Пояснительная записка
Особенности организации внеурочной деятельности
в 2025-2026 учебном году
Под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную
деятельность, направленную на достижение планируемых результатов освоения
основной образовательной программы среднего общего образования (личностных,
метапредметных и предметных), осуществляемую в формах, отличных от урочной.
Внеурочная деятельность является неотъемлемой и обязательной частью
основной общеобразовательной программы среднего общего образования.
План внеурочной деятельности МАОУ СОШ №8 обеспечивает реализацию
требований ФГОС COO и определяет общий и максимальный объем нагрузки
обучающихся в рамках внеурочной деятельности, состав и структуру направлений и
формы внеурочной деятельности. Количество часов, выделяемое на внеурочное
деятельность, составляет за 2 года обучения 680 часов.
План реализует индивидуальный подход в процессе внеурочной деятельности,
позволят обучающимся раскрыть свои интеллектуальные, спортивные, творческие
способности и интересы.
Занятия проводятся на базе школы в учебных кабинетах, в компьютерном
классе, в спортивном зале, на стадионе, а также за пределами школы с
использованием культурно-образовательного пространства города: музеи, выставки,
библиотеки,
кинотеатры,
театры,
парки,
скверы,
улицы
города,
профессиональныеплощадки CПO, ВУЗов.
Таким образом, план внеурочной деятельности на 2025-2026 учебный год
создает условия для повышения качества, образования, обеспечивает развитие
личности обучающихся, способствует профессиональному самоопределению
обучающихся с учетом возможностей образовательного учреждения.
Внеурочная деятельность организуется в соответствии со следующими
нормативными документами и методическими рекомендациями:
1.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской
Федерации».
2.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 г. №413
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
среднего общего образования»
3.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
12.08.2022 № 732 «О внесении изменений в федеральный государственный
образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17
мая 2012г. № 413»
4.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
18.05.2023 № 371 «Об утверждении федеральной образовательной программы
среднего общего образования»
5.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
01.02.2024 № 62 «О внесении изменений в некоторые приказы
Минпросвещения России, касающиеся федеральных образовательных
программ основного общего образования и среднего общего образования»
6.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
19.03.2024 № 171 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства
просвещения
Российской
Федерации,
касающиеся
федеральных
образовательных программ основного общего образования и среднего общего
образования»
7.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 марта 2021 г. № 115
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности
по
основным
общеобразовательным
программам
образовательным программам начального общего, основного общего и
среднего общего образования»
8.
Приказ Министерства просвещения России от 20.05.2022 № 858 «О
федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования,
осуществляющими
образовательную
деятельность
и
установлении предельного срока использования исключенных учебников» с
изменениями и дополнениями от 21.02.2024 № 119, от 21.05.2024 № 347)
9. Приказ Минпросвещения России от 09.10.2024 № 704 «О внесении
изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской
Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ начального
общего образования, основного общего образования и среднего общего
образования»
10. Приказ Министерства просвещения России от 26.06.2025 № 495 «О
федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования,
осуществляющими
образовательную
деятельность
и
установлении предельного срока использования исключенных учебников»
11. Приказ Минпросвещения России от 18.07.2024 № 499 «Об утверждении
федерального перечня электронных образовательных ресурсов, допущенных к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего
общего образования"
12. Приказ Министерства просвещения России от 05.10.2020 № 546 «Об
утверждении Порядка заполнения, учета и выдачи аттестатов об основном
общем и среднем общем образовании и их дубликатов»
13. Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных
правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания»
14. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 17.03.2025 № 2 «О внесении изменений в санитарные правила и
нормы СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания»
15. Устав МАОУ СОШ № 8
16. Письмо Минпросвещения России от 17.06.2022 г. № 03-871 «Об
организации занятий «Разговоры о важном»
17. Методические рекомендации по формированию функциональной
грамотности обучающихся
18. Основная образовательная программа среднего общего образования
МАОУ СОШ № 8.
План внеурочной деятельности образовательной организации является
обязательной частью организационного раздела основной образовательной
программы, а рабочие программы внеурочной деятельности - обязательной частью
содержательного раздела основной образовательной программы.
Формы внеурочной деятельности предусматривают активность и
самостоятельность обучающихся, сочетают индивидуальную и групповую работы,
обеспечивают гибкий режим занятий (продолжительность, последовательность),
переменный состав обучающихся, проектную и исследовательскую деятельность,
экскурсии, походы, деловые игры и пр.
Допускается формирование учебных групп из обучающихся разных классов в
пределах одного уровня образования.
В соответствии с требованиями обновленных ФГОС COO образовательная
организация обеспечивает проведение до 10 часов еженедельных занятий
внеурочной деятельности.
3. Содержательное наполнение внеурочной деятельности
Часы внеурочной деятельности используются на социальное, творческое,
интеллектуальное, общекультурное, физическое, гражданско-патриотическое
развитие обучающихся, создавая условия для их самореализации и осуществляя
педагогическую поддержку в преодолении ими трудностей в обучении и
социализации. Обязательным условием организации внеурочной деятельности
является ее воспитательная направленность, соотнесенность с рабочей программой
воспитания образовательной организации.
С целью реализации принципа формирования единого образовательного
пространства на всех уровнях образования часы внеурочной деятельности
используются через реализацию модели плана с преобладанием учебнопознавательной деятельности, когда наибольшее внимание уделяется внеурочной
деятельности по учебным предметам, формированию функциональной грамотности,
занятия
обучающихся
с
педагогами,
сопровождающими
проектноисследовательскую деятельность; профориентационные занятия обучающихся,
занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в
творческом и физическом развитии (в том числе организация занятий в школьных
театрах, школьных музеях, школьных спортивных клубах).
Внеурочная деятельность осуществляется на основе оптимизационной модели
организации внеурочной деятельности и объединяет все виды деятельности
школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и
целесообразно решение задач воспитания и социализации детей.
Цель внеурочной деятельности - создание условий, обеспечивающих
достижение учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и
формирования у обучающихся принимаемой обществом системы ценностей,
создание условий для многогранного развития и социализации каждого
обучающегося во внеурочное время, создание воспитывающей среды,
обеспечивающей активизацию социальных,
интеллектуальных интересов
обучающихся, развитие здоровой, творчески растущей личности, с сформированной
гражданской ответственностью и правовым самосознанием, способной на социально
значимую практическую деятельность.
Ведущими идеями плана внеурочной деятельности МАОУ СОШ № 8
являются:
создание условий для достижения обучающимися уровня образованности,
соответствующего их личностному потенциалу;
ориентация на достижение учениками социальной зрелости;
удовлетворение образовательных потребностей учащихся и их родителей.
При этом решаются следующие основные педагогические задачи:
включение учащихся в разностороннюю деятельность;
формирование навыков позитивного коммуникативного общения;
развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с
педагогами,сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих
проблем;
воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей,
целеустремленности и настойчивости в достижении результата;
развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям
(человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура);
формирование стремления к здоровому образу жизни;
подготовка учащихся к активной и полноценной жизнедеятельности в
современном мире.
Планирование внеурочной деятельности
С целью обеспечения преемственности содержания образовательных
программ основного общего образования и среднего общего образования при
формировании плана внеурочной деятельности образовательной организации
предусмотрена часть, рекомендуемая для всех обучающихся:
1 час в неделю – на информационно-просветительские занятия
патриотической, нравственной и экологической направленности «Разговоры о
важном» (понедельник, первый урок);
1 час в неделю – на занятия, направленные на удовлетворение
профориентационных интересов и потребностей обучающихся (программа
внеурочной деятельности «Россия – мои горизонты» в рамках единой модели
профориентации).
2 часа в неделю – на занятия по формированию функциональной грамотности
обучающихся по направлениям «Читательская грамотность» и «Финансовая
грамотность» (по 1 часу на каждое).
В связи с уменьшением количества обучающихся в 2025/2026 учебном году
организован один 11 класс с двумя профилями (социально-экономический и
естественнонаучный). Внеурочная деятельность спланирована с учетом специфики
профиля и взаимосвязи с учебной деятельностью.
Кроме того, в вариативную часть плана внеурочной деятельности включены:
часы, отведенные на занятия, связанные с реализацией особых
интеллектуальных и социокультурных потребностей обучающихся;
часы, отведенные на занятия, направленные на удовлетворение интересов и
потребностей, обучающихся в творческом и физическом развитии;
занятия, направленные на удовлетворение социальных интересов и
потребностей обучающихся, на педагогическое сопровождение деятельности
социально-ориентированных ученических сообществ, детских общественных
объединений, органов ученического самоуправления, на организацию совместно
собучающимися комплекса мероприятий воспитательной направленности.
В связи с невыполнением учебного плана по элективному курсу
«Информационные модели и системы» в 2024/25 учебном году в 10-х классах (10
«А» класс - 27 часов, 10 «А» класс - 26 часов) предусмотрено освоение
неизученного материала в 11 классе за счет часов внеурочной деятельности (курс
«Избранные вопросы информатики».
Основное содержание рекомендуемых занятий внеурочной деятельности отражено в
таблице:
№
Направление
внеурочной
деятельности
Программа
1.
Информационнопросветительские
занятия
патриотической,
нравственной и
экологической
направленности
Разговоры о важном
2.
Занятия, направленные Россия - мои горизонты
на удовлетворение
профориентационных
интересов и
потребностей
обучающихся
10 А
СЭП
1
1
1
1
1
1
1
1
ПРОФ. Мед
4.
11
ЕНП
Профессиональное
самоопределение
3.
10Б
1
Занятия по
формированию по
функциональной
грамотности
Функциональная грамотность
(Читательская грамотность)
1
1
1
Функциональная грамотность
(финансовая грамотность)
1
1
1
Занятия, связанные с
реализацией
особых
интеллектуальных
и
социокультурных
потребностей
обучающихся
Предметные недели,
олимпиады,
проектная
деятельность.
Осуществляется
учителями-предметниками,
классными руководителями в
процессе реализации программы
воспитательной работы
Шаг в медицину
2
Прикладная физика
Россия – моя история
2
1
1
Избранные вопросы информатики
5.
6.
Занятия, направленные Спортград
на удовлетворение
интересов и
потребностей
Начальная военная подготовка
обучающихся в
творческом и
физическом развитии,
помощь в
самореализации,
раскрытии и развитии
способностей и
талантов.
Занятия, направленные
на удовлетворение
социальных интересов
и потребностей
обучающихся, на
педагогическое
сопровождение
деятельности
социальноориентированных
ученических
сообществ, детских
общественных
объединений, органов
ученического
самоуправления, на
организацию
совместно с
обучающимися
комплекса
мероприятий
воспитательной
направленности.
Педагогическое
сопровождение
деятельности детских объединений;
волонтерских,
трудовых,
экологических
отрядов,
создаваемых
для
социальноориентированной
работы;
постоянно
действующего
школьного актива, инициирующего
и
организующего
проведение
личностно
значимых
для
школьников
событий
(соревнований,
конкурсов,
фестивалей
капустников,
флешмобов); творческих советов,
отвечающих за проведение тех или
иных конкретных мероприятий,
праздников
вечеров,
акций.
Осуществляется
в
рамках
реализации
«Программы
воспитания МАОУ СОШ № 8».
Общее количество внеурочной деятельности
10 А
9
10 Б
10
11 А
9
ИТОГО
28
1
2
1
1
1
1
1