ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта среднего общего образования,
ориентирована на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся
и направлена на достижение планируемых результатов освоения Программы
среднего общего образования с учётом выбора участниками образовательных
отношений курсов внеурочной деятельности. Это позволяет обеспечить
единство обязательных требований ФГОС во всём пространстве школьного
образования: не только на уроке, но и за его пределами. Актуальность
реализации данной программы обусловлена потребностью старшеклассников
в
самоопределении,
в
том
числе
в
определении
сферы
будущей
профессиональной деятельности. А это влечёт за собой необходимость в
педагогическом
сопровождении
профессионального
самоопределения
школьников, в развитии мотивации школьника к осуществлению трудовой
деятельности,
в
формировании
готовности
школьников
к
выбору
профессионального пути и к обучению в течение всей жизни. Эти важные
задачи лишь отчасти решаются в учебном процессе. Работа по программе
внеурочной деятельности «Профильное самоопределение» позволит педагогу
реализовать эти актуальные для личностного развития учащегося задачи.
Программа станет востребованной школьниками, которые планируют после
окончания средней школы продолжить обучение в колледжах, техникумах и
ВУЗах. Сегодня профессионалу любой сферы деятельности необходимо
владеть набором универсальных навыков, поэтому программа ориентирована
на всех школьников вне зависимости от профиля (направленности)
предполагаемой будущей профессии.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
«ПРОФИЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ»
Главная
цель
изучения
элективного
курса
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Профессиональное
самоопределение» заключается в формировании у школьника внутренней
готовности к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и
реализации перспектив своего развития (профессионального, жизненного и
личностного), готовность рассматривать себя развивающимся во времени и
самостоятельно находить личностно значимые смыслы в конкретной
профессиональной деятельности.
Основные задачи:
повышение профессиональной грамотности учащихся;
формирование
у
учащихся
профессиональной
направленности,
профессионального самосознания и призвания, положительного отношения к
себе как субъекту будущей профессиональной деятельности;
формирование потребности в профессиональном самосовершенствовании;
создание комфортных условий для получения практического опыта в
профессии,
развитие творческих способностей подростков;
развитие способности к определению алгоритма конкретных шагов для
достижения поставленной цели; способность к рефлексии совершенной
деятельности и выбору способа предъявления достигнутых результатов
социуму.
МЕСТО
КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ПРОФИЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа реализуется в работе со школьниками 10-х классов,
рассчитана на 34 часа, в рамках которых предусмотрены такие формы
работы,
как
беседы,
дискуссии,
мастер-классы,
решения
кейсов,
коммуникативные и деловые игры, консультации педагога и психолога.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Планируемые результаты освоения программы курса внеурочной
деятельности
конкретизируют
«Профессиональное
общее
понимание
самоопределение»
личностных,
уточняют
метапредметных
и
и
предметных результатов как с позиций организации их достижения в
образовательной деятельности, так и с позиций оценки достижения этих
результатов.
Результаты изучения курса по выбору обучающихся должны отражать:
1) развитие личности обучающихся средствами предлагаемого для изучения
учебного предмета, курса: развитие общей культуры обучающихся, их
мировоззрения, ценностно-смысловых установок, развитие познавательных,
регулятивных и коммуникативных способностей, готовности и способности к
саморазвитию и профессиональному самоопределению;
2)
овладение
систематическими
знаниями
и
приобретение
опыта
осуществления целесообразной и результативной деятельности;
3) развитие способности к непрерывному самообразованию, овладению
ключевыми
компетентностями,
составляющими
основу
умения:
самостоятельному приобретению и интеграции знаний, коммуникации и
сотрудничеству,
осознанному
эффективному
использованию
решению
(разрешению)
информационных
и
проблем,
коммуникационных
технологий, самоорганизации и саморегуляции;
4)
обеспечение
академической
мобильности
и
(или)
возможности
поддерживать избранное направление образования;
5) обеспечение профессиональной ориентации обучающихся.
Планируемые личностные результаты
Личностные результаты включают в
обучающихся
к
сформированность
познавательной
и
способность
саморазвитию
и личностному
самоопределению,
их
к
целенаправленной
мотивации
деятельности,
межличностных
отражающих
готовность
системы
отношений,
личностные и
обучению
и
значимых
социальных
ценностно-смысловых
гражданские
позиции
в
и
установок,
деятельности,
социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и
строить
жизненные
планы, способность к осознанию российской
идентичности вполикультурном социуме.
Планируемые метапредметные результаты
Метапредметные
результаты
включают
межпредметные
понятия
(регулятивные,
познавательные,
использования
в
и
учебной,
освоенные
обучающимися
учебные
действия
универсальные
коммуникативные),
познавательной
и
способность
социальной
их
практике,
самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и
организации
учебного сотрудничества
с
педагогами и сверстниками,
построение индивидуальной образовательной траектории.
Они должны отражать:
1)
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать
для себя
деятельности,
развивать
новые
задачи
мотивы
и
в
учебе
интересы
и
познавательной
своей познавательной
деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные,
осознанно выбирать
наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять
результата,
контроль своей
деятельности
определять способы
действий
в
процессе
достижения
в рамках предложенных
условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления
осознанного
выбора
в
учебной
и
познавательной
деятельности;
6) умение
определять понятия, создавать обобщения, устанавливать
аналогии, классифицировать,
самостоятельно выбирать основания и
критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи,
строить
логическое
рассуждение,
умозаключение
(индуктивное,
дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы,
модели и схемы для решения учебныхи познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать
учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками;
группе: находить общее
работать индивидуально и в
решение и разрешать конфликты на основе
согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и
отстаивать своёмнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с
задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
планирования и регуляции своей деятельности;
владение устной и
письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ–компетенции);
12)
формирование
и
развитие
экологического
мышления,
умение
применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике
и профессиональной ориентации.
Планируемые предметные результаты
Предметные результаты включают освоенные обучающимися в ходе
изучения учебных предметов умения специфические для данной предметной
области. Виды деятельности по получению нового знания в рамках
определенных учебных предметов, их преобразованию и применению в
учебных,
учебно-проектных
формирование
ключевых
научного
теориях,
и
типа
типах
и
социально-проектных
мышления,
видах
ситуациях,
научных представлений
отношений,
владение
терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
о
научной
В
результате
обучения
по
программе
внеурочной
деятельности
«Профессиональное самоопределение» обучающийся научится:
правилам
выбора
профессии;
сущности
и
этапам
выполнения
профессиональных проб; требованиям к выполнению и оформлению
исследовательского проекта, ясно излагать и оформлять выполненную
работу, представлять ее результаты, аргументированно отвечать на вопросы.
Обучающийся получит возможность научиться:
•
самостоятельному
приобретению
знаний
и
решению
проблем,
проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы
ее решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов
и/или
обоснование
и
реализацию/апробацию
принятого
решения,
обоснование и создание модели, прогноза, модели, макета, объекта,
творческого решения и т. п.;
•
умению раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в
соответствии с рассматриваемой проблемой;
•
самостоятельно планировать и управлять своей познавательной
деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для
достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в
трудных ситуациях.
Содержание курса внеурочной деятельности
«Профильное самоопределение»
Тема 1. Основы технологической культуры. Технологическая культура.
Сущность и содержание.
1.Сущность
и
технологической
содержание
культуры,
технологической
технологическая
культуры:
среда
структура
жизнедеятельности
человека.
2.Технологическая культура – основа прогрессивного развития производства
и общества.
3.Технологии основных видов жизнедеятельности человека: технология
трудовой, познавательной, игровой, управленческой деятельности человека.
Тема 2. Культура труда.
4. Технологическая культура и профессиональная деятельность: сферы
профессиональной
деятельности,
профессиональная
этика
и
понятие
культура
«культура
деловых
труда»,
взаимоотношений,
профессиональное становление.
Тема 3. Профессиональная этика
Цели и задачи курса. Содержание занятий. Труд в жизни человека и
общества. Профессиональная деятельность как способ самореализации
личности.
Тема 4. Диагностические методики.
Диагностические
методики:
опросники
и
методики
«Дневника
профессионального самоопределения школьника».
Тема 5. Личный профессиональный план.
Понятие о профессиональной карьере. Профессиональная компетентность.
Индивидуальный
программы
профессиональный
личностного
и
план
как
средство
профессионального
роста
реализации
человека.
Профессиональное прогнозирование и самоопределение. Основы проектной
деятельности; технология и алгоритм создания творческого проекта.
Тема 6. Профессиональная карьера
Понятие о профессиональной пригодности. Методы изучения способностей.
Развитие
способностей.
Призвание.
Целеустремленность.
Временная
перспектива. Профессиональный успех на студенческой скамье. Правила
составления резюме.
Тема 7. Профессиональная компетентность.
Профессии и специальности. Квалификация.
Классификации профессий.
Мотивы выбора профессии. Секреты выбора профессии («хочу» - «могу» «надо»). Профессиональные интересы. Активная роль личности при выборе
профессии.
Здоровье и выбор профессии. Понятие «неблагоприятные производственные
факторы». Работоспособность. Условия и режим работы.
Тема 8. Индивидуальный профессиональный план.
Заполнение дневника профессиональной карьеры, составление и анализ
личного профессионального плана.
Развивающие процедуры: профконсультации,
Экскурсия в центр занятости.
Тема 9. Профессиональное прогнозирование и самоопределение.
Система профессионального образования. Типы учебных заведений, условия
приема и обучения студентов. Система дополнительного образования.
Социально – профессиональная мобильность
Тема 10. Защита профориентационного проекта.
Проведение профориентационных проб по выбранным направлениям.
Подготовка
и
защита
профориентационных
проектов
(презентация
профессии и составление технологической карты).
Тематическое планирование курса внеурочной деятельности
«Профильное самоопределение»
№
Тема занятия
Количество
часов
1.
Основы
технологической
культуры.
10
Технологическая культура. Сущность и содержание
2.
Культура труда
2
3.
Профессиональная этика
3
4.
Диагностические методики
3
5.
Личный профессиональный план
2
6.
Профессиональная карьера
2
7.
Профессиональная компетентность
2
8.
Индивидуальный профессиональный план
3
9.
Профессиональное
прогнозирование
и
5
самоопределение
10.
Защита профориентационного проекта
2
ИТОГО
Цифровые образовательные ресурсы и ресурсы сети Интернет:
1. Российская электронная школа https://resh.edu.ru/
2. ЦОС Моя школа https://myschool.edu.ru/
3. «Билет в будущее» https://bvbinfo.ru/
4. Онлайн-уроки «ПроеКТОрия» https://шоупрофессий.рф/
34