ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебный план начального общего образования Муниципального
автономного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная
школа № 8 (далее - учебный план) для 1-4 классов, реализующих основную
образовательную программу начального общего образования, соответствующую
ФГОС НОО (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования») фиксирует общий
объём нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав
и структуру предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их
освоение по классам и учебным предметам.
Учебный план призван обеспечить реализацию целей и задач образования,
которые определены в основных нормативно-правовых документах:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской
Федерации»;
2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.07.2022 №
569 "О внесении изменений в федеральный государственный
образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021
г. № 286" (Зарегистрирован 17.08.2022 № 69676);
3. ФГОС НОО, утвержденный приказом Минпросвещения от 31.05.2021 №
286;
4. ФГОС НОО ОВЗ, утвержденный приказом Минобрнауки от 19.12.2014 №
1598;
5. ФАОП НОО для обучающихся с ОВЗ, утвержденная приказом
Минпросвещения от 23.11.2022 № 1023;
6. Приказ Минпросвещения от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
7. СП 2.4.3648-20, утвержденные постановлением главного санитарного врача
от 28.09.2020 № 28;
8. СанПиН 1.2.3685-21, утвержденные постановлением главного санитарного
врача от 28.01.2021 № 2;
9. Письмо Минпросвещения России от 15.02.2022 N АЗ-113/03 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Информационнометодическим
письмом о введении федеральных государственных образовательных
стандартов начального общего и основного общего образования»);
10. Письмо Минпросвещения России от 31.08.2023 N АБ-3569/07 "О
направлении разъяснений по организации образования обучающихся с ОВЗ
в 2023/24 уч. г." (вместе с "Методическими рекомендациями по введению
федеральных адаптированных основных общеобразовательных программ";
11. Приказ Минпросвещения России от 19.03.2024 № 171 «О внесении
изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской
Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ
начального общего образования, основного общего образования и среднего
общего образования»;
12. Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья».
13. Устав МАОУ СОШ №8.
Учебный план является частью образовательной программы Муниципальное
автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная
школа № 8, разработанной в соответствии с ФГОС начального общего
образования, с учетом Федеральной образовательной программой начального
общего образования, и обеспечивает выполнение санитарно-эпидемиологических
требований СП 2.4.3648-20 и гигиенических нормативов и требований СанПиН
1.2.3685-21.
Учебный год в Муниципальном автономном общеобразовательном
учреждении средняя общеобразовательная школа № 8 начинается 01.09.2025 и
заканчивается 28.05.2026.
В 2025 – 2026 учебном году установлены следующие сроки учебного и
каникулярного периода:
1 четверть – с 01.09.2025 по 25.102025 г., осенние каникулы с 26.10.2025 по
04.11.2025 (10 календарных дней);
2 четверть – с 05.11.2025 по 30.12.2025, зимние каникулы с 31.12.2025 по
11.01.2026 (12 календарных дней);
3 четверть – с 12.01.2026 по 27.03.2026, весенние каникулы с 28.03.2026 по
05.04.2026 (9 календарных дней);
4 четверть – с 06.04.2026 по 28.05.2026 г.
Дополнительные каникулы для учащихся 1-х классов с 21.02.2026 по
01.03.2026 (9 календарных дней).
В начальной школе в 2025 – 2026 учебном году – 15 классов–комплектов.
Продолжительность учебного года в 1 классе - 33 учебные недели во 2-4
классах – 34 учебных недели.
В начальной школе в 2024 – 2025 учебном году – 15 классов–комплектов.
Продолжительность учебного года в 1 классе - 33 учебные недели во 2-4
классах – 34 учебных недели.
Максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся в неделю
составляет в 1 классе - 21 час, во 2 – 4 классах – 23 часа .
Обучение проходит по системе учебников «Школа России».
Срок освоения АООП НОО с ТНР составляет:
- вариант 5.2. - 4 года;
Образовательная недельная нагрузка распределяется равномерно в течение
учебной недели, при этом объем максимально допустимой нагрузки в течение дня
составляет:
для обучающихся 1-х классов - не превышает 4 уроков и один раз в
неделю - 5 уроков.
для обучающихся 2-4 классов - не более 5 уроков.
Распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким образом,
чтобы наибольший ее объем приходился на вторник и (или) среду. На эти дни в
расписание уроков включаются предметы, соответствующие наивысшему баллу
по шкале трудности либо со средним баллом и наименьшим баллом по шкале
трудности, но в большем количестве, чем в остальные дни недели.
Изложение нового материала, контрольные работы проводятся на 2 - 4-х
уроках в середине учебной недели. Продолжительность урока (академический
час) составляет 40 минут, за исключением 1 класса.
Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих
дополнительных требований:
учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в
первую смену;
использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии
(в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябредекабре - по 4 урока по 35 минут каждый; январь - май - по 4 урока по
40 минут каждый).
Продолжительность выполнения домашних заданий составляет во 2-3
классах - 1,5 ч., в 4 классах - 2 ч.
С целью профилактики переутомления в календарном учебном графике в 1
классе предусматриваются
дополнительные каникулы в середине третьей
четверти.
Учебные занятия для учащихся 2-4 классов проводятся по 5-и дневной
учебной неделе.
Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части,
формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть
учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных
областей.
Часы коррекционно-развивающей области, не входят в предельно допустимую
учебную нагрузку, проводятся во внеурочное время. Реализация данной области
осуществляется за счет часов, отводимых на внеурочную деятельность. В учебном
плане количество часов в неделю на коррекционноразвивающие курсы указано на
одного обучающегося. Количество часов, отводимых в неделю на занятия
внеурочной деятельностью, составляет 10 часов, в том числе из них 7 часов в
неделю отводится на коррекционно-образовательную область в течение всего
срока обучения на уровне начального общего образования.
Учебный план направлен на решение следующих задач:
- достижение планируемых результатов освоения основной образовательной
программы (далее ООП) начального общего образования через организацию
урочной и внеурочной деятельности;
- выявление и развитие способностей обучающихся через систему кружков,
факультативов, организации общественно-полезной деятельности;
- эффективное использование времени, отведенного на реализацию части
основной образовательной программы, формируемой участниками учебного
процесса, в соответствии с запросами обучающихся и их родителей (законных
представителей);
- использование в образовательном процессе современных образовательных
технологий деятельностного типа;
- организация эффективной самостоятельной деятельности обучающихся.
Учебный план. Общие положения.
В учебном плане отражены:
- количество часов в неделю;
- максимальный объем учебной нагрузки обучающихся - учебные области и
предметы
Русский язык и литературное чтение, родной язык (русский язык,
литературное чтение)
Иностранный язык (английский язык)
Математика и информатика (математика)
Обществознание и естествознание (окружающий мир)
Искусство (музыка; изобразительное искусство)
Физическая культура (физическая культура)
Технология (труд (технология))
Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) (Основы светской
этики, Основы православной культуры).
Учебный план обеспечивает возможность обучения на государственном языке
Российской Федерации.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений,
обеспечивает
реализацию
индивидуальных
потребностей
обучающихся. Время, отводимое на данную часть учебного плана внутри
максимально допустимой недельной нагрузки, использовано на проведение урока
физической культура в 1-х класса и урока математики во 2 и 3 классах.
В Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа № 8 языком обучения является русский язык.
Выбор модуля, изучаемого в рамках курса ОРКСЭ, осуществляется
родителями (законными представителями) учащихся. Выбор
фиксируется
протоколами родительских собраний и письменными заявлениями родителей.
По запросам родителей (законных представителей) выбран модуль «Основы
светской этики», «Основы православной культуры». Целью комплексного курса
ОРКСЭ является формирование у учащихся мотиваций к осознанному
нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и
религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с
представителями других культур и мировоззрений.
Комплексный курс является светским. Сведения об истоках традиций и
культуры не рассматриваются как конкуренты научных знаний и результатов
научных исследований.
При изучении предметов английский язык осуществляется деление учащихся
на подгруппы при наполнении класса 25 человек и более.
Промежуточная аттестация – процедура, проводимая с целью оценки
качества освоения обучающимися части содержания (четвертное оценивание) или
всего объема учебной дисциплины за учебный год (годовое оценивание).
Промежуточная/годовая
аттестация
обучающихся
за
четверть
осуществляется в соответствии с календарным учебным графиком.
Промежуточная аттестация проходит на последней учебной неделе четверти.
Формы и порядок проведения промежуточной аттестации определяются
«Положением о формах, периодичности и порядке
текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа № 8.
Оценивание младших школьников в течение первого года обучения
осуществляются в форме словесных качественных оценок на критериальной
основе, в форме письменных заключений учителя, по итогам проверки
самостоятельных работ.
Оценка предметных результатов освоения ООП НОО осуществляется
учителем в ходе процедур текущего, тематического, промежуточного и итогового
контроля.
Промежуточная
аттестация
обучающихся
проводится,
начиная
со 2 класса, в конце каждого учебного периода по каждому изучаемому учебному
предмету в форме контрольных работ.
Формы промежуточной аттестации обучающихся.
Промежуточная аттестация – это установление уровня достижения
результатов
освоения
учебных
предметов,
предусмотренных
образовательной
программой,
проведение
диагностики
состояния
образовательного процесса и основных результатов образовательной
деятельности за учебный год.
Промежуточная аттестация проводится по каждому учебному
предмету. Годовая отметка во 2-4 классах выставляется на основе
четвертных отметок с учетом отметки, полученной за годовую контрольную
работу (тестирование). В 1 классе – безотметочное обучение. Определены
следующие формы промежуточной аттестации:
Предметные
области
Русский язык и
литературное
чтение
Учебные
предметы
Русский язык
Литературное
чтение
Формы промежуточной аттестации
Средняя арифметическая отметка за четверть.
Средняя арифметическая отметка за четверть
Иностранный
язык
Иностранный
язык (английский
язык)
Математика
Средняя арифметическая отметка за четверть
Окружающий
мир
Средняя арифметическая отметка за четверть
Основы
светской этики
Основы
православной
культуры
Музыка
Зачетная система. Защита проекта
(индивидуального или группового)
Изобразительное
искусство
Средняя арифметическая отметка за четверть
Технология
Труд (технология)
Средняя арифметическая отметка за четверть
Физическая
культура
Физическая
культура
Средняя арифметическая отметка за четверть
(нормативы физической подготовленности с
учетом индивидуальных особенностей).
Математика и
информатика
Обществознание и
естествознание
(Окружающий
мир)
Основы
религиозных
культур и
светской этики
Искусство
Средняя арифметическая отметка за четверть
Средняя арифметическая отметка за четверть
Порядок, периодичность, систему оценок и формы проведения
промежуточной аттестации обучающихся регулирует локальный акт
образовательной организации «Положение о формах, периодичности и порядке
проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
обучающихся».
Освоение основных образовательных программ начального общего
образования завершается итоговой аттестацией. Нормативный срок освоения
программы составляет 4 года.
Предметная область «Русский язык и литературное чтение» (русский язык и
литературное чтение) направлена на формирование функциональной
грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников. Специфика
начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми
учебными предметами, особенно с литературным чтением. Эти два предмета
представляют собой единую предметную область, в которой изучение русского
языка сочетается с обучением чтению и первоначальным литературным
образованием.
Система занятий по русскому языку (вариант 5.2.) предусматривает
овладение обучающимися различными способами и средствами речевой
деятельности, формирование языковых обобщений, правильное использование
языковых средств в процессе общения, учебной деятельности, закрепление
речевых навыков в спонтанной речи.
В связи с этим в процессе преподавания русского языка ставятся следующие
задачи:
а) сформировать первоначальные представления о единстве и многообразии
языкового пространства России, о языке как основе национального самосознания;
б) повысить уровень речевого и общего психического развития обучающихся с
тяжелыми нарушениями речи;
в) осуществлять профилактику специфических и сопутствующих (графических,
орфографических) ошибок;
г) закрепить практические навыки правильного использования языковых средств
в речевой деятельности;
д)
сформировать
фонематические,
лексические,
морфологические,
синтаксические обобщения, а в дальнейшем и осознание некоторых правил языка
на уроках русского языка, литературного чтения, развития речи;
е) формировать "чувство" языка, умение отличать правильные языковые формы
от неправильных;
ж) выработать навыки правильного, аккуратного, разборчивого, грамотного
письма;
з) развить умение точно выражать свои мысли в устной и письменной форме;
и) овладеть способностью пользоваться устной и письменной речью для решения
соответствующих возрасту бытовых задач;
к) расширить и обогатить опыт коммуникации обучающихся в ближнем и
дальнем окружении;
л) обеспечить условия для коррекции нарушений устной речи, профилактики и
коррекции дислексии, дисграфии и дизорфографии.
Курс русского языка для обучающихся с ТНР (вариант 5.2.) включает
следующие разделы: "Фонетика и орфоэпия", "Графика", "Лексика (состав слова,
морфология)", "Синтаксис", "Орфография и пунктуация" "Развитие речи».
Учитывая особенности обучающихся с ТНР, отдельно выделяется раздел
"Чистописание". На совершенствование каллиграфически правильного письма
рекомендуется отводить в 1 (дополнительном), 1 классах - 5 минут урока три раза
в неделю, во 2 - 4 классах - 10 минут на каждом уроке русского языка.
Предметная область «Иностранный язык» (иностранный язык) направлена
на освоение обучающимися первоначальных лингвистических представлений,
необходимых для овладения на элементарном уровне устной и письменной
речью на иностранном языке, расширение лингвистического кругозора;
формирование дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого
языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с
детским фольклором и доступными образцами детской художественной
литературы. Изучение иностранного языка начинается со 2 класса. Объем
учебного времени составляет 68 часов (2 часа в неделю).
Предметная область «Математика и информатика» (математика) направлена
на овладение основами логического и алгоритмического мышления,
пространственного воображения и математической речи.
Предметная область «Обществознание и естествознание» (окружающий
мир) направлена на овладение основами культурологической грамотности и
соответствующих ей компетенций: умения использовать разные методы
познания, соблюдать правила поведения в природе и обществе, способность
оценивать свое место в окружающем мире, участвовать в его созидании и др.
Предмет «Окружающий мир» помогает ученику в формировании
личностного восприятия, эмоционально-положительного отношения к миру
природы и культуры, воспитывает духовность, активность, компетентность
подрастающего поколения России, способного на созидание во имя родной
страны и планеты Земля.
Предметная область «Основы религиозных культур и светской этики».
Предмет «Основы религиозных культур и светской этики», далее – ОРК и СЭ,
реализуется как обязательный в объеме 1 часа в 4-х классах. Один из модулей
ОРК и СЭ («Основы светской этики», «Основы православной культуры»)
выбирается родителями (законными представителями) обучающихся.
Предметная область «Искусство» (изобразительное искусство, музыка) на
развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений
изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах
своего отношения к окружающему миру.
Предмет «Изобразительное искусство» изучается в объеме 34 часов (1 час в
неделю).
Предмет «Музыка» изучается в объеме 34 часов (1 час в неделю).
Предметная область «Технология» (труд (технология) формирует практикоориентированную направленность содержания обучения, которая позволяет
реализовать практическое применение знаний, полученных при изучении других
учебных предметов (математика, окружающий мир, изобразительное искусство,
русский язык, литературное чтение), в интеллектуально-практической
деятельности учащегося; это, в свою очередь, создает условия для развития
инициативности, изобразительности, гибкости мышления у обучающихся.
Овладение технологическими приемами ручной обработки материалов.
Предметная область «Технология» (труд (технология) изучается в объеме
34 часов (1 час в неделю).
Предметная область Физическая культура (физическая культура) изучается
в объеме 2-х часов в неделю со 2 по 4 классы. Занятия по физической культуре
проводятся в строгом соответствии с группой здоровья. Коррекционная работа
осуществляется во внеурочное время в объеме не менее 7 часов
По АООП (вариант 5.2) в коррекционно-развивающей области выделены
следующие коррекционные курсы:
Коррекционно-развивающие занятия по русскому языку - с целью
восполнения возникающих пробелов в знаниях по учебному предмету,
пропедевтики изучения сложных разделов учебной программы, овладения
орфографическими навыками.
Логопедические коррекционно-развивающие занятия - с целью
формирования навыков письменной речи, по развитию графомоторных навыков;
коррекции звукопроизношения и слоговой структуры слова, формированию
звуковой стороны речи; формирования полноценного навыка чтения, развития
связной речи.
Психолог. Коррекционно-развивающие занятия - с целью развития и
коррекции психических процессов.
Формами проведения промежуточной аттестации являются:
- Диктант с грамматическим заданием
- Контрольная работа
- Комплексная контрольная работа (система заданий по основным предметам
Учебного плана, составленных к предлагаемому для чтения тексту. Работа
направлена на выявление уровня сформированности универсальных учебных
действий обучающегося).
Учебный план МАОУ СОШ № 8 обучающихся с ОВЗ на 2025 – 2026 учебный год
Начальное общее образование (вариант 5.2.)
классы
предметные
предметы
1 классы 2 классы 3 классы 4 классы
всего
области
количество часов
Русский язык и
русский язык
4
4
4
12
литературное чтение,
родной язык
обучение
6
6
грамоте
литературное
4
4
4
12
чтение
Иностранный язык
иностранный
язык
3
(английский
язык)
Математика и
математика
4
4
4
4
16
информатика
Обществознание и
окружающий
естествознание
мир
2
2
2
2
8
(Окружающий мир)
Искусство
музыка
1
1
1
1
4
Физическая
культура
Технология
Основы религиозных
культур и светской
этики
изобразительное
искусство
физическая
культура
Труд
(технология)
Основы
светской этики,
Основы
православной
культуры
итого
Часть,
формируемая
участниками
образовательного процесса
физическая культура
математика
русский язык
1
1
1
1
4
2
2
2
2
8
1
1
1
1
4
1
1
17
20
20
21
78
4
3
3
2
12
1
3
1
1
1
1
1
английский язык
Максимально допустимая недельная
нагрузка
Учебные недели
-
1
1
1
21
23
23
23
90
33
34
34
34
135
1 классы
Внеурочная деятельность
Коррекционные курсы:
- произношение
- развитие речи
- логопедическая ритмика
- индивидуальные и подгрупповые
логопедические занятия
Внеурочная деятельность
классы
2 классы 3 классы 4 классы
количество часов
всего
10
10
10
10
40
7
7
5
5
24
1
1
2
2
1
1
6
2
2
2
2
8
2
2
2
2
8
3
3
5
5
16
2