ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебный план начального общего образования Муниципального
автономного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная
школа № 8 (далее - учебный план) для 1-4 классов, реализующих основную
образовательную программу начального общего образования, соответствующую
ФГОС НОО (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования») фиксирует общий
объём нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав
и структуру предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их
освоение по классам и учебным предметам.
Учебный план призван обеспечить реализацию целей и задач образования,
которые определены в основных нормативно-правовых документах:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской
Федерации»;
2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.07.2022 №
569 "О внесении изменений в федеральный государственный
образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021
г. № 286" (Зарегистрирован 17.08.2022 № 69676);
3. ФГОС НОО, утвержденный приказом Минпросвещения от 31.05.2021 №
286;
4. ФГОС НОО ОВЗ, утвержденный приказом Минобрнауки от 19.12.2014 №
1598;
5. ФАОП НОО для обучающихся с ОВЗ, утвержденная приказом
Минпросвещения от 23.11.2022 № 1023;
6. Приказ Минпросвещения от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
7. СП 2.4.3648-20, утвержденные постановлением главного санитарного врача
от 28.09.2020 № 28;
8. СанПиН 1.2.3685-21, утвержденные постановлением главного санитарного
врача от 28.01.2021 № 2;
9. Письмо Минпросвещения России от 15.02.2022 N АЗ-113/03 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Информационнометодическим
письмом о введении федеральных государственных образовательных
стандартов начального общего и основного общего образования»);
10. Письмо Минпросвещения России от 31.08.2023 N АБ-3569/07 "О
направлении разъяснений по организации образования обучающихся с ОВЗ
в 2023/24 уч. г." (вместе с "Методическими рекомендациями по введению
федеральных адаптированных основных общеобразовательных программ";
11. Приказ Минпросвещения России от 19.03.2024 № 171 «О внесении
изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской
Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ
начального общего образования, основного общего образования и среднего
общего образования»;
12. Устав МАОУ СОШ №8.
Учебный план является частью образовательной программы Муниципальное
автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная
школа № 8, разработанной в соответствии с ФГОС начального общего
образования, с учетом Федеральной образовательной программой начального
общего образования, и обеспечивает выполнение санитарно-эпидемиологических
требований СП 2.4.3648-20 и гигиенических нормативов и требований СанПиН
1.2.3685-21.
Учебный год в Муниципальном автономном общеобразовательном
учреждении средняя общеобразовательная школа № 8 начинается 01.09.2025 и
заканчивается 28.05.2026.
В 2025 – 2026 учебном году установлены следующие сроки учебного и
каникулярного периода:
1 четверть – с 01.09.2025 по 25.102025 г., осенние каникулы с 26.10.2025 по
04.11.2025 (10 календарных дней);
2 четверть – с 05.11.2025 по 30.12.2025, зимние каникулы с 31.12.2025 по
11.01.2026 (12 календарных дней);
3 четверть – с 12.01.2026 по 27.03.2026, весенние каникулы с 28.03.2026 по
05.04.2026 (9 календарных дней);
4 четверть – с 06.04.2026 по 28.05.2026 г.
Дополнительные каникулы для учащихся 1-х классов с 21.02.2026 по
01.03.2026 (9 календарных дней).
В начальной школе в 2025 – 2026 учебном году – 15 классов–комплектов.
Продолжительность учебного года в 1 классе - 33 учебные недели во 2-4
классах – 34 учебных недели.
Максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся
составляет в 1 классе - 21 час, во 2 – 4 классах – 23 часа .
в неделю
Образовательная недельная нагрузка распределяется равномерно в течение
учебной недели, при этом объем максимально допустимой нагрузки в течение дня
составляет:
для обучающихся 1-х классов - не превышает 4 уроков и один раз в
неделю - 5 уроков.
для обучающихся 2-4 классов - не более 5 уроков.
Распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким образом,
чтобы наибольший ее объем приходился на вторник и (или) среду. На эти дни в
расписание уроков включаются предметы, соответствующие наивысшему баллу
по шкале трудности либо со средним баллом и наименьшим баллом по шкале
трудности, но в большем количестве, чем в остальные дни недели.
Изложение нового материала, контрольные работы проводятся на 2 - 4-х
уроках в середине учебной недели. Продолжительность урока (академический
час) составляет 40 минут, за исключением 1 класса.
Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих
дополнительных требований:
учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в
первую смену;
использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии (в
сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре - по 4
урока по 35 минут каждый; январь - май - по 4 урока по 40 минут каждый).
Продолжительность выполнения домашних заданий составляет во 2-3
классах - 1,5 ч., в 4 классах - 2 ч.
С целью профилактики переутомления в календарном учебном графике в 1
классе предусматриваются
дополнительные каникулы в середине третьей
четверти.
Учебные занятия для учащихся 2-4 классов проводятся по 5-и дневной
учебной неделе.
Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части,
формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть
учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных
областей.
Учебный год делиться на четверти, по итогам которых выставляются отметки
за текущее освоение образовательных программ во 2 – 4 классах.
1. Учебный план направлен на решение следующих задач:
- достижение планируемых результатов освоения основной образовательной
программы (далее ООП) начального общего образования через организацию
урочной и внеурочной деятельности;
- выявление и развитие способностей обучающихся через систему кружков,
факультативов, организации общественно-полезной деятельности;
- эффективное использование времени, отведенного на реализацию части
основной образовательной программы, формируемой участниками учебного
процесса, в соответствии с запросами обучающихся и их родителей (законных
представителей);
- использование в образовательном процессе современных образовательных
технологий деятельностного типа;
- организация эффективной самостоятельной деятельности обучающихся.
Учебный план. Общие положения.
В учебном плане отражены:
- количество часов в неделю;
- максимальный объем учебной нагрузки обучающихся;
- учебные области и предметы.
Русский язык и литературное чтение, родной язык (русский язык,
литературное чтение)
Иностранный язык (английский язык)
Математика и информатика (математика)
Обществознание и естествознание (окружающий мир)
Искусство (музыка; изобразительное искусство)
Физическая культура (физическая культура)
Технология (труд (технология))
Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) (Основы светской
этики; Основы православной культуры).
Учебный план обеспечивает возможность обучения на государственном языке
Российской Федерации.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений,
обеспечивает
реализацию
индивидуальных
потребностей
обучающихся. Время, отводимое на данную часть учебного плана внутри
максимально допустимой недельной нагрузки, использовано на проведение урока
физической культуры в 1-х классах и на урок математики во 2 и 3 классах.
В Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа № 8 языком обучения является русский язык.
Выбор модуля, изучаемого в рамках курса ОРКСЭ, осуществляется
родителями (законными представителями) учащихся. Выбор
фиксируется
протоколами родительских собраний и письменными заявлениями родителей.
По запросам родителей (законных представителей) выбран модуль «Основы
светской этики», «Основы православной культуры». Целью комплексного курса
ОРКСЭ является формирование у учащихся мотиваций к осознанному
нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и
религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с
представителями других культур и мировоззрений.
Комплексный курс является светским. Сведения об истоках традиций и
культуры не рассматриваются как конкуренты научных знаний и результатов
научных исследований.
При изучении предметов английский язык осуществляется деление учащихся
на подгруппы при наполнении класса 25 человек и более.
Промежуточная аттестация – процедура, проводимая с целью оценки
качества освоения обучающимися части содержания (четвертное оценивание) или
всего объема учебной дисциплины за учебный год (годовое оценивание).
Промежуточная/годовая
аттестация
обучающихся
за
четверть
осуществляется в соответствии с календарным учебным графиком.
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Положением
школы о промежуточной аттестации обучающихся, системе оценивания знаний,
умений, навыков, компетенций обучающихся, с Приказами и инструктивными
письмами Министерства образования и науки РФ и Пермского края по итогам
учебного года в сроки, установленные календарным учебным графиком школы.
Годовая промежуточная аттестация во 2 - 4 классах проводится в
письменной форме и представляет собой письменные контрольные работы.
Промежуточная итоговая аттестация проводится во 2 - 4 классах в конце учебного
года.
Выбор модуля, изучаемого в рамках курса ОРКСЭ, осуществляется
родителями (законными представителями) учащихся. Выбор
фиксируется
протоколами родительских собраний и письменными заявлениями родителей.
По запросам родителей (законных представителей) выбран модуль «Основы
светской этики». Целью комплексного курса ОРКСЭ является формирование у
учащихся мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на
знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального
народа России, а также к диалогу с представителями других культур и
мировоззрений.
Комплексный курс является светским. Сведения об истоках традиций и
культуры не рассматриваются как конкуренты научных знаний и результатов
научных исследований.
Содержание образования во 2 – 4 классах реализуется через
образовательные предметы, обеспечивающие целостное восприятие мира,
формирование общей культуры и эрудиции ребенка, способного самостоятельно
добывать и применять знания.
Оценивание младших школьников в течение первого года обучения
осуществляются в форме словесных качественных оценок на критериальной
основе, в форме письменных заключений учителя, по итогам проверки
самостоятельных работ.
Оценка предметных результатов освоения ООП НОО осуществляется
учителем в ходе процедур текущего, тематического, промежуточного и итогового
контроля.
Промежуточная
аттестация
обучающихся
проводится,
начиная
со 2 класса, в конце каждого учебного периода по каждому изучаемому учебному
предмету в форме контрольных работ.
Формы промежуточной аттестации обучающихся.
Промежуточная аттестация – это установление уровня достижения
результатов
освоения
учебных
предметов,
предусмотренных
образовательной
программой,
проведение
диагностики
состояния
образовательного процесса и основных результатов образовательной
деятельности за учебный год.
Промежуточная аттестация проводится по каждому учебному
предмету. Годовая отметка во 2-4 классах выставляется на основе
четвертных отметок с учетом отметки, полученной за годовую контрольную
работу (тестирование). В 1 классе – безотметочное обучение. Определены
следующие формы промежуточной аттестации:
Предметные
области
Русский язык и
литературное
чтение
Учебные
предметы
Русский язык
Формы промежуточной аттестации
Средняя арифметическая отметка за четверть
Литературное
чтение
Иностранный
язык (английский
язык)
Математика
Средняя арифметическая отметка за четверть.
Окружающий
мир
Средняя арифметическая отметка за четверть
Основы
светской этики
Основы
православной
культуры
Музыка
Зачетная система. Защита проекта
(индивидуального или группового)
Изобразительное
искусство
Средняя арифметическая отметка за четверть
Технология
Труд (технология)
Средняя арифметическая отметка за четверть
Физическая
культура
Физическая
культура
Средняя арифметическая отметка за четверть
(нормативы физической подготовленности с
учетом индивидуальных особенностей).
Иностранный
язык
Математика и
информатика
Обществознание и
естествознание
(Окружающий
мир)
Основы
религиозных
культур и
светской этики
Искусство
Средняя арифметическая отметка за четверть
Средняя арифметическая отметка за четверть
Средняя арифметическая отметка за четверть
Порядок, периодичность, систему оценок и формы проведения
промежуточной аттестации обучающихся регулирует локальный акт
образовательной организации «Положение о формах, периодичности и порядке
проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
обучающихся».
Освоение основных образовательных программ начального общего
образования завершается итоговой аттестацией. Нормативный срок освоения
ООП НОО составляет 4 года.
Учебный план МАОУ СОШ № 8 на 2025 – 2026 учебный год
Начальное общее образование
классы
1 а, б,
2 а, б,
3 а, б,
4 а, б,
предметные
предметы
в
в, г
в, г
в, г
области
всего
количество часов
Русский язык и
литературное чтение,
родной язык
Иностранный язык
Математика и
информатика
Обществознание и
естествознание
(Окружающий мир)
Искусство
Физическая
культура
Технология
Основы религиозных
культур и светской
этики
русский язык
литературное
чтение
иностранный
язык
(английский
язык)
математика
окружающий
мир
музыка
изобразительное
искусство
физическая
культура
труд
(технология)
Основы
светской этики,
Основы
православной
культуры
итого
Часть,
формируемая
участниками
образовательного процесса
физическая культура
математика
Максимально допустимая недельная
нагрузка
Учебные недели
Всего часов за год
5
5
5
5
20
4
4
4
4
16
2
2
2
6
4
4
4
4
16
2
2
2
2
8
1
1
1
1
4
1
1
1
1
4
2
2
2
2
8
1
1
1
1
4
1
1
23
87
0
3
20
22
22
1
1
1
21
23
23
23
90
33
693
34
782
34
782
34
782
135
3039