Планируемые результаты Личностными результатами освоения элективного курса по валеологии являются: формирование элементарных представлений о здоровье; формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности; развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; формирование готовности к самостоятельной жизни; формирование представлений о человеке, месте человека в природе; развитие способности к использованию знаний о мире для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных природных и климатических условиях; применение полученных знаний в повседневной жизни; развитие активности, любознательности и разумной предприимчивости во взаимодействии с миром живой и неживой природы; формирование элементарных научных представлений о компонентах живой природы: организма человека и его здоровье; развитие навыков самообслуживания, обеспечения безопасности жизнедеятельности; усвоение морально-этических норм поведения, навыков общения с людьми в разных жизненных ситуациях; формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни; соблюдение индивидуального режима питания и сна; воспитание интереса к физической культуре и спорту, формирование потребности в систематических занятиях физической культурой и доступных видах спорта; формирование и совершенствование основных двигательных качеств; формирование умения следить за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, адекватно их дозировать; 2 овладение основами доступных видов спорта в соответствии с возрастными и психофизическими особенностями обучающихся; коррекция недостатков познавательной сферы и психомоторного развития; развитие и совершенствование волевой сферы; овладение умениями ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения. воспитание нравственных качеств и свойств личности. Метапредметными результатами является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД): 1. Регулятивные УУД: Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий на уроке. Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану. Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов). 2. Познавательные УУД: Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков). Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета. 3. Коммуникативные УУД: Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). Слушать и понимать речь других. Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог). 3 Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков). Предметными результатами освоения факультативного курса по валеологии являются: знания о предметах и явлениях окружающего мира и умения наблюдать, сравнивать и давать элементарную оценку предметам и явлениям живой и неживой природы; знания простейших взаимосвязей и взаимозависимостей между миром живой и неживой природы и умение их устанавливать; использование усвоенных знаний и умений в повседневной жизни для решения практико-ориентированных задач; начальные представления о единстве мира человека; знания о строении тела человека; формирование элементарных навыков, способствующих укреплению здоровья человека; умение анализировать состояние своего здоровья; знания о наиболее распространённых заболеваниях, факторах риска и основных методах профилактики их в различные периоды жизни человека; знание преимущества профилактики факторов риска в детстве, роли семьи и школы в этом процессе; знания о профилактике и коррекции привычек, наносящих ущерб здоровью, о защите от неблагоприятного влияния социальной среды; оказание первой медицинской помощи; навыки самообслуживания и ведения домашнего хозяйства, необходимые в повседневной жизни; умение изучать и систематизировать информацию из различных источников; расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления заданий, учебных и жизненных ситуаций, документальных материалов; определение собственного отношения к некоторым поступкам людей, их элементарная оценка; овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры); первоначальные представления о значении физической культуры для физического развития, повышения работоспособности; вовлечение в систематические занятия физической культурой и доступными видами спорта; умения оценивать свое физическое состояние, величину физических нагрузок. 4 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Целевая аудитория: обучающиеся медико-экологических, мотивированных на поступление в учебные заведения в биологической направленностью. Программа рассчитана за 34 часа (1ч/неделю) Содержание программы с учетом: 1. ФГОС СОО 2. Сборник элективных курсов № 4. Биология (профильное обучение). Издательство «Дрофа». Программа элективного курса «Эволюция органов растений». Е.А.Заикина. Раздел I.Тема 1. Введение. Этапы развития человека (1ч). Метапредметные связи анатомии и физиологии с другими науками. Использование межпредметных связей и возрастной психологии и физиологии в медицине, спорте, учебной и трудовой деятельности. Возрастная физиология и школьная гигиена. Разработка плана исследовательской деятельности учащихся. Ключевые понятия: анатомия, физиология, гигиена, психология, понятие о здоровье, исследовательская деятельность. Тема 2. Организм как единое целое (1 ч). Организм как саморегулирующая система. Строение организма человека. Части и полости тела. Органы и системы органов. Понятие о функциональной системе. Структурно-анатомические уровни организации (клетка, ткани, органы, системы органов, организм). Антропометрические исследования – определение уровня физического развития. Ключевые понятия: орган, система органов, ткань, организм – единое целое, хромосомы, гомеостаз, органоиды клетки, биосинтез, раздражимость. Раздел II. Здоровье и как его сохранить. (3 ч) Тема 1.Понятие о здоровье и его составляющих. (1 ч) Понятие о здоровье и ее составляющих. Качество и количество здоровья. Здоровый образ жизни. Модели здорового поведения и их осознанный выбор. Роль здоровья в ряду человеческих ценностей. Практикум по формированию модели здорового поведения на примере режима дня. Ключевые понятия: здоровье, здоровый образ жизни, качество здоровья, количество здоровья, психология здоровья, формирование здорового образа жизни. Раздел 3 . Высшая нервная деятельность. (7 ч). Тема 1. Мозг и управление человеческим организмом. (1 ч). Значение нервной системы в регуляции и обеспечении согласованности функций организма человека, взаимосвязи организма со средой. Теория регулирования нервной системы Брайнеса С. Н. и Свечинского В. П.. Особенности строения головного мозга и центральной нервной системы. Значение коры больших полушарий, её связь с другими отделами мозга. Тема 2. Нейрогуморальная регуляция гомеостаза. (1 ч). 5 Нейрогуморальная регуляция функций организма и поддержания стабильности гомеостаза. Тема 3. Анализаторы. Аналитические цепи. (1ч). Анализаторы. Строение аналитических цепочек и понятие восприятие через имеющиеся анализаторы, Особенности функционирования слухового анализатора в процессе развития и его связь с анализатором «равновесия». Предупреждения нарушения слуха. Особенности органов равновесия, осязания, вкуса, обоняния. Взаимосвязь и взаимодействие анализаторов и головного мозга. Топография анализаторов. Тема 4. Личность. Этапы ее развития. Темперамент – биологический фундамент личности. Психика человека и мыслительные операции. (1ч). Психика человека. Психологические особенности личности ( интересы и склонности, темперамент и характер). Способности и одарённости. Тема 5. Структуры мозга и их функции в формировании мышления. (1ч). Речь и мышление. Сознание и лобные доли коры. Социальная обусловленность поведения человека. Тема 6. Эмоции, их возникновение и развитие. Эмпатия. (1ч). Ключевые понятия: рефлекс, анализатор, высшая нервная деятельность, доли коры больших полушарий, нервные центры, соматическая и автономная нервная система, динамический стереотип, доминанта, синапс, медиатор, функциональная асимметрия мозга. Основы самоуправления и саморегуляции. Эмпатия. Лабораторные работы. - Тесты, выясняющие объём внимания, эффективность запоминания, особенности воображения и мышления. - Тест на уровень эмпатии. - Строение головного мозга (муляжи и пластинчатые препараты). Раздел 4. Эндокринная система. (2ч). Тема 1. Значение желёз внутренней секреции для развития организма.(1ч). Значение желёз внутренней секреции для роста, развития и регуляции функций организма. Гормоны, их свойства. Роль половых желёз в развитии организма. Тема 2. Расстройство эндокринной регуляции и её предупреждение. (1ч). Эндокринная патология. Важность своевременной диагностики эндокринных заболеваний в сохранении здоровья человека. Ключевые понятия: эндокринные железы, гормон, инсулин, адреналин, гипоталамус, надпочечники, щитовидная железа, поджелудочная железа, половые железы, кретинизм, микседема, базедова болезнь, сахарный диабет, тимус, эпифиз. Раздел 5. Размножение и развитие. (4ч). (занятия проводятся в раздельных группах для мальчиков и девочек) Тема 1. Система органов размножения и регуляция половых функций в процессе развития человека. (1ч). Система органов размножения. Оплодотворение и внутриутробное развитие. Рождение, рост и развитие ребёнка. Материнство и отцовство. Тема 2. Гендерные роли и гендерные различия. Вопросы демографии. (1ч) 6 Гендерные различия. Понятие о детерминации пола, геноме, клонировании, основах генетики человека узы, ценности. Вопросы демографии. Тема 3. Семейные узы, ценности. Обдуманное отношение к вопросам половой жизни. Рискованное поведение. (1ч). Осознанное отношение к половым связям и семейным ценностям. Обдуманное отношение к вопросам половой жизни. Рискованное поведение. ВИЧ – инфекция – плата за необдуманное, рискованное поведение. Ключевые понятия: развитие, рост, онтогенез, оплодотворение, гамета, зигота, плацента. Раздел 6. Органы опоры и движения. (2ч). Тема 1. Костно-мышечная система, её структура и развитие. (1ч). Значение опорно-двигательного аппарата. Типы соединения костей. Классификация костных и суставных структур организма. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью, прямохождением. Первая помощь при ушибах, растяжениях связок и переломах костей. Роль мышечной активности в сохранении и укреплении здоровья. Предупреждение нарушений осанки и функционального плоскостопия. Тема 2. Антропометрические исследования и возможности самоанализа. (1ч). Проведение антропометрических измерений: рост, масса, установление корреляций размеров отдельных частей тела. Ключевые понятия: костный мозг, надкостница, сустав, осанка, произвольные и непроизвольные движения, гиподинамия, активный отдых, утомление, мышцыантогонисты и мышцы-синергисты, миозин. Лабораторные работы. - Определение местоположения костей и мышц при внешнем осмотре. - Выяснение функций костей, суставов и мышц. Раздел 7. Кровь и система кровообращения. (4ч). Тема 1. Строение и регуляция работы сердца. (1ч). Тонкое строение сердца и его регуляция, влияние симпатической и парасимпатической системы. Толерантность сердца к физическим нагрузкам. Регуляция деятельности сердца. Тема 2. Строение и регуляция работы сердца. Практикум. (1ч). Тема 3. Сосудистая система, её особенности. (1ч). Органы кровообращения (сердце и сосуды – артерии, капилляры, вены). Круги кровообращения, лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Пути его оценки и регулирования. Тема 4. Навыки самоанализа и умение оказания первой помощи себе и окружающим. (1ч). Виды кровотечений и их остановки. Предупреждение сердечно-сосудистых заболеваний (гипертонии, атеросклероза, стенокардии). Вредное влияние курения и употребления спиртных напитков на сердечно-сосудистую систему. Модель здорового поведения в отношении заболеваний ССС. 7 Ключевые понятия: внутренняя среда, фибрин, фибриноген, сыворотка, вакцина, плазма, иммунитет, антитела, антигены, пульс, автоматизм сердца, резус-фактор, доноры, реципиенты. Лабораторные работы - Подсчёт пульса до и после дозированной нагрузки. Измерение давления. - Первая помощь при кровотечениях: приёмы обработки раны, перевязочных средств, наложение жгута. Раздел 8. Органы дыхания и их функции. (2ч). Тема 1. Строение и функции органов дыхания. (1ч). Строение и функции органов дыхания. Дыхательные движения. Газообмен в лёгких и тканях. Жизненная ёмкость лёгких. Искусственное дыхание. Тема 2. Болезни, связанные с системой органов дыхания. (1ч). Инфекционные болезни, передающиеся через воздух, предупреждение воздушнокапельной инфекции, гигиенический режим при простудном заболевании. Вредное влияние курения на органы дыхания. Ключевые понятия: газообмен, жизненная ёмкость лёгких, лёгочные пузырьки, искусственное дыхание, тканевое дыхание, плевральная полость. Лабораторные работы. - Изготовление модели, поясняющей механизм вдоха и выдоха. - Функциональные дыхательные пробы с максимальной задержкой дыхания до и после 10 приседаний. Раздел 9. Пищеварение, обмен веществ и энергии. (2ч). Тема 1. Функционирование органов пищеварения. Обмен веществ и его регуляция. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные ферменты и их значение. Обмен веществ и его регуляция. Значение пищеварения. (1ч). Тема 2. Система рационального и правильного питания. Санитарно-гигиенические основы питания. Заболевания, связанные с пищеварением. Их причины и предупреждение. (1ч). Питательные вещества и пищевые продукты. Поведение потребителя пищевых продуктов в учреждениях торговли. Принципы рационального питания. Роль стрессов в нарушении пищеварения. Гигиенические условия нормального пищеварения. Ключевые понятия: пищеварение, фермент, железа, ферменты – птиалин, мальтоза, пепсин, амилаза, липаза, лактоза; пигмент желчи – билирубин; панкреатит. Лабораторные работы. - Подсчёт энергетических затрат (с использованием таблиц) и определение калорийности рациона. - Составление дневного рациона с учётом энергетических затрат и сбалансированности пищи по основным градиентам. Раздел 10. Основные санитарно – гигиенические навыки (2 ч). Тема 1. Гигиенические основы существования человека. Пути профилактики инфекционных заболеваний. (1ч). 8 Навыки гигиены, как основы здорового образа жизни. Предупреждение инфекционных заболеваний. Гигиена в производстве, хранении, товарообороте и приготовлении продуктов питания. Основы гигиены питания в культурных и религиозных традициях народов. Тема 2.Экскурсия на водоочистительную станцию г.Кувшиново. (1ч). Роль воды и её очистки. Ключевые понятия: гигиена, инфекционные заболевания, профилактика заболеваний, гигиена кожи, ногти, волосы. Раздел 11. Предупреждение химических зависимостей (2 ч). Тема 1. Причины возникновения химических зависимостей и их последствия. (1ч). Основные химические зависимости и их осложнения. Тема 2. Профилактика и правильный выбор в отношении психоактивных веществ (2 ч). Поведенческие риски. Преодоление группового давления. Опасности рискованного поведения. Права человека и умение отказываться. Ключевые понятия: наркотики, наркотическая зависимость, психоактивные вещества, эйфория, психологическая зависимость. Раздел 12. Научно – практическая конференция. Защита проектов и исследовательских работ учащихся. (2 ч). Тематическое планирование курса Разделы (блоки) Всего часов Формы Практ контроля ическ ие 2 Из них Теорет ически е заняти я 1 I. Введение. Этапы развития человека 1.2. Организм как единое целое 1 1 1 II.Здоровье и как его сохранить. 3 2 1 2.1.Понятие о здоровье и его составляющих. 1 1 2.2. Формирование модели здорового поведения (теория) 1 1 2.3. Формирование модели здорового поведения на примере режима дня (практикум) 1 III. Высшая нервная деятельность 7 2 5 3.1.Мозг и управление человеческим организмом 2 1 1 3.2.Нейрогуморальная регуляция гомеостаза 1 9 1 1 1 Тестирован ие, отчеты по лабораторн ым работам, защита проектов и рефератов. Результаты исследоват ельских работ. 3.3. Анализаторы. Аналитические цепи 1 3.4. Личность. Этапы ее развития. Темперамент – биологический фундамент личности. Психика человека и мыслительные операций 1 3.5. Эмоции, их возникновении е и развитие. Эмпатия 2 4. Эндокринная система 2 1 4.1.Значение желёз внутренней секреции для развития организма. 1 1 4.2. Расстройство эндокринной регуляции и ее предупреждение 1 5. Размножение и развитие 4 2 5.1. Система органов размножения и регуляция половых функций в процессе развития человека. 1 1 5.2. Гендерные роли и гендерные различия. Вопросы демографии 1 5.3. Семейные узы, ценности. Обдуманное отношение к вопросам половой жизни. Рискованное поведение. 2 1 1 6. Органы опоры и движения 2 1 1 6.1. Костно - мышечная система, ее структура и развитие. 1 0,5 0,5 6.2. Антропометрические исследования и возможности самоанализа 1 7.Кровь и система кровообращения 4 1 7.1. Строение и регуляция работы сердца. 1 1 7.2. Строение и регуляция работы сердца - практикум. 1 1 7.3. Сосудистая система, ее особенности. 1 1 7.4. Навыки самоанализа и умения оказания первой помощи себе и окружающим. 1 1 8. Органы дыхания и их функции 2 1 8.1. Строение и функции органов дыхания. 1 1 8.2. Болезни, связанные с системой органов дыхания 1 9.Пищеварение, обмен веществ и энергии 2 1 9.1. Функционирование органов пищеварения. Обмен веществ и его регуляция. 1 1 9.2. Система рационального и правильного питания. Санитарно – гигиенические основы питания .Заболевания, 1 10 1 1 2 1 1 2 1 1 3 1 1 1 1 связанные с пищеварением. Их причины и предупреждение. 2 1 10.1. Гигиенические основы существования человека. Пути 1 профилактики инфекционных заболеваний. 1 10. Основные санитарно – гигиенические навыки 1 10.2. Экскурсия на станцию очистки воды. 1 11.Предупреждение химических зависимостей 2 1 11.1.Причины возникновения химических зависимостей и их последствия 1 1 11.2. Профилактика и правильный выбор в отношении психоактивных веществ. 2 1 12. Урок - конференция 2 2 ИТОГО 34 11 1 14 1 20 12