1 Пояснительная записка Актуальность программы: Музыка играет важную роль в жизни людей, а для детей первой возможностью выразить себя в мире становятся песни. Песня – не только форма художественного отображения жизни, но и форма общения людей. Пение занимает важное место в жизни человека и принадлежит к основным видам исполнительства. Занятия пением приносят ребенку не только наслаждение красотой музыкальных звуков, которое благотворно влияет на детскую психику и способствует нравственно – эстетическому развитию личности, но и дают специфические знания и умения в этой области искусства. Важной формой самовыражения детей является коллективное пение, т.е. личные качества формируются именно там. Музыкальное образование детей, в силу своей многогранности не может ограничиваться только уроками музыки в школе. Большое значение в его совершенствовании имеют занятия в учреждениях дополнительного образования. В процессе занятий в кружке «Вокальный» у обучающихся повышается интерес к разножанровой вокальной музыке, развивается вокальный слух, они учатся исполнять сами вокальные произведения и тем самым расширяет свой кругозор, формируют знания во многих областях музыкального искусства. Цель программы: Создание условий для развития творческих способностей и нравственного становления детей посредством вовлечения их в певческую деятельность. Программа предполагает решение образовательных, воспитательных и развивающих задач с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей: -обучить основам музыкальной культуры, совершенствовать вокальное мастерство; -сформировать основы сценической культуры; -развивать навыки сольного и ансамблевого исполнения; -развивать творческую активность детей; -воспитывать эстетический вкус и исполнительскую культуру. Срок реализации, продолжительность образовательного процесса. Программа рассчитана на 1 год обучения. Общая продолжительность обучения составляет 34часа Режим занятий Занятия проводятся 1 раза по 40 минут Принимаются все желающие, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья. Возраст обучающихся: от 11 до 14 лет. Количество обучающихся в группе:до 12 человек Формы занятия: Основной формой работы является музыкальное занятие, которое предполагает взаимодействие педагога с детьми и строится на основе индивидуального подхода к ребенку. Формы организации вокальной деятельности: - музыкальные занятия; - занятия – концерт;- репетиции;- творческие отчеты. 2 Используемые методы иприемы обучения: - наглядно – слуховой (аудиозаписи) наглядно – зрительный (видеозаписи) - словесный (рассказ, беседа, художественное слово) - практический (показ приемов исполнения, импровизация) - частично – поисковый (проблемная ситуация – рассуждения – верный ответ) - Ожидаемые результаты: К концу обучения ребенок будет знать и определять на слух: - основы вокально – хоровых навыков; - правила пения; - виды дыхания; - муз.штрихи; - средства музыкальной выразительности: темп, динамику, регистр, мелодию, ритм; уметь: - применять правила пения на практике; - петь чисто ансамблем в унисон; - применять упражнения на дикцию, дыхание, артикуляцию в работе над репертуаром; - сценически оформлять концертный номер Получат возможность - определять и слушать музыку разного эмоционального содержания; - знать название женских и мужских певческих голосов, названия хоров, уметь различать их по звучанию; - понимать термины: солист, оркестр, сольное пение, дуэт, хор; - верно петь выученные песни, знать их названия и авторов; - укреплять свои вокальные навыки на основе индивидуального развития голоса; - грамотно использовать силу своего голоса. Формы проведения итогов реализации программы: Для оценки уровня развития ребенка и сформированности основных умений и навыков проводятся контрольные занятия (занятия – концерты), выступления на праздниках перед разной аудиторией Отслеживание развития личностных качеств ребенка проводится с помощью методов наблюдения и опроса. Основной формой подведения итогов работы являются концертные выступления. Содержание программы и песенный репертуар подбираются в соответствии с психофизическими и возрастными особенностями детей. При наборе детей специального отбора не предполагается. Параллельно с учебной деятельностью проходит воспитательный процесс задачами которого являются: - создание дружного коллектива;- взаимодействие между детьми, педагогом и родителями; 3 Результаты освоения программы вокального кружка Обучение вокалу в учебной деятельности обеспечивает личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся. У школьников обогащается эмоционально – духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать художественно – творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развивается воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально значимой деятельности, в художественных проектах школы, культурных событиях региона и др. В результате освоения содержания программы происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание. Предметными результатами занятий по программе вокального кружка являются: - овладение практическими умениями и навыками вокального творчества; - овладение основами музыкальной культуры на материале искусства родного края. Метапредметными результатами являются: - овладение способами решения поискового и творческого характера; - культурно – познавательная, коммуникативная и социальная компетентности; - приобретение опыта в вокально – творческой деятельности. Личностными результатами занятий являются: - формирование эстетических потребностей, ценностей; - развитие эстетических чувств и художественного вкуса; - развитие потребностей опыта творческой деятельности в вокальном виде искусства; - бережное заинтересованное отношение к культурным традициям и искусству родного края, нации, этнической общности. Способы отслеживания результатов освоения образовательной программы Для оценки уровня развития ребенка и сформированности основных умений и навыков, проводятся контрольные занятия (занятия – концерты). Отслеживание развития личностных качеств ребенка проводится с помощью методов наблюдения и опроса. Основной формой подведения итогов работы являются концертные выступления 4 Учебно-тематический план и содержание программы Цель: - создание условий для включения детей в музыкально-творческую деятельность. Задачи: - формировать основы вокальной и сценической культуры: - содействовать развитию навыков сольного и ансамблевого исполнения: - развивать творческую активность и самостоятельность детей: - воспитывать эстетический вкус, исполнительскую культуру. № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. Наименование темы, ее содержание Вводное занятие. Охрана голоса Знакомство с основными разделами и темами программы, режимом работы коллектива, правилами поведения в кабинете, правилами личной гигиены вокалиста. Подбор репертуара. Беседа о том, что полезно, а что вредно для голоса Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения Беседа о правильной постановке голоса во время пения. Правила пения, распевания, знакомство с упражнениями. Овладение основными навыками. Певческая установка Беседа о положении, которое певец должен принять перед началом звукоизвлечении. Формирование вокального звука. Звукообразование. Музыкальные штрихи Пение специальных упражнений для развития слуха и голоса. Понятие «Позиция», «Атака», «Распевание». Знакомство и основными муз. штрихами. Формирование правильных навыков дыхания Типы дыхания. Вокальные упражнения. Дикция и артикуляция Артикуляционный аппарат. Понятия дикция и артикуляция. Знакомство с системой В.В. Емельяновой. Унисон. Ансамбль. Воспитание навыков пения в ансамбле, работа над интонацией, единообразие манеры звука, ритмическое, темповое, динамическое единство звука. Одновременное начало и окончание песни. Понятие а капелла. Элементы двухголосья. Двухголосие. Интервал. Правила простого двухголосия. Закономерности гармонии в простом двухголосии. Сценическое движение Воспитание самовыражения через движение и слово. Ритм.Знакомство с простыми ритмами и размерамиРабота над репертуаром 5 Количе ство часов 2 8 4 8 8 8 6 4 8 4 № п/п Количе ство часов Наименование темы, ее содержание Соединение муз. материала с танцевальными движениями. Итоговые занятия. Отбор номеров. Концертная деятельность, выступления, рефлексия. Итого: Музыкально-исполнительская работа. 11. 10 68 Календарно-тематическое планирование № п/п Количество часов Темы Сентябрь Октябрь 1. Вводное занятие.Инструктаж: Охрана голоса. 1 2. Певческая установка. 1 3. Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения. 1 4. Дикция и артикуляция. 1 5. Сценические движения. 1 6. Элементы двухголосия. 1 7. Музыкально-исполнительская работа. Выступление. 1 Ноябрь 8. Унисон.Звукообразование. Музыкальные штрихи. 1 9. Певческая установка. Формирование правильных навыков дыхания. Дикция и артикуляция. 1 10. Ритм. Работа над репертуаром. Музыкально-исполнительская работа 1 Декабрь 11. Формирование правильных навыков дыхания. 1 12. Ритм. Работа над репертуаром. Дикция и артикуляция. 1 13. Элементы двухголосия. 1 14. Музыкальные штрихи. 1 6 № п/п 15. Сценическое движение. 16. Количество часов 1 Темы 1 Новогодние концерты. Январь 17. Формирование правильных навыков дыхания. 1 18. Дикция и артикуляция. 1 19. Основные хоровые навыки. 1 20. Музыкально-исполнительская работа. Элементы двухголосия. 1 Февраль. Март. 21. Звукообразование. Музыкальные штрихи. 1 22. Унисон. Ансамбль. 1 23. Сценическое движение. 1 24. Ритм. Работа над репертуаром. Музыкально-исполнительская работа 1 25. Занятие – концерт. Выступления. 2 Апрель 26. Дикция и артикуляция 1 27. Формирование правильных навыков дыхания. 1 28. Унисон. Ансамбль. 1 29. Музыкально-исполнительская работа.. 1 Май 30. Основные хоровые навыки. 1 31. Элементы двухголосия. 1 32. Сценическое движение. 1 33. Музыкально-исполнительская работа. Выступления. 1 Итого 34 7 Методическое обеспечение программы 1. Компьютер, ноутбук 2.Фонограммы. 3.Технические средства: микрофон, телевизор, DVD. 4.Аудиокассеты, СД, другие музыкальные инструменты, видеозаписи, фотоматериалы, тематическая литература. 5.Словари, справочники иллюстрированные. 6. Использование интернет источника. Учебно-методическое обеспечение 1. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России : учебное издание «Стандарты второго поколения» - М. : Просвящение, 2009. – 23 с. 2. Виктор Емельянов «Развитие голоса. Координация и тренинг». –М., 2010 3. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке. – М., 2005. 4. Музыкальное образование в школе / под редакцией Л.В.Школяр. – М., 2001. 5. Школяр В.А. Обновление содержания музыкального образования с методологических позиций. – М., 1999. 6. Научно–методический журнал «Музыка в школе» 7. Федеральные Государственные Образовательные Стандарты. www.standart.edu.ru 8. Министерство Образования и Науки РФ. www.минобрнауки.рф 9. Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/ 10. Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76f453-552f31d9b164 11. Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru 12. «Педагогика искусства» - электронное научное издание - http://www.art-education.ru 13. Сайт для учителей музыки. http://meta-music.ru/singing 14. Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества. http://www.openclass.ru/ 15. Социальная сеть работников образования. http://nsportal.ru/ 8