1
Пояснительная записка
Актуальность программы: Музыка играет важную роль в жизни людей, а для детей
первой возможностью выразить себя в мире становятся песни. Песня – не только форма
художественного отображения жизни, но и форма общения людей. Пение занимает
важное место в жизни человека и принадлежит к основным видам исполнительства.
Занятия пением приносят ребенку не только наслаждение красотой музыкальных звуков,
которое благотворно влияет на детскую психику и способствует нравственно –
эстетическому развитию личности, но и дают специфические знания и умения в этой
области искусства.
Важной формой самовыражения детей является коллективное пение, т.е. личные
качества формируются именно там.
Музыкальное образование детей, в силу своей многогранности не может
ограничиваться только уроками музыки в школе. Большое значение в его
совершенствовании имеют занятия в учреждениях дополнительного образования. В
процессе занятий в кружке «Вокальный» у обучающихся повышается интерес к
разножанровой вокальной музыке, развивается вокальный слух, они учатся исполнять
сами вокальные произведения и тем самым расширяет свой кругозор, формируют знания
во многих областях музыкального искусства.
Цель программы: Создание условий для развития творческих способностей и
нравственного становления детей посредством вовлечения их в певческую деятельность.
Программа предполагает решение образовательных, воспитательных и развивающих
задач с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей:
-обучить основам музыкальной культуры, совершенствовать вокальное мастерство;
-сформировать основы сценической культуры;
-развивать навыки сольного и ансамблевого исполнения;
-развивать творческую активность детей;
-воспитывать эстетический вкус и исполнительскую культуру.
Срок реализации, продолжительность образовательного процесса.
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Общая продолжительность обучения составляет 34часа
Режим занятий
Занятия проводятся 1 раза по 40 минут
Принимаются все желающие, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.
Возраст обучающихся: от 11 до 14 лет.
Количество обучающихся в группе:до 12 человек
Формы занятия: Основной формой работы является музыкальное занятие, которое
предполагает взаимодействие педагога с детьми и строится на основе индивидуального
подхода к ребенку.
Формы организации вокальной деятельности:
- музыкальные занятия;
- занятия – концерт;- репетиции;- творческие отчеты.
2
Используемые методы иприемы обучения:
- наглядно – слуховой (аудиозаписи)
наглядно – зрительный (видеозаписи)
- словесный (рассказ, беседа, художественное слово)
- практический (показ приемов исполнения, импровизация)
- частично – поисковый (проблемная ситуация – рассуждения – верный ответ)
-
Ожидаемые результаты:
К концу обучения ребенок будет
знать и определять на слух:
- основы вокально – хоровых навыков;
- правила пения;
- виды дыхания;
- муз.штрихи;
- средства музыкальной выразительности: темп, динамику, регистр, мелодию, ритм;
уметь:
- применять правила пения на практике;
- петь чисто ансамблем в унисон;
- применять упражнения на дикцию, дыхание, артикуляцию в работе над репертуаром;
- сценически оформлять концертный номер
Получат возможность
- определять и слушать музыку разного эмоционального содержания;
- знать название женских и мужских певческих голосов, названия хоров, уметь
различать их по звучанию;
- понимать термины: солист, оркестр, сольное пение, дуэт, хор;
- верно петь выученные песни, знать их названия и авторов;
- укреплять свои вокальные навыки на основе индивидуального развития голоса;
- грамотно использовать силу своего голоса.
Формы проведения итогов реализации программы:
Для оценки уровня развития ребенка и сформированности основных умений и навыков
проводятся контрольные занятия (занятия – концерты), выступления на праздниках перед
разной аудиторией
Отслеживание развития личностных качеств ребенка проводится с помощью методов
наблюдения и опроса.
Основной формой подведения итогов работы являются концертные выступления.
Содержание программы и песенный репертуар подбираются в соответствии с
психофизическими и возрастными особенностями детей. При наборе детей специального
отбора не предполагается. Параллельно с учебной деятельностью проходит
воспитательный процесс задачами которого являются:
- создание дружного коллектива;- взаимодействие между детьми, педагогом и
родителями;
3
Результаты освоения программы вокального кружка
Обучение вокалу в учебной деятельности обеспечивает личностное, социальное,
познавательное, коммуникативное развитие учащихся. У школьников обогащается
эмоционально – духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать
художественно – творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развивается
воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в
социально значимой деятельности, в художественных проектах школы, культурных
событиях региона и др.
В результате освоения содержания программы происходит гармонизация
интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется
целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое
переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание
и самопознание.
Предметными результатами занятий по программе вокального кружка являются:
- овладение практическими умениями и навыками вокального творчества; - овладение
основами музыкальной культуры на материале искусства родного края.
Метапредметными результатами являются:
- овладение способами решения поискового и творческого характера;
- культурно – познавательная, коммуникативная и социальная компетентности;
- приобретение опыта в вокально – творческой деятельности.
Личностными результатами занятий являются:
- формирование эстетических потребностей, ценностей;
- развитие эстетических чувств и художественного вкуса;
- развитие потребностей опыта творческой деятельности в вокальном виде искусства;
- бережное заинтересованное отношение к культурным традициям и искусству родного
края, нации, этнической общности.
Способы отслеживания результатов освоения
образовательной программы
Для оценки уровня развития ребенка и сформированности основных умений и навыков,
проводятся контрольные занятия (занятия – концерты).
Отслеживание развития личностных качеств ребенка проводится с помощью методов
наблюдения и опроса.
Основной формой подведения итогов работы являются концертные выступления
4
Учебно-тематический план и содержание программы
Цель:
- создание условий для включения детей в музыкально-творческую деятельность.
Задачи:
- формировать основы вокальной и сценической культуры:
- содействовать развитию навыков сольного и ансамблевого исполнения:
- развивать творческую активность и самостоятельность детей:
- воспитывать эстетический вкус, исполнительскую культуру.
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Наименование темы, ее содержание
Вводное занятие. Охрана голоса
Знакомство с основными разделами и темами программы, режимом
работы коллектива, правилами поведения в кабинете, правилами личной
гигиены вокалиста. Подбор репертуара.
Беседа о том, что полезно, а что вредно для голоса
Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения
Беседа о правильной постановке голоса во время пения. Правила пения,
распевания, знакомство с упражнениями. Овладение основными
навыками.
Певческая установка
Беседа о положении, которое певец должен принять перед началом
звукоизвлечении. Формирование вокального звука.
Звукообразование. Музыкальные штрихи
Пение специальных упражнений для развития слуха и голоса. Понятие
«Позиция», «Атака», «Распевание». Знакомство и основными муз.
штрихами.
Формирование правильных навыков дыхания
Типы дыхания. Вокальные упражнения.
Дикция и артикуляция
Артикуляционный аппарат. Понятия дикция и артикуляция. Знакомство
с системой В.В. Емельяновой.
Унисон. Ансамбль.
Воспитание навыков пения в ансамбле, работа над интонацией,
единообразие манеры звука, ритмическое, темповое, динамическое
единство звука. Одновременное начало и окончание песни. Понятие а
капелла.
Элементы двухголосья.
Двухголосие. Интервал. Правила простого двухголосия. Закономерности
гармонии в простом двухголосии.
Сценическое движение
Воспитание самовыражения через движение и слово.
Ритм.Знакомство с простыми ритмами и размерамиРабота над
репертуаром
5
Количе
ство
часов
2
8
4
8
8
8
6
4
8
4
№
п/п
Количе
ство
часов
Наименование темы, ее содержание
Соединение муз. материала с танцевальными движениями.
Итоговые занятия. Отбор номеров. Концертная деятельность,
выступления, рефлексия.
Итого: Музыкально-исполнительская работа.
11.
10
68
Календарно-тематическое планирование
№
п/п
Количество
часов
Темы
Сентябрь
Октябрь
1.
Вводное занятие.Инструктаж: Охрана голоса.
1
2.
Певческая установка.
1
3.
Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения.
1
4.
Дикция и артикуляция.
1
5.
Сценические движения.
1
6.
Элементы двухголосия.
1
7.
Музыкально-исполнительская работа. Выступление.
1
Ноябрь
8.
Унисон.Звукообразование. Музыкальные штрихи.
1
9.
Певческая установка. Формирование правильных навыков дыхания.
Дикция и артикуляция.
1
10.
Ритм. Работа над репертуаром. Музыкально-исполнительская работа
1
Декабрь
11.
Формирование правильных навыков дыхания.
1
12.
Ритм. Работа над репертуаром. Дикция и артикуляция.
1
13.
Элементы двухголосия.
1
14.
Музыкальные штрихи.
1
6
№
п/п
15. Сценическое движение.
16.
Количество
часов
1
Темы
1
Новогодние концерты.
Январь
17.
Формирование правильных навыков дыхания.
1
18.
Дикция и артикуляция.
1
19.
Основные хоровые навыки.
1
20.
Музыкально-исполнительская работа. Элементы двухголосия.
1
Февраль. Март.
21.
Звукообразование. Музыкальные штрихи.
1
22.
Унисон. Ансамбль.
1
23.
Сценическое движение.
1
24.
Ритм. Работа над репертуаром. Музыкально-исполнительская работа
1
25.
Занятие – концерт. Выступления.
2
Апрель
26.
Дикция и артикуляция
1
27.
Формирование правильных навыков дыхания.
1
28.
Унисон. Ансамбль.
1
29.
Музыкально-исполнительская работа..
1
Май
30.
Основные хоровые навыки.
1
31.
Элементы двухголосия.
1
32.
Сценическое движение.
1
33.
Музыкально-исполнительская работа. Выступления.
1
Итого
34
7
Методическое обеспечение программы
1. Компьютер, ноутбук
2.Фонограммы.
3.Технические средства: микрофон, телевизор, DVD.
4.Аудиокассеты, СД, другие музыкальные инструменты, видеозаписи, фотоматериалы,
тематическая литература.
5.Словари, справочники иллюстрированные.
6. Использование интернет источника.
Учебно-методическое обеспечение
1. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного
развития и воспитания личности гражданина России : учебное издание «Стандарты
второго поколения» - М. : Просвящение, 2009. – 23 с.
2. Виктор Емельянов «Развитие голоса. Координация и тренинг». –М., 2010
3. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке. – М., 2005.
4. Музыкальное образование в школе / под редакцией Л.В.Школяр. – М., 2001.
5. Школяр В.А. Обновление содержания музыкального образования с
методологических позиций. – М., 1999.
6. Научно–методический журнал «Музыка в школе»
7. Федеральные Государственные Образовательные Стандарты. www.standart.edu.ru
8. Министерство Образования и Науки РФ. www.минобрнауки.рф
9. Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/
10. Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76f453-552f31d9b164
11. Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru
12. «Педагогика искусства» - электронное научное издание - http://www.art-education.ru
13. Сайт для учителей музыки. http://meta-music.ru/singing
14. Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества. http://www.openclass.ru/
15. Социальная сеть работников образования. http://nsportal.ru/
8