Пояснительная записка. Программа факультативного курса «Российская энциклопедия исторических знаний» разработана в соответствии с задачами модернизации содержания образования, с учетом дидактических требований к уровню подготовки выпускников основной школы и специфики предпрофильной подготовки учащихся. Программа ориентирована на учащихся 9 – х классов средней школы. В ней рассматриваются основные проблемы истории развития России с древнейших времен до начала XX века. Это взаимоотношения власти и общества, роль личности в истории государства и влияние ее на ход исторических событий, проблемы войны и мира, реформ и революции, основные аспекты развития страны в исторической парадигме. Данный курс предусматривает формирование у учащихся универсальных способов деятельности и информационно-коммуникативной компетенции, которые позволят развивать умения и навыки поиска нужной информации по заданной теме в исторических источниках различного типа, что поможет научиться отделять основную информацию от второстепенной, критически оценивать достоверность полученной информации. В ходе изучения данного факультативного курса учащиеся должны научиться развернуто, обосновывать свои суждения, давать определения, приводить доказательства, владеть основными видами публичных выступлений, следовать этическим нормам и правилам ведения диалога. Изучение данного курса предполагает наличие межпредметных связей особенно с учебным курсом обществознания, литературы и географии. Тесная связь с этими предметами формирует и развивает умения и навыки, важные для познавательной, информационно-коммуникативной и рефлексивной деятельности учащихся. Отличительная особенность данного факультативного курса заключается в том, что он предполагает анализ проблемных, дискуссионных вопросов по изучению истории России, альтернативные подходы к оценке проблем прошлого, прогнозирование событий и явлений, неоднозначные оценки хода событий. Курс факультатива «Российская энциклопедия исторических знаний» предполагает более высокий уровень изучения материала, большой объем самостоятельной работы, активизацию исследовательского уровня обучения. Нормативно-правовая основа программы факультатива: Программа факультативного курса «Российская энциклопедия исторических знаний» разработана в соответствии с историко-культурным стандартом применительно к примерной программе по учебным предметам. Стандарты Второго поколения. История. 5-9 класс. М.; Просвещение. 2010 г. и рабочей программе Андреева И.Л., Волобуева О.В. История России 6-10 класс. М.; Дрофа. 2014 г., рекомендованной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации. Организация деятельности курса . Внеурочный курс «Российская энциклопедия исторических знаний» для учащихся 9-х классов реализуется в течение всего учебного года. Регулярность занятий – 1 раз в неделю. Общее количество часов – 34. Цель сформировать познавательную потребность в освоении исторического материала; воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины через изучение героического прошлого и настоящего России; освоение знаний о важнейших событиях отечественной и всемирной истории их взаимосвязи и хронологической преемственности. . Задачи курса. 1. Познакомить учащихся с важнейшими дискуссионными проблемами российской истории. 2. Совершенствовать качество знаний учащихся по истории России за счет, осмысления причинно-следственных связей, многомерности и альтернативности исторического процесса. 3. Формировать навыки самостоятельной работы с историческими источниками по истории России, аргументировать собственную точку зрения. 4. Развивать коммуникативные навыки, навыки ведения дискуссии и диалоговой культуры. Формы учебной деятельности. В ходе реализации программы факультатива «Российская энциклопедия исторических знаний» предполагаются следующие формы учебной деятельности: - лекции; - дискуссии; - тесты; - исторические диктанты; - исследовательские работы. - написание эссе; - сюжетно-ролевые игры; - презентации. Основные принципы работы. 1 .Принцип активности участников факультатива, постоянная вовлеченность в различные действия – обсуждение ситуаций, выполнение специальных устных и письменных заданий и т.д. 2. Принцип сотрудничества, включённость каждого участника группы в совместную работу по выполнению того или иного задания. 3. Принцип исследовательской позиции. 4. Принцип возрастного соответствия применяемых приёмов и процедур. Планируемые результаты. УД : Регулятивные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, умение самостоятельно планировать пути достижения целей, соотносить свои действия с планируемыми результатами корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией, оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Познавательные: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждения, умозаключение и делать выводы, умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе находить общее решение и решать конфликты, формировать, аргументировать и отстаивать свое мнение Личностные: • определение жизненных ценностей, направленность на активное и созидательное участие в общественной жизни; • заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей Родины; • наличие ценностных ориентиров, основанных на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; • уважительное отношение к окружающим, их правам и свободам; умение соблюдать культуру поведения и терпимость при взаимодействии со взрослыми и сверстниками; признание равноправия народов; • осознание важности семьи и семейных традиций; способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к окружающим, выражать собственное отношение к явлениям современной жизни; осознание своей ответственности за судьбу страны. Учебно-методическое обеспечение факультативного курса. Литература: - А.Н. Сахаров «История России конец XVII – XIX век»- М.: Просвещение , 2010 г .- В.А. Бердинских История России с древнейших времен до конца ХIХ в.. Практикум, М., Дрофа, 2010 г;. - Хронология российской истории: энциклопедический справочник. М., Просвещение, 1997 г; - История Отечества в лицах: с древнейших времен до конца XVII века: биографическая энциклопедия. - М., 1993 г. Пособия: - В.В.Кириллов «История Отечества в схемах и таблицах», М.: Просвещение, 2012г. - Данилов А.А., Косулина Л.Г Контрольные и проверочные работы по истории. М., 2012 г. изд. «Дрофа»; - Атлас Отечественная история с комплектом контурным карт. 2018 г., М., «Картография». Образовательные диски: - Материалы сайта ФИПИ. http://www.fipi.ru/; - Энциклопедия истории России 862-1917г., М., АО «Коминфо», 2004 г. Тематический план факультативного курса «Российская энциклопедия исторических знаний». Тема занятий Количество часов Введение в курс факультатива. Народы на территории России до середины I тысячелетия до н.э. Восточные славяне: занятия, общественный строй. Язычество. Новгород и Киев – образование Древнерусского государства. Владимир I. Крещение Руси. Ярослав Мудрый. «Русская правда». Владимир Мономах. Политическая раздробленность Руси. Борьба против внешней агрессии в XIII в. Монгольское завоевание. Экспансия с Запада. Александр Невский. Начало объединения русских земель. Иван Калита. 1 1 Дмитрий Донской. Куликовская битва. Роль церкви в общественной жизни Руси. Сергий Радонежский. Свержение золотоордынского ига. Иван III. Завершение объединения русских земель. Становление органов власти Российского государства. Судебник 1497г. Правление Ивана IV Грозного. Реформы середины XVI в. Земские соборы. Основные направления внешней политики Ивана IV. Опричнина. Смутное время. Борис Годунов. Лжедмитрий I. Василий Шуйский. Борьба против внешней экспансии. К. Минин. Д. Пожарский. Первые правители династии Романовых. Соборное уложение 1649г. Юридическое оформление крепостного права. Церковный раскол. Никон и Аввакум Социальные движения второй половины XVII в. Восстание Степана Разина. Внешняя политика России в XVII в. Вхождение Левобережной Украины в состав России. Древнерусская культура: фольклор, живопись, письменность, зодчество, книгопечатание. Правление Петра I. Преобразования России. 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 Северная война. Плюсы и минусы правления Петра I. Дворцовые перевороты. Правление Анны Иоанновны. Бировщина. Царствование Елизаветы Петровны. Семилетняя война. Расширение прав и привилегий дворянства. Просвещенный абсолютизм Екатерины II. Оформление сословного строя. Социальные движения. Восстание Е.И. Пугачева. .. Россия в войнах второй половины XVIII в. Присоединение Крыма.. Правление Павла I. Возвращение к старым временам. Культура в 18 века. Социально-экономическое и политическое развитие России в первой половине 19 века Социально-экономическое, культурное, политическое развитие во второй половине.19 века Общее количество часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 2 34 часа