ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ СЛУЖБА

11.12.2020

ГРАФИК РАБОТЫ

14.12.2020

Будникова Людмила Борисовна –

учитель-логопед

График  работы учителя - логопеда МАОУ СОШ № 8

ПН-ПТ с 8:30 до 12:30

Будникова Людмила Борисовна –

Учитель-дефектолог

График  работы учителя - дефектолога МАОУ СОШ № 8

ВТ, ЧТ с 08:00 до 08:40;

СР с 8:00 до 9:35

Система работы логопеда

14.12.2020

Работа логопеда школы  строится на основании нормативных документов :

·         Письмо Минобразования РФ от 14 декабря 2000 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»

·         Письмо Минобразования РФ от 22 января 1998 г. № 20-58-07 ин/20-4 «Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования»

·         Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе (А.В. Ястребова, Т.П. Бессонова, 1996г.)

Деятельность логопеда в логопедическом пункте при общеобразовательной школе имеет свою, отличающуюся от других учреждений, специфику. Логопедическая работа – это не дополнительная образовательная услуга, как её пытаются представить в последние годы, это деятельность, которая параллельно с образовательным процессом способствует более доступному и успешному его овладению определёнными категориями учащихся. Именно это и делает работу школьного логопеда чрезвычайно актуальной и востребованной.

Логопедический кабинет существует в МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 8» с 2017 года.

Логопедическая служба в школе

Основные задачи логопедической службы:

• коррекция недостатков в развитии устной и письменной речи учащихся;
• своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении учащимися общеобразовательных программ;
• разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей (законных представителей) учащихся.

Основные функции школьного логопеда:

• диагностическая;
• профилактическая;
• коррекционно-педагогическая;
• организационно-методическая;
• консультативная;
• контрольно-оценочная.

Принципы комплектования групп:

• отграничение учащихся с недостатками речи;
• дифференциация учащихся с учетом возраста, вида и степени выраженности речевых недостатков

Формы работы логопеда:

• индивидуальные занятия;
• групповые занятия;
• занятия дома с родителями при консультативной поддержке учителя-логопеда.

Этапы работы:

I этап – диагностический (1 сентября – 15 сентября)

II этап – коррекционный (15 сентября – 15 мая)

III этап – оценочный (15 мая – 31 мая)

I этап – диагностический (1 сентября – 15 сентября)

Диагностика представляет собой такое обследование речи, которое даёт представление о состоянии речевого развития ребёнка и позволяет учителю – логопеду определить вид речевой патологии, ее форму и степень тяжести речевого дефекта.

Задачи:

·         выявление отклонений в развитии устной и письменной форм речи;

·         определение структуры речевого дефекта;

·         формулировка речевого диагноза;

·         планирование коррекционной работы на основе диагностических данных (учёт программных требований по русскому языку)

Актуальность этого направления работы заключается в том, что от своевременной диагностики зависит программа коррекционного воздействия, а в конечном итоге и результативность логопедической работы с детьми.

II этап – коррекционный (15 сентября – 15 мая)

Задачи:

·         устранение речевых нарушений;

·         развитие устной и письменной речи до уровня, на котором ребёнок мог бы успешно обучаться.

Длительность данного этапа коррекционного обучения каждого конкретного ребёнка определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, а также динамикой его коррекции.

Основные задачи коррекционных занятий:

·         формирование правильного звукопроизношения, развитие фонематического слуха и восприятия, закрепление навыков произношения слов различной звуко – слоговой структуры;

·         развитие навыков звуко – слогового анализа и синтеза;

·         формирование лексико — грамматического строя речи;

·         совершенствование связной речи;

·         предупреждение и исправление недостатков письма и чтения.

Примерная структура логопедического занятия

Этапы

Цели этапа

1

Организация группы детей к началу занятий.

Создать рабочее настроение. Учить правильно организовывать свое место.

2

Вводная часть.

Развивать и совершенствовать психологические предпосылки письма (память, внимание, темп деятельности, пространственные представления и т.д.)

Развивать навыки фонематического анализа и синтеза.

Формировать и развивать навыки общения в учебной ситуации.

3

Определение темы занятия посредством постановки проблемных вопросов логопедом.

Показать детям, что каждое учебное задание требует осмысленного подхода.

Учить отличать новое от неизвестного.

Стимулировать познавательную активность, способность сомневаться.

4

Основная часть (устные или письменные упражнения).

Выработать навыки списывания, письма под диктовку.

Формировать и развивать навыки языкового анализа и синтеза, языковые обобщения.

Учить детей планировать свою деятельность.

Прививать и развивать навыки самоконтроля.

Формировать адекватно – позитивную самооценку.

5

Подведение итогов.

Учить детей мысленно структурировать прошедшее занятие, выделяя существенные для приобретения новых умений этапы.

Вызвать рефлексию каждого ребенка на результативность его деятельности в ходе занятия.

Стимулировать учебную мотивацию.

III этап – оценочный (15 мая – 31 мая)

Задачи:

·         проведение анализа коррекционной и учебно – воспитательной работы;

·         выводы и рекомендации на основе анализа;

·         определение перспективы дальнейшей работы.

ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ, ПАМЯТКИ И ДОКУМЕНТЫ

17.12.2020

Артикуляционная гимнастика.doc (скачать)
Памятка для родителей.doc (скачать)
Постановка и автоматизация звуков.doc (скачать)

Пальчиковая гимнастика для младших школьников

11.01.2021

 Специалисты в области детской психологии и логопедии уже давно установили, что уровень развития речи детей находиться в прямой зависимости от степени развития тонкой моторики руки. Если движения пальцев развиваются в соответствии с возрастом, то и развитие речи в пределах нормы. Если же мелкая моторика развита недостаточно, то отстаёт и развитие речи.

Почему же две эти составляющие так взаимосвязаны? Дело в том, что наши предки общались при помощи жестов, добавляя постепенно возгласы, выкрики. Движения пальцев постепенно совершенствовались. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти руки в мозге человека. Речь развивалась постепенно.

Примерно так же развивается речь и мелкая моторика у ребенка, т.е. сначала начинают развиваться движения пальцев рук, когда же они достигают достаточной тонкости, начинается развитие словесной речи.

Учителя в школах отмечают, что многие 7-летние дети с речевыми нарушениями плохо координируют движения руки и глаза, у них слабо развита мелкая мышечная моторика и координация пальцев рук. Дети не умеют строить свою деятельность и копировать предъявленный им образец, недостаточно хорошо ориентируются во времени и пространстве. Отмечается снижение темпа графической деятельности. Всё это в дальнейшем может привести к неуспеваемости в школе.

Многих сложностей можно избежать, проведя целенаправленную работу по развитию мелкой моторики пальцев рук.

Мы предлагаем включать в ежедневные занятия с ребенком задания и упражнения, направленные на развитие мелкой моторики пальцев рук.

         Предложенные упражнения улучшают умственную деятельность, способствуют запоминанию, улучшают процесс письма.

 

Пальчиковая гимнастика

08.02.2021

1. «Кольца».
Поочередно соединять подушечку каждого пальца с большим пальцем, образуя колечко. Сначала на правой, затем на левой. А в конце занятия – синхронные движения на обеих руках.
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышли пальчики гулять.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем пальчики считать.

2. «Кулак-ребро-ладонь».
Три положения на плоскости стола. Кулачок, затем ладонь ребром на столе, прямая ладонь на столе. Делать правой, левой рукой, затем синхронно.

3. «Крестики-нолики».
Зацепить средний палец за указательный – крестик. Затем соединить подушечки указательного и большого пальца – нолик. Чередовать эти движения.

4. «Зеркальное рисование».
Взять в каждую руку по карандашу и рисовать одновременно зеркально-симметричные фигуры, буквы.

5. «Ухо-нос».
Левой рукой взяться за кончик носа, а правой – за противоположное ухо. Отпустить, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук наоборот.

6. «Рыбка».
Сложить вместе ладони рук – это «рыбка». Двигать «рыбку» в разных направлениях, имитируя плавание.
Хочу такой сайт

7. «Змейка».
Сцепить ладони в замок – это голова «змеи». Руки прижать друг к другу. Двигать «змею» в разные стороны, имитируя ползание.  

8. «Восьмерки».
Рисовать в воздухе восьмерку указательным и средним пальцем левой, правой руки, затем синхронно.

9.«Собака»

Ладонь расположена вертикально, на ребро. Большой палец поднять вверх, указательный согнуть, остальные соединить вместе. Мизинец опускается и поднимается .

10. «Летит оса»

Пальцы сжаты в кулак, один поднять вверх. Выполнять ими вращательные движения. Повторить другими пальцами.

 

11. Разнообразная предметная деятельность, которая развивает мелкую моторику: застегивание и расстегивание пуговиц, шнурование обуви, игры с мозаикой, конструкторы, пазлы; игры с фасолью и горохом (разложить в разные коробки).

 

Пальчиковые игры

15.03.2021

При помощи пальцев можно инсценировать рифмованные истории, потешки.

                        “Паучок”

Паучок ходил по ветке,   (Руки скрещены, пальцы каждой руки  “бегут”)

А за ним ходили детки.    (По предплечью, а затем по плечу др.руки)

Дождик с неба вдруг полил ,          (Кисти свободно опущены, выполняем  стряхивающие)

Паучков на землю смыл.                  (движения; хлопок ладонями по столу/коленям)

Солнце стало пригревать                  (Ладони боковыми сторонами

прижаты друг к другу,

Паучок ползет опять,                      (пальцы растопырены, качаем руками.)

А за ним ползут все детки,         (Действия аналогичны первоначальным.)

Чтобы погулять по ветке.            (“Паучки” ползают по голове.)

 

«Гусь»

- Где ладошки? Тут?               (Спрятать руки за спинную)

 - Тут!                                       (Протянуть руки вперед ладонями вверх.)

 - На ладошках пруд?

- Пруд!

- Палец большой – это гусь молодой.   (Поочередно загибать пальцы обеих  рук.)

Указательный поймал,

Средний гуся ощипал,

Этот палец печь топил.

Этот палец суп варил.

Полетел гусь в рот,                   (Разжать кулаки, поднять руки вверх)

А оттуда -  в живот!                 (встряхнуть кистями).

Вот!                                            (Хлопнуть в ладоши.)

«Засолка капусты»

Мы капусту рубим,       (Движения прямыми кистями вниз-вверх)

Мы морковку трем,       (Движения кулаков к себе и от себя.)

 Мы капусту солим,      Движения пальцев, имитирующие посыпку солью.

Мы капусту жмем.       Интенсивное сжимание обеих рук в кулаки.)

 

«Замок».


На двери висит замок,        (пальцы ритмично соединяются в замок)

Кто его открыть бы смог?  (несколько раз.)

Потянули, потянули           (Руки тянутся в разные стороны)

Покрутили, покружили      (покрутить сцепленными пальцами),

Постучали, постучали,       (не расцепляя пальцев, постучать ладонями)

И открыли!                          (расцепить пальцы, развести руки в стороны).

 

« Алые цветки»

Наши алые цветки                 (Ладони соединены в форме тюльпана.

Распускают лепестки.           (Пальцы медленно раскрываются. Плавно)

Ветерок чуть дышит,            (покачиваются, затем они медленно)

Лепестки колышет.               (закрываются. Кисти рук покачиваются.)

Наши алые цветки

Закрывают лепестки.

Тихо засыпают,

Головками качают.

«Прогулка»

Пошли пальчики гулять,  (Пальцы рук сжаты в кулаки, большие пальцы опущены вниз и как бы прыжками двигаются по столу)

А вторые догонять, (Ритмичные движения по столу указательными пальцами)

Третьи пальчики бегом, (Движения средних пальцев в быстром темпе)

А четвертые пешком,  (Медленное движение безымянных пальцев по столу).

Пятый пальчик поскакал,  (Ритмичное  касание поверхности стола Мизинцами)

И в конце пути упал.       (Хлопок кулаками по поверхности стола).

« Цветок»

Вырос высокий цветок на поляне, (Руки поставить вертикально, ладони -  друг к другу, округлить).

Утром весенним раскрыл лепестки.   (Развести пальцы).

Всем лепесткам красоту и питанье     (Пошевелить пальцами).

Дружно дают под землей корешки.  (Ладони — вниз, тыльной стороной друг к другу, пальцы развести.)

   

 

Прикус и коррекция речи: взгляд ортодонта

29.10.2021

Состояние звукопроизношения напрямую связано с взаимодействием верхней и нижней челюстей в момент смыкания челюстей. Патология этих взаимодействий нарушает правильное функционирование органов речи, а фонетический дефект, в свою очередь, способствует неправильному формированию прикуса.


Важное влияние на формирование зубочелюстной системы могут оказывать нарушения произношения шипящих и свистящих звуков (межзубный, боковой, призубный, губно-зубной сигматизм). При этом язык находится в дефектном контакте с передними зубами на протяжение длительного времени. И, являясь достаточно сильным мышечным органом, действует на зубочелюстную систему, формируя открытый прикус, прогнатию, прогению.

При логопедическом обследовании артикуляционного аппарата обращается внимание на физиологический прикус логопата. Физиологический прикус — это положение верхнего и нижнего зубных рядов в норме в процессе полного смыкания обеих челюстей.

физиологический прикус это

Виды прикуса. Классификация Энгля

Виды прикуса

Причины аномального прикуса:

  • болезни органов дыхания, например хронические насморки, воспаленные аденоиды, в результате чего ребенок постоянно дышит ртом, челюсти не смыкаются;
  • механические травмы, повреждение зубного ряда;
  • наследственная предрасположенность.

Окклюзия зубов

Окклюзия — это не только дефекты прикуса, но и характеристика зубочелюстной системы конкретного человека в целом. Специалисты отмечают прикус временный (молочный) с 6-месячного возраста до 5-6 лет, сменный – в возрасте 6-12 лет и постоянный. В молочном (временном) выделяется три последовательных этапа:

  • формирующегося временного прикуса – с 6 мес. до 3-х лет;
  • сформированного временного прикуса – 3-5 лет;
  • период, предшествующий замене зубов – 5-6 лет.

В каждом из этапов следует обращать внимание на изменение формы челюстных костей в ходе их роста. Например, глубокий прикус соответствует первому этапу. Это связанно неполным прорезыванием зубов.

На втором этапе дистальные поверхности нижних и верхних резцов находятся в одной вертикальной плоскости с дистальной ступенькой (сагитальная щель). Это ведет к уплощению фронтальной зоны нижней дуги зуба и уменьшению глубины фронтального перекрытия. Данные переходящие процессы  можно оценивать как предвестники формирования патологии, особенно в том случае, когда ортодонтическая симптоматика сочетаются с дисфункциями речи, дыхания, голосообразования и глотания.

В помощь родителям.

09.11.2021


Уважаемые родители предлагаем вам наглядное  пособие «Артикуляционный профиль».

Артикуляционный профиль — это графическая схема, на которой представлены органы артикуляции в разрезе, схематическая модель, изображающая положения артикуляционных органов при произнесении того или иного звука.

В пособии представлены 45 наглядных схем, на которых изображены положения артикуляционного аппарата во время произнесения различных звуков: гласных и согласных: звонких и глухих, мягких и твердых.

Схематическое изображение звуков при нормальном прикусе поможет ребенку в выборе нужной артикуляционной 

ВНИМАНИЕ, ПРОСИМ ОЗНАКОМИТЬСЯ С ВЫДЕРЖКОЙ ИЗ ПОСТАНОВЛЕНИЯ от 10 июля 2015 г. N 26

01.12.2021

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ

ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

 

ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 июля 2015 г. N 26

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ САНПИН 2.4.2.3286-15

"САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ

И ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОРГАНИЗАЦИЯХ,

ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ПО АДАПТИРОВАННЫМ ОСНОВНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ"

  

VIII. Требования к организации образовательной деятельности

и режиму дня

Реабилитационно-коррекционные мероприятия могут реализовываться как во время внеурочной деятельности, так и во время урочной деятельности.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».