Пояснительная записка
Под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную
деятельность,направленную на достижение планируемых результатов
освоения
основных
образовательныхпрограмм
(предметных,
метапредметных и личностных), осуществляемую в формах, отличныхот
урочной.
Внеурочная деятельность организуется в соответствии со следующими
нормативнымидокументами и методическими рекомендациями:
- Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 05.07.2022г.
№ТВ–1290/03
«О
направлении
методических
рекомендаций»
(Информационно-методическоеписьмо
об
организации
внеурочной
деятельности
в
рамках
реализации
обновленныхфедеральных
государственных образовательных стандартов начального общего и
основногообщего образования);
- Письмо Минпросвещения России от 17.06.2022 г. № 03-871 «Об
организациизанятий «Разговоры о важном»;
- Методические рекомендации по формированию функциональной
грамотностиобучающихся;
- Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования корганизациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей
и
молодежи»,
утвержденныхпостановлением
Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от28.09.2020 №
28 (далее – СП 2.4.3648-20);
- Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы итребования к обеспечению безопасности и (или) безвредности
для человека факторов средыобитания», утвержденных постановлением
Главного государственного санитарного врачаРоссийской Федерации от
28.01.2021 № 2 (далее – СанПиН 1.2.3685-21).
План внеурочной деятельности образовательной организации является
обязательнойчастью организационного раздела основной образовательной
программы, а рабочие программывнеурочной деятельности являются
обязательной частью содержательного раздела основнойобразовательной
программы.
В целях реализации плана внеурочной деятельности образовательной
организацией можетпредусматриваться использование ресурсов других
организаций (в том числе в сетевой форме),включая организации
дополнительного образования, организации культуры, физкультурноспортивные, детские общественные объединения и иныеорганизации,
обладающие необходимыми ресурсами.
Формы внеурочной деятельности предусматривают активность и
самостоятельностьобучающихся, сочетают индивидуальную и групповую
работы, обеспечивают гибкий режимзанятий (продолжительность,
последовательность), переменный состав обучающихся, проектнуюи
исследовательскую деятельность, экскурсии, походы, деловые игры и пр.
В соответствии с требованиями обновленных ФГОС НОО образовательная
организация обеспечивает проведение до 10 часов еженедельных занятий
внеурочной деятельности.
Содержательное наполнение внеурочной деятельности.
Часы внеурочной деятельности используются на социальное,
творческое, интеллектуальное,общекультурное, физическое, гражданскопатриотическое развитие обучающихся, создаваяусловия для их
самореализации и осуществляя педагогическую поддержку в преодолении
имитрудностей в обучении и социализации. Обязательным условием
организации
внеурочнойдеятельности
является
ее
воспитательная
направленность, соотнесенность с рабочей программойвоспитания
образовательной организации.
С
целью
реализации
принципа
формирования
единого
образовательного пространства навсех уровнях образования часы
внеурочной деятельности используются через реализациюмодели плана с
преобладанием
учебно-познавательной
деятельности,
когда
наибольшеевнимание уделяется внеурочной деятельности по учебным
предметам и формированиюфункциональной грамотности.
Планирование внеурочной деятельности.
С целью обеспечения преемственности содержания образовательных
программ начальногообщего и основного общего образования при
формировании плана внеурочной деятельностиобразовательной организации
предусмотрена часть, рекомендуемая для всех обучающихся:
- 1 час в неделю – на информационно-просветительские занятия
патриотической, нравственной иэкологической направленности «Разговоры о
важном» (понедельник, первый урок);
- 1 час в неделю – на занятия по формированию функциональной
грамотности обучающихся;
- 2 часа в неделю – на занятия «Орлята России»,
Кроме того, в план внеурочной деятельности включены:
- часы, отведённые на занятия, связанные с реализацией особых
интеллектуальных исоциокультурных потребностей,
- часы, отведённые на занятия, направленные на удовлетворение интересов и
потребностейобучающихся в творческом и физическом развитии (в том
числе организация занятий вшкольных театрах, школьных музеях, школьных
спортивных клубах).
Цели организации внеурочной деятельности в начальной школе:
создание условий для свободного общего развития обучающихся;
выравнивание стартовых возможностей учащихся первых классов;
обеспечение:
- готовности детей к продолжению образования на последующих ступенях
основного общего образования;
- личностного развития обучающихся в соответствии с индивидуальными
особенностями;
формирование у обучающихся:
- гражданской идентичности;
- здорового и безопасного образа жизни, элементарных правил поведения в
экстремальных ситуациях;
создание «ситуации успеха» для каждого ребенка;
содействие самореализации младших школьников и педагогов;
приобщение
младших
школьников
к
общекультурным
и
национальным ценностям, информационным технологиям.
Внеурочная деятельность в МАОУ СОШ № 8 организована с опорой на
основополагающие задачи воспитания и социализации младших школьников:
в области формирования личностной культуры обучающихся:
- формирование стремления к непрерывному образованию, самовоспитанию;
- утверждение универсальной духовно-нравственной компетенции –
«становиться лучше»;
- формирование основ нравственного самосознания личности – способности
осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения
моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей;
- осознание младшим школьником ценности
человеческой жизни,
формирование умения противостоять в пределах своих возможностей
действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и
нравственного здоровья, духовной безопасности;
- формирование нравственного смысла учения.
в области формирования социальной культуры обучающихся:
- формирование основ российской гражданской идентичности, патриотизма;
- чувства личной ответственности за Отечество;
- развитие навыков организации сотрудничества с педагогами, сверстниками,
родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
- развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и
сопереживания другим людям;
- формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным
российским религиям.
в области формирования семейной культуры обучающихся:
- формирование отношения к семье как к основе российского общества;
- формирование почтительного отношения к родителям, осознанного,
заботливого отношения к старшим и младшим;
- знакомство с культурно-историческими и этническими традициями
российской семьи.
Согласно ФГОС НОО, организация внеурочной деятельности детей
является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, а
воспитание рассматривается как ценностно-ориентированный процесс.
Расписание составляется отдельно для уроков и внеурочных занятий.
Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при
определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся.
Основное содержание рекомендуемых занятий внеурочной деятельности
отражено втаблице:
Направление
Количество
Основное содержание занятий
внеурочной
Часов
деятельности
в неделю
Информационно1
Основная цель: развитие
просветительские
ценностного отношения
занятия
обучающихсяк своей Родине –
патриотической,
России, населяющим ее людям,
нравственной и
ееуникальной истории, богатой
экологической
природе и великой культуре.
направленности
Основная задача: формирование
«Разговоры о важном»
соответствующейвнутренней
позиции личности школьника,
необходимой емудля
конструктивного и ответственного
поведения в обществе.
Основные темы занятий связаны с
важнейшими аспектамижизни
человека в современной России:
знанием роднойистории и
пониманием сложностей
современного мира,техническим
прогрессом и сохранением
природы,ориентацией в мировой
художественной культуре
иповседневной культуре
поведения,
доброжелательнымотношением к
окружающим и ответственным
отношением ксобственным
поступкам.
Занятия по
1
Основная цель: развитие
формированию
способности обучающихся
функциональной
применятьприобретённые знания,
грамотности
умения и навыки для решения
обучающихся
задач
в различных сферах
жизнедеятельности (обеспечение
связиобучения с жизнью).
Основная задача: формирование и
развитие
функциональнойграмотности
школьников: читательской,
Занятия, связанные с
реализацией особых
интеллектуальных и
социокультурных потребностей
обучающихся
Занятия, направленные на
удовлетворение интересов и
потребностей обучающихся в
творческом и физическом
развитии, помощь в
самореализации, раскрытии и
развитии способностей и
талантов
математической,естественнонаучной, финансовой,
направленной на
развитиекреативного мышления и
глобальных компетенций.
Основные организационные
формы:
курсы внеурочной деятельности.
Основная цель: интеллектуальное и
общекультурное
развитиеобучающихся,
удовлетворение их особых
познавательных,
культурных, оздоровительных
потребностей и интересов.
Основная задача: формирование
ценностного
отношенияобучающихся к
знаниям, как залогу их
собственного будущего,и к
культуре в целом, как к духовному
богатству общества,
сохраняющему национальную
самобытность народов России.
Основные направления
деятельности:
занятия в рамках
исследовательской и
проектной деятельности;
этнокультурными интересами
участников образовательных
отношений; дополнительные
занятия для школьников,занятия
для обучающихся с ограниченными
возможностямиздоровья или
испытывающими затруднения в
социальнойкоммуникации.
Основная цель: удовлетворение
интересов и
потребностейобучающихся в
творческом и физическом
развитии, помощь
всамореализации, раскрытии и
развитии способностей и
талантов.
Занятия,направленные
наудовлетворениесоциальных
интересови
потребностейобучающихся,
напедагогическоесопровождени
Основные задачи: раскрытие
творческих
способностейшкольников,
формирование у них чувства вкуса
и уменияценить прекрасное,
формирование ценностного
отношения ккультуре;
физическое развитие обучающихся,
привитие имлюбви к спорту и
побуждение к здоровому образу
жизни,воспитание силы воли,
ответственности,
формированиеустановок на защиту
слабых; оздоровление
школьников,привитие им любви к
своему краю, его истории,
культуре,природе, развитие их
самостоятельности и
ответственности,формирование
навыков самообслуживающего
труда.
Основные организационные
формы: занятия школьников
вразличных творческих
объединениях (музыкальных,
хоровыхили танцевальных студиях,
театральных кружках или
кружкаххудожественного
творчества, журналистских,
поэтических илиписательских
клубах и т.п.);
занятия школьников в спортивных
объединениях (секциях иклубах,
организация спортивных турниров
и соревнований);
занятия школьников в
объединениях туристско
краеведческойнаправленности
(экскурсии, развитие школьных
музеев).
Основная цель: развитие важных
для жизни подрастающегочеловека
социальных умений заботиться о
других иорганизовывать свою
собственную деятельность,
едеятельности
Социальноориентированныхуче
ническихсообществ, детских
общественных
объединений,
наорганизациюсовместно с
обучающимися
комплекса
мероприятий
воспитательной
направленности
лидировать иподчиняться, брать на
себя инициативу и
нестиответственность, отстаивать
свою точку зрения и
приниматьдругие точки зрения.
Основная задача: обеспечение
психологическогоблагополучия
обучающихся в образовательном
пространствешколы, создание
условий для развития
ответственности за
формирование макро и микро
коммуникаций,складывающихся в
образовательной
организации, пониманиязон
личного влияния на уклад
школьной жизни.
Основные организационные
формы:
педагогическое сопровождение
деятельности детскихобъединений;
волонтерских, трудовых,
экологическихтрядов, создаваемых
для социальноориентированно й
работы; постоянно действующего
школьного актива,инициирующего
и организующего проведение
личностнозначимых для
школьников событий
(соревнований,
конкурсов,фестивалей,флешмобов).
Школа несет в установленном законодательством Российской
Федерации порядкеответственность за качество образования, за его
соответствие федеральному государственномуобразовательному стандарту
основного общего образования, за адекватность применяемыхформ, методов
и
средств
организации
образовательного
процесса
возрастнымпсихофизиологическим
особенностям,
склонностям,
способностям, интересам обучающихся,требованиям охраны их жизни и
здоровья.
Режим организации внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность осуществляется во второй половине дня.
Расписание занятий внеурочной деятельности составляется с учетом
наиболееблагоприятного режима труда и отдыха обучающихся. При работе с
детьми осуществляетсядифференцированный подход с учетом возраста детей
и этапов их подготовки, чередованиемразличных видов деятельности
(мыслительной, двигательной).
Внеурочная деятельность организована на основе реализации рабочих
программ.Так же соблюдаются основные здоровьесберегающие требования к
осуществлению внеурочнойдеятельности:
• форма проведения занятий отличная от урока;
• соблюдение динамической паузы между учебными занятиями по
расписанию и внеурочнойдеятельностью в школе.
Материально-техническое обеспечение внеурочной деятельности
Для организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС нового
поколения в школеимеются следующие условия: спортивный зал,
медицинский кабинет, кабинет технологии,кабинет музыки, актовый зал,
библиотека, компьютерный класс, спортивная площадка.
Спортивный зал оснащен необходимым оборудованием и спортивным
инвентарем.
Школа располагает материальной и технической базой, обеспечивающей
организацию ипроведение всех видов деятельности обучающихся.
Материальная и техническая базасоответствует действующим санитарным и
противопожарным правилам и нормам, а такжетехническим и финансовыми
нормативам, установленным для обслуживания этой базы.
Кадровые условия для реализации внеурочной деятельности:
Уровень
квалификации
педагогов
соответствует
требованиям,
предъявляемым кквалификации по должностям «учитель» (приказ
Министерства здравоохранения и социальногоразвития Российской
Федерации от 26 августа 2010 г. №761н «Об утверждении
Единогоквалификационного справочника должностей руководителей,
специалистов и служащих», раздел«Квалификационные характеристики
должностей работников образования»).
Методическое обеспечение внеурочной деятельности
- методические пособия,
-интернет-ресурсы,
- мультимедийный блок.
Ожидаемые результаты внеурочной деятельности.
Воспитательный
результат
внеурочной
деятельности
непосредственное духовно-нравственное приобретение ребёнка благодаря
его участию в том или ином виде деятельности. Воспитательный эффект
внеурочной деятельности — влияние (последствие) того или иного духовнонравственного приобретения на процесс развития личности ребёнка. Все
виды внеурочной деятельности обучающихся на ступени начального общего
образования строго ориентированы на воспитательные результаты:
- готовность и способность к саморазвитию;
- сформированность мотивации к познанию, ценностно-смысловые
установки,отражающиеиндивидуально-личностные позиции, социальные
компетенции личностных качеств;
- сформированность основ гражданской идентичности.
Предметные:
- получение нового знания и опыта его применения.
Метапредметные:
- освоение универсальных учебных действий;
- овладение ключевыми компетенциями.
Воспитательный результат внеурочной деятельности - непосредственное
духовно-нравственное приобретение обучающегося благодаря его участию в
том или ином видедеятельности. Воспитательный эффект внеурочной
деятельности - влияние (последствие) тогоили иного духовно-нравственного
приобретения на процесс развития личности обучающегося.
Все виды внеурочной деятельности на уровне начального общего
образования строгоориентированы на воспитательные результаты.
Рабочие программы по внеурочной деятельности разработаны в
соответствии сметодическим конструктором, утверждены на заседании
педагогического совета школы.
Таким образом, план внеурочной деятельности на 2024-2025 учебный
год создаёт условиядля повышения качества образования, обеспечивает
развитие личности обучающихся.
План внеурочной деятельности на 2024 – 2025 учебный год
Начальное общее образование
1 классы
направления
Духовнонравственное
направление
Название курса
«Разговоры
важном»
о
1
33
1
33
1
33
1
33
132
1
33
1
33
1
33
1
33
132
2
33
2
33
2
33
2
33
132
«Занимательный
английский»
1
33
33
«Веселые
нотки»
1
33
33
«Здоровейка»
(баскетбол)
2
66
66
Формирование
Коммуникативная
функциональной
деятельность
грамотности
Социальное
«Орлята
России»
направление
Общеинтеллектуальное
направление
Общекультурное
направление
Спортивнооздоровительное
направление
1а
1б
1в
1г
всего
неделя год неделя год неделя год неделя год
2 классы
направления
Название курса
2а
2б
2в
2г
всего
неделя год неделя год неделя год неделя год
Духовнонравственное
направление
«Разговоры
важном»
о
Формирование
Коммуникативная
функциональной
деятельность
грамотности
Социальное
«Орлята
России»
направление
Общеинтеллектуальное
направление
Общекультурное
направление
«Раскрываем
секреты текста»
«Умники и
умницы»
«Моя
художественная
практика»
1
34
1
34
1
34
1
34
136
1
34
1
34
1
34
1
34
136
2
68
2
68
2
68
2
68
272
2
68
2
68
2
68
2
68
2
68
2
68
136
1
34
170
136
3 классы
направления
Духовнонравственное
направление
Название курса
«Разговоры
важном»
о
Формирование
Коммуникативная
функциональной
деятельность
грамотности
Социальное
«Орлята
России»
направление
Общеинтеллектуальное
направление
«Умники
умницы»
3а
3б
3в
3г
всего
неделя год неделя год неделя год неделя год
1
34
1
34
1
34
1
34
136
1
34
1
34
1
34
1
34
136
2
68
2
68
2
68
2
68
272
2
68
и
68
4 классы
направления
Духовнонравственное
направление
Название курса
«Разговоры
важном»
4а
4б
4в
4г
всего
неделя год неделя год неделя год неделя год
о
Формирование
Коммуникативная
функциональной
деятельность
грамотности
1
34
1
34
1
34
1
34
136
1
34
1
34
1
34
1
34
136
Социальное
направление
«Орлята
России»
Общеинтеллектуальное
направление
Общекультурное
направление
«Умники
и
умницы»
«В мире книг»
«Чтение – вот
лучшее учение»
2
68
2
68
2
68
2
68
272
1
34
2
68
2
68
170
2
68
1
34
102
1
34
34