общественный строй, верования
восточных славян
Возникновение государственности у восточных
славян. Князья и дружина
Вечевые порядки. Принятие христианства.
Категории населения. Русская Правда
Международные связи Древней Руси
Культура Древней Руси. Христианская культура
и языческие традиции
Повторение

1
1

Причины распада Древнерусского государства.
Крупнейшие земли и княжества. Монархии и
республики
Монгольское завоевание. Образование
Монгольского государства. Русь и Орда.
Экспансия с Запада
Москва как центр объединения русских земель.
Политика московских князей. Взаимосвязь
процессов объединения русских земель и
освобождения от ордынского владычества
Восстановление экономики русских земель.
Колонизация Северо-Восточной Руси. Формы
землевладения и категории населения. Русский
город
Культурное развитие русских земель и княжеств
Повторение

1

Завершение объединения русских земель и
образование Российского государства.
Становление органов центральной власти
Свержение ордынского ига. Изменения в
социальной структуре общества и формах
феодального землевладения
Установление царской власти. Реформы
середины XVI в. Создание органов сословнопредставительной монархии. Опричнина.
Закрепощение крестьян
Расширение территории России в XVI в.:
завоевания и колонизационные процессы.
Ливонская война

1

1
1
1
1
1

1

1

1

1
1

1

1

1

18

19

20
21

22
23
24

25

26
27
28
29
30
31
32
33
34

Формирование национального самосознания.
Развитие культуры народов России в XV–XVII
вв. Усиление светских элементов в русской
культуре XVII в.
Смута. Социальные движения в России в начале
XVII в. Борьба с Речью Посполитой и со
Швецией
Ликвидация последствий Смуты. Первые
Романовы
Новые явления в экономике: начало
складывания всероссийского рынка,
образование мануфактур. Юридическое
оформление крепостного права
Церковный раскол
Социальные движения XVII в.
Повторение

1

Петровские преобразования. Абсолютизм.
Формирование чиновничье-бюрократического
аппарата. Традиционные порядки и
крепостничество в условиях развёртывания
модернизации
Северная война. Провозглашение Российской
империи
Законодательное оформление сословного строя.
«Просвещённый абсолютизм»
Особенности экономики России в XVIII в.
Русское просвещение
Культура народов России и её связь с
европейской и мировой культурой XVIII в.
Превращение России в мировую державу в
XVIII в.
Повторение

1

Итоговое занятие.

2

1

1
1

1
1
1

1
1
1
1
1
1
1

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«ТРУДНЫЕ ВОПРОСЫ ИСТОРИИ: ПОДГОТОВКА К ЕГЭ»
11 КЛАСС
№
урока
1

2
3
4

5
6
7
8
9

10

11

12

13

14
15
16
17

Тема урока

Количество
часов

Введение.
Правовые реформы и мероприятия по
укреплению абсолютизма в первой половине
XIX в. Особенности экономики России в первой
половине XIX в. Начало промышленного
переворота
Отечественная война 1812 г.
Движение декабристов
Консерваторы. Славянофилы и западники.
Русский утопический социализм.
Культура народов России и её связь с
европейской и мировой культурой первой
половины XIX в.
Имперская внешняя политика самодержавия.
Крымская война и её последствия для страны
Повторение

1

Реформы 1860–1870-х гг.
Политика контрреформ
Капиталистические отношения в
промышленности и сельском хозяйстве. Роль
государства в экономической жизни страны
Нарастание экономических и социальных
противоречий в условиях форсированной
модернизации. Реформы С.Ю. Витте. Идейные
течения, политические партии и общественные
движения в России на рубеже веков
Восточный вопрос во внешней политике
Российской империи. Россия в системе военнополитических союзов.
Русско-японская война
Духовная жизнь российского общества во
второй половине XIX – начале ХХ в.
Критический реализм. Русский авангард.
Развитие науки и системы образования
Революция 1905–1907 гг. Становление
российского парламентаризма. Либеральнодемократические, радикальные,
националистические движения
Реформы П.А. Столыпина
Повторение
Россия в Первой мировой войне. Влияние войны
на российское общество
Революция 1917 г. Временное правительство и
Советы

1
1
1

1
1
1

1
1

1

1

1

1

1
1
1
1

18

19

20
21

22

23

24

25

26

27

28

29

Политическая тактика большевиков, их приход
к власти. Первые декреты советской власти.
Учредительное собрание
Гражданская война и иностранная интервенция.
Политические программы участвующих сторон.
Политика «военного коммунизма». Итоги
Гражданской войны
Переход к новой экономической политике
Повторение

1

Образование СССР. Выбор путей объединения.
Национально-государственное строительство.
Партийные дискуссии о путях и методах
построения социализма в СССР. Культ личности
И.В. Сталина. Массовые репрессии.
Конституция СССР 1936 г.
Причины свёртывания новой экономической
политики. Индустриализация, коллективизация.
Идеологические основы советского общества и
культура в 1920–1930-х гг. «Культурная
революция». Ликвидация неграмотности,
создание системы образования
Внешнеполитическая стратегия СССР в 1920–
1930- х гг. СССР накануне Великой
Отечественной войны.
Причины, этапы Великой Отечественной войны.
Героизм советских людей в годы войны
Партизанское движение. Тыл в годы войны.
Идеология и культура в годы войны.
СССР в антигитлеровской коалиции.
Итоги Великой Отечественной войны. Роль
СССР во Второй мировой войне и решение
вопросов о послевоенном устройстве мира.
Восстановление хозяйства. Идеологические
кампании конца 1940-х гг.
Холодная война. Военно-политические союзы в
послевоенной системе международных
отношений. Формирование мировой
социалистической системы
XX съезд КПСС и осуждение культа личности.
Экономические реформы 1950–1960-х гг.,
причины их неудач. Замедление экономического
роста
«Застой» как проявление кризиса советской
модели развития. Конституционное закрепление
руководящей роли КПСС. Конституция СССР
1977 г.
Попытки модернизации советской экономики и
политической системы в 1980-х гг.
«Перестройка» и «гласность». Формирование
многопартийности

1

1

1
1

1

1

1

1

1

1

1

30

СССР в мировых и региональных кризисах и
конфликтах после Второй мировой войны.
Политика «разрядки». «Новое политическое
мышление». Распад мировой социалистической
системы.
Особенности развития советской культуры в
1950– 1980-х гг.

1

31

Кризис власти: последствия неудачи политики
«перестройки». Августовские события 1991 г.
Беловежские соглашения 1991 г. и распад СССР.
Политический кризис сентября – октября 1993 г.
Принятие Конституции Российской Федерации
1993 г. Общественно-политическое развитие
России во второй половине 1990-х гг.
Политические партии и движения Российской
Федерации. Российская Федерация и страны –
участницы Содружества Независимых
Государств
Переход к рыночной экономике: реформы и их
последствия.
Российская Федерация в 2000–2012 гг.:
основные тенденции социально-экономического
и общественно-политического развития страны
на современном этапе. В.В. Путин. Д.А.
Медведев
Россия в мировых интеграционных процессах и
формирующейся современной международноправовой системе.
Современная российская культура.

1

Итоговое занятие.

1

32

33

34

1

1

Сайты, которые будут полезны для подготовки к ЕГЭ по истории:
1 http://ege.edu.ru/
2 http://ege.ru/
3 http://www.ctege.info/
4 http://www.fipi.ru/
5 http://4ege.ru/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».