Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «ПРОФ. Мед» разработана
для обучающихся 10 класса, ориентированных на медицинские профессии,
направлена на создание условий для формирования познавательного интереса
учащихся к профессии медицинского работника, для
информированности о
содержании деятельности медицинских работников из разных областей медицины,
знакомства с учебными заведениями, в которых можно получить выбранные
специальности.
Цель курса: профессиональная ориентация и выбор профиля для дальнейшего
образования.
Задачи курса:
1. Дать учащимся представления о специфике медицинских профессий;
2. Рассмотреть различные возможности получения дальнейшего образования;
3. Способствовать развитию умения использовать различные источники для
получения информации, умения её анализировать и делать выводы.
Программа курса внеурочной деятельности «ПРОФ. Мед» для учащихся 10
класса рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
Планируемые результаты изучения
Личностные результаты:
– готовность и способность к личностному самоопределению, способность
ставить цели и строить жизненные планы;
– готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию
как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
– принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни,
бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому
и психологическому здоровью;
– формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе
способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения
на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести,
долга, справедливости, милосердия и дружелюбия).
Содержание учебного предмета
1. Основные направления медицины
Основные научные дисциплины в медицине. Значение первой медицинской
помощи.
Значение само- и взаимопомощи.
Научная, лечебная и профилактическая медицина. Медицинские учреждения.
Отрасли современной медицины: терапия, хирургия. Медицинская специализация.
Медицинская инженерия: рентген, УЗИ, томограф, эндоскопия, кардиограф,
тонометры, фонендоскопы. Биологические и химические исследования.
Терапия (внутренние болезни) — область медицины, занимающаяся изучением
заболеваний внутренних органов. Основные разделы терапии (кардиология,
нефрология и т.д.). Основные приемы диагностики заболеваний (осмотр, опрос,
пальпация, перкуссия, аускультация, измерение пульса артериального давления).
Невропатология (клиническая неврология, нервные болезни) — раздел
неврологии, являющийся
самостоятельной
областью
клинической
медицины:
изучает этиологию, патогенез и клинические проявления болезней
нервной системы и разрабатывает методы их диагностики, лечения и профилактики.
Особенности диагностики нервных болезней. Понятие Инсульт. Основные
проявления инсульта на примере осмотра больных, первые признаки заболевания.
Травматоло́гия (от греч. травма — рана, увечье + логос— учение) — раздел
медицины, изучающий воздействие на организм человека различных травмирующих
воздействий, последствия травм, методы их лечения. Основные отличия отделений
хирургического профиля от терапевтического.
Хирургия – это раздел медицины, который занимается болезнями, лечение
которых требует оперативного вмешательства. Основные разделы хирургии
(торакальная хирургия, абдоминальная хирургия и т.д.). Особенности диагностики
хирургических болезней. Основные хирургические инструменты. Основное
медицинское оборудование, используемое при операциях (наркозные, дыхательные
аппараты, операционные столы, эндоскопическое оборудование).
Психиатри́я — отрасль медицины, изучающая нарушения психических функций
и, вследствие этого, объективного восприятия действительности, вызванное
заболеваниями человека.
Наркология - это отдельная наука, изучающая явления физической и
психологической зависимости от психоактивных веществ, методы лечения и
предупреждения данных заболеваний.
Педиатрия - раздел медицины, связанный с развитием детей, уходом за ними, а
также с диагностикой и лечением детских заболеваний. Основные особенности при
обследовании и лечении детей.
Инфекционные болезни – область медицинской науки о заразных заболеваниях
человека. Особенности диагностики
и лечения инфекционных заболеваний.
Понятие эпидемиологического анамнеза. Эпидемиологическое расследование.
Особенности устройства и режима инфекционного отделения.
Акуше́рство — клиническая дисциплина, которая изучает физиологические и
патологические процессы, происходящие в организме женщины в связи с зачатием и
беременностью, в родах и послеродовом периоде, а также разрабатывает методы
родовспоможения, профилактики и лечения осложнений беременности и родов,
заболеваний плода и новорождённого. Особенности акушерства как отдельной
медицинской науки. Основные задачи акушерства.
Гинеколо́гия — отрасль медицины, изучающая заболевания, характерные
только для организма женщины, прежде всего — заболевания женской
репродуктивной системы. Связь акушерства и гинекологии. Особенности
диагностики в акушерстве и гинекологии.
Неонатология - раздел медицины, который изучает младенцев и
новорождённых, их рост и развитие, их заболевания и патологические состояния.
Цели и задачи неонатологии. Связи неонатологии с акушерством и гинекологией.
Анестезиология — раздел медицины, занимающийся изучением средств и
методов обеспечения анестезии (то есть потери чувствительности, в том числе
болевой) при различных острых болевых синдромах, шоковых состояниях, травмах,
хирургических вмешательствах.
Реаниматоло́гия (интенсивная терапия) — наука, изучающая закономерности
смерти и оживления организма с целью выработки наиболее эффективных методов
профилактики и восстановления угасающих или только что угасших жизненных
функций организма. Связь анестезиологии и реаниматологии.
Патологи́ческая анато́мия — научно-прикладная дисциплина, изучающая
патологические процессы и болезни с помощью научного, главным образом
микроскопического, исследования изменений, возникающих в клетках и тканях
организма, органах и системах органов. Основные задачи патологической анатомии.
Судебно-медицинская экспертиза применяется для разрешения специальных
медицинских и биологических вопросов, возникающих в практической деятельности
органов суда и следствия. Основные задачи СМЭ.
Лаборато́рная диагно́стика — совокупность методов, направленных на анализ
исследуемого материала с помощью различного специализированного оборудования.
Роль лабораторной диагностики в постановке диагноза и назначении лечения.
Основные виды лабораторной диагностики.
Лучевая диагностика – это практическая дисциплина, которая изучает
использование разного рода излучений с целью обнаружения и распознавания
большого количества заболеваний. Виды лучевой диагностики (рентгенодиагностика,
радионуклидное исследование, УЗИ, компьютерная томография, термография).
Функциональная диагностика – это отрасль медицины, которая занимается
диагностикой заболеваний органов и систем организма и оценкой их
функциональных возможностей с помощью инструментальных методов
исследования.
Виды
функциональной
диагностики
(электрокардиография,
электроэнцефалография, измерение функций внешнего дыхания и пр.).
2. Учебные заведения медицинской направленности
Медицинские ССУЗы Пермского края (Пермский базовый медицинский
колледж, Березниковский медицинский колледж).
Медицинские ВУЗы Пермского края (Пермский государственный медицинский
университет имени академика Е. А. Вагнера, Пермская государственная
фармацевтическая академия,
Пермский государственный национальный
исследовательский университет).
Медицинские ССУЗы и ВУЗы за пределами Пермского края.
Тематическое планирование
Название модуля
Количество часов
1. Основные направления и области медицины
2. Учебные заведения медицинской направленности
Итого
24
10
34
Календарно-тематическое планирование
№
Тема занятия
Модуль 1. Основные направления и области медицины
1 Основные научные дисциплины в медицине. Первая
медицинская помощь. Само- и взаимопомощь.
2 Научная, лечебная и профилактическая медицина.
Медицинские учреждения. Отрасли современной медицины
3 Терапия как область медицины
4 Невропатология как область медицины
5 Травматология как раздел хирургии
6 Хирургия как область медицины
7 Психиатрия и наркология
8 Педиатрия – наука о здоровом и больном ребенке
9 Инфектология
10 Акушерство и гинекология. Неонатология
11 Анестезиология и реаниматология как
две неразрывно связанные между собой науки.
12 Патологическая анатомия и судебно- медицинская экспертиза.
13 Лабораторная диагностика
14 Лучевая диагностика. Функциональная диагностика
Модуль 2. Учебные заведения медицинской направленности
15 Медицинские ССУЗы Пермского края
16 Пермский государственный медицинский университет имени
академика Е. А. Вагнера
17 Пермская государственная фармацевтическая академия
18 Пермский государственный национальный исследовательский
университет
19 Медицинские ССУЗы и ВУЗы за пределами Пермского края
Всего
часов
1
1
2
2
2
2
2
2
2
2
2
1
1
2
2
2
2
2
2