ЭК ВАЛЕОЛОГИЯ Прохорова Е.И. 11 класс

Планируемые результаты
Личностными результатами освоения элективного курса по
валеологии являются:
формирование элементарных представлений о здоровье;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о
насущно необходимом жизнеобеспечении;
владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в
нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и
развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в
разных социальных ситуациях;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни,
наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям;
формирование готовности к самостоятельной жизни;
формирование представлений о человеке, месте человека в природе;
развитие способности к использованию знаний о мире для
осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в
конкретных природных и климатических условиях;
применение полученных знаний в повседневной жизни;
развитие
активности,
любознательности
и
разумной
предприимчивости во взаимодействии с миром живой и неживой природы;
формирование элементарных научных представлений о компонентах
живой природы: организма человека и его здоровье;
развитие навыков самообслуживания, обеспечения безопасности
жизнедеятельности;
усвоение морально-этических норм поведения, навыков общения с
людьми в разных жизненных ситуациях;
формирование установки на сохранение и укрепление здоровья,
навыков здорового и безопасного образа жизни;
соблюдение индивидуального режима питания и сна;
воспитание интереса к физической культуре и спорту, формирование
потребности в систематических занятиях физической культурой и
доступных видах спорта;
формирование и совершенствование основных двигательных качеств;
формирование умения следить за своим физическим состоянием,
величиной физических нагрузок, адекватно их дозировать;

2

овладение основами доступных видов спорта в соответствии с
возрастными и психофизическими особенностями обучающихся;
коррекция недостатков познавательной сферы и психомоторного
развития;
развитие и совершенствование волевой сферы;
овладение умениями ориентироваться в окружающем мире, выбирать
целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках,
принимать решения.
воспитание нравственных качеств и свойств личности.
Метапредметными
результатами
является
формирование
следующих универсальных учебных действий (УУД):
1. Регулятивные УУД:
 Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью
учителя.
 Проговаривать последовательность действий на уроке.
 Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с
иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
 Средством формирования этих действий служит технология проблемного
диалога на этапе изучения нового материала.
 Учиться совместно с учителем и другими учениками давать
эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
 Средством формирования этих действий служит технология оценивания
образовательных достижений (учебных успехов).
2. Познавательные УУД:
 Делать
предварительный
отбор
источников
информации:
ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
 Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя
учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
 Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате
совместной работы всего класса.
 Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять
рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков,
схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение
задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков,
схематических рисунков).
 Средством формирования этих действий служит учебный материал и
задания учебника, ориентированные на линии развития средствами
предмета.
3. Коммуникативные УУД:
 Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в
устной и письменной речи (на уровне одного предложения или
небольшого текста).
 Слушать и понимать речь других.
 Средством формирования этих действий служит технология проблемного
диалога (побуждающий и подводящий диалог).

3

 Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и
следовать им.
 Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя,
критика).
 Средством формирования этих действий служит организация работы в
парах и малых группах (в приложении представлены варианты
проведения уроков).
Предметными результатами освоения факультативного курса по
валеологии являются:
знания о предметах и явлениях окружающего мира и умения наблюдать,
сравнивать и давать элементарную оценку предметам и явлениям живой и
неживой природы;
знания простейших взаимосвязей и взаимозависимостей между миром
живой и неживой природы и умение их устанавливать;
использование усвоенных знаний и умений в повседневной жизни для
решения практико-ориентированных задач;
начальные представления о единстве мира человека;
знания о строении тела человека;
формирование элементарных навыков, способствующих укреплению
здоровья человека;
умение анализировать состояние своего здоровья;
знания о наиболее распространённых заболеваниях, факторах риска и
основных методах профилактики их в различные периоды жизни человека;
знание преимущества профилактики факторов риска в детстве, роли семьи и
школы в этом процессе;
знания о профилактике и коррекции привычек, наносящих ущерб
здоровью, о защите от неблагоприятного влияния социальной среды;
оказание первой медицинской помощи;
навыки самообслуживания и ведения домашнего хозяйства,
необходимые в повседневной жизни;
умение изучать и систематизировать информацию из различных
источников;
расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления
заданий, учебных и жизненных ситуаций, документальных материалов;
определение собственного отношения к некоторым поступкам людей,
их элементарная оценка;
овладение
умениями
организовывать
здоровьесберегающую
жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные
мероприятия, подвижные игры);
первоначальные представления о значении физической культуры для
физического развития, повышения работоспособности;
вовлечение в систематические занятия физической культурой и
доступными видами спорта;
умения оценивать свое физическое состояние, величину физических
нагрузок.

4

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Целевая аудитория: обучающиеся медико-экологических, мотивированных на
поступление в учебные заведения в биологической направленностью.
Программа рассчитана за 34 часа (1ч/неделю)
Содержание программы с учетом:
1. ФГОС СОО
2. Сборник элективных курсов № 4. Биология (профильное обучение). Издательство
«Дрофа». Программа элективного курса «Эволюция органов растений».
Е.А.Заикина.
Раздел I.Тема 1. Введение. Этапы развития человека (1ч).
Метапредметные связи анатомии и физиологии с другими науками. Использование
межпредметных связей и возрастной психологии и физиологии в медицине, спорте,
учебной и трудовой деятельности. Возрастная физиология и школьная гигиена.
Разработка плана исследовательской деятельности учащихся.
Ключевые понятия: анатомия, физиология, гигиена, психология, понятие о здоровье,
исследовательская деятельность.
Тема 2. Организм как единое целое (1 ч).
Организм как саморегулирующая система. Строение организма человека. Части и
полости тела. Органы и системы органов. Понятие о функциональной системе.
Структурно-анатомические уровни организации (клетка, ткани, органы, системы
органов, организм). Антропометрические исследования – определение уровня
физического развития.
Ключевые понятия: орган, система органов, ткань, организм – единое целое,
хромосомы, гомеостаз, органоиды клетки, биосинтез, раздражимость.
Раздел II. Здоровье и как его сохранить. (3 ч)
Тема 1.Понятие о здоровье и его составляющих. (1 ч)
Понятие о здоровье и ее составляющих. Качество и количество здоровья. Здоровый
образ жизни. Модели здорового поведения и их осознанный выбор. Роль здоровья в
ряду человеческих ценностей.
Практикум по формированию модели здорового поведения на примере режима
дня.
Ключевые понятия: здоровье, здоровый образ жизни, качество здоровья, количество
здоровья, психология здоровья, формирование здорового образа жизни.
Раздел 3 . Высшая нервная деятельность. (7 ч).
Тема 1. Мозг и управление человеческим организмом. (1 ч).
Значение нервной системы в регуляции и обеспечении согласованности функций
организма человека, взаимосвязи организма со средой. Теория регулирования
нервной системы Брайнеса С. Н. и Свечинского В. П.. Особенности строения
головного мозга и центральной нервной системы. Значение коры больших
полушарий, её связь с другими отделами мозга.
Тема 2. Нейрогуморальная регуляция гомеостаза. (1 ч).
5

Нейрогуморальная регуляция функций организма и поддержания стабильности
гомеостаза.
Тема 3. Анализаторы. Аналитические цепи. (1ч).
Анализаторы. Строение аналитических цепочек и понятие восприятие через
имеющиеся анализаторы, Особенности функционирования слухового анализатора в
процессе развития и его связь с анализатором «равновесия». Предупреждения
нарушения слуха. Особенности органов равновесия, осязания, вкуса, обоняния.
Взаимосвязь и взаимодействие анализаторов и головного мозга. Топография
анализаторов.
Тема 4. Личность. Этапы ее развития. Темперамент – биологический фундамент
личности. Психика человека и мыслительные операции. (1ч).
Психика человека. Психологические особенности личности ( интересы и
склонности, темперамент и характер). Способности и одарённости.
Тема 5. Структуры мозга и их функции в формировании мышления. (1ч).
Речь и мышление. Сознание и лобные доли коры. Социальная обусловленность
поведения человека.
Тема 6. Эмоции, их возникновение и развитие. Эмпатия. (1ч).
Ключевые понятия: рефлекс, анализатор, высшая нервная деятельность, доли коры
больших полушарий, нервные центры, соматическая и автономная нервная система,
динамический стереотип, доминанта, синапс, медиатор, функциональная
асимметрия мозга. Основы самоуправления и саморегуляции. Эмпатия.
Лабораторные работы.
- Тесты, выясняющие объём внимания, эффективность запоминания, особенности
воображения и мышления.
- Тест на уровень эмпатии.
- Строение головного мозга (муляжи и пластинчатые препараты).
Раздел 4. Эндокринная система. (2ч).
Тема 1. Значение желёз внутренней секреции для развития организма.(1ч).
Значение желёз внутренней секреции для роста, развития и регуляции функций
организма. Гормоны, их свойства. Роль половых желёз в развитии организма.
Тема 2. Расстройство эндокринной регуляции и её предупреждение. (1ч).
Эндокринная патология. Важность своевременной диагностики эндокринных
заболеваний в сохранении здоровья человека.
Ключевые понятия: эндокринные железы, гормон, инсулин, адреналин,
гипоталамус, надпочечники, щитовидная железа, поджелудочная железа, половые
железы, кретинизм, микседема, базедова болезнь, сахарный диабет, тимус, эпифиз.
Раздел 5. Размножение и развитие. (4ч).
(занятия проводятся в раздельных группах для мальчиков и девочек)
Тема 1. Система органов размножения и регуляция половых функций в процессе
развития человека. (1ч).
Система органов размножения. Оплодотворение и внутриутробное развитие.
Рождение, рост и развитие ребёнка. Материнство и отцовство.
Тема 2. Гендерные роли и гендерные различия. Вопросы демографии. (1ч)
6

Гендерные различия. Понятие о детерминации пола, геноме, клонировании,
основах генетики человека узы, ценности. Вопросы демографии.
Тема 3. Семейные узы, ценности. Обдуманное отношение к вопросам половой
жизни. Рискованное поведение. (1ч).
Осознанное отношение к половым связям и семейным ценностям. Обдуманное
отношение к вопросам половой жизни. Рискованное поведение. ВИЧ – инфекция –
плата за необдуманное, рискованное поведение.
Ключевые понятия: развитие, рост, онтогенез, оплодотворение, гамета, зигота,
плацента.

Раздел 6. Органы опоры и движения. (2ч).
Тема 1. Костно-мышечная система, её структура и развитие. (1ч).
Значение опорно-двигательного аппарата. Типы соединения костей. Классификация
костных и суставных структур организма. Особенности скелета человека, связанные
с трудовой деятельностью, прямохождением. Первая помощь при ушибах,
растяжениях связок и переломах костей. Роль мышечной активности в сохранении и
укреплении здоровья. Предупреждение нарушений осанки и функционального
плоскостопия.
Тема 2. Антропометрические исследования и возможности самоанализа. (1ч).
Проведение антропометрических измерений: рост, масса, установление корреляций
размеров отдельных частей тела.
Ключевые понятия: костный мозг, надкостница, сустав, осанка, произвольные и
непроизвольные движения, гиподинамия, активный отдых, утомление, мышцыантогонисты и мышцы-синергисты, миозин.
Лабораторные работы.
- Определение местоположения костей и мышц при внешнем осмотре.
- Выяснение функций костей, суставов и мышц.
Раздел 7. Кровь и система кровообращения. (4ч).
Тема 1. Строение и регуляция работы сердца. (1ч).
Тонкое строение сердца и его регуляция, влияние симпатической и
парасимпатической системы. Толерантность сердца к физическим нагрузкам.
Регуляция деятельности сердца.
Тема 2. Строение и регуляция работы сердца. Практикум. (1ч).
Тема 3. Сосудистая система, её особенности. (1ч).
Органы кровообращения (сердце и сосуды – артерии, капилляры, вены). Круги
кровообращения, лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное
давление. Пути его оценки и регулирования.
Тема 4. Навыки самоанализа и умение оказания первой помощи себе и
окружающим. (1ч).
Виды кровотечений и их остановки. Предупреждение сердечно-сосудистых
заболеваний (гипертонии, атеросклероза, стенокардии). Вредное влияние курения и
употребления спиртных напитков на сердечно-сосудистую систему. Модель
здорового поведения в отношении заболеваний ССС.
7

Ключевые понятия: внутренняя среда, фибрин, фибриноген, сыворотка, вакцина,
плазма, иммунитет, антитела, антигены, пульс, автоматизм сердца, резус-фактор,
доноры, реципиенты.
Лабораторные работы
- Подсчёт пульса до и после дозированной нагрузки. Измерение давления.
- Первая помощь при кровотечениях: приёмы обработки раны, перевязочных
средств, наложение жгута.
Раздел 8. Органы дыхания и их функции. (2ч).
Тема 1. Строение и функции органов дыхания. (1ч).
Строение и функции органов дыхания. Дыхательные движения. Газообмен в лёгких
и тканях. Жизненная ёмкость лёгких. Искусственное дыхание.
Тема 2. Болезни, связанные с системой органов дыхания. (1ч).
Инфекционные болезни, передающиеся через воздух, предупреждение воздушнокапельной инфекции, гигиенический режим при простудном заболевании. Вредное
влияние курения на органы дыхания.
Ключевые понятия: газообмен, жизненная ёмкость лёгких, лёгочные пузырьки,
искусственное дыхание, тканевое дыхание, плевральная полость.
Лабораторные работы.
- Изготовление модели, поясняющей механизм вдоха и выдоха.
- Функциональные дыхательные пробы с максимальной задержкой дыхания до и
после 10 приседаний.
Раздел 9. Пищеварение, обмен веществ и энергии. (2ч).
Тема 1. Функционирование органов пищеварения. Обмен веществ и его регуляция.
Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные ферменты и их
значение. Обмен веществ и его регуляция. Значение пищеварения. (1ч).
Тема 2. Система рационального и правильного питания. Санитарно-гигиенические
основы питания. Заболевания, связанные с пищеварением. Их причины и
предупреждение. (1ч).
Питательные вещества и пищевые продукты. Поведение потребителя пищевых
продуктов в учреждениях торговли. Принципы рационального питания. Роль
стрессов в нарушении пищеварения. Гигиенические условия нормального
пищеварения.
Ключевые понятия: пищеварение, фермент, железа, ферменты – птиалин, мальтоза,
пепсин, амилаза, липаза, лактоза; пигмент желчи – билирубин; панкреатит.
Лабораторные работы.
- Подсчёт энергетических затрат (с использованием таблиц) и определение
калорийности рациона.
- Составление дневного рациона с учётом энергетических затрат и
сбалансированности пищи по основным градиентам.
Раздел 10. Основные санитарно – гигиенические навыки (2 ч).
Тема 1. Гигиенические основы существования человека. Пути профилактики
инфекционных заболеваний. (1ч).
8

Навыки гигиены, как основы здорового образа жизни. Предупреждение
инфекционных заболеваний. Гигиена в производстве, хранении, товарообороте и
приготовлении продуктов питания. Основы гигиены питания в культурных и
религиозных традициях народов.
Тема 2.Экскурсия на водоочистительную станцию г.Кувшиново. (1ч).
Роль воды и её очистки.
Ключевые понятия: гигиена, инфекционные заболевания, профилактика
заболеваний, гигиена кожи, ногти, волосы.

Раздел 11. Предупреждение химических зависимостей (2 ч).
Тема 1. Причины возникновения химических зависимостей и их последствия. (1ч).
Основные химические зависимости и их осложнения.
Тема 2. Профилактика и правильный выбор в отношении психоактивных веществ (2
ч).
Поведенческие риски. Преодоление группового давления. Опасности рискованного
поведения. Права человека и умение отказываться.
Ключевые понятия: наркотики,
наркотическая зависимость, психоактивные
вещества, эйфория, психологическая зависимость.
Раздел 12. Научно – практическая конференция. Защита проектов и
исследовательских работ учащихся. (2 ч).

Тематическое планирование курса
Разделы (блоки)

Всего
часов

Формы
Практ контроля
ическ
ие

2

Из них
Теорет
ически
е
заняти
я
1

I. Введение. Этапы развития человека
1.2. Организм как единое целое

1

1

1

II.Здоровье и как его сохранить.

3

2

1

2.1.Понятие о здоровье и его составляющих.

1

1

2.2. Формирование модели здорового поведения (теория)

1

1

2.3. Формирование модели здорового поведения на
примере режима дня (практикум)

1

III. Высшая нервная деятельность

7

2

5

3.1.Мозг и управление человеческим организмом

2

1

1

3.2.Нейрогуморальная регуляция гомеостаза

1
9

1

1

1

Тестирован
ие, отчеты
по
лабораторн
ым
работам,
защита
проектов и
рефератов.
Результаты
исследоват
ельских
работ.

3.3. Анализаторы. Аналитические цепи

1

3.4. Личность. Этапы ее развития. Темперамент –
биологический фундамент личности. Психика человека и
мыслительные операций

1

3.5. Эмоции, их возникновении е и развитие. Эмпатия

2

4. Эндокринная система

2

1

4.1.Значение желёз внутренней секреции для развития
организма.

1

1

4.2. Расстройство эндокринной регуляции и ее
предупреждение

1

5. Размножение и развитие

4

2

5.1. Система органов размножения и регуляция половых
функций в процессе развития человека.

1

1

5.2. Гендерные роли и гендерные различия. Вопросы
демографии

1

5.3. Семейные узы, ценности. Обдуманное отношение к
вопросам половой жизни. Рискованное поведение.

2

1

1

6. Органы опоры и движения

2

1

1

6.1. Костно - мышечная система, ее структура и развитие.

1

0,5

0,5

6.2. Антропометрические исследования и возможности
самоанализа

1

7.Кровь и система кровообращения

4

1

7.1. Строение и регуляция работы сердца.

1

1

7.2. Строение и регуляция работы сердца - практикум.

1

1

7.3. Сосудистая система, ее особенности.

1

1

7.4. Навыки самоанализа и умения оказания первой
помощи себе и окружающим.

1

1

8. Органы дыхания и их функции

2

1

8.1. Строение и функции органов дыхания.

1

1

8.2. Болезни, связанные с системой органов дыхания

1

9.Пищеварение, обмен веществ и энергии

2

1

9.1. Функционирование органов пищеварения. Обмен
веществ и его регуляция.

1

1

9.2. Система рационального и правильного питания.
Санитарно – гигиенические основы питания .Заболевания,

1

10

1
1

2
1

1
2

1

1
3

1

1
1

1

связанные с пищеварением. Их причины и
предупреждение.
2

1

10.1. Гигиенические основы существования человека. Пути 1
профилактики инфекционных заболеваний.

1

10. Основные санитарно – гигиенические навыки

1

10.2. Экскурсия на станцию очистки воды.

1

11.Предупреждение химических зависимостей

2

1

11.1.Причины возникновения химических зависимостей и
их последствия

1

1

11.2. Профилактика и правильный выбор в отношении
психоактивных веществ.

2

1

12. Урок - конференция

2

2

ИТОГО

34

11

1

14

1

20

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».