Программа предметного элективного курса «Трудные вопросы истории России» рассчитана на обучающихся 10-11 класса социально-экономического направления . Основная идея программы заключается в том, что на занятиях предполагается расширение, дополнение и обобщение знаний учащихся по курсу истории России. Для изучения выбраны такие темы, которые в историко-культурном стандарте отмечены как трудные. На сегодняшний день значимость исторической науки в школьном образовании в частности и в обществе в целом, неуклонно возрастает. Об этом свидетельствует повышенный интерес органов государственной власти к данному учебному предмету. Отправной точкой данного явления стало поручение В.В. Путина правительству разработать единую концепцию курса истории России в школах и избавить учебники российских школьников от двойных толкований. Результатом этого стало появление историко-культурного стандарта, призванного содействовать, по мнению Минобрнауки, формированию единого культурно-исторического пространства. Актуальность данной проблемы возрастает в связи с проблемами непрерывного образования личности, связанными с формированием российской гражданской идентичности обучающихся в рамках новых федеральных государственных образовательных стандартов. Рабочая программа включает: - пояснительную записку; - планируемые результаты освоения программы элективного курса; - содержание учебного курса; - тематическое планирование. 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА Цель курса: систематизация, углубление и обобщение знаний и умений учащихся по истории России с древнейших времен до наших дней. Задачи курса: 1) преобразование содержания теоретического материала в более доступную для восприятия форму; 2) освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе; 3) раскрытие и понимание сущности исторических понятий разной степени сложности; 4) применение социально-гуманитарных знаний в процессе решения познавательных и практических задач; 5) формирование и развитие умений сравнивать исторических деятелей, определять и объяснять собственное отношение к историческим личностям; 6) формирование умения работать с историческими документами, анализировать, извлекать нужную информацию; 7) воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин; 8) формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности. ФОМИРОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ, ПРОВЕРЯЕМЫХ В РАМКАХ ЕГЭ Знать: основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории; периодизацию всемирной и отечественной истории; современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории; историческую обусловленность современных общественных процессов; особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе; основные исторические термины, понятия, исторические личности. Уметь: проводить поиск исторической информации в источниках разного типа; критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания); анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема) и определять время, место, обстоятельства, причины создания источника, позицию автора; различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения; устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений; формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения; распознавать понятия и их составляющие: соотносить видовые понятия с родовым и исключать лишнее; устанавливать соответствие между существенными чертами и признаками социальных явлений и историческими терминами, понятиями; называть термины и понятия, социальные явления, соответствующие предлагаемому контексту, и применять в предлагаемом контексте исторические термины и понятия. ФОРМЫ И ПРИЁМЫ РАБОТЫ - лекции с последующим опросом; - лекции с обсуждением документов; - беседы; - практические занятия; - работа в парах, группах, индивидуально; - выполнение работ по заданному алгоритму; - решение заданий различной степени сложности. МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Элективный курс по предмету «История» входит в цикл гуманитарных предметов. Программа курса предназначена для обучающихся 10 и 11 классов. Общее количество времени на два года обучения составляет 68 часов. Общая недельная нагрузка в каждом году обучения составляет 1 час (34 часа в год). 2. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты: У учащегося будут сформированы: - знание основных исторических событий развития государственности и общества; знание истории и географии края, его достижений и культурных традиций; - образ социально-политического устройства — представление о государственной организации России, стран Европы и Востока; - знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России; - освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия; - гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну; - уважение к истории, культурным и историческим памятникам; - эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; - уважение к другим народам России и мира и принятие их, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству; - уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им; - готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика. Учащийся получит возможность для формирования: - ориентации в системе моральных норм и ценностей; - основ социально-критического мышления, ориентации в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установлении взаимосвязи между общественными и политическими событиями; - умения вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умения конструктивно разрешать конфликты; - готовности и способности к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности. Метапредметные результаты: Регулятивные: Учащийся научится: - целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную; - планировать пути достижения целей, выбирая наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; - извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; - пользоваться справочной литературой; - приемам отбора и систематизации материала на определенную тему; - осуществлять итоговый и пошаговый контроль; - вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок; - уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им; - принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров. Учащийся получит возможность научиться: - проявлять познавательную инициативу; - устанавливать целевые приоритеты; - самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале; - самостоятельно вести поиск информации, ее анализ и отбор; - самостоятельно извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; - свободно пользоваться справочной литературой; - сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания; - осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания; - адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации; - основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса. Познавательные: Учащийся научится: - давать определение понятиям; - устанавливать причинно-следственные связи; - осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия; - обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом; - основам реализации проектно-исследовательской деятельности; - проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя; - определять цели своего обучения, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; - соотносить свои действия с планируемыми результатами, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; - оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; - структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий; - высказываться в устной и письменной форме; - проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы. Учащийся получит возможность научиться: - осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; - строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания); - строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; - объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования; - самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; - проектировать, корректировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон выполняемой предметной, метапредметной, личностно ориентированной деятельности; - оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; - овладеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной деятельности и повседневной жизни. Коммуникативные: Учащийся научится: - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; - формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; - задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; - осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; - адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание; - работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; - выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами, проектами. Учащийся получит возможность научиться: - свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; - владеть разными видами монолога и диалога; - устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор; - аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом; - осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать; - организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы; - основам коммуникативной рефлексии; - свободно выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами, проектами. Предметные результаты: Учащийся научится: - локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события Новейшего времени как исторической эпохи, основные этапы отечественной и всеобщей истории Новейшего времени; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новейшее время; - использовать историческую карту как источник информации о границах России и других государств в Новейшее время, об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений — походов, завоеваний, колонизации и др.; - анализировать информацию различных источников по отечественной и всеобщей истории Новейшего времени; - составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России и других странах в Новейшее время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной и всеобщей истории Новейшего времени; - систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по отечественной и всеобщей истории Новейшего времени; - раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития России и других стран в Новейшее время; б) эволюции политического строя; в) развития общественного движения; г) представлений о мире и общественных ценностях; д) художественной культуры Новейшего времени; - объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной и всеобщей истории Новейшего времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между народами и др.); - сопоставлять развитие России и других стран в Новейшее время, сравнивать исторические ситуации и события; - давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Новейшего времени. Учащийся получит возможность научиться: - используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие России, других государств в Новейшее время; - использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.); - сравнивать развитие России и других стран в Новейшее время, объяснять, в чём заключались общие черты и особенности; - применять знания по истории России и своего края в Новейшее время при составлении описаний исторических и культурных памятников своего города, края и т. д. 3. СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «Трудные вопросы истории» 10 КЛАСС (34 часа) Раздел I «Древность и Средневековье» - 23 часа Тема 1. Народы и древнейшие государства на территории России (1 час). 1.1. Восточнославянские племена и их соседи. Занятия, общественный строй, верования восточных славян. Тема 2. Русь в IX – начале XII в. (5 часов). 2.1. Возникновение государственности у восточных славян. Князья и дружина. 2.2. Вечевые порядки. Принятие христианства. Категории населения. Русская Правда. 2.3. Международные связи Древней Руси. 2.4. Культура Древней Руси. Христианская культура и языческие традиции. Работа с тренировочными тестами ЕГЭ по теме «Русь в IX – начале XII в.». Проверка уровня знаний и умений по пройденной теме. Тема 3. Русские земли и княжества в XII – середине XV в. (6 часов). 3.1. Причины распада Древнерусского государства. Крупнейшие земли и княжества. Монархии и республики. 3.2. Монгольское завоевание. Образование Монгольского государства. Русь и Орда. Экспансия с Запада. 3.3. Москва как центр объединения русских земель. Политика московских князей. Взаимосвязь процессов объединения русских земель и освобождения от ордынского владычества. 3.4. Восстановление экономики русских земель. Колонизация Северо-Восточной Руси. Формы землевладения и категории населения. Русский город. 3.5. Культурное развитие русских земель и княжеств. Работа с тренировочными тестами ЕГЭ по теме «Русские земли и княжества в XII – середине XV в.». Проверка уровня знаний и умений по пройденной теме. Тема 4. Российское государство во второй половине XV – XVII в. (11 часов). 4.1. Завершение объединения русских земель и образование Российского государства. Становление органов центральной власти. 4.2. Свержение ордынского ига. Изменения в социальной структуре общества и формах феодального землевладения. 4.3. Установление царской власти. Реформы середины XVI в. Создание органов сословнопредставительной монархии. Опричнина. Закрепощение крестьян. 4.4. Расширение территории России в XVI в.: завоевания и колонизационные процессы. Ливонская война. 4.5. Формирование национального самосознания. Развитие культуры народов России в XV– XVII вв. Усиление светских элементов в русской культуре XVII в. 4.6. Смута. Социальные движения в России в начале XVII в. Борьба с Речью Посполитой и со Швецией. 4.7. Ликвидация последствий Смуты. Первые Романовы. 4.8. Новые явления в экономике: начало складывания всероссийского рынка, образование мануфактур. Юридическое оформление крепостного права. 4.9. Церковный раскол. 4.10. Социальные движения XVII в. Работа с тренировочными тестами ЕГЭ по теме «Российское государство во второй половине XV – XVII в.». Проверка уровня знаний и умений по пройденной теме. Раздел II «Новое время» - 8 часов Тема 1. Россия в XVIII в. (8 часов). 1.1. Петровские преобразования. Абсолютизм. Формирование чиновничьебюрократического аппарата. Традиционные порядки и крепостничество в условиях развёртывания модернизации. 1.2. Северная война. Провозглашение Российской империи. 1.3. Законодательное оформление сословного строя. «Просвещённый абсолютизм». 1.4. Особенности экономики России в XVIII в.: господство крепостного права и зарождение капиталистических отношений. 1.5. Русское просвещение. 1.6. Культура народов России и её связь с европейской и мировой культурой XVIII в. 1.7. Превращение России в мировую державу в XVIII в. Итоговое занятие. 2 часа. СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА 11 КЛАСС (34 часа) Раздел II «Новое время» - 15 часов Тема 2. Россия в первой половине XIX в. (6 часов). 2.1. Правовые реформы и мероприятия по укреплению абсолютизма в первой половине XIX в. Особенности экономики России в первой половине XIX в. Начало промышленного переворота. 2.2. Отечественная война 1812 г. 2.3. Движение декабристов. 2.4. Консерваторы. Славянофилы и западники. Русский утопический социализм. Культура народов России и её связь с европейской и мировой культурой первой половины XIX в. 2.5. Имперская внешняя политика самодержавия. Крымская война и её последствия для страны. Тема 3. Россия во второй половине XIX – начале ХХ в. (9 часов). 3.1. Реформы 1860–1870-х гг. 3.2. Политика контрреформ. 3.3. Капиталистические отношения в промышленности и сельском хозяйстве. Роль государства в экономической жизни страны. 3.4. Нарастание экономических и социальных противоречий в условиях форсированной модернизации. Реформы С.Ю. Витте. Идейные течения, политические партии и общественные движения в России на рубеже веков. 3.5. Восточный вопрос во внешней политике Российской империи. Россия в системе военно-политических союзов. Русско-японская война. 3.6. Духовная жизнь российского общества во второй половине XIX – начале ХХ в. Критический реализм. Русский авангард. Развитие науки и системы образования. 3.7. Революция 1905–1907 гг. Становление российского парламентаризма. Либеральнодемократические, радикальные, националистические движения. 3.8. Реформы П.А. Столыпина. Раздел III «Новейшая история» - 18 часов Тема 1. Россия в Первой мировой войне. Революция и Гражданская война в России (6 часов). 1.1. Россия в Первой мировой войне. Влияние войны на российское общество. 1.2. Революция 1917 г. Временное правительство и Советы. 1.3. Политическая тактика большевиков, их приход к власти. Первые декреты советской власти. Учредительное собрание. 1.4. Гражданская война и иностранная интервенция. Политические программы участвующих сторон. Политика «военного коммунизма». Итоги Гражданской войны. 1.5. Переход к новой экономической политике. Тема 2. СССР в 1922–1991 гг. (9 часов). 2.1. Образование СССР. Выбор путей объединения. Национально-государственное строительство. Партийные дискуссии о путях и методах построения социализма в СССР. Культ личности И.В. Сталина. Массовые репрессии. Конституция СССР 1936 г. 2.2. Причины свёртывания новой экономической политики. Индустриализация, коллективизация. Идеологические основы советского общества и культура в 1920–1930-х гг. «Культурная революция». Ликвидация неграмотности, создание системы образования. 2.3. Внешнеполитическая стратегия СССР в 1920–1930- х гг. СССР накануне Великой Отечественной войны. Причины, этапы Великой Отечественной войны. Героизм советских людей в годы войны. 2.4. Партизанское движение. Тыл в годы войны. Идеология и культура в годы войны. СССР в антигитлеровской коалиции. Итоги Великой Отечественной войны. Роль СССР во Второй мировой войне и решение вопросов о послевоенном устройстве мира. Восстановление хозяйства. Идеологические кампании конца 1940-х гг. 2.5. Холодная война. Военно-политические союзы в послевоенной системе международных отношений. Формирование мировой социалистической системы. 2.6. XX съезд КПСС и осуждение культа личности. Экономические реформы 1950–1960-х гг., причины их неудач. Замедление экономического роста. 2.7. «Застой» как проявление кризиса советской модели развития. Конституционное закрепление руководящей роли КПСС. Конституция СССР 1977 г. 2.8. Попытки модернизации советской экономики и политической системы в 1980-х гг. «Перестройка» и «гласность». Формирование многопартийности. 2.9. СССР в мировых и региональных кризисах и конфликтах после Второй мировой войны. Политика «разрядки». «Новое политическое мышление». Распад мировой социалистической системы. Особенности развития советской культуры в 1950– 1980-х гг. Тема 3. Российская Федерация (3 часа). 3.1. Кризис власти: последствия неудачи политики «перестройки». Августовские события 1991 г. Беловежские соглашения 1991 г. и распад СССР. Политический кризис сентября – октября 1993 г. Принятие Конституции Российской Федерации 1993 г. Общественно-политическое развитие России во второй половине 1990-х гг. Политические партии и движения Российской Федерации. Российская Федерация и страны – участницы Содружества Независимых Государств. 3.2. Переход к рыночной экономике: реформы и их последствия. Российская Федерация в 2000–2012 гг.: основные тенденции социально-экономического и общественно-политического развития страны на современном этапе. В.В. Путин. Д.А. Медведев. 3.3. Россия в мировых интеграционных процессах и формирующейся современной международно-правовой системе. Современная российская культура. Итоговое занятие. 1 час. Тематическое планирование ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА 10 КЛАСС (34 часа) № Наименование раздела 1 2 Введение. Раздел I «Древность и Средневековье» Тема 1. Народы и древнейшие государства на территории России Тема 2. Русь в IX – начале XII в. Тема 3. Русские земли и княжества в XII – середине XV в. Тема 4. Российское государство во второй половине XV – XVII в Раздел II «Новое время» Тема 1. Россия в XVIII в. Итоговое занятие 3 4 5 6 7 Итого Количество часов 1 23 1 5 6 11 8 2 34 Тематическое планирование 11 КЛАСС (34 часа) № Наименование раздела 1 Раздел II «Новое время» Тема 2. Россия в первой половине XIX в. Тема 3. Россия во второй половине XIX – начале ХХ в. Раздел III «Новейшая история» Тема 1. Россия в Первой мировой войне. Революция и Гражданская война в России Тема 2. СССР в 1922–1991 гг. Тема 3. Российская Федерация Итоговое занятие 2 3 4 5 6 Итого Количество часов 15 6 9 18 6 9 3 1 34 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ТРУДНЫЕ ВОПРОСЫ ИСТОРИИ: ПОДГОТОВКА К ЕГЭ» 10 КЛАСС № урока 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 Тема урока Количество часов Введение. Восточнославянские племена и их соседи. Занятия, общественный строй, верования восточных славян Возникновение государственности у восточных славян. Князья и дружина Вечевые порядки. Принятие христианства. Категории населения. Русская Правда Международные связи Древней Руси Культура Древней Руси. Христианская культура и языческие традиции Повторение 1 1 Причины распада Древнерусского государства. Крупнейшие земли и княжества. Монархии и республики Монгольское завоевание. Образование Монгольского государства. Русь и Орда. Экспансия с Запада Москва как центр объединения русских земель. Политика московских князей. Взаимосвязь процессов объединения русских земель и освобождения от ордынского владычества Восстановление экономики русских земель. Колонизация Северо-Восточной Руси. Формы землевладения и категории населения. Русский город Культурное развитие русских земель и княжеств Повторение 1 Завершение объединения русских земель и образование Российского государства. Становление органов центральной власти Свержение ордынского ига. Изменения в социальной структуре общества и формах феодального землевладения Установление царской власти. Реформы середины XVI в. Создание органов сословнопредставительной монархии. Опричнина. Закрепощение крестьян Расширение территории России в XVI в.: завоевания и колонизационные процессы. Ливонская война 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Формирование национального самосознания. Развитие культуры народов России в XV–XVII вв. Усиление светских элементов в русской культуре XVII в. Смута. Социальные движения в России в начале XVII в. Борьба с Речью Посполитой и со Швецией Ликвидация последствий Смуты. Первые Романовы Новые явления в экономике: начало складывания всероссийского рынка, образование мануфактур. Юридическое оформление крепостного права Церковный раскол Социальные движения XVII в. Повторение 1 Петровские преобразования. Абсолютизм. Формирование чиновничье-бюрократического аппарата. Традиционные порядки и крепостничество в условиях развёртывания модернизации Северная война. Провозглашение Российской империи Законодательное оформление сословного строя. «Просвещённый абсолютизм» Особенности экономики России в XVIII в. Русское просвещение Культура народов России и её связь с европейской и мировой культурой XVIII в. Превращение России в мировую державу в XVIII в. Повторение 1 Итоговое занятие. 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ТРУДНЫЕ ВОПРОСЫ ИСТОРИИ: ПОДГОТОВКА К ЕГЭ» 11 КЛАСС № урока 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 Тема урока Количество часов Введение. Правовые реформы и мероприятия по укреплению абсолютизма в первой половине XIX в. Особенности экономики России в первой половине XIX в. Начало промышленного переворота Отечественная война 1812 г. Движение декабристов Консерваторы. Славянофилы и западники. Русский утопический социализм. Культура народов России и её связь с европейской и мировой культурой первой половины XIX в. Имперская внешняя политика самодержавия. Крымская война и её последствия для страны Повторение 1 Реформы 1860–1870-х гг. Политика контрреформ Капиталистические отношения в промышленности и сельском хозяйстве. Роль государства в экономической жизни страны Нарастание экономических и социальных противоречий в условиях форсированной модернизации. Реформы С.Ю. Витте. Идейные течения, политические партии и общественные движения в России на рубеже веков Восточный вопрос во внешней политике Российской империи. Россия в системе военнополитических союзов. Русско-японская война Духовная жизнь российского общества во второй половине XIX – начале ХХ в. Критический реализм. Русский авангард. Развитие науки и системы образования Революция 1905–1907 гг. Становление российского парламентаризма. Либеральнодемократические, радикальные, националистические движения Реформы П.А. Столыпина Повторение Россия в Первой мировой войне. Влияние войны на российское общество Революция 1917 г. Временное правительство и Советы 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 Политическая тактика большевиков, их приход к власти. Первые декреты советской власти. Учредительное собрание Гражданская война и иностранная интервенция. Политические программы участвующих сторон. Политика «военного коммунизма». Итоги Гражданской войны Переход к новой экономической политике Повторение 1 Образование СССР. Выбор путей объединения. Национально-государственное строительство. Партийные дискуссии о путях и методах построения социализма в СССР. Культ личности И.В. Сталина. Массовые репрессии. Конституция СССР 1936 г. Причины свёртывания новой экономической политики. Индустриализация, коллективизация. Идеологические основы советского общества и культура в 1920–1930-х гг. «Культурная революция». Ликвидация неграмотности, создание системы образования Внешнеполитическая стратегия СССР в 1920– 1930- х гг. СССР накануне Великой Отечественной войны. Причины, этапы Великой Отечественной войны. Героизм советских людей в годы войны Партизанское движение. Тыл в годы войны. Идеология и культура в годы войны. СССР в антигитлеровской коалиции. Итоги Великой Отечественной войны. Роль СССР во Второй мировой войне и решение вопросов о послевоенном устройстве мира. Восстановление хозяйства. Идеологические кампании конца 1940-х гг. Холодная война. Военно-политические союзы в послевоенной системе международных отношений. Формирование мировой социалистической системы XX съезд КПСС и осуждение культа личности. Экономические реформы 1950–1960-х гг., причины их неудач. Замедление экономического роста «Застой» как проявление кризиса советской модели развития. Конституционное закрепление руководящей роли КПСС. Конституция СССР 1977 г. Попытки модернизации советской экономики и политической системы в 1980-х гг. «Перестройка» и «гласность». Формирование многопартийности 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 30 СССР в мировых и региональных кризисах и конфликтах после Второй мировой войны. Политика «разрядки». «Новое политическое мышление». Распад мировой социалистической системы. Особенности развития советской культуры в 1950– 1980-х гг. 1 31 Кризис власти: последствия неудачи политики «перестройки». Августовские события 1991 г. Беловежские соглашения 1991 г. и распад СССР. Политический кризис сентября – октября 1993 г. Принятие Конституции Российской Федерации 1993 г. Общественно-политическое развитие России во второй половине 1990-х гг. Политические партии и движения Российской Федерации. Российская Федерация и страны – участницы Содружества Независимых Государств Переход к рыночной экономике: реформы и их последствия. Российская Федерация в 2000–2012 гг.: основные тенденции социально-экономического и общественно-политического развития страны на современном этапе. В.В. Путин. Д.А. Медведев Россия в мировых интеграционных процессах и формирующейся современной международноправовой системе. Современная российская культура. 1 Итоговое занятие. 1 32 33 34 1 1 Сайты, которые будут полезны для подготовки к ЕГЭ по истории: 1 http://ege.edu.ru/ 2 http://ege.ru/ 3 http://www.ctege.info/ 4 http://www.fipi.ru/ 5 http://4ege.ru/