Курс История культуры

Рабочая программа курса «Культура России. IX – XIX вв.» для 10 класса
разработана на основе требований ФГОС.
Важнейшей особенностью содержания курса является представленная в
нем широкая панорама развития мировой художественной культуры от
истоков до современности. Исторический путь изучения курса позволит
также понять закономерности смены художественных эпох, стилей и
направлений в искусстве различных стран и народов мира.
Особое внимание уделяется знакомству с основными этапами развития
отечественной (русской и национальной) художественной культуры как с
уникальным и самобытным явлением, имеющим непреходящее мировое значение. В условиях многонациональной российской системы образования
учителю предоставляется возможность широко использовать национальнорегиональный компонент. При этом учитывается специфика развития региональных культур, определенная особенностями национального состава
населения, сложившимися культурными традициями и религиозными
представлениями. Эта особенность построения курса продиктована спецификой искусства, обладающего универсальным языком общения между
народами. Изучение предлагаемого материала поможет систематизировать
свои знания по русской художественной культуре, понять характерные
особенности основных этапов ее развития и облегчит учащимся 10 класса
подготовку к экзамену по истории.
Цель:
систематизировать и обобщить материал в области русской культуры с
древности до XIX века.

Задачи:
 развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и
художественно-творческих способностей;
 освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной
культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного
творчества в отечественной и зарубежной культуре;
 овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать
их художественные особенности, высказывать о них собственное
суждение;
 использование приобретенных знаний и умений для расширения
кругозора, осознанного формирования собственной культурной речи.
Ожидаемые результаты:
Личностные результаты:

 формирование российской гражданской идентичности, патриотизма,
уважения к своему народу;
 сформированность мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, основанного на
диалоге культур, а также различных форм общественного сознания,
осознание своего места в поликультурном мире;
 формирования готовности и способности к переходу к
самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации, в том
числе готовности к выбору направления профессионального
образования;
 понимание и уважительное отношение к народным традициям,
памятникам культуры;
Метапредметные результаты:
 умение систематизировать полученные знания (составлять аннотации,
рецензии, схемы, таблицы и т.д.);
 умение представить результаты своей деятельности в форме
исторического эссе, рецензии, презентации, тезисов, реферата,
выступления на конференции и т.п.
 приобрести опыт проектной деятельности как особой формы учебной
работы, способствующей воспитанию самостоятельности,
инициативности, ответственности, уметь применять ее на практике;
 повышение ИКТ-компетентности;
 умение самостоятельно определять цели деятельности, анализировать
условия и пути ее достижения; контролировать свое время; адекватно
оценивать правильность выполнения и итоги своей деятельности;
 приобрести опыт учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
практического освоения умений, составляющих основу
коммуникативной компетентности: ставить и решать многообразные
коммуникативные задачи; действовать с учѐтом позиции другого и
уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать
необходимые контакты с другими людьми.
Учащиеся должны знать
 время и периоды создания наиболее значительных памятников
культуры;
 основные периоды и этапы отечественной культуры;
 последовательность культурно - исторических событий в рамках того
или иного периода;

Содержание курса внеурочной деятельности « Культура России. IX –
XIX вв.» (34 ч.) с указанием форм организации и видов деятельности
№ п/п Содержание раздела
1

Формы
организации

Лекция,
Введение.Феномен
русской
культуры. беседа,
дискуссии,
(1ч)
круглый стол
Понятие «культура».
Культура.
Человек.
История. Культура как
человеческое
осмысление истории,
основа формирования
национального
самосознания.
Культура как способ
познания человеком
мира.
Культура
как
саморазвивающаяся
система. Взаимосвязь
культурных
и
исторических явлений.
Роль
системы
жизненных ценностей
в
формировании
культурноисторической эпохи.
Место и роль русской
культуры в мировой
культуре. Проблемы и
противоречия
культурного развития
России.Христианская
культура и языческие
традиции.
Влияние
Византии и народов
Степи.Культура
Древней Руси как один
из
факторов
образования
древнерусской

Виды деятельности
Познавательная,
художественное
творчество,исследовательская

народности.Принципы
периодизации
и
классификации.

2

Раздел 1. Культура
древней
и
средневековой Руси
(15ч)
Древнерусская
культура
домонгольского
периода (IX-XIII вв.)
(5ч)
Культура Руси IX-XIII
вв. Культура Киевской
Руси
и
первых
феодальных княжеств
домонгольского
периода. Особенности
становления
и
факторы
формирования
культуры
Древней
Руси. Картина мира
древних славян и ее
воплощение
в
языческих божествах.
Ценностные
ориентации
древнерусского
человека.
Принятие
христианства
как
исторический выбор
русской
культуры.
Вхождение в мир
Европы с помощью
Византии. Принятие
Русью христианства
как
«культурный
переворот»:
новые
ценностные

Лекция,
Познавательная,
беседа, мини- художественное
творчество,исследовательская
проект,
брейн-ринг,
«Своя игра»

ориентации и их роль
в
становлении
национального
самосознания.
Феномен двоеверия в
русской
культуре:
проблема
взаимоотношений
христианства
и
язычества.
Христианство
и
церковь
–
универсальная
парадигма
средневековой
культуры.
Письменность,
«книжность»
и
«книжное
учение».
Рождение литературы.
Формы
и
темы
литературного
творчества.
Формирование
традиционных
литературных жанров:
летописание,
житийная литература,
эпос. Формирование
региональных
литератур в XII-XIII
вв.,
расцвет
традиционных жанров.
Архитектурный облик
Руси.
Византийские
традиции
в
архитектуре. Киев как
русский
Константинополь.
Специфика
древнерусского
города.
Архитектурный облик
Древней
Руси.

Крестово-купольный
храм. Храм как образ
мира.
Десятинная
церковь.
София
Киевская. Софийский
собор в Новгороде.
Культура феодальных
княжеств XII- XIII вв.
Оформление
региональных
архитектурных школ
на
основе
византийской
традиции (Новгород,
Псков,
Москва).
Успенский
собор,
Покрова на Нерли,
Дмитровский собор во
Владимире.
Княжеский дворец в
Боголюбове.
Однокупольные храмы
Новгорода.
Особенности
архитектуры Южной
Руси.
Древнерусские фрески
и
иконы.
Византийский канон
живописи.
Древнейшие русские
фрески
и
иконы.
Изобразительное
искусство и Расцвет
региональных
школ
иконописи
и
монументальной
живописи.
Своеобразие
фресковой живописи и
самобытность
иконописи Новгорода,
Владимира.
Владимирская икона.

Музыка Древней Руси.
Тема 2. Культура
Московского
государства
(XIVXVI вв.) (6ч)
Изменение
условий
историко-культурного
развития. Последствия
монголо-татарского
нашествия.
Взаимосвязь
освободительных
и
объединительных идей
в культуре в условиях
борьбы
за
независимость.
Москва как преемница
Киева
и
символ
национального
единства.
Особенности
историко-культурного
процесса конца XV—
XVI
в.
Идея
самодержавия
в
культуре Московского
царства.
Система ценностных
ориентаций в русской
культуре XIV— XV
вв. Новые черты в
русской
книжности.
Монастыри на Руси в
XIV—XV
вв.
как
центры
книжного
дела.
Житийная
литература как форма
духовного
просветительства и ее
герои.
Александр
Невский,
Дмитрий
Донской
—
заступники
Русской

земли.
Сергий
Радонежский и его
последователи
—
духовные
подвижники.
Рождение
и
культурное
содержание формулы
«Москва — третий
Рим».
Начало
«культурного
одиночества».
Проблема
соотношения власти
светской и власти
духовной в спорах
иосифлян
и
нестяжателей.
Трактовка
царской
власти в духовной
литературе
и
переписке Ивана IV и
князя
Андрея
Курбского.
Основные
литературные жанры и
сюжеты.
Устное
творчество.
Героическая
тема.
(«Повесть о разорении
Рязани
Батыем»,
«Сказание о Мамаевом
побоище»,
«Задонщина»).
Записки
путешественника
(«Хождение за три
моря» А. Никитина).
«Повесть о Петре и
Февронии». Иерархия
ценностей
московского человека.
«Домострой»,
«Великие
Четьи-

Минеи».
Начало
книгопечатания
на
Руси.
Развитие
образования.
Архитектура XV-XVI
вв.
Завершение
византийской
традиции
в
архитектуре.
Складывание единого
общерусского
национального стиля.
Московский Кремль
как
символ
Московского царства
Соборная
площадь.
Грановитая
палата.
Шатровый
храм.
Церковь Вознесения в
селе
Коломенском.
Собор
Василия
Блаженного.
Живопись XV-XVI вв.
Кризис византийских
канонов
живописи.
Андрей
Рублев.
Феофан
Грек.
Творчество Дионисия:
новые
мотивы
иконописи.
Тема
3.
Русская
культура на пороге
нового времени. (4 ч)
Культура Московского
государства XVII в.
Влияние
Смутного
времени,
народных
восстаний
на
духовную
жизнь
человека,
общества.
Процесс

«обмирщения»
культуры
как
доминанта культурной
эпохи.
Мироощущение
человека «бунташного
века».
Кризис
средневековой
системы
ценностей.
Ослабление позиций
церкви. Новые темы в
народном творчестве.
Общая
тенденция
эпохи: проникновение
светских элементов в
литературу
и
искусство,
начало
европеизации.
Десакрализация книги
и книжного знания.
Светская
книга
в
жизни
русского
общества.
Развитие
системы образования.
Славяно-греколатинская академия.
Литература:
кризис
традиции и развитие
новых литературных
жанров
(автобиография,
историческая
и
сатирическая повесть),
переводная
литература.
Первые
театры.
Архитектура
и
живопись XVII вв.
Поиск национального
художественного
стиля в архитектуре.
Светские тенденции в
церковной

архитектуре: барокко
посадских
храмов
(«дивное узорочье»).
Гражданское
строительство.
Деревянное зодчество.
Проникновение
элементов реализма в
живопись.
Московская,
новгородская школы
живописи,
«строгановское
письмо».
Симон
Ушаков. Парсуна.
Развитие
научных
знаний
на
Руси.
Развитие
естествознания
и
техники на Руси (XXVII
вв.).
Естественнонаучные и
медицинские
представления.
Инженерное и военное
дело.
Быт русских
XVII
века:
веяния.

3

людей
новые

Раздел 2. Культура Беседа,
России XVIII века. лекция,
конкурс,
(5ч)
спектакль,
Культурные
дискуссия,
преобразования Петра
семинар,
I. Реформы Петра и
практическое
переориентация
на
занятие
светскую европейскую
культуру.
Проблема
культурного
заимствования.
Просветительская

Познавательная,
художественное творчество

роль
государства.
Новые
ценностные
ориентации.
Практицизм
и
рационализм культуры
Петровской эпохи.
Становление системы
государственного
светского
образования. Модели
образования
петровского времени.
Профессиональная
школа. Академическая
модель
светского
образования.
Университетский
проект
Елизаветы
Петровны.
Проекты
воспитания
и
образования в эпоху
Екатерины
II.
Культурная
значимость создания
национальных основ
просвещения в России.
Место светской книги
в культуре XVIII в.
Специфика развития
книжного
дела.
Формирование новых
средств информации.
Газета.
Календарь.
Просветительская
миссия
светской
книги. Появление слоя
«читающей публики».
Назидательность
литературы
и
ее
жанры.
Проблема
литературного языка.
Русская
литература
XVIII
века:
классицизм,

сентиментализм.
Русские просветители
второй
половины
XVIII в.: типы и
судьбы
(М.В.
Ломоносов,
Е.Р. Дашкова, Н.И.
Новиков,
А.Н.
Радищев и др.). Наука
XVIII
века.
Географические
открытия.
XVIII
в.:
эпоха
барокко
(характеристика
стиля). Барокко в
российской
архитектуре.
Архитектуре
Петербурга
петровского времени
как
воплощение
нового образа России.
Особенности русского
барокко
середины
XVIII в. Мастера и
шедевры (Д. Трезини,
В. Растрелли, К.-Б.
Растрелли).
Мировоззренческие и
художественные
истоки
русского
классицизма.
Петербургский
и
московский
классицизм.
В.И.
Баженов,
М.Ф.
Казаков, И.Е. Старов.
Живопись XVIII века.
Русский портрет XVIII
века. Ф.С. Рокотов,
Д.Г. Левицкий, В.Л.

Боровиковский,
Лосенко.
Русская
скульптура XVIII в.:
Э.М. Фальконе, Ф.И.
Шубин,
М.И.
Козловский.

4

Познавательная,игровая,
Раздел 3. «Золотой Творческий
век»
русской мини-проект, исследовательская
практическая
культуры. (11 ч)
работа, миниТема 1. Культура
исследование,
России
первой
беседа,
половины XIX века:
лекция
эпоха классицизма.
(5 ч)
Исторические условия
и
факторы
формирования
культуры
«золотого
века». Просвещение и
наука
первой
половины XIX века.
Реформы Александра I
в сфере образования.
Усиление
государственной
опеки и контроля за
образованием
при
Николае I. Развитие
гуманитарных
наук
(Н.М. Карамзин, В.И.
Даль).
Естественноматематические науки
и
техника
Н.И.
Лобачевский,
А.М.
Бутлеров, В.Я. Струве,
Б.С.
Якоби,
Н.П.
Аносов). Путешествия
и
географические
открытия
(И.Ф.
Крузенштерн,
Ю.Ф,
Лисянский,
Ф.Ф
Беллинсгаузен, М.П.

Лазарев, Ф.П. Литке).
Литература
и
журналистика первой
половины XIX века.
Литература:
от
классицизма
к
сентиментализму
и
романтизму.
Становление русской
классической
литературы.
Архитектура первой
половины XIX века:
классицизм и ампир.
К.И.
Росси,
О.
Монферран,
А.Н.
Воронихин,
А.Д.
Захаров, О.И. Бове,
К.А. Тон (руссковизантийский стиль).
Новые
черты
в
скульптуре.
И.П.
Мартос,
Б.И.
Орловский,
Б.К.
Клодт.
Живопись
первой
половины XIX века.
Академизм.
А.А.
Иванов, К.П. Брюллов,
Кипренский,
В.А.
Тропинин,
А.Г.
Венецианов. Начало
реализма в живописи:
П.А. Федотов.
Театр
первой
половины XIX века.
Публичный театр. П.С.
Мочалов,
М.С.
Щепкин. Крепостной
театр. Начало русского
классического балета
и
русской
школы
музыки. М.И. Глинка,

А.С. Даргомыжский,
А.А. Алябьев.
Тема 2. Культура
второй
половины
XIX
века:
эпоха
реализма. (6 ч)
Влияние социальных
реформ на развитие
культуры.
Народное образование
и
просвещение.
Реформа начального и
среднего образования
Александра
II.
Российские
университеты
во
второй половине XIX
века. Контрреформы
Александра III в сфере
образования. Книжное
дело.
Библиотеки.
Музеи. И.Д. Сытин.
П.М, Третьяков.
Наука
в
пореформенный
период.
Географические
исследования
П.П.
Семенова-ТянШанского,
Н.М.
Пржевальского, Н.Н.
Миклухо-Маклая.
Естественные науки во
второй половине XIX
века: И.М. Сеченов,
И.П. Павлов, И.И.
Мечников,
Д.И.
Менделеев,
П.Л.
Чебышев.
Историческая наука:
С.М. Соловьев, В.О.
Ключевский. Научнотехнические

достижения русских
ученых
(А.Н.
Лодыгин,
П.Н.
Яблочков,
А.Ф.
Можайский).
Русская литература в
эпоху реформ и в
пореформенный
период. Критический
реализм.
Архитектура периода
эклектики.
«Неорусский» стиль
(А.Н.
Померанцев,
В.О.
Шервуд).
Скульптура
второй
половины XIX века:
М.О. Микешин, А.М.
Опекушин,
М.М.
Антокольский.
Живопись
второй
половины XIX века.
Товарищество
передвижных
художественных
выставок.
И.Н.
Крамской, И.Е. Репин,
В.Г.
Перов,
В.И.
Суриков,
А.К.
Саврасов,
Шишкин,
А.И. Куинджи, И.И.
Левитан,
И.К.
Айвазовский,
Васнецов, Серов, В.В.
Верещагин.
Русская музыка второй
половины XIX века.
«Могучая
кучка».
М.П.
Мусоргский,
Н.А.
РимскийКорсаков,
М.А.
Балакирев,
А.П.
Бородин.
П.И.

Чайковский.
Ф.
Шаляпин.
Меценатство
(С.
Мамонтов).
Драматический театр
второй половины XIX
века.
Основание
МХАТа.
Н.К.
Станиславский, В.И.
Немирович-Данченко.
Выдающиеся актеры
И.М. Москвин, В.И.
Качалов,
О.Л
Книппер-Чехова.

5

Итоговый
урок конкурс,
практическое
«Культурное
наследие России от занятие
язычества
до
классики» (2 ч)
Защита
работ

Познавательная,
художественное творчество

творческих

1. Тематическое планирование
10 класс (34 часа)
№ п/п Название раздела, темы

Количество
часов

1

Введение. Феномен русской культуры.

1

2

Культура древней и средневековой Руси

15

3

Культура России XVIII века.

5

4

«Золотой век» русской культуры.

11

5

«Культурное наследие России от язычества 2
до классики»

ИТОГО

34 часа

Календарно-тематическое планирование
№

Дата

Тема

1

Введение. Феномен русской культуры.

2

Культура Руси IX-XIII вв. Письменность и
«книжность на Руси.

3

Архитектурный облик Киевской Руси.

4

Региональные архитектурные школы XIIXIIIвв.

5

Древнерусские фрески

6

Древнерусские иконы.

7

Культура периода образования РЦГ.

8

Основные литературные жанры и сюжеты
XIV-XVI вв.

9

Архитектура XV в.

10

Архитектура XVI в.

11

Живопись XVв

12

Живопись XVI в

13

Культура Московского государства XVII в.

14

Архитектура и живопись XVII вв.

15

Развитие научных знаний на Руси.

16

Итоги культурного развития России к концу
XVII века.

17

Культурные преобразования ПетраПервого

Примечания

18

XVIII в. – век Просвещения

19

Барокко в русской архитектуре XVIII в

20

Классицизм в русской архитектуре XVIII в

21

Живопись XVIII века.

22

Культура первой половины XIX века:

23

Архитектура: классицизм и ампир

24

Живопись первой половины XIX века

25

Начало реализма в живописи

26

Театр и музыка первой половины XIX века

27

Культура второй половины XIX века: эпоха
реализма.

28

Архитектура периода эклектики

29

Живопись второй половины XIX века

30

Живопись второй половины XIX века.

31

Музыка и театр в XIX веке.

32

Культура второй половины XIX века

33

«Культурное наследие Росси от язычества до
классики».

34

Повторение.Обобщение.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».