Пояснительная записка Обществознание является интегративным курсом, в котором содержатся основы знаний целого ряда социальных и гуманитарных дисциплин, а именно философии (включая этику), экономики, социологии, психологии, права, политологии и культурологии. Емко и в то же время кратко представить каждую науку, ее базисные категории и научные концепции, переложив их на доступный школьнику язык - одна из базовых идей данной дисциплины. Обществознание охватывает круг вопросов по философии (этике и теории познания), экономике, социологии, психологии, политологии и праву, культурологии, раскрывает общество в единстве всех его сфер, институтов и общественных процессов. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса, а также реализует компетентностный подход к образованию. Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа. Нормативно-правовая основа рабочей программы: Учебный план общеобразовательного учреждения на 2019-2020 учебный год. Формы организации учебного процесса: - индивидуальная; - групповая; - фронтальная. Планирование к данному учебному курсу составлено в соответствии со Стандартом основного общего образования по предмету обществознание на основе Государственной общеобразовательной программы, утвержденной Министерством Образования РФ. Курс направлен на реализацию нового содержания обществоведческого образования. Курс является интегративным, т.е. включает знания различных общественных наук: социологии, политологии, правоведения, психологии, этики в адаптированной для учеников 9 класса педагогически целесообразной форме. Цель курса: формировать более глубокие представления о базовых обществоведческих понятиях, закономерностях, взаимосвязях, профильное и профессиональное самоопределение. Задачи курса: - стимулировать познавательную активность и интерес учеников к предмету, в том числе в контексте выбора ими социально – гуманитарного профиля для дальнейшего обучения; - отработка умения получать социальную информацию из разнообразных источников и ориентироваться в ней, в том числе для решения задач познавательного и практического характера; - содействовать воспитанию свободной и ответственной личности ученика, её социализации в современных условиях, - развивать умения учащимися получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные; - способствовать становлению социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; формированию способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтроля; повышению мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности; - формировать у учащихся опыт применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач в области социальных отношений; для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе. Программой предусмотрено проведение занятий в 9 классе – 34 часа в год, 1 час в неделю Курс включает 3 темы, охватывающих как общую характеристику современного общества как целостной динамично развивающейся системы, так и изучение отдельных аспектов его социальной, политической. Большое внимание уделяется практической работе с различными источниками права, с дополнительной литературой по предмету. Предполагаются разнообразные формы работы: лекционные занятия, семинары, урок – диспут, комбинированные уроки, практические занятия. В результате изучения обществознания ученик сможет: понимать: социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми; сущность общества как формы совместной деятельности людей; характерные черты и признаки основных сфер жизни общества; содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения; научиться: описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли; сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия; объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействие общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства); приводить примеры социальных объектов определенного типа; социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах; оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности; решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека; осуществлять поиск социальной информации по заданной теме, используя различные носители (СМИ, учебный текст и т.д.); различать в социальной информации факты и мнения; самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (заявления, доверенности); использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей; общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах; нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей; реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей; первичного анализа и использования социальной информации; сознательного неприятия антиобщественного поведения. Содержание программы Блок 1. Социология (8 ч.) Изучение курса «Социология» нацелено на раскрытие особенностей, понятий и положений социологии как систематизированной области знания: социальная структура; класс; страта; социальная дифференциация; социальное неравенство; социальная мобильность и ее каналы; социальный статус и социальные роли; познакомить учащихся с методами социологического исследования; дать представление об актуальных социальных проблемах (критерии социальной стратификации; причины социального неравенства; границы социальной мобильности; возможности изменения социального статуса). Блок 2. Политология (10 ч.) Изучение курса «Политология» нацелено на знакомство с ключевыми понятиями, относящимися к политической сфере жизнедеятельности общества и различными источниками. Раскрытие понятий: власть ее виды и назначение, взаимодействие власти и политики, власти и права. Дать представление чем привлекательная демократия, как приобщиться к политической культуре. Блок 3. Право (16 ч.) Изучение курса «Политология» нацелено на знакомство с некоторыми главными проблемами юриспруденции и особенностями данной науки; основными понятиями. Дать представление о значимости правовой информации для современного гражданина страны, активизировать познавательную деятельность с опорой на социальный опыт подростка по осмыслению отдельных проблем жизни; при рассмотрении правовых ситуаций и моделей правомерного поведения личности. Календарно-тематическое планирование Номер п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 Тема 1. Социология Знать общество, в котором живешь. Социальная структура: что определяет положение человека в обществе? Можно ли устранить социальное неравенство? Что поможет человеку занять более высокую социальную позицию? 2. Политология Зачем нужна власть? Что такое политика? Чем привлекательна демократия? Как приобщиться к политической культуре? Политология: наука и учебная дисциплина 3. Право Роль права в жизни человека и общества. Как и почему зарождается право? Я - гражданин страны. За все ли мы в ответе? Право и организация бизнеса. Работодатели и работники на рынке труда Правовые основы брака. Родители и дети. Судопроизводство в нашей стране. Из мира юридических профессий. Кол-во часов 2 2 2 2 2 2 2 2 2 1 1 1 1 1 1 2 1 1 19 20 24 25 26 Мировое сообщество на защите прав человека. Правоохранительные органы: их виды и особенности деятельности Тайны следственной профессии. Учимся читать законы и составлять нужные документы. Практические советы о правилах поведения в трудовой сфере. 1 1 2 1 1 Итого 34 Литература: 1. «Обществознание» 9 класс / Под ред. Л.Н. Боголюбова. - М.: Просвещение, 2010; 2. Методические рекомендации по курсу «Обществознание»: 9 класс / Под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановского. - М.: Просвещение, 2009; 3. Баранов П. А. Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ. – М., АСТ:Астрель, 2009 4. ГИА 2017. Обществознание. 9 класс. Типовые тестовые задания/ А. Ю. Лабезникова, О. А. Котова . – М.: Издательство «Экзамен»,2016. 5. Дидактические материалы по курсу «Введение в обществознание»/ Под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Т. Кинкулькина. – М., 2002. 6. Кашанина Т. В. , Кашанин А. В. Право и экономика. – М., - М. : ВИТА ПРЕСС, 2008. 7. Конституция РФ.- Москва. 2014 8. Мухаев Р. Т. Политология. И – М., 2000 9. Обществознание 8 кл./ Под ред. А. Ф. Боголюбова– М.: Просвещение 2010 10. Обществознание 9 кл./под ред. Боголюбова Л.Н., Матвеева А.И. – М.: Просвещение 2010 11. Обществознание: экспресс-репетитор для подготовки к ГИА 9 кл./ Баранов П.А. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ,2011. 12. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ:2009:Обществознание/ авт. – сост. О. А. Котова, Т. Е. Лискова. М.: Астрель, 2011. 13. Сборник кодексов РФ. – М., 2002 14. Хрестоматия по курсу «Основы правовых знаний»: Пособие для учащихся 8-9 кл./ Сост.С. И. Володина и др.- М.: Вита – Пресс, 2000 ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ 1. Основные Internet-адреса: http://www.mon.gov.ru – Министерство образования и науки http://www.fipi.ru – Портал ФИПИ – Федеральный институт педагогических измерений http://www.ege.edu.ru – Портал ЕГЭ (информационной поддержки ЕГЭ) http://www.vesbook.ru - Официальный информационные портал единого государственного экзамена o http://www.consultant.ru/- Официальный сайт компании "КонсультантПлюс" 2. Электронные учебные пособия: 1С: Школа. Экономика и право,9-11 классы. Учимся вместе. Обществознание. 8-11 классы. Проверь себя. Тесты для абитуриентов. Обществознание Видеохрестоматия "Основы права" Мультимедийное учебное пособие по курсу "Обществознание. 8-11 класс" Учебное электронное издание по курсу "Обществознание. Практикум"