ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана для обучающихся 9 класса и рассчитана на 34 часа в
год, 1 час в неделю.
Программа разработана на основании следующих документов:
Приказ Министерства образования Российской Федерации от
09.03.2004г. № 1312, об утверждении федерального базисного учебного
плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений
Российской Федерации, реализующих программы общего образования;
Примерные программы по учебным предметам. Физика. 7-9 классы.
Методическое письмо о преподавании учебного предмета “Физика” в
условиях введения федерального компонента государственного
стандарта
перечень
учебных
пособий
рекомендованных
Министерством образования;
В непрерывном образовании личности огромную важность
приобретают вопросы с выбором профиля дальнейшего обучения на старшей
ступени общего образования. Данная программа рассчитана на подготовку
учащихся к выбору физико-математического профиля и успешной сдачи
экспериментальной части экзамена по физике.
В школьном курсе физики 7-9 классы мало уделяется времени для
проведения анализа экспериментальных данных, характеризующих значения
физических величин, при выполнении лабораторных работ, что в свою
очередь сужает представления о возможности получения неправильных
результатов при проведении эксперимента. Данная программа позволяет
ликвидировать данный пробел и позволяет подготовить обучающихся к
профильному обучению.
Курс построен с опорой на знания и умения обучающихся,
приобретенные ими при изучении физики в 7 – 8 классах и дает возможность
более глубоко познакомиться с методами измерения физических величин,
обрести умения практического использования измерительных приборов,
обработки и анализа полученных результатов. Темы и содержание
лабораторных работ составлено с учетом знаний обучающихся на данном
этапе и наличие лабораторного оборудования в кабинете физики.
В кабинете физики имеются все условия для реализации данной
программы.
Особенность курса состоит в том, что расширяется кругозор
обучающихся, пополняются знания о методах измерения физических
величин: прямые и косвенные измерения и о существовании различных
погрешностей возникающих в процессе проведения эксперимента и
обработке полученных данных.
Цель:
формирование способностей самостоятельно проводить измерения
физических величин в процессе физических экспериментов и
исследований с учетом абсолютных и относительных погрешностей.
Задачи:
1. удовлетворение индивидуального интереса обучающихся к
практическим приложениям физики в процессе самостоятельной,
познавательной и творческой деятельности при проведении
экспериментов и исследований;
2. формирование у учащихся умения вычислять погрешности;
3. научить учащихся, анализируя результаты экспериментального
исследования,
делать
вывод
в
соответствии
со
сформулированной задачей исследования;
4. раскрыть роль измерений в технике.
Планируемые результаты:
Личностные:
1. сформированность познавательных интересов и творческих способностей
учащихся;
2. самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений.
3.приобретение умения ставить перед собой познавательные цели, выдвигать
гипотезы, доказывать собственную точку зрения;
метапредметные:
1. овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний,
2. организация учебной практической и творческой деятельности;
3. оценка результатов своей деятельности;
4. формирование умений перерабатывать и предъявлять полученную
информацию в образной, символической формах
предметные
1. умения проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты,
2. обрабатывать результаты измерений;
3. представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и
формул;
4. обнаруживать зависимости между физическими величинами;
5. объяснять полученные результаты и делать выводы;
6. понимать и объяснять такие физические явления;
7. владение экспериментальными методами.
Оборудование: В процессе работы используется материально-техническая
база кабинета физики.
Учебный план
№
1
2
3
4
5
Наименование раздела
Количество часов
Введение
Механические явления
Тепловые явления
Электрические явления
Оптические явления
Всего
всего
4
13
5
7
5
34
теория
2
3
1
2
1
9
практика
2
10
4
5
4
25
Содержание программы
1.Введение (4 ч)
Основные понятия:
Система единиц, измерение физических величин; понятие о прямых и
косвенных измерениях; правила измерения и вычисления; правила действия
над приближенными числами; правила определения абсолютных и
относительных погрешностей; методы учета погрешностей
Лабораторные работы:
1.Определение цены деления шкалы и инструментальной погрешности
приборов (линейки, мензурки, часов)
2.Изучение правил пользования штангенциркулем и микрометром.
2.Механические явления (13 ч)
Основные понятия:
Масса, плотность. Силы упругости, трения. Деформация, жесткость.
Колебательное движение, гармонические колебания, период колебаний,
частота. Сила Архимеда, наклонная плоскость, коэффициент полезного
действия.
Лабораторные работы
1.Определение плотности вещества посредством штангенциркуля и
технических весов.
2.Измерение выталкивающей силы.
3.Измерение жесткости пружины.
4.Исследование зависимости силы упругости, возникающей в пружине, от
степени деформации пружины.
5.Определение коэффициента трения на трибометре.
6.Исследование зависимости силы трения от силы нормального давления.
7.Исследование зависимости периода и частоты колебаний математического
маятника от длины нити.
8. Изучение движения по наклонной плоскости, определение ее
коэффициента полезного действия.
9. Проверка формулы центростремительной силы.
Тепловые явления (5)
Основные понятия:
Температура. Примеры различных значений температуры в природе и
технике. Температурные шкалы. Современные методы измерения удельной
теплоемкости вещества. Влажность. Значение влажности в живой природе и
технике.
Лабораторные работы
1.Изучение правил пользования жидкостным термометром.
2.Исследование зависимости скорости остывания тела от разности
температур с окружающей средой.
3. Изучение правил пользования психрометром.
4.Использование калориметрического способа измерения удельной
теплоемкости вещества для большого числа образцов.
Электрические явления (7 ч)
Основные понятия:
Сила тока, напряжение, сопротивление. Принцип действия измерительных
приборов: амперметра, вольтметра, омметра; мощность, виды соединения.
Лабораторные работы
1.Определение удельного сопротивления проводника.
2.Определение сопротивления и мощности, потребляемой электрической
лампочкой.
3.Исследование зависимости силы тока, возникающей в проводнике, от
напряжения на концах проводника.
4.Экспериментальная проверка правила для электрического напряжения при
последовательном соединение двух проводников.
5. Экспериментальная проверка правила для силы тока при параллельном
соединение двух проводников.
Оптические явления (5 ч)
Основные понятия:
Тонкая линза, собирающая линза, рассеивающая линза, оптический центр
линзы, формула тонкой линзы, оптическая сила линзы, фокусное расстояние
линзы. Спектр. Виды спектров.
Лабораторные работы
1.Измерение оптической силы линзы.
2.Определение фокусного расстояния собирающей линзы методом
параллакса.
3. Определение увеличения лупы.
4. Наблюдение спектров: сплошных, линейчатых и поглощения.
Ттематический план
Тема программы
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Колво
часов
4
Введение
Система единиц, понятие о
прямых
и
косвенных
измерениях
Правила
определения
абсолютных и относительных
погрешностей
Определение
цены
деления
шкалы и инструментальной
погрешности приборов
Изучение правил пользования
штангенциркулем
и
микрометром
Механические явления
13
Масса, плотность.
Определение
плотности
вещества
посредством
штангенциркуля и технических
весов.
Сила упругости, сила трения
Измерение
жесткости
пружины
Исследование
зависимости
силы упругости, возникающей в
пружине,
от
степени
деформации пружины
Определение
коэффициента
Практ Виды
учебной
ическ деятельности
ие
учащихся
Рассказ, беседа
Рассказ, беседа
Л
Самостоятельная
работа в парах
Л
Практический
Л
Беседа
Самостоятельная
работа в парах
Л
Л
Словесный,
наглядный
Самостоятельная
работа в парах
Исследовательский
Л
Практический,
трения на трибометре
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
Исследование
зависимости
силы
трения
от
силы
нормального давления
Сила Архимеда
Измерение
выталкивающей
силы
Наклонная
плоскость,
коэффициент
полезного
действия. Изучение движения
тела по наклонной плоскости,
определение ее коэффициента
полезного действия
Колебательное
движение.
Период колебаний, частота.
Исследование
зависимости
периода и частоты колебаний
математического маятника от
длины нити
Проверка
формулы
центростремительной силы
Тепловые явления
5
Температура. Изучение правил
пользования
жидкостным
термометром.
Исследование
зависимости
скорости остывания тела от
разности
температур
с
окружающей средой.
Современные
методы
измерения
удельной
теплоемкости вещества.
Влажность. Изучение правил
пользования психрометром.
Использование
Л
Л
самостоятельная
работа в парах
Исследовательский,
самостоятельная
работа в парах
Беседа
Исследовательский,
самостоятельная
работа в парах
Беседа, практический
Л
Л
Словесный,
наглядный
Исследовательский,
самостоятельная
работа в парах
Л
Работа в группах
Л
Л
Беседа,
работа
со
справочной
литературой
Исследовательский
Л
Познавательный,
словесный, работа с
дополнительной
литературой
Беседа, практический
Л
Творческий,
23
24
25
26
27
28
29
30
31
калориметрического
способа
измерения
удельной
теплоемкости вещества для
большого числа образцов
Электрические явления
7
Сила
тока,
напряжение.
Исследование
зависимости
силы тока, возникающей в
проводнике, от напряжения на
концах проводника.
Сопротивление.
Определение
удельного
сопротивления
проводника.
Мощность.
Определение
сопротивления и мощности,
потребляемой электрической
лампочкой
Виды
соединений.
Экспериментальная проверка
правила для электрического
напряжения
при
последовательном соединении
двух проводников.
Экспериментальная проверка
правила для силы тока при
параллельном соединении двух
проводников
Принцип
действия
измерительных приборов
Безопасность при работе с
электроизмерительными
приборами
Оптические явления
5
Виды
линз.
Измерение
оптической силы линзы.
Формула
тонкой
линзы.
Определение
фокусного
самостоятельная
работа в парах
Л
Исследовательский,
самостоятельная
работа в парах
Л
Практический,
словесный
Л
Практический
словесный
Л
Практический,
словесный
Л
Практический
Метод
самостоятельной
работы
Проект
Л
Практический
Л
Познавательный,
практический
,
32
33
34
расстояния собирающей линзы
методом параллакса
Определение увеличения линзы.
Спектр. Виды спектров.
Наблюдение
спектров:
сплошных,
линейчатых
и
поглощения.
Л
Л
Самостоятельная
работа
Беседа, наглядный
Наглядная
учебная
деятельность
Список литературы для учащихся
1.
Енохович А.С. Справочник по физике и технике: Учебное пособие для
учащихся – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Просвещение, 1989. – 223 с.
2.
Покровский С.Ф. Наблюдай и исследуй сам. – М.: Просвещение , 1966.
– 143 с.
3.
ГИА-2013: Экзамен в новой форме: Физика 9 класс. Тренировачные
варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой
аттестации в новой форме/авт.-сост.Е.Е.Камрева, М.Ю.Демидова.М.:Астрель, 2012
Список литературы для учителей
1.
Буров В.А . Фронтальные экспериментальные задания по физике в 8
классах. – М.: Просвещение, 1987. – 63с.
2.
Буров В.А. Фронтальные экспериментальные задания по физике в 10
классе. – М.: Просвещение , 1985. – 48 с.
3.
Кабардин О. Ф., Орлов В.А. Экспериментальные задания по физике. 910 классы: Учебное пособие для учащихся общеобразовательных
учреждений. – М. : Вербум, 2001. – 148 с.
4.
Никифоров Г.Г. Погрешности измерений при выполнении
лабораторных работ по физике.7-11кл. –М.: Дрофа,2004.-112 с.
5.
Покровский А.А., Буров В.А. Практикум по физике в средней школе.
Пособие для учителя под редакцией А.А. Покровского. Государственное
учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР ,М., 1963.
6.
Стоцкий Л.Р. Физические величины и их единицы: Справочник. Книга
для учителя.-М.: Просвещение, 1984.-239с.
7.
Примерные программы по учебным предметам. Физика.7-9 классы.
Естествознание.5 класс: Проект.-2-е издание.- М.: Просвещение ,2010.-80 с.(стандарты второго поколения)
8. РЭШ (Российская электронная школа) https://resh.edu.ru