СОДЕРЖАНИЕ Пояснительная записка ................................................................................................ 3 Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Россия – моя история» ............................................................................................... 7 Личностные результаты ............................................................................................ 7 Метапредметные результаты .................................................................................... 8 Предметные результаты .......................................................................................... 10 Содержание курса внеурочной деятельности «Россия – моя история»....................12 Тематическое планирование .......................................................................................20 2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Общая характеристика Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Россия – моя история» (далее – программа) для 10-х или 11-х классов составлена на основе положений и требований к результатам освоения основной образовательной программы, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования (далее – ФГОС СОО), утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 12 августа 2022 г. № 732, приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 г. № 413 (с изменениями от 29 декабря 2014 г. № 1644), а также с учетом федеральной рабочей программы воспитания, Концепции преподавания учебного курса «История России» в образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы (утверждена решением Коллегии Министерства просвещения Российской Федерации, протокол от 23 октября 2020 г.) При разработке программы использовались также следующие нормативные документы: 1. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»; 2. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации. Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». Актуальность курса «Россия – моя история» Актуальность курса внеурочной деятельности обусловлена необходимостью формирования целостного представления о различных этапах становления и развития российской государственности, актуализации знаний по истории России от Древней Руси до современности. Создание курса продиктовано высокими требованиями современного российского общества к качеству исторического образования, возросшим интересом к событиям отечественной истории. Новая геополитическая ситуация предполагает, что наряду с воспитанием патриотизма у обучающихся особое внимание следует уделить формированию мировоззренческой позиции, дать четкое понимание того, какую миссию в мире несла и продолжает нести Россия. 3 Особое место в программе курса занимают темы, где отражена роль православной церкви и других конфессий в истории страны. Также впервые рассматриваются темы зарождения и развития русофобии, раскрываются причины и этапы формирования антироссийских взглядов на Украине. Преподавание курса основано на знаниях, полученных обучающимися в ходе изучения учебного предмета «История», и будет способствовать дополнению, обобщению и осмыслению знаний, полученных на уроках истории. Цель курса «Россия – моя история» Курс имеет историко-просветительскую цель, способствует формированию у обучающихся готовности к защите исторической правды и сохранению исторической памяти, противодействию фальсификации исторических фактов. Основные задачи курса «Россия – моя история»: дать дополнительные знания по истории Отечества при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе как самобытной цивилизации; расширить знания обучающихся в процессе изучения дополнительных исторических источников с целью противодействия попыткам фальсификации истории; способствовать развитию и воспитанию личности, способной к гражданской, этнонациональной, культурной самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта государства; показать достижения предшествующих поколений, их вклад в экономическое, социальное, культурное и духовное развитие России; подчеркнуть историческую роль христианства, ислама, буддизма, иудаизма в формировании традиционных ценностей народов России; содействовать формированию интереса обучающихся к материальным, культурным и духовным ценностям предыдущих поколений; сформировать способность интегрировать знания из курса истории, литературы, обществознания, географии в целостную картину прошлого и настоящего России; способствовать осознанному единству с народом России как источником власти и субъектом тысячелетней российской государственности; 4 формировать навык распознавания, понимания и анализа характерных для российской идентичности образов, культурных форм, символов и сюжетов при знакомстве с памятниками культуры; на примере исторических личностей сформировать понимание важности ответственного служения своему народу и государству; способствовать расширению знаний обучающихся о региональной истории, об известных людях родного края; привлечь внимание обучающихся к материалам исторических парков «Россия – моя история» с целью побуждения к проектной и исследовательской деятельности. Место курса «Россия – моя история» Программа курса рассчитана на 34 часа, которые могут быть реализованы в течение одного учебного года в 10 или 11 классе. Программа является ориентиром для составления рабочих программ педагогами, реализующими курс «Россия – моя история» во внеурочной деятельности. Материалы курса возможно использовать при подготовке индивидуального проекта в классах гуманитарного профиля. В этом случае они могут лечь в основу исследований обучающихся, помочь им в выборе темы. Взаимосвязь с федеральной рабочей программой воспитания Программа курса разработана с учетом рекомендаций федеральной рабочей программы воспитания, что позволяет на практике соединить обучение и воспитательную деятельность педагога, ориентировать ее не только на интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие обучающегося. Курс носит гражданско-патриотическую и историко-культурную направленность, что позволяет отразить такие целевые ориентиры результатов воспитания, как: осознанное выражение российской гражданской идентичности в поликультурном, многонациональном и многоконфессиональном российском обществе, мировом сообществе; осознанное единство с народом России как источником власти и субъектом тысячелетней российской государственности, с Российским государством, ответственность за его развитие в настоящем и будущем на основе исторического просвещения, сформированного российского национального исторического сознания; 5 способность к сохранению и защите исторической правды; приверженность традиционным духовно-нравственным ценностям, культуре народов России с учетом мировоззренческого, национального, конфессионального самоопределения. 6 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «РОССИЯ – МОЯ ИСТОРИЯ» Содержание курса внеурочной деятельности «Россия – моя история» направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов при изучении курса. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: гражданское воспитание: осмысление сложившихся в российской истории традиций гражданского служения Отечеству; сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества; осознание исторического значения конституционного развития России, своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка; принятие традиционных духовно-нравственных ценностей; готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества, участвовать в самоуправлении в школе и детско-юношеских организациях; готовность к гуманитарной и волонтерской деятельности; патриотическое воспитание: сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свою страну, свой край, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России; ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию, памятникам, традициям народов России, достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях, труде; идейная убежденность, готовность к служению и защите Отечества, ответственность за его судьбу; духовно-нравственное воспитание: личностное осмысление и принятие сущности и значения исторически сложившихся и развивавшихся духовнонравственных ценностей российского народа; способность оценивать ситуации нравственного выбора и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные ценности и нормы современного российского общества; понимание значения личного вклада в построение устойчивого будущего; ответственное отношение к своим родителям, представителям старших поколений, осознание значения создания семьи на основе принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов России; 7 эстетическое воспитание: представление об исторически сложившемся культурном многообразии своей страны и мира; способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства; осознание значимости для личности и общества наследия отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного творчества; эстетическое отношение к миру, современной культуре, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, труда, общественных отношений; физическое воспитание: осознание ценности жизни и необходимости ее сохранения (в том числе на основе примеров из истории); представление об идеалах гармоничного физического и духовного развития человека в исторических обществах и в современную эпоху; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни; трудовое воспитание: понимание на основе знания истории значения трудовой деятельности как источника развития человека и общества; уважение к труду и результатам трудовой деятельности человека; формирование интереса к различным сферам профессиональной деятельности; готовность совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы; мотивация и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Универсальные учебные познавательные действия: Базовые логические действия: формулировать проблему, вопрос, требующий решения; устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и обобщения; определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения; выявлять закономерные черты и противоречия в рассматриваемых явлениях. Базовые исследовательские действия: определять познавательную задачу; намечать путь ее решения и осуществлять подбор исторического материала, объекта; владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности; осуществлять анализ объекта в соответствии с принципом историзма, основными 8 процедурами исторического познания; систематизировать и обобщать исторические факты; выявлять характерные признаки исторических явлений; раскрывать причинно-следственные связи событий прошлого и настоящего; сравнивать события, ситуации, определяя основания для сравнения, выявляя общие черты и различия; формулировать и обосновывать выводы; соотносить полученный результат с имеющимся историческим знанием; определять новизну и обоснованность полученного результата; объяснять сферу применения и значение проведенного учебного исследования в современном общественном контексте. Работа с информацией: осуществлять анализ учебной и внеучебной исторической информации; извлекать, сопоставлять, систематизировать и интерпретировать информацию; различать виды источников исторической информации; высказывать информации источника суждение (по о достоверности предложенным или и значении самостоятельно сформулированным критериям). Универсальные учебные коммуникативные действия: Общение: представлять особенности взаимодействия людей в исторических обществах и современном мире; участвовать в обсуждении событий и личностей прошлого и современности, выявляя сходство и различие высказываемых оценок; излагать и аргументировать свою точку зрения в устном высказывании, письменном тексте; владеть способами общения и конструктивного взаимодействия, в том числе межкультурного, в школе и социальном окружении; аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные ситуации. Совместная деятельность: осознавать на основе исторических примеров значение совместной деятельности людей как эффективного средства достижения поставленных целей; планировать и осуществлять совместную работу, коллективные учебные проекты по истории, в том числе на региональном материале; определять свое участие в общей работе и координировать свои действия с другими членами команды; проявлять творческие способности и инициативу в индивидуальной и командной работе; оценивать полученные результаты и свой вклад в общую работу. 9 Универсальные учебные регулятивные действия: Самоорганизация: уметь выявлять проблему, задачи, требующие решения; составлять план действий, определять способ решения, последовательно реализовывать намеченный план действий и др. Самоконтроль: уметь осуществлять самоконтроль, рефлексию и самооценку полученных результатов; вносить коррективы в свою работу с учетом установленных ошибок, возникших трудностей. Принятие себя и других: уметь осознавать свои достижения и слабые стороны в обучении, школьном и внешкольном общении, сотрудничестве со сверстниками и людьми старших поколений; принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности; признавать свое право и право других на ошибку; вносить конструктивные предложения для совместного решения учебных задач, проблем. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: целостные представления об историческом пути России и ее месте и роли в мировой истории; базовые знания об основных этапах и ключевых событиях отечественной истории; способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности; умение работать с основными видами современных источников исторической информации; с историческими письменными, изобразительными и вещественными источниками; способность представлять описание событий, явлений, процессов истории родного края, истории России и мировой истории и их участников, основанное на знании исторических фактов, дат, понятий; владение приемами оценки значения исторических событий и деятельности исторических личностей в отечественной и всемирной истории; умение сравнивать деятельность людей, социальные объекты, явления, процессы в различных сферах общественной жизни, их элементы и основные функции; 10 умение формулировать и аргументировать собственные выводы на основе полученных знаний; приобретение опыта использования полученных знаний в практической проектной деятельности. 11 СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «РОССИЯ – МОЯ ИСТОРИЯ» При проведении занятий по курсу внеурочной деятельности предусмотрены следующие формы их организации: беседы, дискуссии, виртуальные экскурсии и др. Отличительной особенностью курса является использование материалов исторических парков «Россия – моя история», которые содержат видео-, фотоматериалы, интерактивные карты и цифровые варианты аутентичных исторических источников. «Россия – Великая наша держава» (1 час) Становление духовных основ России. Место и роль России в мировом сообществе. Содружество народов России и единство российской цивилизации. Пространство России и его геополитическое, экономическое и культурное значение. Российские инновации и устремленность в будущее. «Откуда есть пошла земля Русская» (1 час) Род Рюриковичей. Торговые пути через Восточно-Европейскую равнину, их влияние на формирование древнерусской государственности. Значение Ладоги и Новгорода. Древний Киев – мать городов русских. Походы русских князей на Царьград и русско-византийское взаимодействие. Крещение Руси: причины, ход, последствия. Значение кирилло-мефодиевской традиции для русской культуры. Образ Древней Руси в «Повести временных лет». Призыв к единству. Нашествие монголов с Востока, натиск с Запада (1 час) Нарастание политической раздробленности на Руси и ее причины. Борьба князей за власть и «отчины». Владимир Мономах. Курс Андрея Боголюбского на укрепление единодержавия и его культурная политика. Идея единства Руси в «Слове о полку Игореве» и «Слове о погибели Русской земли». Установление ордынского владычества на Руси. Русь – щит Европы. Александр Невский как спаситель Руси. Многовекторная политика князя (1 час) Жизнь Александра Невского. Наступление западных соседей Руси и духовнорыцарских орденов. Его отражение: Невская битва и Ледовое побоище. Внешнеполитическая программа Александра Невского и его церковная политика. 12 Деятельность митрополита Киевского Кирилла II. Наследие Александра Невского – великая Россия. Исторический выбор Даниила Галицкого и его последствия для Галицкой Руси. Собиратели земель Русских (1 час) Процесс объединения русских земель вокруг Москвы. Укрепление власти московских князей. Иван Калита. Борьба с Великим княжеством Литовским. Сергий Радонежский, Митрополит Алексий и Дмитрий Донской. Куликовская битва. Монастырское освоение северной Руси. Василий II Темный и отвержение Флорентийской унии. Иван III. Присоединение Великого Новгорода. Брак с Софией Палеолог. Стояние на Угре. Завершение объединения русских земель и начало борьбы за возвращение русских земель от Литвы. Иван Грозный и его эпоха (1час) Венчание Ивана Грозного на царство. Стоглавый собор. Составление сборника «Великие Четьи-Минеи». Шатровое зодчество – церковь Вознесения в Коломенском и собор Василия Блаженного, их символика. Присоединение Поволжья. Полемика Ивана Грозного и Андрея Курбского о границах царской власти. Ливонская война и ее последствия для отношений России и Европы. Учреждение Московского патриаршества при Федоре Иоанновиче и патриархе Иове. Двуглавый орел. Символы и идеология Российского царства (1час) Государственная титулатура и символика. Символика двуглавого орла и всадника-змееборца. Титул «государь всея Руси». Развитие великокняжеского и царского титула в XV–XVII вв. Сакрализация великокняжеской власти. Символика Московского Кремля. Символы царской власти: Шапка Мономаха и другие. Формирование государственной идеологии: «Сказание о князьях Владимирских». Учение о Москве как третьем Риме и его отражение в государственных документах. Смутное время и его преодоление (1 час) Династический кризис и причины Смутного времени. Правление Бориса Годунова. Подрыв представлений о сакральности власти. Лжедмитрий I. Гражданская война при Василии Шуйском. Польско-литовское вторжение. Семибоярщина. Призыв православной церкви и патриарха Гермогена к спасению Руси. К. Минин и Д. М. Пожарский. Восстановление царской власти, избрание Михаила Романова на царство. 13 «Волим под царя Восточного, Православного» (1 час) Положение западнорусских земель под властью Речи Посполитой. Политика полонизации и ее опасность для национальной и религиозной идентичности населения западной и южной Руси. Запорожское казачество под руководством Богдана Хмельницкого. Земский собор 1653 г. и Переяславская Рада 1654 г. Война России с Польшей и Швецией. Измена гетмана Выговского и преодоление ее последствий. Андрусовское перемирие. «Вечный мир», выкуп Киева у Речи Посполитой и окончательное воссоединение Левобережной Украины с Россией. Петр Великий. Строитель великой империи (1 час) Азовские походы. Северная война. Перестройка армии. Предательство Мазепы и Полтавская битва. Петр Великий – реформатор: историческое значение его деятельности. Преобразование страны в ходе социально-экономических и политических реформ. Значение провозглашения России империей в 1721 г. Российская империя как одно из ведущих государств мира. «Отторженная возвратих» (1 час) Россия при Екатерине II. Русско-турецкая война 1768–1774 гг. Деятельность князя Г. А. Потемкина. Упразднение Запорожской Сечи. Присоединение Крыма к России. Освоение земель Новороссии, переселенческая политика при Екатерине II. Строительство Севастополя как базы Черноморского флота. «Навстречь солнца». Русские географические открытия XVI–XVIII вв. (1 час) Освоение русского Севера и роль в нем монастырей. Первые походы русских за Урал. Поход Ермака и вхождение Сибири в состав России. Взаимодействие России с коренными народами Сибири и Дальнего Востока. Мангазейский морской ход и его закрытие. Экспедиции русских землепроходцев. Основание Якутска. Плавание С. И. Дежнева по проливу между Азией и Америкой, его историческое значение. Начало освоения Россией Дальнего Востока. «Сквозь ярость бурь». Русские географические открытия XVIII–XX вв. (1 час) Переход к научно-академическому изучению Сибири. Великая северная экспедиция. Феномен русской Америки. Кругосветное плавание И. Ф. Крузенштерна. Открытие Антарктиды. Исследование Сахалина и Приамурья, их присоединение к России. Экспедиции вглубь Азии. Научные 14 и разведывательные задачи русских экспедиций. В. К. Арсеньев – разведчик, географ, писатель. Исследования Северного морского пути. «…И вечной памятью двенадцатого года» (1 час) Россия против экспансии Франции. Офранцуживание российской элиты и его критики, идеология национально-освободительной войны. Начало войны и отступление русской армии. Царские манифесты и их автор адмирал А. С. Шишков. Личность и военное искусство М. И. Кутузова. Деятельность графа Ф. В. Ростопчина, оставление Москвы, пожар в Москве. Культура России в 1812 году и патриотический подъем. «Народная война» и ее формы. Крах «Великой армии». Золотой век русской культуры. Обретение себя (1 час) Осознание необходимости русской культурной самобытности и борьба с французским влиянием. «История государства Российского» Н. М. Карамзина и открытие русской древности. Философия русской истории в творчестве А. С. Пушкина. Н. В. Гоголь: от истории казачества к православной философии. Расцвет русского ампира. Формирование русско-византийского стиля в архитектуре: К. А. Тон. Становление русской национальной оперы. М. И. Глинка. Поиски самобытного стиля в русской живописи. Золотой век русской культуры. Завоевание мира (1 час) Журнальная и идейная полемика демократов, почвенников и консерваторов. Гражданская лирика: Ф. И. Тютчев и Н. А. Некрасов. Творчество Ф. М. Достоевского: на вершинах духовных поисков человечества. Семья и история в романах Л. Н. Толстого. Всемирное значение творчества А. П. Чехова. Расцвет русского стиля в архитектуре. Переход к неорусскому стилю. Расцвет русской музыки в творчестве «Могучей кучки». Передвижники: от натурализма к историзму. Крымская война – Пиррова победа Европы (1 час) Курс императора Николая I на укрепление консервативных начал в Европе и России и реакция на него западноевропейского общества. «Восточный вопрос» и попытка его решения. Дипломатическая изоляция России. Страх европейских государств перед усилением России. Основные события войны. Оборона Севастополя – мужество защитников города. Взятие Карса. Применение на Балтике новых видов оружия. Победа русского оружия на Дальнем Востоке. Парижский мирный договор. Отказ России от ограничений по договору в 1870 г. 15 Триумф Российской империи (1 час) Курс на индустриализацию Российской империи. Идеологи промышленного развития: Александр III, Д. И. Менделеев, С. Ю. Витте. Экономический и инженерный потенциал Российской империи. Строительство Транссибирской магистрали. Развитие нефтепромыслов в Баку. Превращение России в энергетическую державу. Выдающейся инженер и изобретатель В. Г. Шухов. Развитие угольной промышленности Донбасса. Большая морская программа 1911–1916 гг. Начало электрификации России. Развитие новых технологий. В огне Первой мировой (1 час) Противостояние Тройственного союза и Антанты. Поддержка православных народов со стороны России. План Шлиффена. Начало войны. Значение Гумбинненского сражения и Галицийской битвы для дальнейшего хода мировой войны. Причины неудач в Восточной Пруссии. Взятие Трапезунда. Горлицкий прорыв и «Великое отступление». Крепость Осовец: «атака мертвецов». Принятие императором Николаем II верховного главнокомандования и последствия этого шага. Брусиловский прорыв. Развитие технологий в период войны. Планы послевоенного мирового устройства мира и России. Россия в революционной смуте (1 час) Подготовка к свержению российской монархии: прогрессивный блок, агитация в Государственной Думе и армии. А. И. Гучков и П. Н. Милюков. Внешнее влияние на революционные процессы. Выступления в Петрограде в феврале 1917 г. Восстание петроградского гарнизона. Создание Петроградского совета и Временного правительства. Отречение Николая II. Нарастание анархии и распада государственности. Корниловское выступление. Захват власти большевиками. Гражданская война в России (1 час) Начало гражданской войны. Брестский мир и его восприятие российским обществом. Германское вторжение и интервенция стран Антанты. Формирование Добровольческой армии. Судьба царской семьи. От КОМУЧа до А. В. Колчака – белое движение в Сибири. Северо-Западная армия Н. Н. Юденича под Петроградом. Расказачивание и Донское восстание. Поражение белых армий в Сибири и на Юге России. Советско-польская война и позиция русского офицерства. Петлюровщина и ее разгром. Махновское движение. Эвакуация армии Врангеля из Крыма. Крестьянская гражданская война и Кронштадтское восстание. 16 «Уходили мы из Крыма». Феномен русской эмиграции первой волны (1 час) Феномен русской послереволюционной эмиграции. Основные центры эмиграции: Галлиополийский лагерь, Югославия, Прага, Берлин, Париж; их особенности. Казачья поэзия Николая Туроверова. «Философский пароход» и его пассажиры. И. А. Ильин. Хранение идеала: И. С. Шмелев. Тоска по Родине и мировое признание: С. В. Рахманинов, И. А. Бунин, В. В. Набоков. Русские изобретатели в эмиграции. В. Н. Ипатьев и переворот в химии ХХ в. Новые горизонты техники: В. К. Зворыкин и телевидение, А. М. Понятов и видеозапись. Русская церковная эмиграция и ее миссия. Значение первой волны русской эмиграции для российской и мировой культуры. Проект «Украина» (1 час) Украинофильство в Российской империи. Тарас Шевченко и его отношение к России. «Кирилло-мефодиевское братство» и судьба его участников. Общественные деятели России об украинофильстве. Особенности пропаганды украинского национализма в Австро-Венгрии. Михаил Грушевский. Феномен закарпатских русин. Террор против «русофилов» в Австро-Венгрии в годы Первой мировой войны. Создание Украинской Народной Республики. Брестский мир и оккупация Украины. Гетманство П. Скоропадского. Гражданская война на Украине. Создание УССР. Первые пятилетки (1 час) Принципы советского планирования. Первый пятилетний план. Флагманы пятилеток: Магнитка, Кузнецк, Днепрогэс, Сталинградский и Харьковский тракторный заводы, Азовсталь. Создание новых отраслей: химическая, автомобильная, авиационная. Коллективизация и голод 1932–1933 гг. География голода 1932–1933 гг. Миф о голодоморе как антиукраинской акции. Вопрос о роли принудительного труда в осуществлении индустриализации. Романтика первых пятилеток. Стахановское движение. Наступление на религию. Изменения в жизни и быте советских людей по итогам пятилетки. «Вставай, страна огромная!» (1 час) Основные этапы и ключевые события Великой Отечественной войны. Обращения В. М. Молотова и И. В. Сталина к народу. Призыв Русской православной церкви к защите Отечества. Планы Гитлера по уничтожению славянских народов. Патриотический подъем народа в годы Великой Отечественной войны. Фронт и тыл. Позиция русской эмиграции по отношению 17 к войне. Защитники Родины и пособники нацизма. Патриотический подвиг деятелей культуры. От «перестройки» к кризису. От кризиса к возрождению (1час) Идеология и действующие лица «перестройки». Россия и страны СНГ в 1990-е годы. Рыночные реформы. Противостояние президента и парламента в 1993 г. Принятие Конституции Российской Федерации. Экономика и общество: «новые русские», олигархи, финансовые пирамиды. «Парад суверенитетов». Война с терроризмом на Кавказе. Положение русскоязычных в странах СНГ. Религиозный ренессанс. Россия. XXI век (1 час) Изменение вектора развития страны после 2000 года. В. В. Путин. Рост патриотических настроений. Укрепление вертикали власти. Устранение влияния стран Запада на внутреннюю и внешнюю политику России. Курс на суверенную внешнюю политику: от Мюнхенской речи до операции в САР. Экономическое возрождение: энергетика, сельское хозяйство, национальные проекты. Перспективы импортозамещения и технологических рывков. Присоединение Крыма и Севастополя к России. Внесение поправок в Конституцию. Специальная военная операция. Православие в истории России (1 час) Основы православного Символа веры. Смысл христианских таинств – освящение человека: крещение и евхаристия. Церковные праздники. Значение монашества в православной традиции. Русские монастыри: Киево-Печерская лавра, Троице-Сергиева лавра, Оптина пустынь. Идея Святой Руси и ее значение для русской культуры. Ислам в истории России (1 час) Основные положения исламской религии. Пять столпов ислама, Коран и священное предание (сунна). Исламский календарь. Направления ислама. Появление ислама на территории России и его распространение. Создание института муфтиятов. Мусульмане на службе Российской империи. Советские гонения. Мусульмане в Великой Отечественной войне. Мусульмане в войне с терроризмом и в СВО. Современное положение ислама в России. Буддизм в истории России (1 час) Основные положения буддийской религии. Пантеон. Типитака, Ганджур и Даньджур. Буддийский культ: будни и праздники. Появление буддизма 18 на территории России: вторая по древности религиозная организация в России после Православной Церкви. Буддийские общины Тувы, Бурятии и Калмыкии. Буддийские школы. Иволгинский дацан. Буддисты в Отечественной войне 1812 г. Буддисты в Великой Отечественной войне. БТСР и ее вклад в укрепление межрелигиозного и межнационального мира. Буддисты в СВО. Иудаизм в истории России (1 час) Основные положения иудейской религии. Единобожие. Тора, Танах, Талмуд. Иудейское благочестие: будни и праздники. Появление иудаизма на территории России: Хазарский каганат. Иудейская община Киева. Ешивы Западной России в XV–XVI вв. Иудаизм и караимство в Крыму. Оформление хасидизма: любавичские раввины. Иудеи – герои Российской империи. Трагедия и подвиг советских евреев в годы Великой Отечественной войны. Современный иудаизм в России. История антироссийской пропаганды (1 час) Образ Московии в западноевропейской литературе и пропаганде. «Завещание Петра Великого» и другие антироссийские мифы в период наполеоновского похода на Россию. Либеральная и революционная антироссийская пропаганда в Европе в XIX столетии и роль в ней российской революционной эмиграции. Пропаганда гитлеровской Германии – образ «недочеловеков». Антисоветская пропаганда эпохи холодной войны. Мифологемы и центры распространения современной русофобии. Концепция «отмены русской культуры». «Слава русского оружия» (1 час) Ранние этапы истории русского оружейного дела: государев пушечный двор, тульские оружейники. Вехи истории российского флота. Значение военной промышленности в модернизации Российской империи: Путиловский и Обуховский заводы, развитие авиации. Оборонная промышленность в эпоху Великой Отечественной войны. Атомный проект и развитие советского обороннопромышленного комплекса. Космическая отрасль, авиация, ракетостроение, кораблестроение. Оборонно-промышленный комплекс современной России и ее новейшие разработки. Итоговое занятие. Проектная конференция (1 час) 19 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п 1 Тема «Россия – Великая наша Количество часов 1 держава» Основное содержание Основные виды деятельности обучающихся Становление духовных основ Характеризовать место России России. Место и роль России в мировом сообществе. в мировом сообществе. Раскрывать геополитическое, Содружество народов России и экономическое и культурное значение Росси в мировой истории. Указывать основные достижения единство российской цивилизации. Пространство России и его геополитическое, экономическое и культурное значение. Российские российской науки как фактор величия страны инновации и устремленность в будущее 2 «Откуда есть пошла земля Русская» 1 Род Рюриковичей. Торговые пути Составлять исторический портрет через Восточно-Европейскую равнину, их влияние на формирование древнерусской первых князей Рюриковичей. государственности. Рассказывать, привлекая карты, о торговых путях через ВосточноЕвропейскую равнину. Значение Ладоги и Новгорода. Древний Киев – мать городов русских. Походы русских князей Называть ключевые события в борьбе с Хазарским каганатом. Рассказывать о походах киевских 20 № Тема п/п 3 Количество часов Основное содержание Основные виды деятельности обучающихся на Царьград и русско-византийское взаимодействие. Крещение Руси: князей на Константинополь. Раскрывать причины принятия причины, ход, последствия. Значение кирилло-мефодиевской традиции для русской культуры. христианства, приводить мнения историков, приводить примеры, высказывать и обосновывать Образ Древней Руси в «Повести суждения о значении временных лет» проникновения византийской культуры в жизнь Древней Руси Нарастание политической раздробленности на Руси и ее Характеризовать особенности лествичного права. с Востока, натиск причины. Борьба князей за власть и с Запада «отчины». Владимир Мономах. Курс Андрея Боголюбского Называть ключевые события в борьбе за единство государства. Призыв к единству. Нашествие монголов 1 Высказывать суждение о влиянии на укрепление единодержавия и его культурная политика. Идея единства Руси в «Слове о полку ордынского владычества на формирование древнерусского Игореве» и «Слове о погибели Раскрывать причины формирования самодержавной формы власти Русской земли». Установление ордынского владычества на Руси. Русь – щит Европы государства. на Руси. Анализировать исторические 21 № п/п Тема Количество часов Основное содержание Основные виды деятельности обучающихся тексты «Сказание о святых мучениках Борисе и Глебе», «Слово о погибели Русской земли» 4 Александр Невский как спаситель Руси. Многовекторная политика князя 1 Жизнь Александра Невского. Раскрывать причины формирования Наступление западных соседей Руси и духовно-рыцарских орденов. Его отражение: Невская битва и многовекторной политики Александра Невского. Сравнивать Ледовое побоище. Даниила Галицкого и Александра Внешнеполитическая программа Невского. Александра Невского и его церковная политика. Деятельность Раскрывать историческое значение выбора Александра Невского. Анализировать исторические митрополита Киевского Кирилла II. Наследие Александра Невского – выбор политической стратегии великая Россия. Исторический выбор Даниила Галицкого и его тексты и отрывки из работ историков (например, Вернадский Г. В. «Два подвига последствия для Галицкой Руси Александра Невского», «Родословие великих князей русских») 22 № п/п 5 Тема Собиратели земель Русских Количество часов 1 Основное содержание Основные виды деятельности обучающихся Процесс объединения русских земель вокруг Москвы. Укрепление Характеризовать причины и ход объединения Руси. власти московских князей. Иван Калита. Борьба с Великим княжеством Литовским. Сергий Составлять исторический портрет Радонежский, Митрополит Алексий Ивана Калиты, Василия II, Ивана III, Димитрия Донского, Сергия Радонежского, митрополита и Дмитрий Донской. Куликовская битва. Монастырское освоение Алексия. северной Руси. Василий II Темный и отвержение Флорентийской унии. укрепление династических связей с Византией. Иван III. Присоединение Великого Новгорода. Брак с Софией Палеолог. Стояние на Угре. Анализировать исторические тексты (документы «Повесть о начале великого царствующего Завершение объединения русских града Москвы», Никоновская земель и начало борьбы за возвращение русских земель от Литвы летопись, «Задонщина», Гумилев Л. Н. «От Руси к России: очерки этнической истории») Раскрывать, какое значение имело 23 № п/п 6 Тема Иван Грозный и его эпоха Количество часов 1 Основное содержание Основные виды деятельности обучающихся Венчание Ивана Грозного на царство. Стоглавый собор. Составлять исторический портрет Ивана Грозного. Составление сборника «Великие Четьи-Минеи». Шатровое зодчество – церковь Вознесения Составлять описание объектов в Коломенском и собор Василия Ливонской войны. Приводить примеры антироссийской кампании в Европе. Блаженного, их символика. Присоединение Поволжья. шатрового зодчества. Рассказывать о причинах и ходе Полемика Ивана Грозного и Андрея Курбского о границах царской Раскрывать смысл и значение власти. Ливонская война и ее последствия для отношений России на Руси установления патриаршества и Европы. Учреждение Московского патриаршества при Федоре Иоанновиче 7 Двуглавый орел. Символы и идеология Российского царства 1 Государственная титулатура и Объяснять причины появления символика. Символика двуглавого орла и всадника-змееборца. Титул новой государственной титулатуры и символики. «государь всея Руси». Развитие великокняжеского и царского Называть основные элементы символов и описывать их смысл. 24 № п/п Тема Количество часов Основное содержание Основные виды деятельности обучающихся титула в XV–XVII вв. Сакрализация Раскрывать значение великокняжеской власти. государственных символов в жизни Символика Московского Кремля. Символы царской власти: «шапка государства. Характеризовать основные Мономаха» и другие. положения теории «Москва – Формирование государственной идеологии: «Сказание о князьях третий Рим» Владимирских». Учение о Москве как третьем Риме и его отражение в государственных документах 8 Смутное время и его преодоление 1 Династический кризис и причины Смутного времени. Правление Объяснять причины династического кризиса и Смутного времени. Бориса Годунова. Подрыв Характеризовать и называть представлений о сакральности ключевые события данного периода. Рассказывать об исторических власти. Лжедмитрий I. Гражданская война при Василии Шуйском. Польско-литовское вторжение. Семибоярщина. Призыв православной церкви и патриарха Гермогена к спасению Руси. обстоятельствах восстановления царской власти 25 № п/п Тема Количество часов Основное содержание Основные виды деятельности обучающихся К. Минин и Д. М. Пожарский. Восстановление царской власти, избрание Михаила Романова на царство 9 «Волим под царя Восточного, Православного» 1 Положение западнорусских земель Характеризовать положение под властью Речи Посполитой. Политика полонизации и ее западнорусских земель в составе Речи Посполитой. Объяснять причины начала опасность для национальной и религиозной идентичности населения западной и южной Руси. восстания под руководством Богдана Хмельницкого. Запорожское казачество под руководством Богдана Раскрывать причины обращения казаков к русскому царю (приводить мнения историков, Хмельницкого. Земский собор 1653 г. и Переяславская Рада 1654 г. высказывать и обосновывать свои Война России с Польшей и суждения). Швецией. Измена гетмана Объяснять историческое значение Выговского и преодоление ее последствий. Андрусовское перемирие. «Вечный мир», выкуп Переяславской Рады 1654 г. Киева у Речи Посполитой и 26 № п/п Тема Количество часов Основное содержание Основные виды деятельности обучающихся окончательное воссоединение Левобережной Украины с Россией 10 Петр Великий. Строитель великой империи 1 Азовские походы. Северная война. Перестройка армии. Предательство Мазепы и Полтавская битва. Объяснять негативное влияние «отрезанности» России от морей на ее экономическое развитие. Петр Великий – реформатор: историческое значение его Определять, какие личные качества деятельности. Преобразование начать преобразование страны. страны в ходе социальноэкономических и политических Объяснять, почему решающее реформ. Значение провозглашения России империей в 1721 г. морю происходило на территории Украины. Российская империя как одно Показывать неоднозначный из ведущих государств мира характер изменений в духовном позволили Петру Алексеевичу сражение за выход к Балтийскому развитии общества и положения Русской Православной Церкви. Характеризовать процесс укрепления государственности и абсолютной монархии 27 № п/п 11 12 Тема «Отторженная возвратих» «Навстречь солнца». Русские географические открытия XVI–XVIII вв. Количество часов 1 1 Основное содержание Основные виды деятельности обучающихся Россия при Екатерине II. Русскотурецкая война 1768–1774 гг. Систематизировать знания о политике переселения на новые Деятельность князя Г. А. Потемкина. Упразднение земли. Запорожской Сечи. Присоединение развитие новых городов Северного Крыма к России. Освоение земель Причерноморья. Устанавливать Новороссии, переселенческая политика при Екатерине II. связь с событиями новейшей истории этого региона. Строительство Севастополя как базы Черноморского флота Пояснять значение выражения «отторженная возвратих» Освоение русского Севера и роль в нем монастырей. Первые походы Объяснять причины начала активного освоения новых земель. русских за Урал. Поход Ермака и Характеризовать особенности вхождение Сибири в состав России. Взаимодействие России взаимодействия с коренными народами Сибири и Севера. Объяснять значение освоения с коренными народами Сибири и Дальнего Востока. Мангазейский морской ход и его закрытие. Называть и характеризовать новых земель для экономического развития страны Экспедиции русских землепроходцев. Основание 28 № п/п Тема Количество часов Основное содержание Основные виды деятельности обучающихся Якутска. Плавание С. И. Дежнева по проливу между Азией и Америкой, его историческое значение. Начало освоения Россией Дальнего Востока 13 «Сквозь ярость бурь». Русские географические открытия XVIII–XX вв. 1 Переход к научно-академическому изучению Сибири. Великая северная экспедиция. Феномен русской Америки. Кругосветное плавание И. Ф. Крузенштерна. Открытие Антарктиды. Исследование Сахалина и Приамурья, их присоединение к России. Экспедиции вглубь Азии. Научные и разведывательные задачи русских экспедиций. В. К. Арсеньев – разведчик, географ, писатель. Исследования Северного морского пути Характеризовать переход к научному изучению Сибири, Сахалина, Приамурья, Азиатского региона. Раскрывать роль офицеров военноморского флота в изучении новых земель, составлять их исторические портреты. Систематизировать информацию о научных открытиях, связанных с изучением новых земель. Объяснять значение научноакадемического изучения новых земель для экономического и культурного развития Российской империи 29 № Тема п/п 14 «…И вечной памятью двенадцатого года» Количество часов 1 Основное содержание Основные виды деятельности обучающихся Россия против экспансии Франции. Офранцуживание российской элиты Описывать народноосвободительный характер войны и и его критики, идеология национально-освободительной войны. ее основные события. Начало войны и отступление (приводить мнения историков, русской армии. Царские манифесты и их автор адмирал А. С. Шишков. высказывать и обосновывать свои суждения). Личность и военное искусство М. И. Кутузова. Деятельность графа Представлять характеристику Ф. В. Ростопчина, оставление Раскрывать роль России в создании системы коллективной безопасности Москвы, пожар в Москве. Культура России в 1812 году и Раскрывать причины роста патриотического настроя поведения французов в Москве. патриотический подъем. «Народная война» и ее формы. Крах «Великой армии» 15 Золотой век русской культуры. Обретение себя 1 Осознание необходимости русской культурной самобытности и борьба Определять основные черты русской культуры в первой с французским влиянием. «История половине XIX в. государства Российского» Устанавливать взаимосвязь между 30 № Тема п/п Количество часов Основное содержание Основные виды деятельности обучающихся Н. М. Карамзина и открытие русской древности. Философия патриотическим подъемом в начале XIX в. и развитием исторической русской истории в творчестве А. С. Пушкина. Н. В. Гоголь: от истории казачества науки. Характеризовать роль А. С. Пушкина как создателя к православной философии. Расцвет русского реализма, М. И. Глинки русского ампира. Формирование русско-византийского стиля как создателя национальной школы в музыке. в архитектуре: К. А. Тон. Становление русской национальной Описывать основные признаки оперы. М. И. Глинка. Поиски самобытного стиля в русской византийского стиля русского ампира, русско- живописи 16 Золотой век русской культуры. Завоевание мира 1 Журнальная и идейная полемика демократов, почвенников и консерваторов. Ф. И. Тютчев и Н. А. Некрасов. Ф. М. Достоевский: на вершинах духовных поисков человечества. Семья и история в романах Л. Н. Толстого. Характеризовать основные темы, мотивы в творчестве российской художественной интеллигенции во второй половине XIX в. Объяснять состояние русской литературы второй половины XIX в. как высочайшей точки 31 № п/п 17 Тема Крымская война – Пиррова победа Европы Количество часов 1 Основное содержание Основные виды деятельности обучающихся Всемирное значение творчества А. П. Чехова. Расцвет русского реализма в отечественной литературе. стиля в архитектуре. Переход к неорусскому стилю. Расцвет русской музыки Показывать влияние в творчестве «Могучей кучки». Передвижники на русскую архитектуру: модерн и русский национальный стиль Курс императора Николая I Характеризовать суть «восточного на укрепление консервативных начал в Европе и России и реакция вопроса». Создавать образы героической на него западноевропейского общества. «Восточный вопрос» и обороны Севастополя, показывать подвиг русских офицеров, матросов попытка его решения. и солдат, жителей города. Дипломатическая изоляция России. Страх европейских государств перед усилением России. Основные Раскрывать условия Парижского события войны. Оборона Александра II западноевропейских идей и древнерусских традиций мира и роль западниковпримиренцев при дворе Севастополя – мужество защитников города. Взятие Карса. Применение на Балтике новых 32 № п/п Тема Количество часов Основное содержание Основные виды деятельности обучающихся видов оружия. Победа русского оружия на Дальнем Востоке. Парижский мирный договор. Отказ России от ограничений по договору в 1870 г. 18 Триумф Российской империи 1 Курс на индустриализацию Российской империи. Экономический и инженерный потенциал Российской империи Идеологи промышленного развития: Александр III, Д. И. Менделеев, С. Ю Витте. Строительство Транссибирской магистрали. Развитие нефтепромыслов в Баку. Превращение России в энергетическую державу. Изобретательская деятельность В. Г. Шухова. Развитие угольной промышленности Донбасса. Большая морская программа Систематизировать информацию об идеологах промышленного развития. Составлять характеристику основных достижений промышленных глобальных проектов. Характеризовать статистические данные о развитии регионов Донбасса, Слобожанщины, Новороссии. Объяснять значение для развития России большой морской программы 33 № п/п 19 Тема В огне Первой мировой Количество часов 1 Основное содержание Основные виды деятельности обучающихся 1911–1916 гг. Начало электрификации России. Развитие новых технологий Противостояние Тройственного Характеризовать союза и Антанты. Поддержка внешнеполитическое положение православных народов со стороны России. План Шлиффена. Начало России в начале XX в. войны. Значение Гумбинненского Давать характеристику планов сторон накануне Первой мировой сражения и Галицийской битвы войны, раскрывать значение для дальнейшего хода мировой войны. Причины неудач понятия «План Шлиффена». в Восточной Пруссии. Взятие Систематизировать информацию о ключевых событиях на Восточном Трапезунда. Горлицкий прорыв и фронте в 1914–1917 гг. «Великое отступление». Крепость Осовец: «атака мертвецов». Представлять характеристики Принятие императором Николаем II действий российских войск, верховного главнокомандования и характеризовать роль Николая II в качестве Верховного Главнокомандующего. последствия этого шага. Брусиловский прорыв. Развитие технологий в период войны. участников, героев боевых Давать характеристику позиции 34 № п/п 20 Тема Россия в революционной смуте Количество часов 1 Основное содержание Основные виды деятельности обучающихся Планы послевоенного мирового устройства национальной российской элиты в ходе войны Подготовка к свержению российской монархии: прогрессивный блок, агитация Систематизировать информацию об основных этапах и ключевых революционных событиях 1917 г. в Государственной Думе и армии. А. И. Гучков и П. Н. Милюков. Рассказывать о событиях Февральской революции Внешнее влияние в Петрограде и позиции элиты на революционные процессы. Выступления в Петрограде государства. Раскрывать роль иностранных в феврале 1917 г. Восстание петроградского гарнизона. государств в поддержке и финансировании Создание Петросовета и антимонархических выступлений. Временного правительства. Приводить точки зрения современников, историков, общественных деятелей Блокада царского поезда и отречение Николая II. Нарастание анархии и распада государственности. Корниловское выступление. Захват власти на революционные события в России в 1917 г. большевиками 35 № п/п 21 Тема Гражданская война в России Количество часов 1 Основное содержание Основные виды деятельности обучающихся Начало гражданской войны. Брестский мир и его восприятие Рассказывать, используя карту, об установлении советской власти российским обществом. Германское вторжение и интервенция стран Антанты. Формирование в разных краях и областях России. Описывать гражданскую войну как общенациональную катастрофу. Добровольческой армии. Судьба Представлять портреты участников царской семьи. От КОМУЧа до А. В. Колчака – белое движение Гражданской войны, оказавшихся в противоборствовавших лагерях. в Сибири. Северо-Западная армия Н. Н. Юденича под Петроградом. Рассказывать о политике красного и белого террора, высказывать Расказачивание и Донское восстание. Поражение белых армий в Сибири и на Юге России. личностную оценку этого явления Советско-польская война и позиция русского офицерства. Петлюровщина и ее разгром. Махновское движение. Эвакуация армии П.Н. Врангеля из Крыма. Крестьянская гражданская война и Кронштадтское восстание 36 № п/п 22 Тема «Уходили мы из Крыма». Феномен русской эмиграции первой волны Количество часов 1 Основное содержание Основные виды деятельности обучающихся Феномен русской послереволюционной эмиграции. Характеризовать феномен русской послереволюционной эмиграции. Основные центры эмиграции: Галлиополийский лагерь, Югославия, Прага, Берлин, Париж; Рассказывать о судьбах соотечественников, оказавшихся их особенности. Казачья поэзия Раскрывать трагизм положения Николая Туроверова. «Философский пароход» и его русских эмигрантов и их вклад в развитие мировой науки, пассажиры. И. А. Ильин. Хранение идеала: Иван Шмелев. Тоска культуры. по Родине и мировое признание: С. В. Рахманинов, И. А. Бунин, выдающихся представителей в условиях эмиграции. Составлять исторические портреты русской эмиграции В. В. Набоков. Русские изобретатели в эмиграции. В. Н. Ипатьев и переворот в химии ХХ в. Новые горизонты техники: В. К. Зворыкин и телевидение, А. М. Понятов и видеозапись. Русская церковная эмиграция и ее миссия. Значение первой волны 37 № п/п Тема Количество часов Основное содержание Основные виды деятельности обучающихся русской эмиграции для российской и мировой культуры 23 Проект «Украина» 1 Украинофильство в Российской империи. Тарас Шевченко и его отношение к России. «Кирилло- Объяснять причины появления украинофильства. мефодиевское братство» и судьба его участников. Общественные Характеризовать роль АвстроВенгрии и Германии в развитии националистических настроений и деятели России идей в украинском обществе, об украинофильстве. Особенности пропаганды устанавливать связь с польским сепаратизмом. украинского национализма в Австро-Венгрии. Михаил Называть ключевые этапы подготовки и реализации проекта Грушевский. Феномен закарпатских «Украина». русин. Террор против «русофилов» Раскрывать причины расцвета украинского сепаратизма в период в Австро-Венгрии в годы Первой мировой войны. Создание после февральской революции. Украинской Народной Республики. Брестский мир и оккупация Украины. Гетманство Характеризовать роль большевиков в развитии «украинского вопроса». Раскрывать связь событий П. Скоропадского. современной истории с развитием 38 № п/п 24 Тема Первые пятилетки Количество часов 1 Основное содержание Основные виды деятельности обучающихся Гражданская война на Украине. Создание УССР сепаратизма и национализма на Украине Принципы советского планирования. Первый пятилетний план. Флагманы пятилеток: Называть крупнейшие объекты индустриального строительства. Показывать несостоятельность Магнитка, Кузнецк, Днепрогэс, Сталинградский и Харьковский утверждения о голодоморе как геноциде украинского народа. тракторный заводы, Азовсталь. Рассказывать о Стахановском Создание новых отраслей: химическая, автомобильная, движении как способе повышения авиационная. Коллективизация и голод 1932–1933 гг. География Давать характеристику изменениям голода 1932–1933 гг. Миф производительности труда. в повседневной жизни советских людей о голодоморе как антиукраинской акции. Вопрос о роли принудительного труда в осуществлении индустриализации. Романтика первых пятилеток. Стахановское движение. 39 № п/п Тема Количество часов Основное содержание Основные виды деятельности обучающихся Наступление на религию. Изменения в жизни и быте советских людей по итогам пятилетки 25 «Вставай, страна огромная!» 1 Основные этапы и ключевые Называть ключевые события ВОВ, события Великой Отечественной войны. Обращения В. М. Молотова и И. В. Сталина к народу. Призыв привлекая материал курса отечественной истории. Православной Церкви к защите фашистского командования Отечества. Планы Гитлера по уничтожению славянских по уничтожению славянских народов. Патриотический подъем народов. народа в годы Великой Характеризовать планы Раскрывать причины изменения официальной позиции Отечественной войны. Фронт и тыл. руководителей государства Позиция русской эмиграции к Православной Церкви. Показывать вклад всех народов по отношению к войне. Защитники Родины и пособники нацизма. СССР в победу. Патриотический подвиг деятелей культуры Составлять характеристику позиции по отношению к войне А. И. Деникина, И. А. Ильина. 40 № п/п Тема Количество часов Основное содержание Основные виды деятельности обучающихся Представлять характеристику пособников нацизма и защитников Родины 26 От «перестройки» к кризису. От кризиса к возрождению 1 Идеология и действующие лица «перестройки». Россия и страны Характеризовать результаты «перестройки» и последствия СНГ в 1990-е годы. Рыночные реформы. Противостояние президента и парламента в 1993 г. «парада суверенитетов». Объяснять причины появления негативных социальных явлений – Принятие Конституции Российской Федерации. Экономика и общество: криминализация общества, появление деструктивных «новые русские», олигархи, финансовые пирамиды. идеологий, терроризма. «Парад суверенитетов». Война с терроризмом на Кавказе. Положение русскоязычных жизни граждан. в странах СНГ. Религиозный между коммунистическими и ренессанс. Осознание государством и обществом необходимости западническими идеалами Характеризовать падение уровня Рассказывать об изменении ценностей в обществе, о выборе обновления всех сфер жизни российского общества 41 № п/п 27 Тема Россия. XXI век Количество часов 1 Основное содержание Основные виды деятельности обучающихся Изменение вектора развития страны после 2000 года. В. В. Путин. Характеризовать исторические условия для изменения вектора Рост патриотических настроений. Укрепление вертикали власти. развития страны. Раскрывать факторы национального Устранение влияния стран Запада возрождения и формы его на внутреннюю и внешнюю политику России. Курс на суверенную внешнюю проявления. политику: от Мюнхенской речи Комментировать основные тезисы до операции в САР. Экономическое Мюнхенской речи В. В. Путина как возрождение: энергетика, сельское хозяйство, национальные проекты. предупреждения о намерении Перспективы импортозамещения и Раскрывать причины участия технологических рывков. России в военной операции в Сирийской Арабской Республике. Характеризовать цели и задачи Присоединение Крыма и Севастополя к России. Внесение поправок в Конституцию. Специальная военная операция Показывать цели, методы борьбы с олигархией во власти. борьбы за свой суверенитет. национальных проектов, старта импортозамещения. Описывать процесс принятия Крыма и Севастополя в состав 42 № п/п Тема Количество часов Основное содержание Основные виды деятельности обучающихся Российской Федерации как историческое самоопределение народов Крыма. Перечислять основные причины принятия поправок к Конституции РФ. Характеризовать основные причины, цели и задачи специальной военной операции на Украине 28 Православие в истории России 1 Основы православного Символа веры. Смысл христианских Характеризовать православный Символ веры. таинств – освящение человека: Раскрывать значение монашества крещение и евхаристия. Церковные праздники. Значение монашества в православной традиции, русские в христианской традиции. Составлять описание наиболее монастыри: Киево-Печерская лавра, мира в России. Характеризовать влияние православия на развитие русской культуры. Троице-Сергиева лавра, Оптина пустынь. Идея Святой Руси и ее значение для русской культуры известных святынь православного 43 № п/п Тема Количество часов Основное содержание Основные виды деятельности обучающихся Раскрывать роль и участие православных в СВО 29 Ислам в истории России 1 Основные положения исламской религии. Пять столпов ислама, Коран и священное предание (сунна). Исламский календарь. Направления ислама. Появление ислама на территории России и его Характеризовать основные положения исламской религии, направлений ислама, существующие в нашей стране. Называть основные события из истории ислама в России. распространение. Создание института муфтиятов. Мусульмане Составлять характеристику на службе Российской империи. Советские гонения. Мусульмане и служения представителей ислама в период существования монархии. в Великой Отечественной войне. Рассказывать о гонениях и Мусульмане в войне с терроризмом репрессиях на мусульман в период и в СВО. Современное положение ислама в России советской истории. Характеризовать основные позиции монархических партий мусульман христианско-мусульманского диалога. Раскрывать роль мусульман в борьбе с терроризмом и их участие в СВО 44 № п/п 30 Тема Буддизм в истории России Количество часов 1 Основное содержание Основные виды деятельности обучающихся Основные положения буддийской религии. Пантеон. Типитака, Объяснять основные принципы и положения буддизма. Ганджур и Даньджур. Буддийский Характеризовать будни и культ: будни и праздники. праздники, описывать наиболее Появление буддизма на территории значимые святыни буддийской России: вторая по древности религиозная организация в России после православной церкви. религии. Рассказывать о гонениях на буддистов в период советской Буддийские общины Тувы, Бурятии истории. и Калмыкии. Буддийские школы. Описывать участие буддистов Иволгинский дацан. Буддисты в Отечественной войне 1812 г. в Отечественной войне 1812 г., Буддисты в Великой Отечественной в СВО Великой Отечественной войне, войне. БТСР и ее вклад в укрепление межрелигиозного и межнационального мира. 31 Иудаизм в истории России 1 Буддисты в СВО Основные положения иудейской религии. Единобожие. Тора, Танах, Талмуд. Иудейское благочестие: Характеризовать основные положения иудейской религии, состав священных книг иудеев, 45 № п/п Тема Количество часов Основное содержание Основные виды деятельности обучающихся будни и праздники. Появление иудаизма на территории России: главные праздники. Называть ключевые события Хазарский каганат. Иудейская община Киева. Ешивы Западной России в XV–XVI вв. Иудаизм и истории иудаизма на территории России. караимство в Крыму. Оформление Рассказывать о представителях хасидизма: любавичские раввины. Иудеи – герои Российской империи. еврейского народа – героях Трагедия и подвиг советских евреев в годы Второй мировой войны. Советского Союза и Героях России. Современный иудаизм в России трагических результатов. Раскрывать особенности иудаизма. Российской империи, Героях Раскрывать смысл Холокоста и его Составлять характеристику современного положения 32 История антироссийской пропаганды 1 Образ Московии иудеев в РФ Объяснять причины зарождения в западноевропейской литературе и негативного образа России пропаганде. «Завещание Петра в Европе. Характеризовать основные этапы развития русофобии. Великого» и другие антироссийские мифы в период наполеоновского похода на Россию. Либеральная и Раскрывать роль российской 46 № Тема п/п Количество часов Основное содержание Основные виды деятельности обучающихся революционная антироссийская пропаганда в Европе в XIX революционной эмиграции в создании негативного образа столетии и роль в ней российской Российского государства. революционной эмиграции. Составлять характеристику антисоветской пропаганды в период Пропаганда гитлеровской Германии – образ «недочеловеков». Антисоветская пропаганда эпохи холодной войны. Мифологемы и холодной войны. центры распространения культуры» в период проведения СВО современной русофобии. Объяснять причины появления концепции «отмены русской Концепция «отмены русской культуры» 33 «Слава русского Ранние этапы истории русского Называть основные этапы развития оружия» оружейного дела: государев пушечный двор, тульские оружейники. Вехи истории оружейного дела в России, привлекая материал курса отечественной истории. российского флота. Значение Раскрывать причины развития и военной промышленности значение военно-промышленного комплекса в истории Российской в модернизации Российской империи: Путиловский и империи, называть крупнейшие 47 № п/п Тема Количество Основное содержание часов Основные виды деятельности обучающихся Обуховский заводы, развитие авиации. Оборонная оборонные предприятия. Составлять характеристику промышленность в эпоху Великой Отечественной войны. Атомный проект и развитие советского развития военного производства в годы Великой Отечественной войны. оборонно-промышленного Характеризовать особенности комплекса. Космическая отрасль, авиация, ракетостроение, развития космической отрасли, ракетостроения, кораблестроения кораблестроение. Обороннопромышленный комплекс и авиации на современном этапе. Объяснять значение современного современной России и ее новейшие разработки оборонно-промышленного комплекса как фактора стабильности и безопасности Российской Федерации 34 Итоговое занятие. Проектная конференция ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 1 Представлять результаты исследований и проектов 34 Цифровые образовательные ресурсы и ресурсы сети Интернет: https://edsoo.ru/rabochie-programmy/ https://resh.edu.ru/special-course/rossiia-moia-istoriia 48