Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Практическая физика» разработана в
соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
среднего общего образования (утвержден Приказом Министерства просвещения Российской
Федерации № 413 от 17 мая 2012 г) с изменениями, внесенными приказами Министерства
образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. N 1645 (зарегистрирован
Министерством юстиции Российской Федерации 9 февраля 2015 г., регистрационный N 35953), от
31 декабря 2015 г. N 1578 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9
февраля 2016 г., регистрационный N 41020), от 29 июня 2017 г. N 613 (зарегистрирован
Министерством юстиции Российской Федерации 26 июля 2017 г., регистрационный N 47532),
приказами Министерства просвещения Российской Федерации от 24 сентября 2020 г. N 519
(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 декабря 2020 г.,
регистрационный N 61749), от 11 декабря 2020 г. N 712 (зарегистрирован Министерством юстиции
Российской Федерации 25 декабря 2020 г., регистрационный N 61828) и от 12 августа 2022 г. N
732 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 сентября 2022 г.,
регистрационный N 70034).
Программа разработана в соответствии с положением о рабочих программах учебных
предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей в
соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования.
Настоящая программа является составной частью основной образовательной программы
среднего общего образования МАОУ СОШ № 8, сформирована с учетом рабочей программы
воспитания, призвана обеспечить достижение личностных результатов. Программа
«ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИКА» предназначена для учащихся 11класса.
Цели курса внеурочной деятельности «Прикладная физика»
1. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе
решения физических задач и самостоятельного приобретения новых знаний;
2. Совершенствование полученных в основном курсе знаний и умений;
3. Формирование представителей о постановке, классификаций, приемах и методах решения
физических задач;
4. Применение знаний по физике для объяснения явлений природы, свойств вещества, решения
физических задач, самостоятельного приобретения и оценки новой информации физического
содержания.
Место курса внеурочной деятельности «Прикладная физика» в учебном плане
Возраст учащихся 16-18 лет.
Срок реализации программы 1 год.
Программа реализуется 2 модулями, каждый из которых рассчитан на 15 часов в первом и 19
часов во втором полугодии из расчета 1 час в неделю в течение 1 и 2 полугодия.
Для реализации рабочей программы возможно использование электронного обучения с
применением дистанционных образовательных технологий.
Содержание внеурочного курса «Прикладная физика»
№
п/п
1.
Раздел
Основные изучаемые вопросы
Электрическое поле.
Постоянный электрический ток.
Постоянный электрический ток в
различных средах.
Характеристика решения задач раздела: общее и разное,
примеры и приемы решения. Задачи разных видов на
описание электрического поля различными средствами:
законами сохранения заряда и законом Кулона, силовыми
линиями, напряженностью, разностью потенциалов,
энергией. Решение задач на описание систем
конденсаторов.
Задачи на различные приемы расчета сопротивления
сложных электрических цепей. Задачи разных видов на
описание
электрических
цепей
постоянного
электрического тока с помощью закона Ома для
замкнутой цепи, закона Джоуля—Ленца, законов
Последовательного и параллельного
соединений. Ознакомление с правилами Кирхгофа при
решении задач. Постановка и решение фронтальных
экспериментальных задач на определение показаний
приборов при изменении сопротивления тех или иных
участков цепи, на определение сопротивлений участков
цепи и т. д.
Решение задач на расчет участка цепи, имеющей ЭДС.
Задачи на описание постоянного электрического тока в
электролитах,
вакууме,
газах,
полупроводниках:
характеристика носителей, характеристика конкретных
явлений и др. Качественные, экспериментальные,
занимательные
задачи,
задачи
с
техническим
содержанием,
комбинированные задачи.
2.
Магнитное поле.
3.
Электромагнитные колебания и
волны.
Задачи разных видов на описание магнитного поля тока и
его действия: магнитная индукция и магнитный поток,
сила Ампера и сила Лоренца.
Задачи
разных
видов
на
описание
явления
электромагнитной индукции: закон электромагнитной
индукции, правило Ленца, индуктивность. Задачи на
переменный
электрический
ток:
характеристики
переменного
электрического
тока,
электрические
машины, трансформатор.
Задачи на писание различных свойств электромагнитных
волн: скорость, отражение, преломление, интерференция,
дифракция, поляризация. Задачи по геометрической
оптике: зеркала, оптические схемы. Классификация задач
по СТО и примеры их решения. Задачи на определение
оптической схемы, содержащейся в «черном ящике»:
конструирование, приемы и примеры решения.
Конструкторские задачи и задачи на проекты: плоский
конденсатор заданной емкости, генераторы различных
колебаний, прибор для измерения освещенности, модель
передачи электроэнергии и др.
4.
Квантовые свойства.
Квантовые свойства света. Алгоритм решения задач на
фотоэффект. Состав атома и ядра. Ядерные реакции.
Алгоритм решения задач на расчет дефекта масс и
энергетический выход реакций, закон радиоактивного
распада. Качественные, занимательные задачи, задачи с
техническим содержанием, комбинированные задачи.
Планируемые результаты
Личностные результаты
Патриотическое воспитание:
Проявление интереса к истории и современному состоянию российской физической
науки;
ценностное отношение к достижениям российских учёных физиков.
Гражданское и духовно-нравственное воспитание:
готовность к активному участию в обсужденииобщественно-значимых и этических
проблем, связанных с практическим применением достижений физики;
осознаниеважностиморально-этическихпринциповвдеятельностиучёного.
Эстетическое воспитание:
восприятие эстетических качеств физической науки: её гармоничного построения,
строгости, точности, лаконичности.
Ценности научного познания:
осознание ценности физической науки как мощного инструмента познания мира, основы
развития технологий, важнейшей составляющей культуры;
развитиенаучнойлюбознательности,интересакисследовательскойдеятельности.
Формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:
осознание ценности безопасного образа жизни в современном технологическом мире,
важности правил безопасного поведения на транспорте, на дорогах, с электрическим и тепловым
оборудованием в домашних условиях;
сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же
права у другого человека.
Трудовое воспитание:
активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края)
технологической и социальной направленности, требующих в том числе и физических знаний;
интерес к практическому изучению профессий, связанных с физикой.
Экологическое воспитание:
ориентация на применение физических знаний для решения задач в области
окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для
окружающей среды;
осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения.
Метапредметные результаты
Универсальные познавательные действия:
базовые логические действия: сравнивать объекты, устанавливать основания для
сравнения, устанавливать аналогии; объединять части объекта (объекты) по определенному
признаку; определять существенный признак для классификации, классифицировать
предложенные объекты; находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах,
данных и наблюдениях на основе предложенного педагогическим работником алгоритма;
выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе
предложенного алгоритма; устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях,
поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы;
базовые исследовательские действия: определять разрыв между реальным и
желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных педагогическим
работником вопросов; формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации; сравнивать
несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных
критериев); проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению
особенностей объекта изученияи связей между объектами (часть - целое, причина - следствие);
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного
наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования); прогнозировать
возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
работа с информацией: выбирать источник получения информации; согласно заданному
алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании
предложенного педагогическим работником способа ее проверки; соблюдать с помощью взрослых
(педагогических работников, родителей (законных представителей) несовершеннолетних
обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;
анализироватьисоздаватьтекстовую,видео,графическую,звуковую,информациювсоответствии
с
учебной задачей; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
Универсальные коммуникативные действия:
обобщение: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с
целями и условиями общения в знакомой среде; проявлять уважительное отношение к
собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; признавать возможность
существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать свое мнение; строить речевое высказывание в
соответствии с поставленной задачей; создавать устные и письменные тексты (описание,
рассуждение, повествование); готовить небольшие публичные выступления; подбирать
иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления;
совместная деятельность (сотрудничество): формулировать краткосрочные и
долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной
(типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения
промежуточных шагов и сроков; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить
действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат; выполнять
совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
Универсальные регулятивные действия:
самоорганизация: планировать действия по решению учебной задачи для получения
результата; формирование действий целеполагания, включая способность ставить новые учебные
цели и задачи, планировать их реализацию, осуществлять выбор эффективных путей и средств
достижения целей,
самоконтроль:
устанавливать
причины
успеха/неудач
учебнойдеятельности;контролироватьиоцениватьсвоидействия,вноситьсоответствующиекорректи
выв их выполнение.
эмоциональный интеллект: различать, называть и управлять собственными эмоциями и
эмоциями других; выявлять и анализировать причины эмоций; ставить себя на место другого
человека, понимать мотивы и намерения другого; регулировать способ выражения эмоций;
принятие себя и других: осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
признавать свое право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и других, не осуждая;
открытость себе и другим; осознавать невозможность контролировать все вокруг.
Предметные результаты
• планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя
оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;
• выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме;
• распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного
исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из
исследования выводы;
• использовать такие методы и приёмы, как абстракция и идеализация, доказательство,
доказательство от противного, доказательство по аналогии, опровержение, контрпример,
индуктивные и дедуктивные рассуждения, построение и исполнение алгоритма;
• использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как наблюдение, постановка
проблемы, выдвижение «хорошей гипотезы», эксперимент, моделирование, использование
математических моделей, теоретическое обоснование, установление границ применимости
модели/теории;
• использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и
исторических наук: постановка проблемы, опросы, описание, сравнительное историческое
описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов;
• ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства,
адекватные обсуждаемой проблеме;
• отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям,
мнениям, оценкам, реконструировать их основания;
• видетьикомментироватьсвязьнаучногознанияиценностныхустановок,моральных суждений
при получении, распространении и применении научного знания;
• самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и
социальный проект;
• использовать догадку, озарение, интуицию;
• использовать такие математические методы и приёмы, как перебор логических
возможностей, моделирование;
• использоватьтакиеестественнонаучныеметодыиприёмы,какабстрагированиеот
привходящих факторов, проверка на совместимость с другими известными фактами;
• использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и
исторических наук: анкетирование, моделирование, поиск исторических образцов;
• использоватьнекоторыеприёмыхудожественногопознаниямира:целостноеотображение
мира, образность, художественный вымысел, органическое единство общего особенного
(типичного) и единичного, оригинальность;
• целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать
новые языковые средства;
• осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество
выполненного проекта.
Тематическоепланирование
№
1
2
Тема
Электрическое поле.
Постоянный
электрический ток.
Постоянный
электрический ток в
различных средах.
Магнитное поле.
Колво
часов
11
5
Основные виды
деятельности
Познавательная
Познавательная
Формы
проведения
занятий
Проект,
беседа,
Круглый стол
https://resh.edu.ru/subje
ct/28/
Проект,
беседа,
Круглый стол
https://resh.edu.ru/subje
ct/28/
3
Электромагнитные
колебания и волны.
12
Познавательная
Проект,
беседа,
Круглый стол
4
Квантовые свойства.
6
Познавательная
Проект,
беседа,
Круглый стол
Итого: 34часов
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
http://class-fizika.ru/
http://class-fizika.ru/
https://resh.edu.ru/subje
ct/28/
http://class-fizika.ru/
https://resh.edu.ru/subje
ct/28/
http://class-fizika.ru/
Поурочное планирование
Кол-во
часов
Эл.учебнометодич.
обеспечение
https://resh.edu.ru/sub
ject/28/
№
Тема
1
1
Характеристика решения задач
раздела: общее и разное, примеры
и приемы решения.
Задачи разных видов на описание
электрического поля различными
средствами: законами сохранения
заряда и законом Кулона,
Силовыми иниями,
напряженностью.
1
Задачи разных видов на описание
электрического поля различными
средствами: разностью
потенциалов, энергией.
1
Решение задач на описание систем
конденсаторов.
1
4
Законы последовательного и
параллельного соединений.
1
5
Задачи разных видов на описание
электрических цепей постоянного
электрического тока с помощью
закона Ома для замкнутой цепи.
1
Задачи разных видов на описание
электрических цепей постоянного
электрического тока с помощью
закона Джоуля — Ленца, расчет
КПД электроустановок.
1
8
Конструкторские задачи
1
Решение задач на расчет участка
цепи, имеющей ЭДС.
1
9
Постановка и решение
фронтальных экспериментальных
задач на определение показаний
приборов.
Задачи на описание постоянного
электрического тока в
электролитах, вакууме, газах,
полупроводниках.
1
Задачи разных видов на описание
магнитного поля тока и его
Действия на проводник с током.
Сила Ампера.
1
2
3
6
7
10
11
12
http://class-fizika.ru/
1
Дата изучения
План
Факт
1
25
Задачи разных видов на описание
магнитного поля тока и его
Действия на движущийся заряд.
Сила Лоренца.
Решение графических задач на
определение силы Ампера и силы
Лоренца.
Задачи разных видов на описание
явления электромагнитной
индукции и самоиндукции: закон
электромагнитной индукции,
правило Ленца, индуктивность.
Задачи на переменный
электрический ток:
Характеристики
переменного электрического
тока.
Задачи на переменный
электрический ток: электрические
машины, трансформатор.
Задачи на описание различных
свойств электромагнитных волн:
скорость, отражение,
преломление, интерференция,
дифракция, поляризация.
Задачи по геометрической оптике:
зеркала, призмы, линзы,
оптические схемы.
Задачи на описание различных
свойств электромагнитных волн:
интерференция, дисперсия.
Задачи на описание различных
свойств электромагнитных волн:
дифракция, поляризация.
Задачи на определение оптической
схемы, содержащейся в «черном
ящике»: конструирование, приемы
и примеры
решения.
Экспериментальные задачи с
использованием приборов.
Классификация задач по СТО и
примеры их решения.
Конструкторские задачи.
26
Конструкторские задачи.
1
Квантовые свойства света.
Решение задач на фотоэффект и
характеристики фотона.
Решение задач на характеристики
фотона.
Состав атома и ядра. Ядерные
реакции. Решение задач на
атомную и ядерную физику.
1
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
27
28
29
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Алгоритм решения задач на расчет
1
1
32
Дефекта масс и энергетический
выход реакций.
Алгоритм решения задач на закон
радиоактивного распада.
Конструкторские задачи.
33
Комбинированные задачи
1
34
Комбинированные задачи
1
30
31
1
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Методические материалы для
ученика
1. https://resh.edu.ru/subject/28/
2. http://class-fizika.ru/
3. https://xn--80aa3ak5a.xn-p1ai/http://sverhzadacha.ucoz.ru/index/0-95
Методические материалы для учителя
https://imc-mosk.ru/files/innov/
ind_proekt_16.09.19.pdfhttps://xn-80aa3ak5a.xn--p1ai/
http://sverh-zadacha.ucoz.ru/index/0-95