Планируемые результаты Личностными результатами изучения курса являются следующие умения: • реализации этических установок по отношению к биологическим открытиям, исследованиям и их результатам; • признания высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей, реализации установок здорового образа жизни; • сформированности познавательных мотивов, направленных на получение нового знания в области биологии в связи с будущей профессиональной деятельностью или бытовыми проблемами, связанными с сохранением собственного здоровья и экологической безопасности. Метапредметными результатами освоения являются: • овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятий, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи; • умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научнопопулярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую; • способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих • умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию. Предметными результатами освоения являются: В познавательной (интеллектуальной) сфере: - выделение существенных признаков биологических объектов и процессов; - приведение доказательств родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний; - классификация – определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе; - объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности; - различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных; - сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения; - выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями; - овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов. В ценностно-ориентационной сфере: - знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни; - анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека. В сфере трудовой деятельности: - знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии; - соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами. В сфере физической деятельности: - освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма. В эстетической сфере: - овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы. Содержание учебного курса Тема 1. Неклеточные формы жизни 1 ч. Строение вирусов. Строение бактериофага. Значение вирусов в природе и жизни человека. Болезни человека. Тема 2. Царство Бактерии. – 2 часа Какое строение и форму имеют клетки бактерий; чем спора бактерии отличается от спор папоротников и грибов; какие типы дыхания и питания характерны для бактерий; какое значение имеют бактерии в природе и жизни человека; какое Тема 3. Царство Грибы – 4 часа Какое строение имеют клетки представителей царства Грибы; как устроено тело гриба; наиболее известные представители царства Грибы: одноклеточные, многоклеточные; лишайники; каково значение грибов и лишайников в природе и жизни человека; Тема 4. Царство Растения - 4 часа Строение органов растений: корень, стебель, лист, цветок, семя, плод. Опыление и оплодотворение цветковых растений Какое строение имеют водоросли, какова их среда обитания, какое значение они имеют в природе и хозяйственной деятельности человека; как появились первые наземные растения; какие растения являются споровыми; какие растения являются семенными; как происходит смена поколений у споровых растений; каковы прогрессивные черты семенных растений по сравнению со споровыми; в чем отличие однодольных растений от двудольных; какие семейства растений относятся к классу Двудольные; какие семейства растений относятся к классу Однодольные; какое значение имеют различные семейства растений для хозяйственной деятельности человека. Тема 5. Царство Животные. – 22 часа Подцарство Одноклеточные животные Каковы особенности строения и жизнедеятельности простейших организмов; какие типы выделяют в подцарстве Одноклеточные; какое значение имеют простейшие в природе и жизни человека. Подцарство Многоклеточные животные. Тип Кишечнополостные Какие особенности строения характерны для многоклеточных животных; как устроены наиболее просто организованные многоклеточные, относящиеся к типу Кишечнополостные, каковы особенности их жизнедеятельности; какое значение имеют кишечнополостные в природе и жизни человека. Типы: Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви Какие особенности характерны для червей; каковы особенности строения и жизнедеятельности представителей плоских, круглых и кольчатых червей; чем организация червей сложнее, чем организация кишечнополостных; какое значение имеют черви, относящиеся к разным типам в природе и жизни человека; профилактика заражения червями паразитами. Тип Моллюски Какие особенности характерны для животных типа Моллюски; как устроены системы органов этих животных; чем организация их строения сложнее, чем у червей; какое значение имеют моллюски, относящиеся к разным классам в природе и жизни человека. Тип Членистоногие Какие особенности характерны для животных типа Членистоногие; как устроены системы органов этих животных; чем организация их строения сложнее, чем у моллюсков; как происходит размножение и развитие членистоногих; какое значение имеют членистоногие, относящиеся к разным классам в природе и жизни человека. Тип Хордовые Какие особенности характерны для животных типа Хордовые; строение, жизнедеятельность, значение, происхождение Надкласс Рыбы Класс Земноводные Класс Пресмыкающиеся Класс Птицы Класс Млекопитающие Тема 6: Заключение- 1 час. Тематическое планирование № п/п Название темы Всего часов Теория Практика Неклеточные формы жизни. Вирусы. 1 час 1. Неклеточные формы жизни. Вирусы. 1 1 1 1 1 1 2 1 1 2 1 1 1 1 Прокариоты. 2 часа. 2 3. Прокариоты. Бактерии. жизнедеятельность бактерий. Строение и Роль бактерий в природе и жизни человека. Ядерные организмы Царство Грибы. 4 часа. 4. Общая грибы. характеристика грибов. Шляпочные 5. Плесневые грибы и дрожжи. Грибы – паразиты. Царство Растения. 4 часа Эволюция низших растений. 2 часа 6. Эволюция отделов водорослей. 2 Эволюция органов и тканей высших растений. 2 часа 7. Эволюция тканей высших споровых растений. 1 1 8. Эволюция тканей и органов высших семенных растений. 2 1 1 Царство Животные. 22 часов. Систематика беспозвоночных животных. 11 часов. 9. Тип Простейшие. Строение и жизнедеятельность инфузории-туфельки. 1 10. Тип Кишечнополостные. Строение жизнедеятельность основных представителей. и 1 11. Тип Круглые черви. Тип Плоские черви. Жизненные циклы паразитических червей. 2 1 1 1 1 12. Тип Кольчатые черви. Строение дождевого червя. 2 1 1 13. Тип Моллюски. Характеристика классов. 1 1 14. Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. Строение и жизнедеятельность речного рака. 2 1 1 15. Тип Членистоногие. Класс Насекомые. Внешнее строение и жизненный цикл насекомых. Класс паукообразные. 2 1 2 1 Систематика Хордовых. 11 часов. 16. Тип Хордовые. Подтип Позвоночные. Классы рыб. 2 1 17. Эволюция систем органов амфибий. 1 1 18. Эволюция систем органов пресмыкающихся. 2 1 1 19. Внешнее строение и перьевой покров птиц. Особенности птиц, связанные с полетом. 2 1 1 20. Эволюция систем органов Основные ароморфозы. млекопитающих. 3 1 2 21. Сравнительная характеристика основных классов типа Хордовых. 1 1 Тренировочное тестирование по вопросам ЕГЭ 1 1 Итого: 34 21 Заключение. 1 час 22. 13