Пояснительная записка Данный факультативный курс предназначен для учащихся 7 классов. Именно в этот период закладывается фундамент знаний, необходимых в 8, 9 классах при изучении геометрии, а затем при изучении стереометрии. Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю). Факультативное занятие проводится длительностью 40 минут и обязательно для посещения всех обучающихся класса. Предлагаемый факультатив предназначен для развития математических способностей учащихся, коммуникативных умений школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах. Содержание факультатива «Геометрия вокруг нас» направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески. Привитие интереса к геометрии идёт по двум основным направлениям: знакомство с разнообразными геометрическими фигурами, задачами практического и занимательного характера в наглядной форме, проведение исследования на доступном уровне с учётом их психического развития. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики. Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности. В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ. Основные цели курса: Всестороннее развитие математического мышления учащихся 7 класса с помощью методов геометрической наглядности, способствующие развитию наглядно-действенного и нагляднообразного видов мышления; Дать учащимся, проявляющим повышенный интерес к математике, возможность углубленного изучения курса геометрии путем рассмотрения задач, требующих нестандартного подхода к их решению; Расширить начальные сведения о геометрических фигурах и их свойствах. Основные задачи курса: Формирование у учащихся интереса к предмету; Развитие практических навыков пользования чертежным треугольником, линейкой, транспортиром и циркулем; Организация интеллектуально - практической и исследовательской деятельности учащихся; Развитие логического мышления, пространственного воображения, интуиции, сообразительности, творческих способностей; Обеспечение развития творческих способностей, геометрической интуиции; Формировать представления о практической значимости геометрических знаний; Ожидаемые результаты: Повышение качества обучения учащихся геометрии; развитие самостоятельной деятельности учащихся, связанной с самопознанием, самосознанием, овладением приёмами мыслительной деятельности; Развитие интереса у учащихся к геометрии; положительного самоопределения к дальнейшему изучению систематического курса геометрии. Наглядная геометрия позволяет устанавливать связи между естественными представлениями об окружающих предметах и их абстрактными моделями, формировать мыслительные операции различных видов и уровней; учитывать индивидуальные способности протекания психических процессов учащихся. Основные виды учебной деятельности при изучении курса: наблюдение; изображение, построение; измерение; изготовление геометрических фигур; геометрические эксперименты; моделирование. Большинство уроков проходит в “нестандартной” форме с использованием различных форм наглядности, в том числе и с использованием интерактивного оборудования. Учащиеся проявляют интерес и фантазию при сочинении сказок, рассказов, стихов, изготовлении моделей из бумаги и картона, презентаций в программе PowerPoint и творческих работ в программе Word и Excel, вместе с учителем проводят геометрические эксперименты Требования к уровню подготовки учащихся. осознать, что геометрические формы являются идеализированными образами реальных объектов; усвоить первоначальные сведения о плоских фигурах, объемных телах, некоторых геометрических соотношениях; научиться использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира; овладеть практическими навыками использования геометрических инструментов; научиться решать простейшие задачи на построение, вычисление, доказательство; уметь изображать фигуры на нелинованной бумаге. Умения, навыки и способы деятельности. В ходе изучения геометрии в 7 классе школы учащиеся продолжают овладение разнообразными способами деятельности, приобретают и совершенствуют опыт: в умении наблюдать геометрические формы в окружающих предметах в умении изображать основные геометрические фигуры; в сравнении и измерении геометрических величин в приобретении навыков работы с различными чертежными инструментами; владения основами эвристической деятельности; во владении на достаточном уровне вычислительными навыками; в умении анализировать геометрический чертёж; Универсальные компетенции: Приобретают опыт: исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач; ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства; проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования; поиска, систематизации, анализа и классификации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии. Уровень обязательной подготовки определяется следующим образом: распознавать на чертежах и моделях геометрические фигуры уметь изображать геометрические чертежи согласно условию задачи уметь решать несложные задачи на вычисление геометрических величин, применяя некоторые свойства фигур владеть алгоритмами простейших задач на построение овладеть основными приемами решения задач: наблюдение, конструирование, эксперимент уметь определять геометрическое тело по рисунку, узнавать его по развертке, видеть свойства конкретного геометрического тела. Содержание курса. 1.Введение в геометрию (4часа) Основная цель: формирование интереса к изучению геометрии через знакомство с замечательными кривыми. Основные понятия: кривые прямые и ломаные, замкнутые и незамкнутые линии, самопересекающиеся линии и линии без самопересечений, эллипс гипербола парабола, кривые Дракона, лабиринт, Лист Мёбиуса, графы. 2.Простейшие фигуры на плоскости (5часов) Основная цель: систематизировать наглядные представления учащихся о простейших геометрических фигурах и их свойствах; уточнить геометрическую терминологию ввести символику. Основные понятия:точка,прямая, луч, отрезок, геометрическая фигура, угол и его виды, биссектриса угла, параллельные и перпендикулярные прямые, смежные и вертикальные углы, углы при параллельных прямых. 3.Многоугольники (5 часов) Основная цель: расширить знания учащихся о треугольниках и четырёхугольниках; сформировать умение строить треугольник по трём заданным элементам Основные понятия: треугольник и его элементы, виды треугольника, периметр треугольника, равные треугольники, сумма углов треугольника, параллелограмм и его виды, выпуклый многоугольник, сумма углов выпуклого многоугольника правильные многоугольники, золотое сечение. 4.Окружность (5часов) Основная цель: углубить представления учащихся об окружности и круге, сфере и шаре Основные понятия: окружность радиус, диаметр, хорда, круг, сфера, шар, касательная, секущая, центральный и вписанный угол, вписанный треугольник, вписанный четырёхугольник. 5. Геометрия в лесу (3 часа) Основная цель: сформировать умения и навыки использования теоретических знаний при определении высоты по длине тени, при помощи зеркала, нахождения измерений дерева на корню, геометрия листьев. 6. Геометрия у реки (3 часа) Основная цель: сформировать умения и навыки использования теоретических знаний при измерении ширины реки, длины островка, глубина котлована. 7. Геометрия на дороге (3 часа) Основная цель: сформировать умения и навыки искусства мерить шагами, использовать глазомер, определять объем кучи песка. 8. Работа над творческим проектом и его защита (6 часов) Основная цель: сформировать умение работать с информацией, ставить цель и задачи и выполнять их. Основные понятия: источники информации, выбор целей и задач, работа над содержанием, исследование, выводы, рефлексия. Календарно-тематическое планирование № Раздел 1 2 3 4 Раздел 5 6 7 8 9 Раздел 10 11 12 13 14 Раздел 15 16 17 18 19 Раздел 20 21 22 Раздел 23 24 25 Раздел 26 27 28 Раздел 29-32 33-34 Название разделов и темы занятий I. Введение в геометрию (4часа) Кривые, прямые и ломанные. Замкнутые и незамкнутые линии. Самопересекающиеся линии и линии без самопересечений. Эллипс, гипербола парабола, кривые Дракона. Лабиринт, Лист Мёбиуса, графы. II. Простейшие фигуры на плоскости (5часов) Точка, прямая, луч, отрезок, геометрическая фигура. Угол и его виды, биссектриса угла. Задачи на чертежах. Параллельные и перпендикулярные прямые. Задачи на чертежах. Смежные и вертикальные углы. Задачи на чертежах. Углы при параллельных прямых. Задачи на чертежах. III. Многоугольники (5 часов) Треугольник и его элементы, виды треугольника. Периметр треугольника, равные треугольники, сумма углов треугольника. Параллелограмм и его виды. Выпуклый многоугольник, сумма углов выпуклого многоугольника. Правильные многоугольники, золотое сечение. IV. Окружность (5часов) Окружность радиус, диаметр, хорда, круг. Сфера, шар. Касательная, секущая, центральный и вписанный угол. Вписанный треугольник. Вписанный четырёхугольник. V. Геометрия в лесу (3 часа) По длине тени. По зеркалу. Измерений дерева на корню. Геометрия листьев. VI. Геометрия у реки (3 часа) Ширина реки. Длина островка. Глубина котлована. VII. Геометрия на дороге (3 часа) Искусство мерить шагами. Глазомер. Объем кучи песка. VIII. Работа над творческим проектом и его защита (6 часов) Индивидуальные консультации по проекту. Защита творческих проектов. Количество часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 4 2 Итого: 34 Литература для учителя 1. Гершензон, М.А. Головоломки профессора Головоломкина / М.А.Гершензон. – М.: ДЛ, 1994. 2. Перельман Я.И. Занимательная геометрия /Я.И. Перельман -М.:АСТ: АСТРЕЛЬ,2007. 3. Смирнова, Е.С. Методическая разработка курса наглядной геометрии: 5 кл.: Кн. для учителя / Е.С.Смирнова. – М.: Просвещение, 1999 4. Шарыгин, Н.Ф. Наглядная геометрия. М. Дрофа, 2015. 5. Шарыгин, И.Ф. Математика: Задачи на смекалку. М. Просвещение, 2016. 6. Фотина И.В. Введение в геометрию.6 класс планирование, конспекты занятий./ И.В Фотина Волгоград: Учитель,2018. 7. Ходот Т.Г., Ходот А.Ю., Дмитриева О.А.: Математика. Наглядная геометрия. Книга для учителя.М., «Просвещение», 2017